Утро. Два взгляда русских поэтов на время суток.
Николай Алексеевич Некрасов
Утро.
Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю - здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;
Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо... Хоть плачь!
Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам - железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.
Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Провезли - там уж ждут палачи.
Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут за город: будет дуэль.
Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит...
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.
Дворник вора колотит - попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел - кто-то покончил с собой.
1874г.
Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит.
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
1855г.
И для меня строки певца народной скорби тоже, сплошной мрак и безысходность, анатомичкой от них пахло, кровь, кости, убогие погосты.
Сергей, спасибо! Оба стихотворения замечательно передают настроения авторов. А мне вспомнилось ещё одно стихотворение об утре. Очень известное, но, полагаю, уместно здесь его напомнить.
Александр Пушкин
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Спасибо,Сергей,что напомнил о таких поэтах. Н.Некрасов - "Тройка" ("Что ты жадно глядишь на дорогу...") тоже лирика.Иван Никитин - автор песни "...Ехал на ярмарку ухарь купец...".
Вот отрывок из произведения Н.Некрасова "О погоде"
Жуткая и безобразная сцена.
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
"Ну!"- погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) -
И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
Лошадь только вздыхала глубоко
И глядела... ( так люди глядят,
Покоряясь неправым нападкам).
Он опять: по спине, по бокам,
И вперед забежав, по лопаткам
И по плачущим, кротким глазам!
Всё напрасно. Клячонка стояла,
Полосатая вся от кнута,
Лишь на каждый удар отвечала
Равномерным движеньем хвоста.
Самое нелюбимое в школе... -
Несжатая полоса ("Поздняя осень. Грачи улетели...")
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна ..
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других - и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял? .."
Ветер несет им печальный ответ:
"Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге - не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою".
22 - 25 ноября 1854
Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н.А.Некрасова «Последние песни».
Из всего сборника оно выделяется названием – светлым и многообещающим. Но как раз в контрасте между названием и содержанием кроется один из главных секретов произведения: название подчёркивает, оттеняет ощущение тоски, безысходности и безнадежности, возникающее и усиливающееся в «кинематографически» быстрой смене картин безотрадного состояния как сельской, так и городской жизни.
Лирический герой находится в таком удручённом состоянии души, когда даже вполне нейтральные картинки природы (пастбища, нивы, луга, галки, стог, туман, небо) воспринимаются как мрачные и безотрадные, что подчёркивается эпитетами «мокрые сонные», «синий», «мутное», а также многократным повтором местоимения «это» в разных грамматических формах, с которого часто начинаются строки и строфы, преобладанием пунктуационного знака «точка с запятой», повторы которого создают картину неостановимости пагубного процесса.
То же и во второй части стихотворения: обыденные эпизоды жизни пробуждающегося очередной раз города рисуются сатирически-зло. Авторская позиция проявляется и явно, открыто («но не краше и город богатый», «целый день им обмеривать нужно»), и скрыто, через выразительные средства и иронию.
Некрасов применяет в стихотворении и ещё один сатирический приём: самые чудовищные подробности (пожар, гражданская казнь «на позорной площади», дуэль, смерть вельможи, повседневная жизнь проститутки или торгаша, наконец, самоубийство как итог всему) даются словно невзначай, в перечислении, вперемежку с обыденными (лопаты, торговля, дворник, стадо гусей), что создаёт зловещую картину потерянности, ненужности частной судьбы страдающего в этом аду человека. Выстрел «где-то в верхнем этаже» (где живут самые бедные) – действительно становится единственным закономерным итогом, а может быть, выходом для человека, который совершенно не нужен этим утром никому.
Понятие «нищеты» к концу стихотворения расширяется: нищета материальная вырастает в духовную нищету: «работа», которая «начинается всюду», не несёт в себе ни созидания, ни добра, потому что она или незначительна, или безнравственна и уж во всяком случае – никак не обращена к человеку.
В стихотворении есть и загадка. Оно начинается с обращения: «ты грустна, ты страдаешь душою…» Кто же эта «ты»? Конкретное лицо? Сестра поэта А.А.Буткевич или ставшая затем женой Зина, не отходившая впоследствии от тяжело больного поэта? Или это обобщённое лицо – просто воображаемая собеседница со сходным мироощущением?
А может быть, сама Родина, образ которой в поэтическом сознании поэта всегда был женственным, что унаследует от Н.А.Некрасова А.А.Блок? Наконец, это может быть Муза Некрасова – избитая кнутом, страдающая, но несгибаемая русская крестьянка, вдохновляющая поэта на поэтический и гражданский подвиг? Образ собеседницы остаётся непрояснённым, что придаёт стихотворению обобщённость и особую выразительность. Личные ощущения переходят в типичную картину несовершенства мира – а это свойство поэзии Н.А.Некрасова в целом...........
