Уж дышит август сентябрём
Уж дышит август сентябрём,
И календарь тасует масти,
А мы всегда чего-то ждём:
То лета, то зимы, то счастья.
Людмила Рубцова
Август пахнет осенью, хоть ещё тепло -
Солнце не жалеет для природы света...
Но поры дождливой время подошло,
В дальний край собралось солнечное лето...
Хоть в разгаре игры шумной детворы,
Дождь и непогода не дают отсрочки...
Уж дымятся где-то первые костры
И летят с деревьев жёлтые листочки...
Август - месяц летний, зрелый урожай.
Запасём на зиму овощей и хлеба...
Скоро мы услышим звуки птичьих стай
И с тоской найдём их на свинцовом небе...
Юрий Митяков
Август снова так некстати.
И зачем? С какой он стати
Завершает лета праздник?
Ночи охладил проказник,
День уменьшился немного,
Скоро поведёт дорога
В зиму, холод, непогоду.
Я в любое время года,
Кроме осени, конечно,
Придаюсь мечте беспечно,
Вспоминая дни на море,
Полевых цветов раздолье
И грозу, и ветер нежный,
И морской песок прибрежный.
Снова буду ждать я лето!
Наложу на зиму вето,
Буду торопить весну!
Ради лета всё снесу:
Метель, слякоть, непогоду.
Только бы опять природу
Обогрел чудесный лучик —
Солнца летнего попутчик!!!
Восхитительный, прелестный,
И для всех всегда уместный!!!
Август снова так некстати...
Валерия Наумова
Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!
Не он ли, смуглый, крадет с арбы
Рукой моей — абрикосы,
Виновник страстной моей судьбы,
Курчавый и горбоносый.
Дивясь на пахаря за сохой,
Вертел между губ — шиповник.
Плохой товарищ он был, — лихой
И ласковый был любовник!
Любитель трубки, луны и бус,
И всех молодых соседок...
Ещё мне думается, что — трус
Был мой желтоглазый предок.
Что, душу чёрту продав за грош,
Он в полночь не шёл кладбищем!
Ещё мне думается, что нож
Носил он за голенищем.
Что не однажды из-за угла
Он прыгал — как кошка — гибкий…
И почему-то я поняла,
Что он — не играл на скрипке!
И было всё ему нипочем, —
Как снег прошлогодний — летом!
Таким мой предок был скрипачом.
Я стала — таким поэтом.
Марина Цветаева
Приснись мне сегодня, пожалуйста,
Я так по тебе скучаю.
Только приснись не из жалости,
А так, случайно.
Приснись мне родным и внимательным,
Каким наяву не бываешь,
И любящим обязательно, Хотя бы во сне, понимаешь?
Приснись мне, а то я уже забываю,
Что надо любить тебя и беречь,
Приснись, не сердись!
Я ведь тоже живая… Приснись, прикоснись, можешь рядом прилечь… Приснись мне усталым, покорным, тяжелым, Приснись, как горячечным грезится лед…
Как снятся мужья своим брошенным женам,
Как матери — сын, а ребенку — полет.
И вот я ложусь,
Опускаю ресницы,
Считаю до сотни — и падаю вниз…
Скажи, почему ты не хочешь присниться?
А может, я сны забываю… Приснись…
Римма Казакова
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, -
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и - кстати - самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
Иосиф Бродский
Я иду куда-то.
Утро, и как будто
В сапожки крылатые
Дивно я обута.
Ясность на поляне
И святая свежесть.
Воздух так и тянет,
И земля не держит.
Каждый цветик - зрячий,
Вся листва - сквозная!
И как будто плачу я,
А о чём, не знаю.
И берёза в проседи
Чуткий лист колышет...
Вы о чём-то просите,
А о чём - не слышу.
София Парнок
Изнутри просияло облако.
Стало вдруг светло и таинственно, -
Час, когда за случайным обликом
Проявляется лик единственный!
Ухожу я тропинкой узенькой.
Тишина вокруг, как в обители.
Так бывает только от музыки
Безнадёжно и упоительно.
И такие места знакомые...
Сотни лет, как ушла я из дому,
И вернулась к тому же дому я,
Всё к тому же озеру чистому.
И лепечет вода... Не ты ль меня
Окликаешь во влажном лепете?..
Плачут гусли над озером Ильменем,
Выплывают белые лебеди.
София Парнок
С тобою так бывает тоже? Вдруг,
когда ликует праздничная ночь,
среди друзей весёлых и подруг
ты замолкаешь и уходишь прочь.
