Улыбающаяся Мадам Бёде / LA SOURIANTE MADAME BEUDET (1922)
Улыбающаяся Мадам Бёде / LA SOURIANTE MADAME BEUDET (1922)
Франция, 54 мин., немой, черно-белый
Режиссер: Жермен Дюлак Авторы сценария: Дэниз Амьел, Андре Обей Операторы: Морис Форстер Поль Паргюль
В ролях: Александр Аркийер, Жермен Дермоз, Жан д'Ид, Мадлен Гьютти
Фильм «Улыбающаяся мадам Бедэ» снят на основе пьесы Андре Обея и Дени Амьеля
Жермен Сессе-Шнейдер
В юности она увлекалась музыкой и фотографией. С 1909 года Дюлак работала в качестве театрального критика и журналиста, а в 1914 году она начала работать в кино. В её творческой практике чередуются заурядные коммерческие постановки с экспериментальными фильмами. Уже в 1915 году она самостоятельно поставила фильм.
В 1919 году Жермен поставила фильм по сценарию Луи Деллюка (его первый сценарий) — «Испанский праздник», а в 1923 году на экраны вышел её фильм «Улыбающаяся мадам Бедэ», в основу которого была положена пьеса Андре Обея и Дени Амьеля, который приносит Дюлак международную известность. С точки зрения сюрреалистического опыта особый интерес представляет фильм «Раковина и священник», поставленный по сценарию поэта Антонена Арто. Считается, что последовавший за этим разрыв Дюлак с сюрреалистами немало способствовал тому забвению, в котором на несколько десятилетий оказалась режиссер.
Автор тридцати художественных лент, «кинохроник» и документальных фильмов, Дюлак была и известным теоретиком, которая в своих многочисленных статьях и лекциях пыталась определить «кино как таковое» и ратовала за то, чтобы оно было воспринято широкой публикой.
Прославленный фильм Жермен Дюлак — один из самых первых примеров феминистского и экспериментального кино. Сюжет картины рассказывает о жизни провинциальной домохозяйки, страдающей в удушающих сетях буржуазного брака.
Десятилетия «брака без любви» привели мадам Бёде к неудержимой меланхолии и скуке, от которых несчастной буржуазной домохозяйке приходится прятаться в мире своих фантазий.
Наибольшее очарование Улыбающейся мадам Бёде заключается в полных деталей мечтаниях героини (Жермен Дермоз) о жизни далеко за пределами монотонного существования. С помощью радикальных спецэффектов и техник монтажа Дюлак вводит свойственную ее времени эстетику раннего авангарда, которая помогает показать в сравнении богатую, яркую, женственную силу воображаемой жизни мадам Бёде и всю тусклость существования, разделенного с мужем (Александр Аркийер). И вот, когда многогранная, почти осязаемая картина ее возможного освобождения — единственное, что еще могло вызвать улыбку на ее лице, — раскалывается оттого, что в сон наяву вторгается ее муж, у героини остается только одно решение — убить его.
Неудачное покушение мадам Бёде на жизнь мужа было неправильно понято — месье Бёде даже не заметил, что жена таким образом хотела выразить протест. В целом, Дюлак не только подробно показала угнетающую отчужденность женщин в условиях патриархата, но, что еще более важно, она представила зрителям свое радикальное и субъективное видение женской судьбы. Благодаря этому ее картина попала на первый Фестиваль женского кино в Нью-Йорке в 1972 г.