- Уистлер Джеймс Эббот Макнил Дата рождения: 11 июля 1834 года Дата смерти: 17 июля 1903 года
Биография Джеймса Эббота Макнила Уистлера
Джеймс Эббот Макнил Уистлер родился 10 июля 1834 года в одном из промышленных городов США - Лоуэлле.
Осенью 1843 года Джеймс приехал в Санкт-Петербург вместе с отцом - инженером-путейцем, которого пригласило русское правительство для строительства железной дороги, которая должна была соединить две столицы.
Годы детства и юности, проведенные Джеймсом в России, оказались самыми безоблачными и светлыми в его полной потрясениями жизни. Снежная русская зима с катанием на коньках по льду Невы, прогулки по Царскому Селу и Петергофу - ярчайшие детские впечатления художника.
Автопортрет. Институт искусств в Детройте.
Мальчик рано пристрастился к рисованию. Уроки первоначально давал А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1845 году Джеймс благодаря полученной подготовке был принят сразу во второй класс академии и приступил к рисункам с гипсов. Отправленный в Лондон на каникулы, Джеймс пишет отцу о том, что собирается смотреть картоны Рафаэля «Я бы хотел, чтобы Вы могли пойти со мной! И Корицкий тоже, как бы мы наслаждались».
Но в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку. Приходит конец систематическим занятиям искусством. Отдав дань семейным традициям, Уистлер учится три года в Уэст-Пойнтской военной академии, затем работает чертежником в Геодезическом управлении, где овладевает техникой офорта, необходимой для изготовления карт.
Джеймс уволился из Геодезического управления в феврале 1855 года. Уистлер рассказывает «Я писал портреты кузины Анни Дени, Тома Уиннанса и других знакомых в Стонингтоне. Я сообщил родным, что уезжаю в Париж. Никто не возражал. Да все это уже намечалось с петербургских времен. Мне оставалось взять билет. Мне положили выплачивать в год триста пятьдесят долларов, которые я получал очень регулярно».
«Симфония в белом № 1» (1862).
В Париже Уистлер учился в мастерской Ш. Глейра, однако большее значение имело для него общение с Фантен-Латуром и с Курбе, а также дружеские связи с Мане, Дега и Моне. В 1858 году Уистлер опубликовал «Французскую Сюиту» из двенадцати гравюр, нарисованных в Париже, на Рейне и в Лондоне «Ливерден», «Лудильцица», «На солнце», «Непрочная постройка», «Матушка Жерар», «Улица в Саверне», «Маленький Артур», «Тряпичница», «Анни», «Торговка горчицей», «Фюметта» и «Кухня». Офорты, в которых ясно ощущается влияние Рембрандта, принесли художнику известность.
Уистлер занимался своими офортами в самых различных условиях, рисуя прямо на меди, без всякой подготовки или предварительных набросков. Для него медная доска и острие были тем, что бумага, перо или карандаш для других. Поэтому так редки его карандашные рисунки на бумаге, тогда как количество гравюр весьма значительно.
В 1859 году художник пишет картину «У рояля». На картине, написанной в сдержанной цветовой гамме, изображены близкие ему люди - сестра Дебора и ее дочь Анни. Картина была послана в Салон 1859 года вместе с двумя офортами. Она была отвергнута, а два офорта - приняты. Своеобразие молодого художника, видимо, испугало жюри. Несправедливость этого решения вызвала скандал. Бонвен выставил в своей мастерской отвергнутые полотна, имевшие большой успех. Картина «У рояля» вызвала восторженные отзывы, среди них и Курбе. Теккерей увидел ее и хвалил выше всякой меры. В этот единственный раз печать была благосклонна к Уистлеру. С этого времени он стал широко известен.
Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника, 1871. Музей Орсе, Париж
Начиная с 1859 года, в течение нескольких лет Уистлер кочевал между Лондоном и Парижем. В Лондоне он останавливался у своей сестры, леди Хейден, на улице Слоан. Иногда он приводил туда своих друзей.
Уистлера привлекала своеобразная прелесть Лондона. Он понемногу совсем обосновался в Лондоне и до самой смерти всегда возвращался туда.
С 1859 года Уистлер стал изучать Темзу. Он еще датировал свои офорты, и к этому году относятся одиннадцать досок серии Темзы. Он видел реку так, как никто до него не видел то черной от сажи, то блистающей на солнце со своим лесом мачт, бесконечным рядом шаланд, мрачными пакгаузами, огромными доками с маленькими харчевнями на берегу. Он рисовал ее такой, какой видел, какой она была тогда... Среди этих офортов - «Набережная Черного Льва» и «Тизак».
Розово-серый ноктюрн. Портрет леди Мё
В 1862 году Уистлером была создана лирическая композиция «Симфония в белом №1. Девушка в белом». Уистлер выбирает композиции с элементами, которым достоверность не обязательна музыка, к которой отсылает нас название картины, дарит художнику принципы композиции, базирующиеся на эмоциях, внутреннем темпе, чисто формальных аккордах. Но картина «Салон отверженных» вызвала смех у зрителей, приученных к совсем другой живописи.
