Вадим Гиппенрейтер-величайший фотограф-пейзажист СССР и России.
Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер по праву считается легендой отечественной пейзажной фотографии. Каждый его снимок рассказывает о любви человека к родным землям и очарованию нетронутой природы. Сегодня в нашем материале мы расскажем о жизни этого выдающегося пейзажиста и его необычном отношении к фотографии.
Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер родился 22 апреля 1917 года на берегу Москва-реки в деревне Потылиха, где он и вырос. «Первые детские воспоминания — лыжи. И только потом, как мне сейчас кажется, я научился ходить», — делился фотограф. Всю свою юность Вадим Гиппенрейтер увлекался и профессионально занимался горными лыжами, и уже в 20 лет он стал чемпионом Советского Союза по слалому.
Однако лыжи были не единственным увлечением будущей легенды. По словам Гиппенрейтера, ещё в 30-х годах в каждой интеллигентной семье была фототехника. Более того, отчим Вадима Гиппенрейтера был инженер-конструктором, который самостоятельно создавал фотоаппараты. Любопытство и интерес мальчика к самодельной камере в корпусе из красного дерева в результате привили ему любовь к фотографии и вскоре переросли в профессиональный навык. Именно с этим фотоаппаратом он работал чаще всего: «Снимаю деревянной камерой. Она легче и удобнее современных металлических. Но старый деревянный корпус оснащен самой современной оптикой и пленкой».
После Великой Отечественной войны Гиппенрейтер решает отучиться на скульптора и поступает в Московский художественный институт им. Сурикова. Уже на последних курсах он серьёзно занимается фотографией. Сначала он снимал спортивные соревнования, а затем его сердце покоряет пейзажная фотография. Вскоре работы Гиппенрейтера появляются в крупных изданиях СССР:
«Прежде мои пейзажные фотографии требовались как иллюстрации на тему „Широка страна моя родная“ в альбомы к партсъездам, чтобы разбавлять портреты генсеков. Постепенно просветы в этом мраке увеличивались. Журнал „Смена“ печатал очерки о временах года. Пейзажи публиковали в журналах „Вокруг света“ и „Советский Союз“, который распространялся за рубежом», — рассказывал фотограф о начале своего творческого пути.
На вопрос, почему объектом его кадров всегда была именно природа, Гиппенрейтер отвечал: «Снимаю природу, потому что по своему восприятию я — биолог. Большую часть жизни прожил под открытым небом, в Москве — наездами. С ранних лет бродил и ночевал в лесу, в непогоду разводил костры, встречал рассветы у реки. Ожидая пробуждения рыб, гипнотизировал поплавок удочки, едва видный в предрассветном тумане».
Потому все его работы завораживают, ведь Вадим Гиппенрейтер запечатлевал истинную красоту и мощь природы. Фотограф считал, что каждое время года обладает «своей тональностью, настроением»: «Перемены в природе порождают разные чувства, и эти перемены должна передавать фотография».
Гиппенрейтер работал постоянно и по утверждению самого творца его фотография связана с защитой природы: «Снимаю то, что мне близко, к чему имею собственное отношение: нетронутую, без телеграфных столбов и заводских труб, природу. Стремлюсь в места, куда нельзя проехать на машине. ... Собираю „свою“ заповедную Россию: нетронутую природу, памятники архитектуры XII-XVIII веков, органично вписанные в окружающий ландшафт. Вершина русского искусства — древние иконы и фрески».
Действительно, Гиппенрейтер задокументировал самобытную дикую Россию, её величие, многогранность. А цветовая гамма работ фотографа поражает зрителя с первого взгляда.
«Фотография — это не искусство. Это констатация факта. Художник создает свои объекты, фотограф — фиксирует существующие. Единственное, чем можно как-то оживить фотографию — это своим собственным к ней отношением», — именно так в 2010 году Вадим Гиппенрейтер выразил своё отношение к фотографии в интервью для журнала «Российское фото».
Не дожив до своего столетия, легенда отечественной пейзажной фотографии Вадим Гиппенрейтер скончался в 2016 году в Москве.
Олег, спасибо! Хорошая статья и подбор фотографий понравился.
Спсб. Продолжайте тему. Класс