Уральский Афон. Пермский край очень красив. Природа и люди там не так испорчены цивилизацией, как у нас в Поволжье или в центре России. Правда, советс
Уральский Афон.
Пермский край очень красив. Природа и люди там не так испорчены цивилизацией, как у нас в Поволжье или в центре России. Правда, советская власть оставила свои следы и здесь.
Среди святынь Русской Православной церкви, уничтоженных после октябрьских событий 1917 года, был и Свято-Никольский монастырь на Белой горе в Осинском уезде Пермской епархии. Из монастырей России, он был самым молодым, просуществовал недолго, но известность на Руси приобрел немалую, и был назван Уральским Афоном. Красота и величие самого монастыря и окружающей природы позволяли сравнивать его с настоящим Афоном, но главное было не в этом. Прежде всего, монастырь славился строгим соблюдением устава, в основу которого бы положен Устав Афонского монастыря, строгим уставным богослужением, строгим внутренним устройством и строгостью жизни самих монахов.
Идея возникновения обители связана с борьбой Русской Православной церкви против раскола. Урал исстари являлся прибежищем старообрядцев. Рельеф местности: горы, леса, болота, тому способствовали. В народе Белые горы славились особой дремучестью, в окрестных деревнях даже бытовала поговорка: «Уйду от вас на Белые горы!» То есть, спрячусь так, что никто меня не найдет. Здесь мог укрыться и беглый крепостной, и разбойник, и упрямый раскольник. Жители окрестных сел, а также уральских заводов в основном были староверами.
Русская Православная церковь не оставляла этот край без внимания. Начало миссионерской деятельности было положено еще в 15 веке епископом Стефаном Великопермским, а в конце 19 века его дело успешно продолжил протоиерей Стефан Луканин. Миссионерская практика навела отца Стефана на мысль, что для привлечения в лоно святой Православной церкви, следовало где- нибудь в центре раскола устроить храм или монастырь, в котором бы оправлялись богослужения с точным уставным чином Православной церкви. Белая гора оказалась лучшим местом для воплощения этой цели. Вот как описывал отец Стефан свои первые впечатления от первого посещения Белой горы: «Дороги почти не существовало, и в переходах через болота, ручьи и трясины мы провели около трех часов… Дивная местность и очаровательный вид с нея на все четыре стороны света до того поразили меня, что привели в какое-то особое вдохновение, и я, будучи точно вне себя, только и упрашивал товарищей: «Принесите топор, срубим дерево, сделаем крест и поставим его на сие место, ибо место это непростое и его нужно посвятить достойной и высокой цели…».
Сначала на Белой горе был воздвигнут крест. Ежегодно в Неделю Всех Святых совершался торжественный крестный ход от всех ближайших приходов. И, что интересно, вместе с православными в крестном ходе принимали участие и раскольники. Надо заметить, что ни одного православного храма, ни одной монастырской постройки, ни одного, живущего постоянно на Белой горе священника еще не было, однако, раскольники отрекались от старой веры и принимали православие. Только в 1894 году здесь был поставлен храм. Так началась история монастыря, причем, его строителем и первым настоятелем был раскаявшийся раскольник крестьянин Василий Коноплев (игумен Варлаам). Первый Свято-Никольский храм богомольцы очень любили, хотя он был очень прост: обычная пятистенная изба с подвальными помещениями и колокольней, причем колокола располагались не в колокольне, а на столбах, напротив храма.
Постепенно монастырь расширялся и в июне 1894 года был заложен второй Иверский храм. Храм был построен быстро и освящен уже через год. Интересно, что по замыслу строителя о. Стефана, вокруг храма была построена терраса, она была сделана не просто для красоты, а специально для старообрядцев, которые опасались входить в храм, а на террасу поднимались и в окна заглядывали, и службу слушали, и задумывались над тем что, пожалуй, в православной церкви святости больше, чем в их беспоповских часовнях. Деревянный двуглавый храм имел вид корабля и был очень красив, особенно вечером в полном освещении.
Монастырь рос, креп и расширялся, слава о Белогорской обители распространилась, паломники шли и шли на Белую гору со всей России. Высокий нравственный дух обители и величественная природа притягивали к себе верующих.
Пришли иные времена, и вся эта красота была порушена, осквернена, изничтожена. Трудно понять тех, кто закалывал штыками беззащитных монахов, кто утопил в Каме архимандрита Варлаама, кто сжег одну из святынь Русской православной церкви – Белогорский Свято-Никольский православно- миссионерский монастырь… Бог им Судия!
Сейчас обитель потихоньку возрождается. Стоит крест. Восстанавливается храм. Хочется надеться, что Уральский Афон на Белой горе вновь будет притягивать паломников своим духовным и природным величием.
Белая гора, потому, называется белой, что выпавший белый снег на ней уже не тает, как у подножья и среди бескрайнего осеннего разноцветья лесов и лугов, гора выделяется своей ослепительной белизной.