Умер Василий Лановой
НЕ стало Василия Семеновича Ланового
В московской больнице на 88 году жизни умер от осложненной коронавирусной инфекции Василий Лановой — народный артист Советского Союза, украшение столичного Вахтанговского театра (на протяжении добрых шестидесяти лет), актер с долгой и абсолютно всенародной славой.
О Василии Лановом можно сказать просто: самый красивый актер советского кино и один из самых красивых актеров кино мирового. Но сама по себе актерская красота ничто, если к ней не прилагается хотя бы одно из таких качеств, как ум, достоинство, верность основанным на жестоком опыте принципам, жажда мировой культуры. Хотя бы одно — а к красоте Ланового прилагались все эти качества.
Лет пятнадцать назад на открытии какого-то скороспелого кинофорума он, намеченный на роль свадебного генерала, вышел на сцену вслед за вереницей деятелей культуры, рассыпавшихся в благодарностях спонсорам, администрации и вообще партии и правительству. Вышел, иронически вздернул бровь, развел руками: говорить не буду, лучше почитаю Пушкина. «Зависеть от царя, зависеть от народа? — Не все ли нам равно? Бог с ними». Вряд ли кто-то читал Пушкина, ощущаемого как современник и соратник, лучше, чем он.
Ленинскую премию (1980) он получил именно за чтение закадрового текста в «Великой Отечественной» — документальной эпопее Романа Кармена. Конечно, сцена и экран — это сцена и экран. Но и в жизни изощренная интонированность его речи изумляла, особенно если знать его биографию. Первым его языком был украинский, и даже когда он уже играл в Театре имени Вахтангова, великий Рубен Симонов беспощадно истреблял в его речи малороссийские интонации. А еще Лановой долго и жестоко заикался после того, как немецкий солдат — три детских года он провел в оккупации под Одессой — дал над его головой две автоматные очереди.
Речь можно исправить. Но откуда у сына рабочих, внука крестьян эта гвардейская стать? Откуда естественный аристократизм в ролях Вронского («Анна Каренина», Александр Зархи, 1967) и шляхтича Дзержинского («Шестое июля», Юлий Карасик, 1968), белого шпиона Ярового («Любовь Яровая», Владимир Фетин, 1970) и фата Шервинского в белой черкеске («Дни Турбиных», Владимир Басов, 1976)? А он еще и капризничал в театре: надоели мне принцы (самый знаменитый — принц Калаф в «Принцессе Турандот»), дайте другое. И был счастлив, когда Симонов отвел ему в «Золушке» роль маркиза Па-Де-Труа, проспавшего 800 лет и буквально разваливающегося на запчасти.
Единственным, кто покусился на образ принца на экране, был гениальный Юлий Райзман. В «Странной женщине» (1977) высокопоставленный чиновник Внешторга был, конечно, неотразим, но свою неотразимость задушевный эгоист использовал во зло героине. Хотя с красотой Ланового даже Райзман ничего поделать не смог: разве что приклеил ему бороду.
На вопрос о лучшей своей роли Лановой отвечал: роль «короля пляжа» в «Полосатом рейсе» (Фетин, 1961). Тот самый, который «красиво плывут, вон та группа в полосатых купальниках». Понятно, что шутил. Дескать, роль настолько крохотна, что сыграна безупречно — да еще и единственная выпавшая ему комедийная роль в кино.
Но в согласии Ланового на микроэпизод были актерская лихость и профессиональное благородство. Ведь он стал звездой, едва появившись на экране в роли заносчивого школьника Литовского в «Аттестате зрелости» (Татьяна Лукашевич, 1954). И принял приглашение Фетина в паузе между двумя звездными хитами — «Алыми парусами» (Александр Птушко, 1961), где был, естественно, капитаном Греем, и «Коллегами» (Алексей Сахаров, 1962), экранизацией бестселлера Василия Аксенова, где его Лешка от лица всех мальчиков-шестидесятников клялся жить не по лжи.
Фетину он не отказал, а вот Сергею Бондарчуку долго отказывал (потом уступил), прежде чем сыграть Анатоля Курагина в «Войне и мире»: соглашался сначала только на князя Андрея. И от роли генерала Вольфа в «Семнадцати мгновениях весны» (1973) отбивался. Ну, не мог он забыть детство, не дергаться при звуках немецкой речи и тем более песенок под губную гармошку. Татьяна Лиознова убедила: а ты относись к Вольфу не как к врагу, а как к противнику. Даже от роли Ивана Вараввы в «Офицерах» (Вадим Роговой, 1971), намертво ассоциирующейся с Лановым, он трижды отказывался: не понимал свою функцию в плоском сценарии. Согласился только придумав, что Варавва — носитель романтической традиции русского офицерства, оттеняющей мужицкую тяжеловесность героя Юматова.