Ложишься на кровать — а не заснуть,
как будто боль к тебе стучится в грудь;
улыбки, радость — всё как дымка тает,
ты плачешь... — И с тобою так бывает?
Герман Гессе
(Перевод С. Яковлева)
С залива ветер озорной,
Пронесшись Невской стороной,
Из сил вдруг выбился и стих...
Но нас другой порыв настиг...
Листва трепещет вся кругом,
Перевернулось всё вверх дном
И в вихре движется, пыля...
Вдруг капли первые дождя.
За ними, убыстряя шаг,
Как будто в темя дышит враг,
Всё чаще и живей струя...
Дождём обдало всю меня.
Зонт не спасает, луж потоп
Нас гонит... лишь движенья стоп.
Не разбирая мы дороги,
Бежим, уж намочив все ноги...
Под крышу встали, дух едва
Перевели... опять беда:
Поднялся ветер не на шутку,
Не даст передохнуть минутку...
Везде вокруг меня зонты!
Промокла я, промок и ты!
Попали мы под летний дождь!
Бывает! Что ж нам делать? Что ж?!
На счастье вдруг из-за угла
Трамвай! И номер наш! Ура!
Одежду снять и отжимать...
Но могут нас и не понять...
Стоим.... Стекает с нас вода,
Ручьём, рекой... Вот это да!
С залива ветер озорной,
Пронесся Невской стороной!..
Валерия Наумова
Тончайшие краски
Не в ярких созвучьях,
А в еле заметных
Дрожаниях струн, -
В них зримы сиянья
Планет запредельных,
Непознанных светом,
Невидимых лун.
А если в минуты
Глубокого чувства
Мы смотрим безгласно
И любим без слов,
Мы видим, мы слышим,
Как светит нам солнце,
Как дышат нам блестки
Нездешних миров.
Константин Бальмонт
Спасибо за стихи, за новое для меня имя!
-------
София Парнок (настоящая фамилия - Парнох) - русская поэтесса, переводчица, литературный критик.
Родилась 30 июля (11 августа) 1885 года в Таганроге, в обрусевшей еврейской зажиточной семье аптекаря. Мать Александра Абрамовна Парнох, умерла довольно молодой, после родов близнецов, Валентина и Елизаветы. Сонечке было в то время всего шесть лет! Отец её, Яков Парнох, (начав литературную деятельность, поэтесса и критик почла за благо придать фамилии более изысканную форму - Парнок) человек достаточно независимых взглядов и жёсткого нрава, вскоре женился вторично на гувернантке. Что сделало жизнь в таганрогском доме навсегда нестерпимой, а отношения с отцом - отчуждёнными.
Она очень хорошо играла на фортепиано, усердно занималась. После окончания с золотой медалью Таганрогской Мариинской гимназии год жила в Швейцарии, где училась в Женевской консерватории, по классу фортепиано. Но музыкантом почему-то не стала. Вернувшись в Россию поступила на Высшие женские курсы и юридический факультет университета.
Страстно увлекла её и другая стихия - литература. Переводы с французского, пьесы, шарады, скетчи.
Печататься начала с 1906 года в журналах "Северные записки", "Русское богатство" критическими статьями, написанными блестящим остроумным слогом. Парнок своим талантом быстро завоевала внимание читателей, и с 1910 года была уже постоянным сотрудником газеты "Русская молва", ведущей её художественного и музыкально-театрального раздела. К тому же она всё время занималась самообразованием. Публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом "Андрей Полянин". Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе. Её поэзию отличает мастерское владение словом, широкая эрудиция, музыкальный слух.
Некоторое время была замужем за известным литератором, теоретиком драмы, театроведом В.М. Волькенштейном (брак был заключён по иудейскому обряду). В январе 1909 года, супруги расстаются по инициативе Софьи Яковлевны. Официальной причиной развода стало её здоровье - невозможность иметь детей. После распада неудачного брака обращала своё чувство только на женщин, что нашло отражение в её лирике. К этому времени относится её роман с Н.П. Поляковой, которой посвящено много стихов Парнок. В 1909 году приняла православие.
Софье Яковлевне часто приходилось посещать театральные премьеры и литературно-музыкальные салонные вечера. Она любила светскость и яркость жизни, привлекала и приковывала к себе внимание не только неординарностью взглядов и суждений, но и внешним видом: ходила в мужских костюмах и галстуках, носила короткую стрижку, курила сигару… На одном из таких вечеров, 16 октября 1914 года, Софья Парнок и встретилась с Мариной Цветаевой. И у них был роман, продолжавшийся вплоть до 1916 года, которому Цветаева посвятила цикл стихотворений "Подруга" ("Под лаской плюшевого пледа…" и др.).