Цикл стихов:О погоде
Цикл Некрасова «О погоде» имел принципиальное значение для становления городской темы в русской поэзии. Отразившись в лирике Брюсова (у последнего есть статья «Н.А. Некрасов как поэт города»), эта тема оказалась едва ли не основной в творчестве многих поэтов ХХ века.
2.
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща.....
Лошадь только вздыхала глубоко
И глядела... (так люди глядят,
Покоряясь неправым нападкам)...
В конце концов лошадь пошла, подгоняемая побоями погонщика....
Но последняя сцена была
Возмутительней первой для взора:
Лошадь вдруг напряглась - и пошла
Как-то боком, нервически скоро,
А погонщик при каждом прыжке,
В благодарность за эти усилья,
Поддавал ей ударами крылья
И сам рядом бежал налегке......
И вот автор думает: “Не вступиться ли мне за неё?” Но нет (Некрасов правдив), какое там! Кто поймёт этот порыв, кто поддержит, а потом, почему за неё, когда вот же рядом и люди терпят такое же унижение?
Да и вообще, что ты со своим “модным” сочувствием, со своей сентиментальностью способен изменить в глобальном мучительном сцеплении всех этих человеческих и животных судеб?! Ничего!
Мы помочь бы тебе и не прочь,
Безответная жертва народа, —
Да себе не умеем помочь!..
Так становятся если не прямыми виновниками преступного неблагополучия, то хотя бы его “сочувствующими” соучастниками. Впрочем, не стоит думать, будто кто-то виноват больше тебя. Ведь и причины быть жестокими у этих мужиков-погонщиков куда серьёзнее.
В стихотворении «Я, продрогнув, домой побежал...»
Некрасов расскажет, как, сдав парня в рекруты, наплачутся бабы, как напьются мужики и “злость-тоску” на “лошадках сорвут”......
Некрасов часто применяет иносказательный прием, говоря о судьбах русского народа.
Вот и в образе той несчастной калеки-лошади Некрасов говорит о людях, о бесправных трудягах мужиках, подгоняемых "купчинами"....., как и в Железной дороге...
............................
Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова:
О погоде
Николай Некрасов
поэма
«О погоде»
Уличные впечатления
Что за славная столица
Развеселый Петербург!
(Лакейская песня)
В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных
страданий.
Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод,
после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город
изнутри.
На мой взгляд, цикл стихотворений "О погоде" - редкий случай, когда
цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств
произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел
к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе
петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию
поразительно "одухотворенного" образа города. Если бы не этот конфликт,
стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так,
будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал
образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в
явлениях природы.
Погода - это "выражение лица" города, если идет дождь, можно сказать,
что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает
перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с
прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда
красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается
сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной
нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха
Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской
идиллии:
Солнце, воздух, цветов аромат -
Это всех поколений наследство.
Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это
стихотворение, как и многие другие его "гражданские" произведения,
пронизано довольно тривиальным умозаключением - корень народных страданий
не в самом народе, а вне его. Образ города, который занят истреблением
своих обитателей, тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается сам
собой.
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько
страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми
против бедных.
Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской
столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о
Петербурге времен Петра - городе молодом и прекрасном. Не подходит этот
образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до
восстановления в правах столицы "Москвой купеческой", всегда хранил дух
возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом
роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город
становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть
гораздо глубже - в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был
сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица - это
не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему.
Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии
человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей
переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе
новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти -
неотъемлемая часть человеческой природы.
Конечно, “сочувствие” в таких условиях скорее раздражает, тем более что зачастую оказывается трусливым и рефлектирующим. Окончание первой части цикла «О погоде» воспринимается как сатира на самого себя:
Мы довольно похвал расточали,
И довольно сплели мы венков
Тем, которые нам рисовали
Любопытную жизнь бедняков.
Где ж плоды той работы полезной?
Увидав, как читатель иной
Льёт над книгою слёзы рекой,
Так и хочешь сказать: “Друг любезный,
Не сочувствуй ты горю людей,
Не читай ты гуманных книжонок,
Но не ставь за каретой гвоздей,
Чтоб, вскочив, накололся ребёнок!”
