Твист. Как это было
Начало 1960-х невозможно представить без всепроникающего ритма твист. Это был не просто танец - это был стиль жизни. Слово twist, означающее "вертеться", соответствовало входящей в обиход поговорке "хочешь жить - умей вертеться"; к тому же это был танец, в котором партнеры могли не касаться друг друга - и это тоже соответствовало нарождающемуся индивидуализму в повседневной жизни (в противовес насаждающемуся пропагандой советского образа жизни коллективизму). Наконец, появление этого ритма совпало с мелодическим взрывом на музыкальной сцене, - в каждой стране появились композиторы, чьи мелодии разлетались по всему миру, поэтому в отличие от предшествующего твисту рок-н-ролла, который везде предпочитали слушать в англоязычном оригинале, популярные твисты мгновенно тиражировались в кавер-версиях на разных языках...
Чабби Чеккер, который этот танец придумал, попытался сам исполнять свои сочинения на разных языках, переделав в твист народные мелодии разных стран, но выпустив один альбом, он эти опыты прекратил.
Классическую мелодию Чабби Чеккера "Let's Twist Again" в разных странах скопировали более 100 раз, не удержался и наш Филипп... правда, лет через 20 (!)
В 1962 году к нам впервые приехал на гастроли Марино Марини со своим квартетом. Песни в исполнении этого легендарного квартета входили в формат всех ведущих музыкальных радиостанций того времени. Надо ли говорить, что его популярность совпала с "разгулом" твиста, и ансамбль, ориентированный на молодежную моду, не мог это обстоятельство игнорировать...
География распространения твиста была поистине безграничной. Сохранились записи звезды поп-музыки из Камбоджи - Пен Ран. Певица с трагичной судьбой - в 1975 году за "низкопоклонство перед Западом" её казнили полпотовцы... А в 1960-х ее песни постоянно занимали первые места в хит-парадах азиатских стран.
Не отставали и страны соцлагеря. На моей памяти, на вечеринках в ленинградском институте "Военмех" постоянно выступала бит-группа, состоящая из венгерских студентов; играли они, в основном, песни The Beatles и Rolling Stones, но изредка вставляли в репертуар и свои, "домашние", хиты. Там я и услышал тогда эту мелодию...
Прекрасная певица и танцовщица из Швейцарии Катарина Валенте выступала в СССР на десять лет позже - в 1972 году. Однако, поскольку этот приезд был единственным, она составила концерт из своих хитов разных лет, представив на концерте более 40 песен - среди которых были и каверы известных твистов (к сожалению, видеозапись концерта не сохранилась)
Начало 60-х в французской поп-музыке ознаменовалось стилем "йе-йе", названным так потому, что певцам нравилось вставлять в тексты своих песен английское "Yeh, yeh". Королем жанра в те годы стал Джонни Холлидэй, впоследствии больше 50 лет удерживавший титул короля рок-н-ролла. Серия пластинок с твистами, исполненными на разных языках, была распродана огромными тиражами...
Среди советских меломанов в те годы были весьма популярны записи еврейских твистов в исполнении оркестра Соломона Шварца. Прошло много лет, и вдруг те же самые мелодии всплыли на музыкальном рынке под совершенно другим именем - The Temples. Эта загадка не разгадана и до сих пор. Оркестр С. Шварца действительно существовал, и даже сохранилась обложка пластинки, выпущенной во Франции, однако есть и атрибуты альтернативных исполнителей. Короче, оставим вопрос открытым и просто послушаем музыку...
Завершим этот маленький экскурс кадрами, которые можно по праву назвать "твист-фейерверком". И подярят нам этот праздник бесконечно молодые звезды итальянской эстрады - Эдоардо Вианелло, Джанни Моранди, Джорджо Габер, Литл Тони, Нико Фиденко, Рита Павоне и Адриано Челентано!
Приятного прослушивания!
Georges Jouvin - Let's twist again (1989)
Спасибо Анатолий за Твисто-Пост, проиллюстрированный. С интересом почитал. В последние годы исходя из сетевых источников, полагал, что "загадка" Соломона Шварца разгадана. И здесь на Завалинке не один пост посвящён этой истории в подробном , детальном расследовании. Слышал и реальный "орк. Соломона Шварца. Похож, но не очень на Зе Темплес. Репертуар (еврейский) , естественно пересекается и у того и у другого коллектива. Но разница ощутимая и в подходе и в исполнении..
Спасибо за интересную видео-добавку Владимир.
Не скромничайте. Верно заметили. Песня- твистовая, а хореография на видео-ролике - классического рок-н-ролла(причём раннего). Разгадка проста , думается, не родное видео на песню, наложено в наши дни .
С другой стороны - Твист это тоже рок-н-ролл... Только , если так можно выразится , его "Portable Version".. Ну то есть карманный вариант рок-н-ролла для поколения 60-х ,не способного уже отмочить его в "Full Version"
Михаил, я сколько ни слушал - разницы не ощутил. Да и список треков на альбомах идентичный. По-моему - это та же пластинка 1963 года, выпущенная второй раз в 1967.
Я вижу, твист здесь пользуется спросом - так что выставлю ещё. Следите за "Антологией музыки"!
Скорее всего(возможно) , Вам Анатолий, попадался один и тот же коллектив, но уже под 2-мя названиями. Композиции (те же) специально сравнивал - весьма разное исполнение. У Соломона - практически клейзмерская традиция исполнения, без витиеватости обработки и аранжировок... Как есть - традиционные еврейские свадебные, праздничные Вещи. У Темплеса - они же, но есть и не еврейские в репертуаре и весьма сложно обработаны и аранжированы. А так по составу инструментальному - схожи. Поищите "Соломона Шварца" . Где то в сети встречал с пару дюжин его композиций. Давно , правда, лет 5 назад. Не прихватил ничего, потому, что Темплесс затмил каждый аналог, помню.
Твист - да, здесь "в чести"!!! Всегда буду рад и посмотреть и послушать. Заранее - спасибо.
На Завалинке
The Temples - Bei Mir Twist Du Schon - 1967 (2004)
https://tunnel.ru/post-the-temples-bei-mir-twist-du-schon-1967-2004
Аудиозапись 1964 г., - исп. польский ансамбль" Filipinki", использованы кадры из д/ф тех же лет.
По моему скромному мнению это не твист а рок н ролл. Ритмически твист а движения рок н рольные.
Но плясали мы под эту музыки твист натуральный..
Эдита Пьеха тоже пела эту мелодию