Любовь надо было отпускать. И она отпустила. Жила прошлым воспоминаниями, переплавляла их в стихи. Своеобразным памятником оборвавшейся любви со стороны Софьи была книга "Стихотворения", вышедшая в Петрограде в 1916 году и сразу запомнившаяся читателям и встретившая в общем положительные отклики критики.
Парнок писала стихи всё лучше, все сильнее и тоньше психологически были её образы, но наступали отнюдь не стихотворные времена. Грянула октябрьская смута. Какое-то время Софья Яковлевна жила в Крыму, в Судаке, перебивалась переводами, заметками, репортажами. Не прекращала и писать.
В последние годы Парнок, лишённая возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала переводами. Софье Яковлевне жилось трудно, голодно. Тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920-1930-х годов. Умерла от разрыва сердца 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой. Похоронена в Москве, на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортове. На её похоронах присутствовали Борис Пастернак и Густав Шпет.
В некрологе Владислав Ходасевич написал: "Ею было издано много книг, неизвестных широкой публике - тем хуже для публики".
Возвращение Софьи Яковлевны Парнок в литературу состоялось благодаря Софье Поляковой, собравшей её поздние неопубликованные произведения и издавшей в 1979 году в США все 261 стихотворение с подробным предисловием.
По материалам -
Википедия,
chitalnya.ru,
45parallel.net
Фотографии Софии Парнок разных лет:
Выставляет месяц рожки острые.
Вечереет на сердце твоем.
На каком-то позабытом острове
Очарованные мы вдвоем.
И плывут, плывут полями синими
Отцветающие облака...
Опахало с перьями павлиньими
Чуть колышет смуглая рука.
К голове моей ты клонишь голову,
Чтоб нам думать думою одной,
И нежней вокруг воркуют голуби,
Колыбеля томный твой покой.
*****
Сегодня с неба день поспешней
Свой охладелый луч унес.
Гостеприимные скворешни
Пустеют в проседи берез.
В кустах акаций хруст,— сказать бы:
Сухие щелкают стручки.
Но слишком странны тишь усадьбы
И сердца громкие толчки...
Да, эта осень — осень дважды!
И то же, что листве, шурша,
Листок нашептывает каждый,
Твердит усталая душа.
*****
Тень от ветряка
Над виноградником кружит.
Тайная тоска
Над сердцем ворожит.
Снова темный круг
Сомкнулся надо мной,
О, мой нежный друг,
Неумолимый мой!
В душной тишине
Ожесточенный треск цикад.
Ни тебе, ни мне,
Нам нет пути назад,—
Томный, знойный дух
Витает над землей...
О, мой страстный друг,
Неутолимый мой!
*****
С пустынь доносятся
Колокола.
По полю, по сердцу
Тень проплыла.
Час перед вечером
В тихом краю.
С деревцем встреченным
Я говорю.
Птичьему посвисту
Внемлет душа.
Так бы я по свету
Тихо прошла.
*****
Окиньте беглым, мимолетным взглядом
Мою ладонь:
Здесь две судьбы, одна с другою рядом,
Двойной огонь.
Двух жизней линии проходят остро,
Здесь "да" и "нет",—
Вот мой ответ, прелестный Калиостро,
Вот мой ответ.
Блеснут ли мне спасительные дали,
Пойду ль ко дну,—
Одну судьбу мою вы разгадали,
Но лишь одну.
*****
Вал морской отхлынет и прихлынет,
А река уплывает навеки.
Вот за что, только молодость минет,
Мы так любим печальные реки.
Страшный сон навязчиво мне снится:
Я иду. Путь уводит к безлюдью.
Пролетела полночная птица
И забилась под левою грудью.
Пусть меня положат здесь на отмель
Умирать, вспоминая часами
Обо всем, что Господь у нас отнял,
И о том, что мы отняли сами.
*****
Да, я одна. В час расставанья
Сиротство ты душе предрек.
Одна, как в первый день созданья
Во всей вселенной человек!
Но, что сулил ты в гневе суетном,
То суждено не мне одной,-
Не о сиротстве ль повествует нам
Признанья тех, кто чист душой.
И в том нет высшего, нет лучшего,
Кто раз, хотя бы раз, скорбя,
Не вздрогнул бы от строчки Тютчева*:
"Другому как понять тебя?"
*****
Даль стала дымно-сиреневой.
Облако в небе — как шлем.
