В советское время Крымский мост уже строили.И по нему ходили поезда.
В советское время Крымский мост уже строили. И по нему ходили поезда
Мало, кто знает, что Крымский мост, открытый в этом году для автомобильного движения, далеко не первый в истории. В советское время мост уже строили и открывали для поездов… Правда просуществовал он недолго.
Крымский мост соединил Кубань с Керчью в этом году. Его открыли перед летним сезоном для автомобильного движения. Поезда по мосту пойдут не позже конца 2019 года.
Новый Крымский мост
От немецкого к советскому мосту
О том, как долго витала в воздухе идея строительства моста (с дореволюционных времен) сказано много, но мало, кто помнит, что один мост уже был. Его построили в годы Великой Отечественной войны. Строить начала немцы.
Весной 1943 года Гитлер отдал приказ начать строительство автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив. Переправа была нужна для осуществления планов фашистов по вторжению в Иран через Кавказ. Немцы даже завезли материалы и успели соорудить временную канатную дорогу.
«Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство пятикилометрового моста через Керченский пролив, – вспоминал министр вооружений 3-го рейха Альберт Шпеер. – Здесь мы построили подвесную дорогу, которая была пущена 14 июня (1943 года) и доставляла каждый день тысячу тонн груза. Однако Гитлер не отказался от своего плана прорыва в Персию через Кавказ. Работы велись непрерывно, и относительно них, начиная с зимы 1943 года, одно за другим поступали указания».
Но наступление Красной армии не позволило германским войскам завершить начатое. Канатку и начатый мост они местами взорвали, местами демонтировали.
«Проект 2К»
На освобожденной территории уже советская сторона решила продолжить начатое. Канатка была быстро восстановлена – она была необходима для поддержки наступления. А 25 января 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве железнодорожного моста через пролив. Завершить его требовалось в рекордные сроки – за полгода, до середины июля.
Это проект был зашифрован под аббревиатурой «2К» – скорее всего, от первых букв в словах «Крым» и «Кавказ». Место для перехода выбрали между косой Чушка и восточным мысом Керченского полуострова. Там же, где сейчас построили новый мост.
Но в сроки тогда не уложились. Первый поезд от станции Крым до станции Кавказ проехал лишь 3 ноября к очередной годовщине Великого Октября.
Вот как вспоминал поездку по мосту один из участников проекта архитектор Борис Надежин:
«По окончании строительства я уезжал в Москву через Краснодар и с понятным нетерпением ждал переправы через пролив. Не на понтоне, катере или мотоботе, а в поезде по железнодорожному мосту! Я не знал тогда, что это исключительный случай, что повторить его будет невозможно... Переехали путепровод, значит, сейчас, сейчас мост... Сразу исчезло все. За окном черная тьма. Но внизу под вагоном, чуть видимые в отсветах паровозной топки, лениво катятся в темноту волны. По мосту едем долго. Звук пневматических молотков, на минуту в окне свет, видны конструкции ферм, люди на них заканчивают клепку разводного пролета. И опять тихо, темно, одни волны внизу. Кончился мост...»
Рабочие не успели построить защиту ото льда. В результате случилось страшное. Принесенный течением лед начал деформировать опоры моста, к 18 февраля 1945 года было разрушено 32 опоры, пролеты упали в море. Через неделю было повреждено уже 42 опоры. Помочь разбомбить лед было некому. Ледоколов на Черноморском флоте отродясь не бывало. Бомбардировщики были нужнее в другом месте (конец зимы 1945-го).
Кстати, за несколько дней до разрушения по мосту проследовал поезд советской делегации, который возвращался с Ялтинской конференции, закончившейся 11 февраля. Они проскочить успели.
В результате власти решили, что восстанавливать мост себе дороже. Для военных нужд он уже не был нужен, а в мирное время целесообразнее было организовать паромную переправу. Остатки опор еще долгие годы мешали судоходству.