Вальпургиева ночь.... слетались ведьмы на шабаш...
Вальпургиева ночь.... слетались ведьмы на шабаш...
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/36/
© Calend.ru
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/36/
© Calend.ru
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/36/
© Calend.ru
Вальпургиева ночь отмечается ночью с 30 апреля на 1 мая
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является главной ночью пиршества ведьм. Ведьмы садились на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках иоргиях.
Вальпургиева ночь отмечается ночью с 30 апреля на 1 мая
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является главной ночью пиршества ведьм. Ведьмы садились на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках иоргиях.
Вдоль стен скалистых Тойфельсмаэр,
Летят они – на помеле,
На шабаш – ночью первомая,
Где вновь – на каменном столе,
Опять – без соли и без хлеба,
Вкушают яства и плоды,
В убранстве сумрачного неба,
В потоках огненной воды
Пируют демоны и ведьмы,
И пьют вино из черепов,
Гремят копыта звонкой медью,
О скалы топотом подков,
И в пляске бешеной вновь кружат,
При свете факелов – в ночи,
И жарко им – ночною стужей,
Как у растопленной печи
И на вершине плоской Броккен
Шалеют ведьмы до утра,
Но вот, уже устали ноги,
И расставаться им пора,
Хоть мрак рассеяться не хочет,
Но вот, идёт уже восход,
И вновь – Вальпургиевой ночи
Им ждать придётся целый год…
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века.Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста…
На Руси ведьма – один из персонажей мифологии славян. Сам термин «ведовство» и слово «ведьма» происходят от славянского глагола «ведать» – знать. Другими словами, ведьма могла знать и творить плохое или хорошее в большей степени, чем все…
На Руси верили, что ведьмы сильнее всего в полнолуние, грозовые ночи и в канун больших праздников, особенно Ивана Купалы. Опасны ведьмы также на Юрьев день, Пасху, Троицу, Рождество.
На Украине верят, что ведьмы и прочая нечисть слетаются в ночь, наподобие Вальпургиевой, в Киев, на Лысую гору. В других местах – что шабаши происходят на перекрестках, полевых межах, в рощах на старых деревьях. Ведьма перемещается по воздуху на помеле, кочерге, метле, хлебной лопате или на березовой палке. Также считается, что символами ведьмы и колдовства, являются волк, черная кошка, крыса, черный ворон и т.п.
Что касается оберегов, символов, иных орудий против нечистой силы, то на Руси и это имелось. В книге В.И. Даля «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа» мы можем прочесть о следующих символах и способах борьбы с нечистой силой:
«Крест. Кресты ставят в избах, над окнами, над воротами, на разных местах… носят жители на шеях, начиная с детства до – смерти; такое распятие на груди иногда называют чертогоном. Крест с кружком налепляют на праздничном или свадебном пироге… крестом ограждают себя в различных случаях…
Талисманы. Они зашиваются в тряпках, в мешочках… даются родителями детям, талисманы эти будто бы ограждают от всякой порчи…
Пояс. Он считается и теперь священным предметом и талисманом против нечистой силы…
Головня. Головня и теперь, по верованию жителей, имеет силу против дьявола. Ее носят по полям пред посевом хлебов. Головнею очертываются при гаданиях на расстаньях; черти не могут перейти черты круга.
Пастушеская палка. Она и теперь имеет то значение, что если перебросить ее через скотину – она не будет уходить от дому далеко, куда уводит леший».
Далее в тексте упоминаются иконы, молния, звон колоколов, пение петуха, то есть те знаки и символы, которые помогают против нечистой силы.
Пожалуй, везде и всегда общество неоднозначно относилось к ведьмам, – их боялись, но к ним и обращались за помощью в попытке решить какие-то житейские проблемы.
Главная причина борьбы с ведьмами такова: по сути своей и слет ведьм на шабаше, и каждая отдельно взятая ведьма представляли собой своего рода «антицерковь» со своим культом. Получился своего рода «противовес» официальной церкви, поскольку каждая женщина, которую обвиняли в ведовстве, являлась на самом деле основной носительницей народных традиций культуры. А как показывает история, у любой официальной церкви во все времена был соблазн разрушить, или подчинить себе традиционную культуру. Нельзя отрицать тот исторический факт, что и в Европе, и на Руси такая новая религия, как христианство, поначалу оказалась совершенно чуждой для старых народных традиций и верований, корни которых были чрезвычайно глубоки…
Ведьмы… или колдуньи ....Это с какой стороны посмотреть.О них знали с давних времен… когда еще мир магии и мир людей был един
Их убивали. Их боялись .Их звали на помощь. Их проклинали.