Веслами воду не вспенивай:
Воли не надо,— зачем!
Там, у покинутых пристаней,
Клочья не наших ли воль?
Бедная, выплачь и выстони
Первых отчаяний боль.
Шлем — посмотри — вздумал вырасти,
Но, расплываясь, потух.
Мята ль цветет, иль от сырости
Этот щекочущий дух?
Вот притянуло нас к отмели,—
Слышишь, шуршат камыши?..
Много ль у нас люди отняли,
Если не взяли души?
*****
Как неуемный дятел
Долбит упорный ствол,
Одно воспоминанье
Просверливает дух.
Вот все, что я утратил:
Цветами убран стол,
Знакомое дыханье
Напрасно ловит слух.
Усталою походкой
В иное бытие
От доброго и злого
Ты перешел навек.
Твой голос помню кроткий
И каждое мое
Неласковое слово,
Печальный человек.
*****
Прекрасная пора была!
Мне шел двадцатый год.
Алмазною параболой
взвивался водомет.
Пушок валился с тополя,
и с самого утра
вокруг фонтана топала
в аллее детвора,
и мир был необъятнее,
и небо голубей,
и в небо голубятники
пускали голубей...
И жизнь не больше весила,
чем тополевый пух,-
и страшно так и весело
захватывало дух!
*****
Я видел вечер твой. Он был прекрасен.
Тютчев
Как пламень в голубом стекле лампады,
В обворожительном плену прохлады,
Преображенной жизнию дыша,
Задумчиво горит твоя душа.
Но знаю,— оттого твой взгляд так светел,
Что был твой путь страстной — огонь и пепел:
Тем строже ночь, чем ярче был закат.
И не о том ли сердцу говорят
Замедленность твоей усталой речи,
И эти оплывающие плечи,
И эта — Боже, как она легка!—
Почти что невесомая рука.
*****
"Будем счастливы во что бы то ни стало..."
Да, мой друг, мне счастье стало в жизнь!
Вот уже смертельная усталость
И глаза, и душу мне смежит.
Вот уж, не бунтуя, не противясь,
Слышу я, как сердце бьет отбой,
Я слабею, и слабеет привязь,
Крепко нас вязавшая с тобой.
Вот уж ветер вольно веет выше, выше,
Все в цвету, и тихо все вокруг,—
До свиданья, друг мой! Ты не слышишь?
Я с тобой прощаюсь, дальний друг.
Август навеял...
У августа есть странные привычки-
Играть дождями в солнечные дни;
И в изумруд раскрашивая речки,
По вечерам в полях сжигать костры.
И каждый лист ещё зелёных веток,
И каждая травинка-колосок -
Ещё наивно верят в это лето,
И август дарит им последний вздох...
Анели-Рлн
Простодушными астрами
Декорируя розы,
Лето катится августом,
Словно поезд к откосу,
Чтоб обрушиться в будущем
Звёздным ливнем упругим
В листопады грядущие,
В белоснежные вьюги.
Снова холод пророчится
Среди летнего зноя...
До чего ж мне не хочется
Расставаться с тобою,
Моё лето, короткое,
Будто миг вдохновения.
Ну, куда ты торопишься?
Задержись на мгновение!
Всё, что пишется, начисто,
Каждый день, как причастье...
Право, что за дурачество:
Отцвести в одночасье!
Перелётными птицами
В путь – не рано ли - веером -
Над ромашек ресницами,
Над озерами вереска?
Придержи свою конницу
Дней горячих и спешных,
Пусть задумчиво клонится
Иван-чай поседевший,
Ещё столько намечено!
И, не ведая горя,
Смотрит в небо доверчиво
Синеокий цикорий.
*****
Травы сочные скошены
И засохли давно.
Вот и август непрошенный
Стукнул шишкой в окно.
Дрогнул дом каравеллою:
Ветер выплеснул в сад
Ослепительно белые
Легких штор паруса.
Ходят тучи угрозою,
Меж собой не в ладу,
И грядущими грозами
Пахнет воздух в саду.
А оркестр кузнечиков,
Внемля грозной молве,
Отменил нынче вечером
Все концерты в траве,
Позачехлили скрипочки…
И всю ночь под окном
Ходит дождик на цыпочках,
Охраняя наш дом.
*****
Поворожи, чтоб нАдолго
Хватило теплых дней!
В лугах шаманят таволга
И царственный кипрей.
Ах, как же сладко пахнет там
Вся эта красота,
И небеса распахнуты,
Как райские врата.