Сила, действенность некрасовской горечи таковы ещё и потому, что обращены ведь эти строки прежде всего к себе. Он так страдает и так понимает всю подлую сущность раздвоенности жизни, потому что сам предельно раздвоен. Афанасий Фет оставил в своих записках несколько строк по этому поводу: “Шёл я по солнечной стороне Невского. Вдруг в глаза мне бросилась встречная коляска, за которою, не будучи в состоянии различить седока, увидел запятки, усеянные гвоздями. Вспомнив стихотворение Некрасова на эту тему, я невольно вообразил себе его негодование, если бы он, подобно мне, увидел эту коляску. Каково же было моё изумление, когда я узнал Некрасова...”
Это не двоедушие Некрасова. Толстой замечал: “Не было в нём лицемерия. Этого в нём никогда не было...” Всю жизнь хотел понять, как можно тут — в мире этом — уцелеть, сохраниться и в то же время не быть подлецом. Искал, заглядывал в себя и в других (прежде всего в себя — честно, беспощадно) и не находил. “Я за то глубоко презираю себя, // Что потратил свой век, никого не любя...” — потому что к чувству своему, к жизни предъявлял слишком высокие требования.
Такая совесть не принимает никаких оправданий. Не хочет ничего знать про прогресс, историю, государство, какую-то там целесообразность и необходимость. Она имеет дело с конкретным, неутолимым, неостановимым страданием и не желает ничего обсуждать, ни с чем соглашаться, пока оно — это страдание — не будет прекращено.
Может быть, в этом как раз и состоит смысл некрасовской сатиры на царственный пушкинский Петербург.
В Сети много анализов некрасовских стихов:О погоде
Почитайте, чтобы лучше понять особенность поэзии великого русского поэта. Н. Некрасова.
Альбина, школа-это одно, а изучение творчества Некрасова-это другое)))))))
Ладно. Не люби Некрасова, но хотя бы не ругай
«Несжатая полоса» (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» На смертном одре крестьянин думал не о себе, а о родной земле, которая останется без него сиротою:
Знал, для чего и пахал он, и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет…
Но образ «несжатой полосы» имеет и иной, метафорический смысл: Некрасов писал данное стихотворение будучи тяжело больным человеком, отправляясь на лечение за границу. «Несжатая полоса» — это и крестьянская нива, и «нива» поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, подобно любви крестьянина к своей земле.
В 1863 году Некрасовым было написано самое выдержанное в отношении стандартов стихосложения среди всех его произведений — поэма «Мороз, Красный нос».
Эта поэма, которую поэт посвятил своей сестре Анне — воспевание русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки».
В поэме описаны светлые стороны крестьянской натуры, но, благодаря строгой выдержанности стиля, в ней отсутствует сентиментальность.
МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС -Н. А. Некрасов.Аудиокнига.
Послушайте...освежите в памяти своей эту замечательную поэму.
Содержание:
1. Смерть крестьянина
2. Мороз, Красный нос
А Дарья стояла и стыла в своем заколдованном сне...............
Стихи Николая Алексеевича Некрасова были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА-Н. А Некрасов.Аудиокнига
Читает Игорь Ильинский
Татьяна, большое спасибо за подробные пояснения!
Я всё понимаю! Но прикинь. Я читаю эти стихи, которые выложены выше. Мне, честно говоря, всё-равно, что он там себе на уме держит, что описывает в своём воображении, что у него в голове творится, когда он держит в руке перо (или что там). Я читаю и вижу. Вижу то, что читаю. Просто! И получается - у меня перед глазами препаршивая картинка.
Блин! Устроил "Чёрный квадрат"! Он страдает, а я ломай голову, что он там накатал. Если говорят, что он великий русский поэт... Пусть будет им. Но я от его творчества чувствую только негатив. И он мне не нужен. А это всё начинают преподавать в 5-ом классе. Да после такого я литературу не полюбила бы! Наоборот.
Вот и получается... Все мы - Раскольниковы. Природа и жизнь у нас по Некрасову... Ещё вспомнить "Что делать"... Мда.
Поэтому я и люблю - простое. Где всё понятно. Не надо думать, кто болен - я или автор шедевра.
:) Татьяна, я его не ругаю. Просто говорю, что стихотворение выше, про не сжатую ниву поэзии Некрасова, я не люблю.
Ой! Не надо анализы! И каждый видит в таких произведениях то, что видит его воображение. Один тоску, другой несчастных и забитых крестьян, третий монголо-татарское иго... И пыхтит, тужится пишет диссертации... И наши дети мучайся.
В общем! Я согласна! Некрасов великий поэт. Пусть стоит на полке, я не буду ему мешать.
