- Васильев Павел Николаевич Дата рождения: 5 января 1910 года Дата смерти: 16 июля 1937 года
ОБРАЗЫ ЯРЫЕ, ОГНЕННЫЕ
Яростная, вулканическая, удивительно красочная поэзия Павла Васильева, нашего великого земляка, буквально взорвалась ярким метеором в литературе тридцатых годов. По признанию многих критиков и поэтов, Павел Николаевич был бесспорно звездой первой величины. Образно и очень точно сказал о нем литературовед Валентин Сорокин: "Он не вошел, а ворвался в поэзию, как влетел на разгоряченном коне..."
К сожалению, жизнь одного из самых талантливых и оригинальных русских поэтов оборвалась очень рано: в 26 лет от роду по ложному наговору недругов его арестовали, как врага народа, судили и расстреляли. И лишь 2 июля 1956 года "Приговор Военной Коллегии от 15 июля 1937 года в отношении Васильева П.Н. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело за отсутствием состава преступления прекращено". Только после этого произведения Павла Васильева открылись массовому читателю - во многом благодаря усилиям жены поэта Е. Вяловой-Васильевой и И. Тройскому. Одна за другой выходят и работы литературоведов о жизни и творчестве поэта. Большой вклад в это благородное дело внесли С. Черных, Г. Тюрин, П. Косенко, Е. Беленький П. Выходцев, Е. Туманский.
И вот недавно вышла в свет объемная книга писателя из Павлодара Сергея Шевченко "Будет вам помилование, люди..." Это, пожалуй, одна из самых значительных работ о Васильеве, приуроченная автором к юбилею выдающегося поэта. Как известно для писателя, создающего художественное произведение, важно показать не столько то, что было и как было, сколько то, почему все это было и что все это значит. Это бесспорная истина, о которой не раз говорил Лев Толстой, имеет прямое отношение к любому литературному творчеству. Но есть область словесности, где золотое правило приобретает особое значение, - это исследование творчества мастера. В художественном произведении все дается через картины, образы, характеры героев. Мысль автора бьется где-то подспудно, как зимой вода под ледяным панцирем реки. У критика же все на виду, он взламывает этот лед, чтобы воочию показать поток жизненной реки. Именно такой подход к исследованию богатейшего наследия нашего именитого земляка проявил Сергей Шевченко, и это заметно отличает его от предыдущих критиков. Автор назвал свою книгу повестью. Позволю себе не согласиться с ним. Это скорее повесть-исследование, и именно аналитическая часть главенствует, задает тон в произведении.
Задача стояла перед автором наитруднейшая. Перед ним высилась глыб» богатырской натуры, вулканического характера, сложнейшей личности - прекрасной, загадочной, ярой, непокорной, взрывной. Да, это был певец могучего взлета, титанической духовной и физической силы. Откуда он такой? Какими соками земли напитан? Поэтов во все времена появляется немало, многие из них от рождения талантливы, однако в Есенины, Лермонтовы и Пушкины выходят единицы. Другие сбиваются на мелководье, перепевают спетое, а то и просто вяжут милые дневниковые кружева.
Павел Васильев из ряда самых высоких поэтических потоков. Причем, с первых своих эпических произведений. Появление его можно сравнить с извержением вулканической лавы. Энергия этой литературной лавы потрясала валуны устоявшихся традиций, формы обкатанных жанров; огонь катящейся поэтической стихии слизывал присохшие кустарники освоенных сюжетных ходов, привычной образности. У дерзкого, горячего юноши все было внове:
В черном небе волчья проседь,
И пошел буран в бега,
Будто кто с размаха косит
И в стога гребет снега.
Сергей Шевченко, исследуя биографию и творчество поэта, пласт за пластом вскрывает благотворную питательную среду его таланта, его художественной стихии. Тщательная систематизация документов эпохи сочетается у автора с анализом поэм и стихов, мужественной и красочной музы мастера.
`По большому... счету, - пишет автор, - на личность гениального юноши свое неизгладимое "тавро" наложила природа края и тот особый менталитет.., который был свойственен потомкам кондотьеров, первопроходцев, ссыльных, усваивавших в немалой степени и обычаи степняков". Да, Павел Васильев родился 23 декабря 1909 году в Зайсане, где и прошло все его детство. Отец работал преподавателем местного училища. В летнюю пору он вместе с сыном часто бывал на озере, на высокогорных жайляу. Бурные ручьи, белыми жгутами летящие вниз в узких скалистых ущельях, пышный разлив зеленых лугов, уляпанных желтыми, белыми и алыми пятнами цветов, темные пики могучих елей, вонзенные в голубой шатер неба, гортанный говор чабанов-аксакалов с медью задубелых лиц, прогулки на лодке по озеру, треск крыльев взлетающих птиц - все это будоражило воображение мальчика, крепко западало в памяти.