Почему же только офицерства? Все сложнее. Лановой на экране и в жизни воплотил извечный парадокс русского мятежного романтизма, со времен Пушкина органично перетекающего в романтическое государственничество. И идеальным Шервинским он был именно потому, что только Лановой мог придать органичность переходу булгаковского героя от романтической контрреволюционности к приятию революции.
Точеное лицо Ланового было лицом русского романтизма изначально, со времен второго же его фильма «Павел Корчагин» (Александр Алов, Владимир Наумов, 1956). Только благодаря ему удался замысел отцов советского «революционного барокко» совместить беспощадную жуть судьбы Островского-Корчагина с гимном чистоте и бескорыстию человеческого порыва. На голодном, промерзшем до костей историческом фоне Павка Ланового, избегавший в интонациях и пластике любого бытовизма, был не просто «большевистским Иисусом Христом», а таким «Христом», в которого невозможно не влюбиться.
28 января 2021 года ушёл из жизни великий артист, всенародный любимец Василий Лановой. Он сохранял оптимизм и бодрость духа до последнего дня своей жизни. На его счету более 80 работ в кино, порядка 70 литературно-поэтических записей и радиоспектаклей, свыше 60 ролей в театре. Личная жизнь Василия Семёновича складывалась непросто. Он обрёл своё счастье только с третьей попытки, но не только жёны оставили след в судьбе великого актёра.
Василий Лановой
С 13 лет Василий Лановой начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, которой руководил Сергей Львович Штейн. Занятия по художественному чтению вела актриса и педагог Лидия Михайловна Сатель. Это она привила будущему актёру любовь к большой литературе. Она рассказывала своим ученикам о великих писателях и поэтах, погружая студийцев в жизнь классиков, заставляя прочувствовать то, о чём они писали. Если речь шла о Николае Гоголе, то Лидия Сатель вела учеников к к памятнику на Гоголевском бульваре, говорила о том, что хотел выразить скульптор, создавая портрет писателя.
Василий Лановой в своих воспоминаниях с благодарностью вспоминал педагога и признавался: его любовь к художественному слову началась с уроков Лидии Михайловны Сатель. Её уроки для актёра не прошли бесследно. Лидия Сатель ушла из жизни в 1964 году, похоронена в Москве на Донском кладбище.
Галина Уланова
С великой балериной будущий актёр познакомился в 1953 году. Василий Лановой окончил школу с золотой медалью, и руководитель театральной студии в качестве подарка повёл ученика в Большой театр на балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой в главной роли. Постановка буквально потрясла Ланового, но ещё более волнительным оказался визит к великой балерине домой на Котельническую набережную.
Василий Лановой не сразу узнал Галину Сергеевну в маленькой женщине с тёплым платком на плечах. Лишь после того, как Юрий Завадский обратился к ней, Василий Лановой осознал свою ошибку и долго ещё смущался. Она же хитро посматривала на юного гостя, успокаивала его, поила чаем с бубликами, а на прощание сделал поистине царский подарок: белые английские ботинки в красивой коробке. Их актёр носил до тех пор, пока их уже невозможно стало надевать. И после ещё долго сожалел о том, что подарок великой балерины пришлось выкинуть. Где бы не встречались впоследствии Галина Сергеевна и Василий Лановой, Уланова приветствовала актёра с неизменной теплотой. Он же относился к ней с беспредельной любовью и восхищением.
Цецилия Львовна Мансурова
Руководителем курса в Щукинском училище, где учился Василий Лановой, стала Цецилия Львовна Мансурова, яркая и самобытная актриса, гордость театра имени Вахтангова, талантливый педагог. Василий Семёнович вспоминал о Цецилии Львовне, в первую очередь, как о потрясающем человеке. Она умело располагала к себе студентов, снимала напряжение и скованность. К ней шли ученики со всеми своими сомнениями, радостями и тревогами, а она помогала раскрываться их талантам. Уроки Цецилии Львовны актёр помнил всю жизнь.
Татьяна Самойлова
Во время учёбы в Театральном училище имени Б. Щукина Василий Лановой познакомился со своей будущей женой Татьяной Самойловой. Это были первые серьёзные чувства в жизни двух студентов. Они были молоды и счастливы и долго смеялись у витрины универмага, выбирая друг другу подарки ко дню бракосочетания. Они оба мечтали о том, что их брак продлится всю жизнь, но мечтам их, к сожалению, не суждено было осуществиться.
Василий Лановой видел Татьяну Самойлову в роли хранительницы домашнего очага, она же не мыслила своей жизни без кино. Супруги постепенно отдалялись друг от друга. Когда же Татьяна Самойлова избавилась от беременности, зная, как страстно муж хотел иметь детей, Василий Лановой не смог её простить. Семья распалась, и лишь спустя несколько лет актёры смогли нормально общаться. Впоследствии Василий Семёнович всегда с теплотой отзывался о бывшей жене, осознавая: в силу молодости и неопытности они не смогли сохранить свои чувства.