Поговорили))))))Парочка моих комментов улетела в Астрал))))))
Любите Некрасова...не любите Некрасова...мне-то какая разница
Талант некрасовский и любовь почитателей его меньше от этого не станут)))))))
И тебе, Альбина, спасибо за наш содержательный и животрепещущий диалог)))))))))))))))
Это тоже Никитин И. В.-В синем небе......
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.
Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Замечательно!Истинная лирика-без политической подоплеки...оба поэта дополняют друг друга.....
Ну а напоследок-опять Н. А. Некрасов-
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ......
«Русские женщины» — поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь. Произведение состоит из двух самостоятельных частей. Первая, повествующая о княгине Екатерине Трубецкой, создана в 1871 году; вторая, написанная на основе воспоминаний Марии Волконской, завершена в 1872 году.
- Княгиня Трубецкая
- Княгиня Волконская
Читает Ольга Аветисова
Все же я возвращаюсь к его личности.Недоброжелатели из литературных кругов прямо обвиняли Некрасова во лжи, шарлатанстве и мошенничестве. Они считали, что Некрасов сам не верит в то, что пишет, слишком уж большим был контраст между его стихами и его жизнью барина-миллионера с шикарным поместьем и винокуренным заводиком.
Корней Чуковский, самый знаменитый исследователь его творчества, писал: "У Некрасова вообще была страсть к чрезмерным изображениям чрезмерных истязаний и мук. Даже те вещи, которые другим показались бы самыми приятными и милыми, — ему казались орудиями пытки. Этот страстный к страданию человек видел следы страдания там, где их не видел никто. Другие видели рельсы, а он человеческие трупы и кости. Другие видели пыль, а он кровь. Он галлюцинат человеческих мук".
Ну...если Корней Чуковский для вас-приоритет над всеми другими исследователями жизни и творчества Н. А. Некрасова-то пусть будет так. Мойдодыр-это, конечно, не-Размышления у парадного подЪезда. Корней Чуковский и иже с ним, наверное, и по жизни очень добрые, вежливые и доброжелательные люди, не сказавшие ни одного злого словечка окружающим.....пусть будет так..
Сколько критиков-столько и мнений по поводу поэзии Н. А Некрасова.
Кстати...любимым поэтом Корнея Чуковского(Николая Корнейчукова) был именно Николай Алеексеевич Некрасов.
Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова,"Монография" Некрасова у Чуковского, много раз им переработанная,была удостоена Ленинской премии. После 1917 года Чуковскому удалось опубликовать некоторые произведения Некрасова, которые были запрещены царской цензурой.
Кому не нравится Поэт Некрасов-остерегайтесь и не читайте его.
Кто любит поэзию Некрасова, пытавшегося одним из первых смельчаков рассказать завуалированными текстами (а иногда и открыто)о положении крестьян крепостной царской Руси(иначе нельзя было)- читайте Некрасова и старайтесь понять истинный смысл этих его произведений(если кому-то на сайте это нужно)
Ладно. Не будем спорить. Отступление от темы...как же перекликаются стихи Некрасова:Что ты жадно глядишь на дорогу-с сильнейшим стихотворением А. Блока- На железной Дороге....
("СПАСИБО, РУССКАЯ ПОЭЗИЯ, ЧТО НЕ ПОКИНУЛА В БЕДЕ НАС....." Борис Чичибабин-А. Галичу....)
...............................................................
На железной дороге.-А.Блок.
Спасибо за пост.
В споре рождается Истина.
................
"Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы.....
Улучшать нравы своего времени-вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель и поэт,если он не хочет быть только"увеселителем публики..."
(О. де Бальзак)
Татьяна!Я намеренно поместил два стихотворения, двух русских поэтов с одним названием, дабы показать их мироощущение. Я об одном, а Вы о другом, речь в данном случае не о творческом наследии большого поэта-демократа, который по описанию Ф.М.Достоевского был сложным и загадочным, хотя и большим жизнелюбом.
Нет, я о том же....в т. ч. о Чуковском и его отношении к Некрасову.... "Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издает переводы из У.Уитмена, изучает литературу для детей, детское словесное творчество, работает над наследием Н.Некрасова, своего любимого поэта. Выпустил книгу "Некрасов как художник" (1922), сборник статей "Некрасов" (1926), книгу "Мастерство Некрасова" (1952).
А за намеренность помещения двух стихотворений двух разных,с диаметрально противоположным творчеством и мироощущением, поэтов-Никитина и Некрасова-спасибо.
Продолжая тему Некрасова. я в середине заявки отвечала уже не вам, а Альбине.
Сергей, спасибо!!!
Характер, темперамент авторов разный. Кто что видит, то и поёт...
Простите, видимо поэтому в школе читать стихи Некрасова для меня всегда было обузой. Даже самые красивые...