После Зайсана семья Васильевых жила какое-то время в станице Сындыктавской, в Адбасаре, Петропавловске, Омске. Кочевая жизнь проходила на фоне кровавого противостояния красных и белых. Половодье новых и новых впечатлений захлестывало сознание и душу мальчика. И только в 1920 году отец Павла окончательно обосновывается на житье в Павлодаре. Здесь и прошло отрочество будущего поэта, здесь вступил он в юность, отсюда шагнул к шумной славе. Именно в Павлодаре, как утверждает Сергей Шевченко, и состоялись главные жизненные эстетические университеты Васильева. Одним из наставников мальчугана оказался дед Корнила, "могучий мужик, бахчевод, рыбак, лошадник...
Нередко дед отправлялся в аулы смотреть байгу, кок-пар, прихватывая с собой и любимца Пашу. Все было интересно и диковинно мальчику... В его памяти навсегда останутся степь, юрты.., конский топот, рокот домбры".
Многоедала Павлу мать Глафира Ржанникова, начитанная женщина, прекрасно знавшая французкий язык. Это она пристрастила сына к стихам Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Повезло пытливому ученику и с преподавателями в школе. Словесник Давыд Васильевич Костенко "глубоко знал литературу, помнил наизусть огромное количество стихов, артистически читал их.., поощрял подростка в его первых поэтических опытах, привлекал к участию в выпуске школьной стенгазеты... Колоритной фигурой... был учитель рисования Виктор Павлович Батурин... талантливый художник из знаменитой плеяды передвижников... Он учил не только в классе, но и ходил с ребятами на Иртыш, в степь, учил вглядываться в природу, чувствовать ее", улавливать гармонию красок. И огромное влияние Батурина на образный строй поэзии Павла Васильева, на его красочную кустодиевскую палитру бесспорно.
Случилось так, что в 16 лет Павел покинул отчий дом, уплыл на пароходе в Омск Он был дерзок, "предчувствовал свое великое предназначение, ему ли было усидеть дома?" Но в Омске скиталец не задержался, он устремился к океану, на Дальний Восток. Исходил и изъездил тайгу, тундру, плавал матросом в океане, и чуткая уже к прекрасному душа его впитывала, как губка, звуки и краски мира. Вот откуда и идет яркое и красочное половодье образов поэта.
Сибириада окончательно сформировала мировоззрение, художественный образ самобытного, ни на кого не похожего мастера. Он в каждую пору свою впитал великую русскую культуру, казахскую степь, мощь сибирской тайги, космические дали льдистого Севера и Тихого океана. Сам Павел не раз выговаривал сокровенное: "Не матери родят нас - дом родит", то есть Родина. А родиной его стало все огромное пространство - от казахских степей до тундры, от Центральной Европы до Сибири и Дальнего Востока. Видно, поэтому и стал он первым подлинным евразийским поэтом, с его былинной стихийностью и симфонической мощью стиха, с его половодьем чувст и красок, с его новизной словесных оборотов. "Природа, -пишет Шевченко, - соучаствует в его радостях и бедах, очеловечивается им". И делается это тонко, зримо: "от ветра целый мир в поклонах", "сады поют", пни "сидят у берега подпершись", весна идет бродом через речонки, "распустив волоса", буран "пошел в бега", "цветы, уставившись в небо, вытянув губы", ждут дождя.
Анализируя поэмы поэта, автор перекидывает от них мосток к Пушкину и Лермонтову. С первым его связывает великое жизнелюбие, широта охвата эпических событий, тяга к драматургии, со вторым - суровый демонизм, экспрессионизм образов "Ему было дано видеть Землю и человека словно бы из космоса, парить мыслью и вместе тем разделять с людьми их радости и невзгоды".
Настоящий писатель творит без оглядки на какое-то одно направление, он должен жить как бы на разрыве, молясь одному богу: истине и правде. Сергей Шевченко последовательно доказывает, что Павел Васильев до конца своих трагических дней оставался именно таким творцом, искренним , непримиримым и неподкупным:
По указке петь не буду сроду,
Лучше уж на веки замолчать...