Василий Лановой в роли Павки Корчагина
Люба Ржевская. С этой девушкой Василий Лановой никогда не встречался, но на протяжении долгого времени вёл переписку. Своё первое письмо девушка подписала: «Комсомолка Люба Ржевская». Она рассказала актёру о том, как потеряла зрение в шестом классе, а вместе со способностью видеть утратила силы бороться за свою жизнь. Когда же вместе с папой она посмотрела (по сути, послушала) фильм «Павел Корчагин» с Василием Лановым в главной роли, то устыдилась своего малодушия. Люба написала актёру, как его голос заставил её обрести опору под ногами в самый трудный период жизни.
Василий Лановой ответил девушке в тот же день, когда получил её письмо, завязалась долгая переписка. Он поддерживал её, ободрял, а после радовался успешно проведённой операции на глаза и тому, что незнакомая Люба Ржевская снова увидела свет. В памяти актёра эта девушка навсегда осталась символом исцеляющей силы искусства.
Тамара Зяблова
Ради Тамары Зябловой, своей второй жены, актёр во время съёмок фильма «Алые паруса» уговорил капитана судна пройти с поднятыми алыми парусами вдоль набережной Ялты и встать на якорь у санатория, где отдыхала супруга Василия Ланового. Тогда весь город обсуждал необыкновенное появление яхты, а на набережной, кажется, собрались все жители и отдыхающие. Актёр считал: каждый мужчина должен дарить своей женщине веру в чудо.
Десять лет продлилось счастье Василия Семёновича с Тамарой Зябловой. Жена актёра была беременна, когда случилась автокатастрофа, унесшая её жизнь. В одно мгновение Василий Семёнович лишился и любимой женщины, и нерождённого ребёнка.
Василий Лановой и Ирина Купченко
С Ириной Купченко актёр прожил вместе почти полвека. И все эти годы супруги смотрели друг на друга с нескрываемой нежностью и любовью. Актёр признавался: с Ириной Петровной он обрёл долгожданное счастье. Актриса подарила мужу двоих сыновей, стала хранительницей их домашнего очага, символом непреходящей любви и верности.
Василий Лановой и Ирина Купченко трогательно заботились друг о друге и становились ближе в дни тяжёлых испытаний. В 2013 году скончался от сердечного приступа младший сын актёров Сергей. А после Василий Семёнович и Ирина Петровна помогали воспитывать его дочь Анну, родившуюся вне брака.
Ирина Купченко всегда была рядом с актёром, когда он болел. Пыталась спасти супруга она и в этот раз, когда в начале января Василий Лановой заразился коронавирусом. К сожалению, болезнь оказалась сильнее.
28 января 2021 года сердце актёра остановилось. Но он навсегда останется в памяти благодарных зрителей благодаря своим ролям в кино и театре. И снова будет звучать его голос, исцеляя и вселяя надежду…
Источник: kulturologia.ru
Ну и стихи...конечно же-СТИХИ...
Сергей Викулов-Что тебе купить...
ХЛЕБ
Декламация Василия Ланового
Светлая память...
16 января 2021 года замечательному артисту ВАСИЛИЮ ЛАНОВОМУисполнилось 87 лет.
Свой день рождения он встретил в больнице
2 января стало известно, что у 87-летнего Василия Ланового и его супруги Ирины Купченко обнаружен коронавирус. С учетом возраста актера было принято решение о госпитализации. У Ланового было выявлено поражение 5% легких, поставлен диагноз "пневмония".
Коварный ковид подкосил неунывающего романтика, великогопатриота, Народного артиста России.
28-го наступило резкое ухудшение состояния здоровья...
Зинаида Торопчина
Есть званья, премии, награды, слава,
В кино, в театре - множество ролей:
Корчагин Павка, жизнелюб Варавва,
Курагин, Вронский, романтичный Грэй *...
Высок, подтянут, мужественный очень,
Поёт прекрасно, знаменит как чтец,
Хорош собою: не глаза, а - очи!
Немало женских покорил сердец.
Да, многое дала ему природа:
Талант, красу, и благородство, стать...
А вышел из крестьянского он рода
И не мечтал на сцене чтоб блистать.
Познать пришлось немало всяких бедствий,
Не раз от смерти был всего на шаг.
И заиканье приобрёл он в детстве:
В него стрелял из автомата враг.
Фашист с ухмылкою и наглым взглядом
Вдруг покуражиться задумал всласть,
И пули просвистели с ухом рядом,
А ведь могли и в голову попасть.
Вмиг бабушка упала без сознанья,
А дед от страха как оцепенел.
Мгновенье стало тяжким испытаньем:
Лицо мальчишки белое - как мел!
И стало заикание мученьем
(Война оставила свой страшный след!),
Мешало и в общеньи, и в ученьи.
Но вот однажды дан такой совет:
"Почаще пой украинские песни
И говори протяжно, нараспев".
Светлее с песней жить и интересней,
И счастлив он, недуг свой одолев!..
В кино снимался, до сих пор на сцене
От всей души талант он дарит свой,
И чтенье классиков со сцены ценит
Большой артист -
ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ.