Не есть можно месяц, не пить - около недели, не слушать музыку даже один день - практически невозможно...
Эту сладкую зависимость даже не хочется пытаться перебороть.
Вот только одно настораживает - с каждым годом требуются все большие дозы удовольствий и удивлений, чтобы расшевелиться, чтобы застыть в первородном восхищении перед нежданным шедевром или наслаждаться изумительными ритмами, которые слышны только тебе...
Кто изобрел ноты?
Долгое время музыку не записывали. Ее пели или играли по памяти. Она переходила от одного исполнителя к другому и со временем искажалась. Надо было найти способ записывать музыку для того, чтобы она исполнялась именно такой, какой была сочинена автором. Так и возник способ записывать музыку при помощи нот.
Система нотной грамоты, принятая сегодня в западном мире, создавалась в течение веков — с конца IX века до начала 1700-х годов. Возникла она в соборах и монастырях Римской католической церкви.
Многие церковные службы пелись, но пели их по памяти. К концу IX века над словами молитвенника стали писать точки и черточки, а также рисовать маленькие завитушки. Эти значки еще не были нотами, они лишь показывали направление движения мелодии и были еще очень неточными.
К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.
Нотный стан был изобретен монахом Гвидо д'Ареццо. Он состоял из четырех линий. Этот способ сделал возможным показывать длительность каждой ноты. Он был усовершенствован в XIII—XIV веках. Ноты приобрели новую форму, к некоторым из них добавились палочки в соответствии с их длительностью. К 1600-м годам ноты стали круглыми, и музыкальная запись приобрела современный вид.
Музыка нравится нам своей красотой, а не тем, какие мысли она воплощает. Мы можем получить удовольствие даже от единичного музыкального звука голоса, скрипки, рожка или другого инструмента.
Мелодия может нравится очень долго, можно хорошо знать ее, но восторгаться всякий раз так, как будто мы впервые слышим ее.
Музыка существует в различных формах, от гимна до симфонии, и в разных видах, от народных мелодий до опер она покоряет сердца людей.
Булат Окуджава
Моцарт на скрипке играет
(Из путевого дневника)
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поет,
Моцарт отечества не выбирает-
Просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего» что всегда, как известно,
наша судьба- то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь
на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе.
Но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе!
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба- то гульба, то пальба...
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба,
Коротки наши лета молодые:
миг —
и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба — то гульба, то пальба....
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Булат Окуджава
Музыка
Симону Чиковани
Вот ноты звонкие органа
то порознь вступают,
то вдвоем,
и шелковые петельки аркана
на горле
стягиваются
моем.
И музыка передо мной танцует гибко,
и оживает все
до самых мелочей:
пылинки виноватая улыбка
так красит глубину ее очей!
Ночной комар,
как офицер гусарский, тонок,
и женщина какая-то стоит,
прижав к груди стихов каких-то томик,
и на колени падает старик,
и каждый жест велик,
как расстоянье,
и веточка умершая
жива, жива...
И стыдно мне за мелкие мои
старанья
и за
непоправимые слова.
...Вот сила музыки.
Едва ли
поспоришь с ней бездумно и легко,
как будто трубы медные зазвали
куда-то горячо и далеко...
И музыки стремительное тело
плывет,
кричит неведомо кому:
«Куда вы все?!
Да разве в этом дело?!»
А в чем оно? Зачем оно? К чему?!!
...Вот черт,
как ничего еще не надоело!
Александр Межиров
Соната
Когда восторг ударил в стены зала,
Как в дамбу бьют усталые моря,
— А всё же страшно умирать,—сказала
Испуганная спутница моя.
После аллегро вечного в сонате
Та, кому всё на свете трын-трава,
Простые и печальные слова
Произнесла как будто бы некстати.
Усталые восторги допоздна...
О нет,
соната не казалась длинной, —
Есть радость настоящая, — она
Как бы утомлена своей причиной.
Есть радость настоящая, как свет, —
Ни до чего на свете нет ей дела,
Как за концертом рихтеровским вслед
Усталые восторги без предела.
Уильям Шекспир :
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
Музыка
(Ахматова, Анна)
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною 'говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
Музыка
(Бальмонт, Константин)
Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных,—
Тогда священна ты,—ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна—
Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты—как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена.
Рождение музыки
(Бальмонт, Константин)
Звучало море в грани берегов.
Когда все вещи мира были юны,
Слагались многопевные буруны,
В них был и гуд струны, и рев рогов.
Был музыкою лес и каждый ров.
Цвели цветы, огромные, как луны,
Когда в сознанье прозвучали струны.
Но звон иной был первым в ладе снов.
Повеял ветер в тростники напевно,
Чрез их отверстья ожили луга,
Так первая свирель была царевна
Ветров и воли, смывшей берега.
Еще, чтоб месть и меч запели гневно,
Я сделал флейты из костей врага.
Музыка
(Бодлер, Шарль)
Я в музыку порой иду, как и океан,
Пленительный, опасный—
Чтоб устремить ладью сквозь морок и туман
К звезде своей неясной.