По указке пели его недруги Абрам Эфрос, Александр Безыменский, Джек Алтаузен, Михаил Голодный... Это по их мерзким доносам был уничтожен в следственных застенках ярчайший поэт XX века Павел Васильев. Собственно эти же комсомольские запевалы затравили и другого российского гения - златокудрого Есенина. Бездарные и жестокие завистники прихлопнули, вогнали в землю две поэтические реки, одну - тихую, есенинскую, с "желтыми поводьями" месяца, с золотыми березами, другую - горную, бурную, басовитую, с рыжим малахаем коршуна в небе. И на полвека приглохла, привяла без животворной влаги двух гениев русская поэзия. Но вырвется энергетика их потоков из земли, вырвется, и скоро явятся миру новые гиганты российской поэзии. А лжетворчество палачей Есенина и Васильева уже навсегда ушло в небытие.
Шевченко включил в свою книгу "Тройку" - удивительно эмоциональное стихотворение Васильева. В нем, как в капле росы, отражен богатырский, яростный дух самого поэта. Вот несколько строк из этого поэтического чуда:
... И коренник, как баня, дышит,
Щекою к поводам припав. ...
В его глазах костры косые,
В нем зверья стать и зверья прыть,
К такому можно пол-России
Тачанкой гиблой прицепить!
И коренник, во всю кобенясь,
Под тенью длинного бича
Выходит в поле подбоченясь,
Приплясывая и хохоча.
Рванулись. И - деревня сбита,
Пристяжка мечет, а вожак,
Вонзая в быстроту копыта,
Полмира тащит на вожжах.
...В одной из библиотек областного центра выстроилась очередь из учащихся. Чувствовалось оживление. Приблизившись, в их руках я увидела распечатки, на которых крупными буквами в заголовках значилось - «Павел Васильев»...
Проходят годы, в пыль стираются печатные строки легендарного поэта, но память о нем, о его творчестве не угасает, поддерживается уже другими носителями - электронными. Потому как распечатки в руках учащихся были взяты с одного из сайтов.
И пусть этот год у поэта не юбилейный, такое обстоятельство нисколько не умаляет исторически значимого факта в культурном наследии Восточ-Казахстанской области, каким считается день рождения Павла Васильева.
Ранняя лирика Павла Васильева
Поэт Л.А. Озеров сказал однажды о Павле Васильеве: «Перед нами поэт неслыханного дарования - одна из горчайших потерь новой русской поэзии, это огромная слеза, катящаяся по лику земли, воспетая им сильно и звонко».
Трагична жизнь поэта и посмертная судьба его литературного наследия. При аресте Васильева в 1937 году были изъяты и бесследно исчезли его рукописи, черновики, переписка. Только после реабилитации в 1956 году ученые и краеведы по крупицам начали восстанавливать его творческое наследие.
Итогом многолетней кропотливой работы С. Е. Черных и Г. А. Тюрина стала книга воспоминаний современников под названием «Воспоминания о Павле Васильеве», вышедшая в 1989 году. Документы, послужившие основой книги, в настоящее время находятся на хранении в Государственном архиве Восточно-Казахстанской области.
В связи с днем рождения поэта хочется вспомнить его творчество и опубликовать два стихотворения из ранней лирики:
«Выпросите стихов?
Вчера цыганка пела
Про то, что жизнь - случайность и обман,
Про женщину, которая сумела
Уйти с толпой кочующих цыган.
Цветная шаль передо мной упала
Как степь, наряженная сентябрем,
Я загрустил нечаянно о том,
Что здесь цветов и воздуха так мало.
Выпросите стихов?
Хорошая Малъвина,
Но что за прок в двадцатый раз
Вас срифмовывать
с какой-нибудь картиной
Или назвать Мадонной Вас.
Постойте, милая-вот
разбредемся все мы,
Добуду воздух я и цветов
Преподнесу Вам целую поэму
И множество лирических стихов.
1927г.
***
Я опьянен неведомым азартом,
Сижу в кругу таких же игроков.
Судьба тасует розовые карты
Предательского крапа вечеров.
Мы не устанем за уда чей
гнаться,
Но уж давно размерен каждый ход.
Всем предназначено равно нам
проиграться
Ив выигрыше будет-банкомет.
О дорогая! Ты поймешь, конечно,
Вот почему, хоть властвует азарт,
В кругу других играю так
беспечно И не роняю шелестящих карт.
1929 г.
Эти стихи были найдены Станиславом Черных скорее всего из забытого и неизвестного в творчестве Павла Васильева. А теперь представляются на суд литературной общественности впервые.
Ирина ДУРНОВО
Ему дано восстать и победить
Появление в московских литературных кругах Павла Васильева в начале 30-х годов прошлого века было подобно вулканическому извержению.
Он входил в писательское сообщество уверенным шагом, с полным осознанием своих сил, готовый на все, чтобы покорять одну вершину за другой, и в то же время готовый каждую секунду огрызнуться, дать отпор, показать, что он значит со своим природным даром и недюжинной внутренней силой в прожженной, циничной атмосфере литераторского угара.
Он притащил с собой в писательский клуб, в салоны и салончики солидный шлейф из сплетен, слухов, намеков, из которых ниточка к ниточке плелась его литературная репутация
В «светском обществе» его встретили настороженно, с чувством, в котором любопытство органически сочеталось с неприятием. Никто не знал, чего можно ожидать от этого буйного, неуправляемого провинциала, поражавшего силой и красотой своих творений.
«Как только ни называли поэта, — писал уже в 1980-е годы Сергей Поделков, — и „сыном кулака“, и „сыном есаула“, и „певцом кондового казачества“, и все, что он создавал, объявлялось идейно порочным, враждебным, „проникнутым реакционным, иногда прямо контрреволюционным смыслом“.
А он был на самом деле сыном учителя математики, внуком пильщика и прачки, служивших у павлодарского купца Дерова, и с любовью рисовал мощным поэтическим словом жизнь родного народа, советскую действительность.
Выбросил с балкона С. Алымов пуделя Фельку — собаку артиста Дикого, — приписали П. Васильеву. Написал Е. Забелин пессимистические стихи „Тюрьма, тюрьма, о камень камнем бей…“ — автором объявили П. Васильева.
Он любил до самозабвения С. Есенина, называл его „князем песни русския“, знал почти наизусть четырехтомник знаменитого рязанца, боготворил его как учителя, и все равно А. Коваленков измыслил отрицательное отношение П. Васильева к творчеству Есенина и бесстыдно опубликовал клевету.
Правда, он не был ангелом; но если клевещут и травят, разве можно быть им?»
Продолжалась хула не только при жизни поэта, но и после его трагической безвременной гибели. И когда в конце 1980-х годов стали публиковаться сериями неизвестные его стихотворения и воспоминания о нем, эти публикации нередко сопровождались двусмысленными комментариями.
В них преимущественно делался акцент на «звериный», «природный», «нутряной», не обогащенный культурой дар и неуправляемый характер Павла Васильева.
С точки зрения идеологической тоже все было не так просто. С одной стороны — устойчивое клише: «Выдающийся советский поэт». С другой стороны — такой ли уж советский? Кроме того, личность весьма подозрительная на взгляд нынешних «демократов».
Да, репрессирован, да, расстрелян.
Да, «жертва сталинизма»…
Но прославлял индустриализацию? Прославлял.
Писал антикулацкие поэмы? Писал.
Впрочем, поэзия — это одно. Человеческая судьба — другое. Репутация — третье.
Но существует уникальный мир, сотворенный в душе и выраженный в поэтических строках. Уникальный мир, оставшийся непонятым современниками, оказавшийся неведомым потомкам, он только-только приоткрывается нам.
И потому поэзия Павла Васильева становится все ближе, яснее и, говоря по-казенному, актуальнее для нас, переживающих на рубеже тысячелетий, наверное, самые тяжелые в их изощренности испытания, выпавшие России на протяжении ее истории.
Поистине, «большое видится на расстояньи», если вспомнить слова васильевского кумира.
Спасибо за пост.
Детство
О Павле Васильеве говорили и говорят как о человеке планетарного масштаба, который сплотил две части света - Европу и Азию, объединил русскую душу и казахскую степь .
Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов.
Сегодня необходимо вернуть людям право на память.
Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских “психушек”, в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было.
Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировались в наших душах.
Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем.
Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья......
Рюрик Ивнев-Васильеву
ПАВЛУ ВАСИЛЬЕВУ
Пустым похвалам ты не верь!
Ах, труден, труден путь поэта.
В окно открытое и дверь
Льет воздух - лекарь всех поэтов
Ушаты солнечного света
.В глаза веселые смотрю.
Ах, все течет на этом свете!
С таким же чувством я зарю
И блеск Есенина отметил.
Льняную голову храни,
Ее не отдавай ты даром
,Вот и тебя земные дни
Уже приветствуют пожаром!
Поэты, юный, шестнадцатилетний Павел Васильев, и опытный, тридцатишестилетний Рюрик Ивнев, обменялись не посланиями, а предчувствиями надвигающейся беды, кровавой катастрофы, да, кровавой катастрофы.
Приветствуя в Демьяне Бедном «мужичьи струны», Павел приветствовал Демьяна не в лучшие сроки для себя и Демьяна, и это заслуживает уважения, но юный поэт не хуже Залыгина знал и понимал разницу между Сергеем Есениным и Демьяном Бедным, между собою и многими, многими другими...
Дальнейшая жизнь Павла Васильева переплелась с есенинской семьею, он появлялся даже в Рязани, он, а тогда было крайне опасно, громко воспевал «князя песни» - Сергея Есенина, воспевал сестру Есенина - Екатерину, ее мужа, поэта и своего друга - Василия Наседкина:
Али тебя ранняя перина
Исколола стрелами пера?
Как здоровье дочери и сына,
Как живет жена Екатерина,
Князя песни русская сестра?
Знаю, что живешь ты небогато
Мой башкирец русский, но могли
Пировать мы все-таки когда-то -
Высоко над грохотом Арбата
В зелени московской и пыли!
Не миновал Павел Васильев и Маяковского, правда, не так «наследственно», не так «традиционно»...
И вот по дорогам, смеясь,
иду,
Лучшего счастья
Нет на свете.
Перекликаются
Деревья в саду
,В волосы, в уши
Набивается ветер.
Разве вам не напоминает эта строфа знаменитые строки Владимира Маяковского?
У меня в душе
ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив
мощью голоса,
иду — красивый
,двадцатидвухлетний......
Шли годы..........
...
Весь 1936 год Павел Васильев ожидал ареста, поэт явно слышал шаги смерти, слышал голос рыдающей далекой матери:
Но вот наступает ночь, —
Когда
Была еще такая ж вторая,
Также умевшая
Звезды толочь?
Может быть, вспомню ее, умирая.
Да, это ночь!
Ночь!..
Спи, моя мама.
Также тебя —
Живу любя.
Видишь расщелины,
Волчьи ямы...
................
ПРОТОКОЛ №
подготовительного заседания военной коллегии
Верховного суда Союза ССР
14 июля 1937. Гор. Москва
Председатель Армвоенюрист В. В. Ульбрихт КорвоенюристЛ.Я.Плавнек Военный юрист 1 ранга Д. Я. Кандыбин Военный юрист 1 ранга А. Ф. Костюшко Зам прокурора СССР т. Рогинский
Определили:
1. С обвинительным заключением, утвержденным Рогинским, согласиться и дело принять к производству Военной коллегии Верховного суда СССР.
2. Предать суду Васильева П. Н. по ст. ст. 58 и 58—1 УК РСФСР.
3. Дело заслушать на закрытом судебном заседании без участия обвинения и защиты и без вызова свидетелей, в порядке закона 1 декабря 1934 г.
4. Меру пресечения обвиняемому оставить прежнюю, т. е. содержание под стражей.
.................
Ловушка захлопнулась.
Золотоголовый орел, Стенька Разин — перед казнью.
Свидетелей — не вызывать.
Защиту — не вызывать.
Да и обвиняемого-то вряд ли вызывали?
Суд — закрытый.
Удар нанесен — в огромное сердце. Великий поэт не успел стать великим, «зверь» пойман. А вокруг его золотой, «льняной» головы расставлены «преступники-террористы» — Макаров, Карпов, Сейфуллина, Новиков-Прибой, Зырянов, Марков, Есенин Юра, сын Сергея Александровича Есенина, Мартынов, Приблудный, Наседкин, Клычков, Ерикеев, Грон-ский, Забелин, Никифоров, Черноморцев, Клюев, да разве всех их, «преступников-террористов», русских выдающихся писателей — перечислить? Но главный «бандит-убийца» он, Павел Васильев, поскольку и недоумку ясно — великий русский поэт!..
За драку, за «шовинистическую рубашку-косоворотку», за Джека Алтаузена, за «намерение убить» Сталина, за «прикасание» к груди восточной Зои Тимофеевны, завуча, за дружбу с Сергеем Поделковым, за уважение к матери — Глафире Матвеевне, отцу — Николаю Корниловичу, братишкам — Виктору, Льву, Борису, за любовь к молодости, женщине, красоте, мудрости, за гордую и дерзкую верность к России, а в общем — за признание великого поэта — гибель!..