Над донником, над кашкою,
Кокетливы слегка,
Плывут, плывут барашками
Малютки-облака.
Так свеж кустов жасминовых
И аромат и цвет,
Как ангелы невинные
Они нам машут вслед.
Цветущая, победная
Раскинулась земля,
Как будто нет запрета нам
Опять начать с нуля,
Как будто неудачи ты
Не ведал виражи,
Как будто только начаты
Судьба, дорога, жизнь...
*****
Ну, что же, подводи итоги
В который раз, который год,
Покуда осень на пороге
Стоит, прищурившись, и ждет
Каких-то новых откровений,
Пронзительных и точных слов,
И вороха стихотворений
Про «жизнь, и слезы, и любовь».
Да ладно, осень, Бога ради!
Мое бесхитростно житье.
Гляжу, как щедро листопадит
Хозяйство пестрое твое.
Пока еще вершит круженье
Жар солнца летнего в крови,
И жизнь, и слезы, и волненья,
Вращаются вокруг любви.
Все это, право же, не ново…
Давай-ка лучше помолчим,
Рука к руке с листом кленовым
Бродя по паркам золотым.
Елена Лазаревна Дымарская
(24 апреля 1947-12 августа 2013)
Вечер. Яблоки литые
Освещают черный сад,
Точно серьги золотые,
На ветвях они висят.
Час стремительного танца
Листьев в вихрях ветровых,
Золоченого багрянца
Неба, озера, травы.
И чертят тревожно птицы
Над гнездом за кругом круг,
То ли в дом им возвратиться,
То ли тронуться на юг.
Медленно темнеют ночи,
Еще полные тепла.
Лето больше ждать не хочет,
Но и осень не пришла.
1953
Варлам Шаламов
Незабудка-ясное солнышко, спасибо за стихи!
Альбина, спасибо за добавки!
Софья Парнок и Марина Цветаева-тема очень сложная и противоречивая, тут важно понять и не рубить с плеча.
Серебряный Век-у известных и талантливых-свои причуды, не нам это все судить)))
Множество материала по это теме,иногда диаметрально противоположного.
Спасибо обеим-Незабудке и Альбине
Татьяна, спасибо!
Я испугалась, вроде, не рубила, не судила... Я вообще в их чувства не вникаю. Не моё время, не мои ботинки. Просто стараюсь найти те вещи, что понятны моему маленькому восприятию. Остальное не трогаю. Зачем искать то, чего, хоть тресни, не видишь. Первые два стихотворения Парнок понравились, пошла искать другие, а потом и биографию. У нас, кажется, её нет, выложила. Стихи выбрала те, что дают мне видение картинки.
Может, со временем добавишь то, что по-научному всё разложит по полочкам.
Надеюсь, автору не будет обидно за такую память.
Все бегом, все наспех, все урывками-
Альбина,забыла тебя поблагодарить за Шаламова Варлама Тихоновича!!
Попутно немного о Шаламове...
Этот необыкновенный человек, автор знаменитых Колымских рассказов,был репрессирован,но не потерял веру в жизнь и высшую справедливость.
"Стихи-это боль и защита от боли"-писал он
В документально-философской прозе («Колымские рассказы», 1979; в СССР в основном опубликованы в 1988-90) и стихах (сборник «Огниво», 1961, «Дорога и судьба», 1967, «Московские облака», 1972) выразил многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима.
....
Так вот и хожу...
Так вот и хожу –
На вершок от смерти.
Жизнь свою ношу
В синеньком конверте.
То письмо давно
С осени готово.
В нём всегда одно
Маленькое слово.
Может, потому
И не умираю,
Что тому письму
Адреса
не знаю....
И наливные "яблочки с серьгами, точно золотыми"-неожиданно,красиво и очень приятно у Шаламова!
Сейчас прочитала... Понравилось -
На белых пастбищах страниц,
Средь запятых и многоточий
Бредут, не ведая границ,
Стада задумчивые строчек.
Все, что сбылось в иных мирах
Оставит след неизгладимый,
Сорвавшись с кончика пера
В бездонность чистого листа,
Чтоб стать проявленным и зримым…
Инна Винель
Последняя страничка Лета… Тебя читаю с грустью
тайной… Вдруг между строк найду ответ я, Что
Осень вовсе не случайна. Чтоб Лето не вошло в
привычку, Чтоб не приелась его прелесть,
Нам предстоит открыть страничку … в
осенний день, где листьев шелест… …где нас
накроет (не напрасно), Сонливостью и непогодой…
Они даны нам для контраста, Ведь всё продумано природой.
Наталья Радолина