Узбекский прогрессив? Да легко!
Al-Bird (в миру Альберт Халмурзаев) является одним из участников X Religion, прог/симфо-рок группы родом из «молодой» среднеазиатской страны Узбекистана. В сфере прогрессивного мира эта держава больше известна тем, что в её Интернет-пространстве находится знаменитый сайт ProgressoR, огромный источник новостей, обзоров и всего интересного, что касается жанра прог. Так вот, к сожалению уже покойный, Виталий Меньшиков, веб-мастер сайта ProgressoR, здесь басист, а Валерий Воробьев (тоже из группы X Religion) - барабанщик.
Несмотря на вклад таких выдающихся исполнителей, альбом «Sodom & Gomorra XXI (Progressive Symphonic Poem)» 2002 года (французский прог-рок лейбл «Musea») действительно полностью посвящён игре Эль-Бёрда на клавишных и гитаре, а его великолепная способность создавать звуковые ландшафты и атмосферы сразу узнаваема с первого же прослушивания. Как и некоторые другие проекты в прогрессив-роке, альбом должен был исполняться в сопровождении театральной постановки, ибо это концептуальное музыкальное путешествие по библейской истории Содома и Гоморры, но перенесённое в настоящее время и изображённое посредством очень современной музыки.
Альбом имеет множество стилей и подходов, вызывая бесчисленное количество деталей-ассоциаций, используя очень разные жанры для создания общего звучания. В секвенциях вы можете найти космические гитарные соло в стиле легендарных британцев Pink Floyd, плотную готическую атмосферу, индустриальные «атаки» в духе словенцев Laibach, гипнотизирующие неорганические ритмы немцев Trance, симфонические пассажи, клавишные фейерверки, схожие с саундом ещё одних классиков, англичан ELP, а также хард-прог, западный инструментальный поп, жуткий и мелодичный нью-эйдж и так далее… Использование сэмплов, как в виде вокала, так и звуков, тоже обеспечивает новое видение и необычные возможности для нашего любимого жанра, а всё вместе превращает «Sodom & Gomorra XXI» в полную противоположность унылости и статичности, предоставляя слушателю постоянно меняющийся поток событий в музыкальной форме.
В целом, это очень и очень хорошая поездка по атрибутике разных стилей, возобновляющая новые тенденции современной музыки в её связи с классическими элементами, что населяют прогрессивный жанр с момента его «рождения». Хитрость здесь в том, что Эль-Бёрд может ввести все эти элементы, не приводя к их бессмысленному слиянию, когда стили хорошо упакованы и отчётливо разделены на разделы, которые, хотя и непрерывны в альбоме, но звучат как логические шаги и просто хорошо сосуществуют вместе. Альбом настоятельно рекомендуется всем тем, кто любит слушать новое и современное, удобно смешанное с добрым «старым» и классикой. Это действительно прогрессивный альбом, он уравновешивает многие из текущих релизов, зачастую звучащих как регрессивная дань уважения ранним годам жанра.