Сейчас все изменилось .Простые люди не верят в них.
Ничто не изменилось .Их обходят строной. Их все еще боятся.
Сейчас не пылают костры. Сейчас не сжигают ведьм. Но пламя ненависти горит в сердцах и и полыхают пламенем глаза.
Все изменилось . Все по старому.
В окно сквозь мутное стекло
Пробрался луч бесстрашный,
И пламя лунное стекло
В топазовую чашу.
Кинжала рукоять — как крест
В серебряном покое;
И из людей окрестных мест
Никто не знает, кто я…
Я — ведьма, ведьма, дочь Луны,
На крыльях нетопыря -
Вам посылаю сны,
Топаз — змеиные глаза,
Да чаша — лунная слеза!
Неспешно жилу отворю
Я лезвием блестящим.
Три капли крови растворю
В ночном вине кипящем.
Могущество бурлит во мне,
Я — демон в сердце ночи!
И саламандрою в огне
Душа моя хохочет!
Я — ведьма, я теней игра,
Невеста пламени костра,
Всегда беспечно на краю
Над гиблой пропастью стою!
Моих заклятий терпкий яд
Плащом клубится смутным.
Вокруг запястия змея
Лежит браслетом лунным….
Вы ведьму ищете? Сюда!
-Ах, глупость и безумье
— Ловить колдунью в час, когда
В ней сила полнолунья!
Я — ведьма, танец колдовской,
Я — чары темноты ночной,
Гекаты горький поцелуй…
Танцуй, о Ночь! Луна, колдуй!
Я — сеть болотных огоньков,
Дурман цветов вечерних,
Травой поднявшаяся кровь,
Крыло теней неверных.
Пляшу на лезвии ножа
Над пропастью кромешной…
Пускай же ловлей миража
Себя глупцы потешат!
Я — ведьма, ведьма, дочь Луны,
На крыльях нетопыря — сны,
Топаз — змеиные глаза,
Да чаша — лунная слеза!
Ведьма
По булыжной мостовой ступая,
Глядя в бесконечный небосвод,
Женщина – такая молодая –
Точно к трону, шла на эшафот.
«Ведьма!» злобно ей толпа орала,
Впереди давно готов костер,
Но она людей не замечала,
Вспоминая жуткий приговор:
«Сжечь живьем. И пепла не оставить».
Ну, пусть жгут. Сгорит ведь только плоть.
К праху - прах, пускай.
Бессмертна память.
И души костру не побороть.
Кровью каждый шаг ее отмечен,
Но глаза бездонны и сухи.
Зря священник прямо в ухо шепчет:
«Исповедай, дочь моя, грехи,
И тогда они тебе простятся,
И шагнешь, очищенная, в рай…»
Ведьме ль ада пламени бояться?
Мимо губ – распятья острый край.
По ступенькам – вверх. Глазами – выше.
И – уже из пламени: «Проща-а-а-й!».
Ахнула – от мостовой до крыши –
Площадь.
Но один в толпе - смолчал.
Песня ведьмы
Небо в каплях крупных звёзд склонилось близко,
Полночь мягкая за плечи обняла,
И луна огромным льдяно-белым диском
В омуты зрачков глядит как в зеркала.
Отзывается мурашками по коже...
Ныне - час исчезнувших преград,
Ныне - час задуманному стать возможным,
Наступило время начинать обряд.
На восток - шепчу, вглядевшись
В горние врата небес,
Долю их глубин кромешных
Вдохом задержав в себе:
Воздух, ветер, трепет высей,
Выдуй, струи завихрив,
Хмарь сомнений прочь из мыслей,
Прочь из помыслов моих.
К югу - где костёр ярится,
Пасть ощерив на меня,
Я кричу вьюнам искристым,
Буйным языкам огня:
Пламень златошёрстый, дикий,
Пыл желания взорви,
Накали его до пика,
До кипения в крови!
К западу - живой, бегучей
Влаге, выплеснувшей гладь
Из витков речных излучин,
Я пою теченью в лад:
Водная стихия, волны,
Смой, нахлынувший поток,
Берега души заполнив,
Намуть страхов и тревог.
К северу - сквозь недра, спаи
Почвы, корневую вязь
Сердце тверди заклинаю,
Пальцами с травой сплетясь:
Мать-земля, мощь плодородья,
Силу преумножь мою:
От желаний - к яви, к плоти
И от воли - к бытию!
Слово произнесено -
Пусть исполнится оно.
Да свершится колдовство
Песнопенья моего.
Как союзны свет и мрак,
Я скажу - и будет так.