«Среди европейских художников Уистлер первым испытал увлечение искусством Японии и Китая, - пишет В. Барашкова. В цветных японских гравюрах на дереве его привлекала неожиданность и острота композиционного решения, выразительность ракурсов, радостные краски. Увлечение экзотическим Востоком он стремится передать в своих произведениях «Принцесса страны фарфора», «Каприз в пурпурном и золотом. Золотая ширма», «Пурпур и розовое. Ланге Лизен шести марок».
История жизни Джеймса Эббота Макнила Уистлера
В 1864 году Уистлер послал на выставку в Королевскую Академию два полотна - «Уоппинг» и «Длинные Лизен», или «Шесть марок фарфора». С этого момента наступает новый период в его художественном развитии.
На следующий год он выставляет «Девочку в белом» - свое самое своеобразное, законченное и совершенное произведение. На полотне изображена Джо Хайфермен, рыжеволосая ирландка, постоянная натурщица Уистлера в те годы.
В 1871 году Уистлер создает «Портрет матери», выдержанный в благородном созвучии серебристых, серых и черных оттенков, осязательно конкретный в передаче объемов и фактуры предметов, ясно уравновешенный в своей простой и непосредственно-естественной композиции. Такие же четкие формы прямоугольников (стена, рамка картины, темная драпировка слева) художник применяет и при создании портрета английского историка и философа Томаса Карлейля (1872).
Композиция в черном, № 5: леди Ме
Над полотном «Гармония в сером и зеленом. Мисс Сесили Александер» (1872-1874) Уистлер работал в продолжение 70 сеансов. Это самый очаровательный и изящный портрет художника.
Сиккерт пишет «Техника Уистлера очень проста. Некоторые из ранних вещей были на обыкновенном грунтованном светлом холсте. Позднее он предпочитал специально подготовленный холст, более грубый и тонированный обычно серым. Начиная портрет, он сначала тщательно готовил подбор тонов. Палитрой ему служила поверхность овального стола, на котором ему было удобно смешивать краски. Затем он писал прямо без подмалевка, т.е. в технике a-la prima».
Созданная в 1875 году картина «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета» стала неожиданно причиной громкого суда. Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской». Уистлер привлек критика к суду за оскорбление. Сказавшийся больным, Рескин прислал вместо себя на суд двух лордов, которых Уистлер, одаренный блестящим остроумием, смог совершенно уничтожить. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. В мае 1879 года для оплаты судебных издержек и других долгов на аукционе за бесценок были проданы его работы, дом и восточные коллекции.
Выздоравливающая
В том же году Уистлер уехал из Лондона в Венецию, заключив договор с Обществом изящных искусств на создании серии из двенадцати офортов этого знаменитого города. Ему приходилось в Италии очень туго, и иногда он попадал в тягостное положение из-за отсутствия денег, но художник хранил все созданное, собираясь сделать хорошую выставку по возвращении в Лондон. И действительно, выставка венецианских работ прошла с большим успехом, что, впрочем, лишь увеличило враждебность со стороны критики.
«В самом художнике произошел душевный надлом, - считает В. Барашкова. - По-прежнему все созданные им работы окутаны поэзией, им присуща особая свежесть и безупречный, изысканный колорит. Но ушла сила, чаще встречаются композиционные повторы, погрешности в рисунке фигур порой назойливо напоминают о себе. С годами пришло признание, успех, появились почитатели, богатые заказчики. «Портрет матери» приобрело французское правительство, портрет Т. Карлейля занял почетное место в Художественной галерее в Глазго».
Не меньше своих картин Уистлер ценил свои работы декоратора. К сожалению, сохранился лишь интерьер знаменитой «Павлиньей комнаты» - столовой в доме Лейландов. Работая почти без эскизов, Уистлер создал нечто «совершенно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX - начала XX века.
Корте дель Парадизо
«Уистлер не переносил одиночества-до самой смерти. Его дом всегда был открыт для всех. Говорят, один чудак, бедняк-музыкант, которого Уистлер называл «первым эстетом», зашел однажды поужинать, попросился переночевать и кончил тем, что остался на три года. Дом Уистлера был открыт для поэтов и писателей молодого поколения. А потом и светское общество стало в нем появляться. Хотя его картины еще не были приняты, сам Уистлер вошел в моду - его словечки, жесты были предметом разговоров на обедах и приемах. Начиная с этого времени публика была всегда в курсе малейших деталей частной жизни Уистлера.
Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Среди людей, толпившихся вокруг него, пока он был в моде, он не мог найти друзей, которых хотел бы иметь. Позднее он посвятил «Изящное искусство создавать себе врагов» «тем редким людям, которые уже смолоду отказались от дружбы многих». Некоторые считали, что он не мог жить без ссор, что это составляло для него всю прелесть жизни. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами», - пишет Пеннель.
Умер Уистлер в Лондоне 17 июля 1903 года.