И парус и меня толкает ветер в грудь...
Я в темноте ненастной
Через горбы валов прокладываю путь,
Влекомый силой властной.
Я чувствую себя ристалищем страстей
Громады корабельной,
Смешением стихий, просторов и снастей,
Могучей колыбельной...
Но никнут паруса, и в зеркале воды—
Ты, лик моей беды.
В минуты музыки
(Рубцов, Николай)
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес
И голос женщины прощальный,
И туй порывистых берез.
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...
Давно душа блуждать устала
В бЫлой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но всё равно в жилищах зыбких—
Попробуй их останова—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
rubikon55 пишет:
спасибо!!! Очень интересно и познавательно у Вас получилось!!!
Благодарю, Михаил !
Шопен
(Северянин, Игорь)
Кто в кружева вспененные Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?
Кто не склонял колени — и колена! —
Пред той, кто выглядит, как идеал,
Чей непостижный облик трепетал
В сетях его приманчивого плена?
То воздуха не самого ли вздох?
Из всех богов наибожайший бог —
Бог музыки — в его вселился opus,
Где все и вся почти из ничего,
Где все объемны промельки его,
Как на оси вращающийся глобус!
"Благодарю, Михаил !"
Узнал кое-что новое для себя!!! Благодарю за подборку!!!!
Удачи Вам, Татьяна!!!!!!
Не гордитесь своими потерями,
Не берите взаймы у судьбы,
Если вы до конца не уверены
За исход настоящей борьбы,
Не пытайтесь спастись безразличием,
Вместо слов ставит знаки тире,
Невзирая на силу обычаев,
Двадцать первый уж век на дворе.
Полагаю, что все мы повязаны,
Нитью фраз по рукам и ногам,
И друг другу по жизни обязаны
За немерянный счет по долгам,
Мыслей соль и крупицы желания,
Завязав в узелки Ваших дел,
Наполняйте добром мироздание,
Да не снищут деянья предел.
Вашей царской души благородие
Не кладите на плаху рабам, -
Пусть звучит на весь свет та мелодия,
Что читали вчера по губам,
Восхищенье отнюдь не в диковину,
Уловив вдохновенья порыв,
Посвятите хоть строчку Бетховену,
Что оглох сам, вам звук подарив...
Татьяна, спасибо за прекрасный вечер классики! как раз в моё настроение попали точь точь
Татьяна, спасибо за островок классики!Иногда, устав от будней, так приятно послушать классическую музыку тоже....
Играет оргАн.....Михаил Анчаров.
..Я шел к органу, Скрипя половицей, Свой маленький рост Кляня,
Все пришли Слушать певицу И никто не хотел Меня.
Я подумал: мы в пахаре Чтим целину, В вoине - страх врагам,
Дипломат свою Преставляет страну,
Я представляю Орган.
Я пришел и сел. И без тени страха, Как молния ясен И быстр,
Я нацелился в зал Токкатою Баха И нажал Басовый регистр.
О, только музыкой, Не словами Всколыхнулась Земная твердь.
Звуки поплыли Над головами, Вкрадчивые, Как смерть.
И будто древних богов Ропот, И будто дальний набат,
И будто все Великаны Европы Шевельнулись В своих гробах.
И звуки начали Души нежить, И зов любви Нарастал,
И небыль, и нечисть, Ненависть, нежить Бежали, Как от креста.
Бах сочинил,
Я растревожил Свинцовых труб Ураган.
То, что я нажил, Гений прожил, Но нас уравнял Орган.
Я видел: Галерка бежала к сцене, Где я в токкатном бреду,
И видел я,
Иностранный священник
Плакал В первом ряду....
И. С. БАХ...Токката и Фуга ре минор......
Татьяна, спасибо! Не часто сейчас можно услышать НАСТОЯЩУЮ музыку!
Blondinka пишет:
В минуты музыки
(Рубцов, Николай)
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес
И голос женщины прощальный,
И туй порывистых берез.
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...
Давно душа блуждать устала
В бЫлой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но всё равно в жилищах зыбких—
Попробуй их останова—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Таня...только сейчас заметила любимейшего Рубцова Николая(я часто возвращаюсь в твои завки и читаю,слушаю:)
Вот декламация его чУдного стихотворения....Спасибо Большое!
http://www.youtube.com/watch?v=Tfnd80H6H2E
Н. Рубцов - хороший поэт, со своей сложной судьбой... Как, впрочем, у многих...
Международный день музыки (International Music Day) учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО.
Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович.
Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Но с музыкой человечество знакомо с давних времен.
В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами.
Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. А Жаль...
В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань.
Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке.
Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.
Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.
Assol пишет:
Спасибо!
Простите,а нет ли более точных сведений об этом произведении? Меня терзают смутные сомнения, что это вообще классика и что эта музыка имеет такое название. И кто же автор?
Потому ,что День музыки. ... потому,что погода .... потому ,что настроение.....потому,что .... потому,что ......потому,что ....
Музыка обладает огромной силой.
На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.
Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.