Валерий Ободзинский. Эти глаза напротив...
В 60–70-х годах Валерий Ободзинский был одним из самых популярных певцов Советского Союза. Он ворвался на эстрадный Олимп, оставив далеко позади признанных корифеев советской песни - Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Вадима Мулермана, Юрия Гуляева. Его песни "Эти глаза напротив", "Восточная песня", "Колдовство" помнят и любят до сих пор. Валерий Ободзинский не просто пел про любовь. Он её проповедовал...
Валерий Владимирович Ободзинский родился 24 января 1942 года в Одессе на Малой Арнаутской улице (ул. Петра Великого). Это было время, когда фашисты уже оккупировали город и установили там свои порядки. Поэтому уже через полтора года после рождения мальчик едва не погиб. Его 5-летний дядя умудрился украсть у немецкого офицера колбасу и съесть её в один присест. Немца это так взбесило, что он выхватил из кобуры свой "вальтер" и приказал воришке и его полуторагодовалому племяннику встать к стенке. На счастье, здесь же оказалась бабушка нашего героя Домна Кузминична. Она бросилась в ноги к немцу и буквально стала целовать ему сапоги. Это и спасло мальчишек от смерти. Еще несколько минут поиграв пистолетом, немец успокоился, прорычал привычное "швайн" и пошел прочь.
1949 год. Голодное и нелёгкое время. Валера пошёл в школу. Учился неважно. Сам, про себя он говорил, что воспитание и образование у него было уличное: рос в среде воров и карманников, но любил этих пацанов и они отвечали ему тем же. Тогда у всех у них были клички. "Цуна" - так звали Валеру его дружки. Позже,вспоминая, он говорил о них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов. Он говорил, что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывть так, что их можно было слушать часами. Такими же умелыми рассказчиками с неподражаемым чувством юмора были и его родители. Особенно отец, который всегда был душой компании.
Валера пел с самого детства. Он пел везде. Освоив немного гитару, немного контрабас, он пел на одесских пляжах, в парадных. Он пел, а его дружки в это время "чистили" карманы публики. Как он сам говорил, шутя, каждый занимался своим делом. "Заработанное" делили пополам. Ободзинский не имел музыкального образования. Он никогда не учился музыке и не знал нот, но обладал абсолютным музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальш. Валерий - певец самоучка. О себе он говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя, свою творческую индивидуальность. Ещё он говорил, что гениями не рождаются. О своём творческом пути говорил так: "Я из простой семьи, и помогать мне было не кому, я сам шёл к цели". И путь его был не из лёгких, но благодаря врождённому чувству юмора, страстному желанию, и бесконечной любви к песне, он добился того, чего хотел. В свои юные годы, прежде, чем полностью посвятить себя искусству, Ободзинский работал кочегаром, "тянул" пружины на матрасах, а также немного проработал в артели, делая замочки для мебели. Он с юмором рассказывал о тех временах: "У меня был интересный, сложный процесс". Началом, его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе "Адмирал Нахимов", куда его взяли сразу после первого прослушивания. Затем он стал солистом Костромской филармонии. Руководителями в то время были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель Валерий Иванович. Позже они стали друзьями, и относились к Валерию как к сыну. Затем Ободзинский работал от Томской филармонии, объездив с концертами всю Сибирь, а затем и всю Россию.
1967 год. Начало работы в оркестре Олега Лундстрема. Известность и народная любовь пришли к нему именно в эти годы, Ободзинский по праву считал себя выходцем из этого знаменитого оркестра. Первая песня родилась на гастролях в Болгарии и сразу стала популярной. Там Валерий познакомился с композитором Борисом Карадимчевым, который написал песню "Луна на солнечном берегу" и подарил её Ободзинскому. В Москве поэт Онегин Гаджикасимов сделал перевод, и песню записали на фирме "Мелодия". Потом она зазвучала на радио. Затем начали появляться шлягеры один за другим - знакомство с поэтом оказалось очень плодотворным. Позже, в сотрудничестве с Давидом Тухмановым родилась знаменитая "Восточная песня", которая также сразу стала очень популярной и продолжает пользоваться популярностью и по сей день. После песни "Я у моря рождён" Ободзинского стали считать певцом моря.