А нас бросали в подземелья
За то, что волосы белы,
Что колдовским назвали зелье,
Сердцам дарившее веселье,
И даже наши короли
За ним к нам под прикрытьем ночи шли
А утром к площади дворцовой
Опять везут одну из тех,
Что излечить могла бы словом,
Hо кровь струится по оковам,
Толпа не сдерживает злобный смех:
Идет любимейшая из потех.
Бог промолчал, смеется дьявол...
Что, сестры, остается нам?
В этой дрянной игре без правил
Одно спасенье рок оставил –
Плевать, что нет ни одного крыла:
Hет крыльев - ничего, сойдет метла
Забыл нас город, или помнит,
Как над испуганной толпой
Летели белой стаей в полночь,
И ввысь неслось: "Гроза, на помощь!
Спаси от стрел и от молитв укрой
Прости нас, Бог, мы больше не с тобой..."
Зовите шабашем – поминки
И в бедах всех вините нас,
Hо наших ли костров искринки
Сжигали жизнь по волосинке?
За всех, кому мы не смогли помочь,
Предъявит счет Вальпургиева ночь!
А нас бросали в подземелья
За то, что волосы белы,
Что отказались чахнуть в кельях,
Что гневу предпочли веселье,
За то, что в век доносов и чумы
Так ярки и красивы были мы...
Мне зачем-то связали руки
И котенка согнали с колен...
Слышу странно зловещие звуки...
Ударяется кровь в стенки вен...
Впереди вижу мокрые спины
И насмешливой рожи оскал:
"Ты очистишься! Нету причины,
Чтоб тебя вдруг огонь не принял.
Ты исчезнешь - мы пепел развеем,
Чтоб с тобою навек умерла
Непонятная эта идея –
Улететь, не имея крыла.
"Вижу бревна и постные лица
Возводящих прощальный помост.
Только звезды не будут глумиться
Над толпою, не знающей слез.
"Говорят, локон грешницы может
В жизни праведным счастье принесть..."
"Только бог душе этой поможет
Чистоту и спасенье обресть..."
"В чем вина моя, люди, скажите?
Я грешна, но за что же сжигать?"
"Ты ведь знаешь запретные песни
И без крыльев желаешь летать.
А без крыльев летают лишь ведьмы
По ночам, оседлав помело..."
"Нам еще лишь бревно одолеть бы,
И начнем, а то станет светло."
"Начинайте, чего же вы ждете?
Перед богов вас страх обуял?
О спасеньи души все печетесь,
А казнить - тоже бог наущал?!"
"Богохульствуешь! Факел, скорее!"
Прекратите мучения духа!"
Стойте, люди! Ведь каждый успеет
Умереть, а она не старуха.
Молода и глупа, и красива...
Пожалейте, спасите от зла.
Подарите ей жизнь прозорливо,
Чтобы праведность вновь обрела..."
"Все пустое, напраслина, грязь...
Я хочу улететь к этим звездам,
К ним отсюда всю жизнь я рвалась..."
"Время кончиться проклятым грезам.
Зажигайте, и чтоб ты спаслась!"
Ведьма
Темница. Тяжесть оков. Губы сохнут от жажды.
И в ведьму камень готов кинуть каждый.
Меня пытали всю ночь. Искали признанья.
Я - ведьма. И в их глазах мне нет оправданья.
За то, что я на метле летала нагою.
За то, что о мелочах болтала с Луною.
За то, что со мною звери ночные жили.
За песни мне костер у столба разложили.
И я горела. И ни один не жалел меня.
Я помню все. Я до сих пор сторонюсь огня.
В живительной тьме я была. Но вот я очнулась.
И вместе с летом на землю эту вернулась.
Теперь уже время не то. Но близка темница.
И в этом веке любовь - моя инквизиция.
Он шепчет "Да". Но ранит меня, исчезая.
Но вспомню все и вновь буду в небе нагая.
И звери, деревья и травы дружат со мною.
И я уже болтаю о нем с луною.
И снова я заварю приворотное зелье.
И снова я далека от монашеской кельи.
И я, вопреки всему, пою свои песни.
Пускай не навсегда, но мы будем вместе.
И папоротник вновь цветет кроваво-красный.
Природа мне силу дает. Я снова прекрасна
Мне мечталось - стану ведьмой,
Буду лунными ночами
В речку с хохотом кидаться,
Кровь сушить парням, иконы
В церкви задом наперед
Поворачивать к стене,
Да в лесу пугать прохожих,
Лунный свет в глаза бросая
Словно горсточку песка.
Будешь - буду!
Станешь - стану!
Вот и стала. Что с того?
Ночь туман с собой ведет,
Пар клубится над рекою,
Церкви крест ледяно-синий
Стынет в небе над погостом.