Руки матери, руки любимой, руки друзей, руки тоски, руки безвыходности, руки смерти — чует поэт, слышит поэт, видит поэт. Чует — в черном кровавом подвале. Слышит — в черном кровавом подвале. Видит — в черном кровавом подвале.
ПРОТОКОЛ
Закрытого судебного заседания выездной сессии
Военной коллегии Верховного суда Союза СССР
15 июля 1937. Город Москва
Виновным себя признает. Отвода составу суда не дает. Копия обвинительного заключения получена 14 июля 1937 г. Подпись Павла Васильева — карандашом...
Приговор
15 июля 1937 г. Приговорили к высшей мере — расстрелу.........
...............
Протоколы высших инстанций, высших судов, составляли грамотные палачи — и у них-то все точки, запятые, тире, буквы на месте, не как у рядовых пьяных лилипутов. Но в каждом документе — беззаконие, в каждом документе — разбой, в каждом документе — беззащитная русская трагедия.
20 Марта 1956.
Пом. Главного
военного прокурора
подполковнику юстициитов. Бирюкову
Сообщаем, что личное тюремное дело заключенного Васильева Павла Ник., 1910 г. р., не сохранилось, не представляется возможным также сообщить — когда и кем он вызывался на допрос, продолжительность допроса, — так как архив за 1937 год уничтожен.
Нач-к Бутырской тюрьмы УМВД
полковник (Калинин)
Нач-к Канцелярии
мл. лейтенант (Чупятова)
Почему на смертном приговоре поэт поставил свою подпись карандашом?
И многие на смертных документах ставили свою подпись карандашом. Палачи боялись и могли, при случае, стереть? И сами — палачи, требуя «развернутых признаний», ставили свою подпись карандашом.
Неточность, неразборчивость подписи, «увиливание» от инициалов — привычка негодяев, профессиональная их болезнь, страх перед грядущим.
Кто уничтожал архивы бессчетных советских тюрем и лагерей?
Кто уничтожал списки палачей?
Кто уничтожал списки жертв?
В опросах 1956 года указывается, что ни Павел Васильев, ни другие узники не признали себя виновными, по сути — указывается на произвол следователей. Ныне в КГБ мне помогли те, кто, как и мы с вами, тяжело переживает безвинную кровь людей, погубленных мафией свирепых грызунов, палачей XX века, палачей, не уступающих жестокостью фюрерским истопникам камер.
Избитый, измученный юноша, великий русский поэт, раздавленный каблуками палачей, карликов-изуверов, расстрелянный, как великий татарский поэт Муса Джалиль, да, юноша, измученный в неонацистских подвалах, ослепленный тьмою, потерявший любимую, потерявший мать, потерявший отца, потерявший братьев, потерявший Родину, Россию, о чем он, Павел Васильев, думал, о чем плакал?
На далеком, милом Севере меня ждут,
Обходя дозором высокие ограды,
Зажигают огни, избы метут,
Собираются гостя дорогого встретить как надо.
А как его надо — надо его весело:
Без песен, без смеха, чтоб ти-ихо было,
Чтоб только полено в печи потрескивало,
А потом бы его полымем надвое разбило.
Чтобы затейные начались беседы..
Батюшки!
Ночи-то в России до чего ж темны.
Попрощайтесь, попрощайтесь, дорогие, со мной,
— я еду
Собирать тяжелые слезы страны
А меня обступят тая, качая головами,
Подпершись в бока, на бородах снег.
«Ты зачем, бедовы, бедуешь с нами,
Нет ли нам помилования, человек?»
Я же им отвечу всей душой:
«Хорошо в стране нашей — нет ни грязи, ни сырости.
До того, ребятушки, хорошо!
Дети-то какими крепкими выросли
Ой и долог путь к человеку, люди,
Но страна вся в зелени — по колени травЫ.
Будет вам помилование, люди, будет,
Про меня ж, бедового, спойте вы...»
ВЕСЬ МАТЕРИАЛ-ИЗ СЕТИ.
Это материал расследования В. Сорокина о творчестве и последующем аресте П. Васильева.
В. Сорокин-секретарь СП РСФСР-1991 год,поэт, лауреат Гос. премии им Горького, который 20 лет работал над выяснением обстоятельств расстрела П. Васильева.
Спасибо, Владимир и Дмитрий, за великолепный пост.