Работа солистом-вокалистом у Олега Лундстрема проходила отдельным номером, наряду с другими артистами, такими как Алла Пугачёва, Айна Балынь, Дмитрий Ромашков, Нина Бродская, Раиса Неменова. Позже, в Донецкой Филармонии, сделав сольную программу и организовав свой коллектив, один из которых назывался "Верные друзья", он параллельно продолжал работать с Олегом Лундстремом, но уже пел всё 2-е отделение. Затем Валерий выступал вместе с коллективом под управлением Игоря Петренко. Каждый год на белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на самых центральных площадках города. Билеты на его концерт невозможно было достать. Традиционны были концерты в Свердловске и его объявление в начале выступления, что это Свердловск - родина его жены Нелли. Это была отправная точка его турне по Сибири. Солист Росконцерта, Москонцерта, Донецкой, Томской, Костромской, Чечено-ингушской филармоний, он часто выступал с концертами на стадионах. Единственным певцом, который мог конкурировать с Ободзинским, был Муслим Магомаев.
Валерий шёл впереди своего времени. Позже он говорил, что возраст для певца не имеет значение, главное идти в ногу со временем, не отставать. Ещё он говорил, что нет "глупой" публики, всё зависит от исполнителя. Благодаря неустанному поиску, он нашёл свою творческую индивидуальность, неповторимость.
Впечатляет список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Давид Тухманов, Леонид Дербенёв, Михаил Пляцковский, Онегин Гаджикасимов, Николай Добронравов, Александр Флярковский, Никита Богословский, Александр Зацепин, Игорь Шаферан, Игорь Кохановский и многие другие. И, несмотря на всенародную любовь, певец долго не мог получить никакого звания. Заслуженным артистом Марийской АССР он стал после 2-месячной бесплатной работы - турне по республике. Он выступал в деревнях, сёлах, колхозах, совхозах, на фермах, на свинофермах, и даже в коровниках.
Долгие годы Ободзинскому приходилось снимать квартиру в Москве. В 1969 году он получил московскую прописку и сразу вступил в строящийся кооператив, а в январе 1970 года он со своей первой женой въехали в новую 3-х комнатную квартиру. В связи с этим, в мае его вызвали в КГБ и устроили перекрёстный допрос, продержав певца весь день.
Валерий не был похож на певцов своего времени. Власти не одобряли манеру певца, выбор репертуара. Говорили, что он поёт не по-советски. Считали его слащавым, не серьёзным певцом, поэтому его не допускали на телевидение. Но народная любовь свидетельствовала об обратном. Каждый концерт - аншлаг. Ободзинский работал на износ, был очень жёстким в работе, требовательным к себе и к другим. Он давал по 6-7 концертов в день, часто на разных площадках, а однажды отработав 10 концертов он был близок к нервному и физическому истощению.
С ростом популярности его всё чаще критиковали в официальных изданиях. Не нравилось, что Ободзинский поёт о любви, причём о любви не к партии и не к советской власти, так ещё и ведёт себя на сцене слишком уж по-западному, то есть раскованно. В 1971 году концерт Ободзинского посетил министр культуры РСФСР Попов. Его возмущению не было предела: "И это называется советский певец! Я такого западничества не потерплю!" Тут же соответствующим инстанциям было дано распоряжение ни в коем случае не разрешать концерты Ободзинского в пределах Российской Федерации.
Длился этот запрет около года, пока в дело не вмешался заведующий Отделом культуры ЦК КПСС Шауро, которому нравилось творчество Валерия. Вскоре Ободзинский вновь стал "въездным" в Россию. И всё же недоброжелателей у певца было гораздо больше, чем друзей. Начальник горуправления культуры Москвы, узнав, что в Театре эстрады в течение месяца будет выступать Ободзинский, позвонил директору и потребовал сократить концерты до недели. "Столько концертов у нас даже Райкин не дает! А тут какой-то Ободзинский с пошлым репертуаром!"- гремел в трубке голос разгневанного чиновника. Негативно относилась к певцу и министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Ободзинский - певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не подстраивался ни под время, ни под требования властей. И это, естественно, давало негатичные результаты: наверху его не жаловали, было закрыто телевидение, резали выпуск грампластинок. Но несмотря ни на что, он пел то, что ему нравилось, пел сердцем, душой, смело брался как за советский, так и за зарубежный материал.
В конце жизни Валерий Владимирович пережил кризис, творческий апокалипсис. В этот период он вообще не пел. Его перестали интересовать слава, деньги, песни. Последние несколько лет он жил у поклонницы его таланта Анны Есениной. Анна помогла ему выпустить несколько дисков. Один из них на стихи и музыку Александра Вертинского в современной аранжировке. Идея создания этого диска родилась из увлечения творчеством Вертинского. Ободзинский интересовался биографией артиста, изучая его жизнь, проводя аналогию со своей жизнью.
В последние годы жизни Валерий Ободзинский возобновил гастрольную деятельность, дал несколько концертов в разных городах России. В своём последнем выступлении потелевидению в программе "Золотой шлягер" Валерий Владимирович сказал: "Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски… Прошло время".
В сентябре 1994 года в концертном зале "Россия" состоялось первое, после семилетнего перерыва, выступление Ободзинского. Был аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами. Никто не мог поверить в то, что человек, прошедший через пьянство и наркотики, сумел сохранить в чистоте свой голос.
Умер певец 26 апреля 1997 года. Ему было всего 55 лет. Панихида состоялась в Центральном доме работников искусств. Проститься с Ободзинским пришло около 300 человек, в том числе и коллеги покойного: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Альберт Асадуллин...
Анна Есенина: "На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда - с небес".
Валерий Ободзинский похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Во время отпевания в храме священник сказал: "Умереть так, как он, мечтает каждый священнослужитель - он умер под Пасху. А это значит, что с него сняты все грехи".
|
Спасибо Олег за красивый и проникновенный рассказ, за песни, все они часть нашей юности, нашей истории ( и кто бы что не говорил...).
Роскошно! Я аж захлебнулась от счастья послушать и скачать Ободзинского в таком великолепном качестве звучания! А некоторые песни вообще слышу впервые... Спасибо Вам большое, Олег!!!
Олег, спасибо. Очень интересно было узнать много нового о певце. А какие песни шикарные. Огромное спасибо тебе.
Вот было бы полное счастье, если бы Добрынинская Прощай вдруг нашлась!!!
ОЛЕГ,СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ,Я В ЭТОТ СВЯТОЙ ВЕЧЕР ПОЛУЧИЛА ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЕСЕН ЛЮБИМОГО ПЕВЦА!ДАЙ ВАМ БОГ В ЖИЗНИ ВСЕГО САМОГО НАИЛУЧШЕГО!МОЯ БЛАГОДАРНОСТЬ БЕЗГРАНИЧНА!БЛАГОДАРЮ!
Да, в 60 годах и частично в 70-х, Валерий Ободзинский был кумиром Молодежи, в особенности Девчат, поскольку его высокий голос, лиричность и романтичность Песен, особый психологический Настрой, Нега, создаваемый его песнями, заставляла Девчат просто плыть по волнам его Пения, поскольку оно Обволакивало и Завораживало. Ни одна вечеринка не обходилась без его песен, это была целая Эпоха! На его концерты было нелегко попасть, а по высоте голоса в СССР с ним мог сравниться только, пожалуй, Полад Бюль, Бюль Оглы! Поэтому Ободзинский - это прекрасное пение, отточенный вокал, это особое Настроение, Лирика и Романтизм! Светлая ему Память, свидетельством чего является и эта страничка, таких Людей забывать нельзя, поэтому спасибо, Олег! Слушайте Ободзинского и Вам прибудет!
Сегодня весь день хочется слушать Обоздинского, спасибо Вам, добрый человек, что собрали тут так много прекрасного, утащу себе.