ВЕДЬМЫ (1923) HÄXAN
ВЕДЬМЫ (1923)
Дания/Швеция (Aljosha, Svensk), 87 мин., немой, черно‑белый
Режиссер: Беньямин Кристенсен
Автор сценария: Беньямин Кристенсен
Оператор: Йохан Анкерстьерне
Музыка: Лони Грондаль (1922), Эмиль Райсен (версия 1941)
В ролях: Элизабет Кристенсен, Астрид Хольм, Карен Винтер, Марен Педерсен, Элла ля Кур, Эмми Шёнфельд, Кейт Фабиан, Оскар Стрибольт, Клара Понтоппидан, Элзе Вермерен, Алис О’Фредерикс, Йоханнес Андерсен, Элит Пио, Аге Хертель, Иб Шёнберг
«Ведьмы» (дат. Häxan) — немой фильм 1922 года, снятый датским режиссёром Беньямином Кристенсеном. Сочетает элементы документального и игрового кино.
Два ранних фильма Беньямина Кристенсена, конечно, означали гигантский шаг вперед в то время. Удивительной была их техника, потрясающая в деталях, на фоне которой сценарии казались особенно серыми... За этими двумя фильмами просматривалась личность, необычная среди деятелей кино, или, по крайней мере, необычный в то время человек, который точно знал, чего он хочет, и который шел к своей цели с несгибаемым упорством, невзирая ни на какие препятствия. Все были взбудоражены тем, что на создание фильма он тратил полгода (тогда как обычной нормой были 8—10 дней). Его сочли ненормальным. Но последующее развитие показало, что именно он осознал будущее. (Карл Дрейер)
Фильм «Ведьмы» известного датского кинорежиссера‑новатора Беньямина Кристенсена – причудливая диковина немого кино, в котором исследуется природа колдовства и черной магии от древней Персии до современности (того времени), используя различные кинематографические подходы: от неподвижных изображений до живых эффектных моделей. Трудно четко определить жанр фильма, так как в начале 1920‑х гг. границы жанров, особенно документальных фильмов, были размытыми и неопределенными. Фильм ужасов «Ведьмы» является действительно уникальной работой, которая лишает спокойствия даже в нынешнюю пресыщенную эру.
Чтобы отчетливо представить оригинальность жанра, Кристенсен заполняет каждый кадр пугающим образом, взятым из исторических источников, часто смешивая факты и фантазию. Мы видим старую измученную ведьму, которая выдергивает разрубленную, разлагающуюся руку из связки хвороста. Мы становимся свидетелями отвратительных моментов, когда женщина рожает двух огромных демонов, наблюдаем за шабашем ведьм и переживаем мучения пыток. Мы наблюдаем бесконечный парад демонов всех мастей и размеров, часть из которых имеют более или менее человеческий облик, тогда как другие – животные: свиньи, изуродованные птицы, кошки и т. п.
Кристенсен был, конечно, кинематографическим провидцем и имел острое чутье на мощные эффекты мизансцены. Хотя на «Ведьмы» часто ссылаются как на главного предшественника таких современных «дьявольских» фильмов, как «Изгоняющий дьявола» (1973), вспоминается также эффективное использование Тоубом Хупером реквизита и второстепенных деталей в «Техасской резне бензопилой» (1974) для нагнетания атмосферы перед сценами насилия. «Ведьмы» – фильм, который нужно смотреть не один раз, чтобы полностью оценить сочетание идеи и художественного оформления, использование реквизита, замкнутого пространства и контрастного освещения для создания нужной атмосферы.
Картина была долгое время запрещена к показу во всём мире. Как указывал Жорж Садуль: «Садизм и непристойность некоторых сцен ограничивали круг распространения этого единственного в своём роде фильма пределами особых аудиторий, со строгим запрещением входа „детям, не достигшим 16 лет“»
Неудивительно, что сюрреалисты так любили этот фильм, и что его жизнь была продлена до конца 1960‑х гг., когда он был повторно выпущен на экран как полуночное кино с дикторским текстом Уильяма С. Берроуза.
ВЕДЬМЫ