Что ж ты, ведьма, не хохочешь?
Кровь парням сушить хотела,
Да сама попалась, видно -
Люб один мне, как назло.
В лес придет - оберегаю,
Ветки-сучья раздвигаю,
Люту нечисть отгоняю -
Водяных и леших разных,
А сама прозрачной стала,
Зелены мои глаза...
Обратиться к богу - поздно.
Обратиться к черту - рано.
Лучше уж совсем истаять,
Обернув его собою,
Словно тонким лунным шарфом.
Ведьма, ведьма, что с тобою,
Ты ли это - не пойму...
Вот уж скоро и рассвет.
Помоги мне, лунный свет !
ЖРИЦЫ ДРЕВНИХ ЗНАНИЙ
Нам не увидеть райских кущ,
Суровы к нам святые лики.
Зажег в нас душу первый луч
В рассветном крике.
Нет, мы не воспеваем зло,
Но испокон молва нас судит.
Мы знаем, что уже прошло,
И то, что будет.
Что можем людям мы сказать:
Что в нас века не умирают?
Они не могут нас понять
И проклинают.
Горя удушливым огнем,
Сквозь смерть спокойно улыбнемся.
Вы победите - мы уйдем,
Но вновь вернемся.
Твой друг назвал меня принцессой,
А ты сказал, скрывая страх:
"Таких принцесс в старинных пьесах,
В конце,сжигали на кострах"
Я непонятно одеваюсь,
И очень медленно хожу,
И очень страшно улыбаюсь,
И дикий ужас навожу,
И взглядом обладаю странным,
И очень тихо говорю,
И вся в каких -то жутких тайнах
И часто в зеркало смотрю,
А дома-странные бутылки
Держу я не для красоты,
И в волосах моих опилки
Сухие листья и цветы.
А ночью под твоим окошком
Я пролетаю на метле,
А в полночь превращаюсь в кошку.
И Книгу Книг держу в столе,
И что бы я тебя не съела
Смотреть боишься мне в глаза...
Ах глупый просто я ….
Ведь просто я люблю тебя.
Нет! Я не ведьма…
Жду тебя, милый, тихонько мешая в котле
Зелье- не зелье… и ужин- не то, чтобы ужин.
Пробуй, любимый, не бойся,- бывало и хуже…
Что ты!- не кровь- это просто вино в хрустале!…
Я же не ведьма!.. ну… может быть только слегка,
В качестве хобби, не то, чтобы слишком серьезно…
Что ты, любимый, на стуле тревожно заерзал?
Да не волнуйся, ведь я не колдую… пока…
И не пинай под столом от досады кота!
Это во вред,- не ему, а тебе, между прочим,
Он добродушный, но когти давно уже точит,-
Видно, ему не по нраву твоя суета.
НЕТ! Я НЕ ВЕДЬМА! И это не череп в углу,-
Просто муляж,- завела, чтоб отпугивать вОров…
Все. Убегаю. Нет-нет,- не на Лысую гору!
Рано не жди. Я к подруге… Подай мне метлу.
Интересный пост, проникновенные стихи, очаровательные ведьмочки на фото)). Спасибки, Татьяна !
Ведьмочки ведьмочками, а ПЕРВОМАЙ-наступил
С Праздником, Танюша! С Весенним Праздником тебя!
За одни глаза тебя б сожгли на площади...:) Потому что это.... колдовство!
Ну и на сон грядущий-Юлечка Южелевская:)
За песенки-спасибо!Классно! За Южелевскую-Ведьма-спасибо!
Ну и мою из любимых у Юли Южелевской...
СПАСИБО!!
https://www.youtube.com/watch?v=C5_QS8372vA
Вальпургиева ночь — это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию, отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая. Название происходит от дня св. Вальпурги (Вальдбурги)
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Тысячи ведьм, колдунов и магов садились верхом на метлы и вилы и слетались на гору Броккен в горах Гарца или Харца , где проводили время в диких пирах, плясках и оргиях. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в эту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот. В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры. В деревнях изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п.
В 1527 году была публично сожжена на костре первая колдунья. В 1782 году в городе Гларус, Швейцария, от руки палача умерла последняя ведьма в Европе — Анна Гельди. Всего такая участь постигла более 100 тысяч европейских женщин.
Во многих странах Западной Европы в ночь с 30-го на 1-е отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. В кельтских странах примерно в это же время отмечался Белтейн, а в германских на первое мая принято водить хоровод вокруг Майского древа. Традиция существует также в Эстонии, Финляндии, Чехии.
Поверье это, выведенное также Гёте в 1-й части «Фауста», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.