Великая босоножка
Айседора Дункан, американская танцовщица, прославившаяся на весь мир благодаря революции, которую она произвела в мире классического балета, родилась ровно 140 лет назад.
Для нас она прежде всего — вторая жена Сергея Есенина, для всего мира — основоположница свободного стиля в танце. Прожив всего полвека, она оставила неизгладимый след как в танцевальной среде, так и в жизни общества первой четверти XX века.
Танцы босиком
Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско. Айседора была одной из четырех детей, которые воспитывались в благородной бедности своей матерью — учителем музыки. Ее отец, Джозеф Дункан, обанкротился и ушел из семьи еще до рождения дочери. Интерес к творчеству у Айседоры появился уже в детстве: в возрасте шести лет она начала разучивать танцевальные элементы с соседями, такими же детьми, как она сама. Слава о юном учителе быстро распространялась, и уже в десять лет танцевальные группы под руководством Айседоры стали довольно большими.
Дункан не была классической балериной — ее танцы отличались независимостью и самовыражением. Никаких коротких пачек и жестких пуантов, которые носили балерины, — Айседора танцевала босиком, обматывая ноги специальными шарфами.
В 1899 году состоялся ее дебют, но карьера Айседоры сложилась уже за пределами родины — семья быстро переехала из Америки в Европу. Живя в Лондоне, она часто посещала Британский музей, где изучала греческую мифологию и визуальную иконографию, которые формировали ее чувство прекрасного и отражались на стиле танцевальных движений.
Судьбоносным знакомством для Айседоры стала встреча с актрисой Патрик Кэмпбелл, после которой Дункан стала появляться на частных приемах Лондона. Она исполняла танцы босиком, благодаря которым быстро прославилась как «экзотическая диковинка». В 1903 году Айседора впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Тогда же Дункан вместе с семьей посетила Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, стремясь связать танец и музыку в единое целое.
Спустя два года Дункан отправилась в свое первое турне в Россию, во время которого произвела глубокое впечатление на хореографа Мариинского театра Михаила Фокина и искусствоведа Сергея Дягилева.
Isadorables
В 1905 году Айседора организовала в Германии свою танцевальную школу из шести девушек: Анны Дензлер, Марии-Терезии Крюгер, Ирмы Эрих Гримме, Элизабет Милкер, Марго Джел и Эрики Ломанн. Уже в июне молодые девушки дебютировали в бенефисе Айседоры в Кролль-опере в Берлине. В течение следующих четырех лет школа гастролировала в Германии, Голландии, Швейцарии, России, Англии и Франции. Кстати, термин «Isadorables» появился благодаря французскому танцевальному критику и писателю Фернану Дивуару — именно так он назвал танцы девушек в 1909 году.
Американский дебют состоялся 3 декабря 1914 года в Карнеги-холл в Нью-Йорке и сразу же имел большой успех. Кинокомпозитор Зигмунд Спит в одной из своих рецензий так охарактеризовал событие: «Можно с полным основанием утверждать, что
никакие танцы в мире сегодня не имеют больше истины и искренности в своем призыве, чем танец этих шести приемных дочерей Айседоры Дункан.
Будь то искусство интерпретации Анны, или ритмическая уверенность Терезы, или воздушные прыжки Лизы, или драматическое красноречие Ирмы... Всегда есть эффект молодой спонтанности, прямой вызов всему искусственному и неискреннему... Эта индивидуализация танцоров делает их первые успехи в карьере в качестве отдельных артистических личностей».
В 1918–1920 годах Isadorables гастролировала по США с огромным успехом. В июне 1920 года Айседора привезла группу в Париж. В 1921 году Айседора приехала в Москву, чтобы открыть русскую школу, однако среди учениц только Ирма была готова присоединиться к ней. Анна, Лиза и Марго вернулись в Америку, чтобы организовать тур. Именно благодаря школам Анны, Ирмы, Марии-Терезии и Лизы наследие Айседоры живо до сих пор.
Личная жизнь
Судьба отвела ей всего 50 лет, у нее было много романов, но замуж она вышла только однажды – за Сергея Есенина. Биографы находят этому разные причины – от фатального невезения до категорического неприятия традиционных семейных отношений. Как бы то ни было, вторую половину ей найти так и не удалось, и всю жизнь одна из самых желанных женщин чувствовала себя очень одинокой.
Она говорила: «Танец и Любовь – моя жизнь». Современники утверждали, что любовь «давала ей силы, чтобы жить, и убивала». И хотя любви в ее жизни было очень много, счастья это ей так и не принесло. Родители Айседоры Дункан развелись, когда она была грудным ребенком, и мать воспитывала четверых детей одна. Мэри Дора была учительницей музыки. «Именно ее собственный прекрасный и беспокойный дух сделал нас артистами», – говорила Айседора Дункан. Не исключено, что антипатию к браку у нее с детских лет вызывал пример ее родителей. «Все мое детство, казалось, прошло под мрачной тенью таинственного отца, о котором никто не заговаривал, и ужасное слово «развод» запечатлелось на чувствительной подкорке моего разума», – говорила она.
По словам самой Айседоры, еще в 12 лет она приняла решение о том, что будет бороться «против брака, за освобождение женщины, за право каждой женщины иметь ребенка или нескольких детей, когда ей этого захочется». И эти принципы она проверяла на собственном опыте. Но на самом деле танцовщица не выходила замуж не из-за своих убеждений, а, скорее, потому, что ни один из ее избранников не был готов к созданию семьи. Она признавалась: «Я всегда оставалась верной своим возлюбленным и, вероятно, не покинула бы ни одного из них, если бы они оставались верными мне. Полюбив их раз, я люблю их поныне и навсегда».
В 18 лет она впервые захотела выйти замуж. Поляк Иван Мироцкий стал одним из первых почитателей ее таланта. Позже танцовщица вспоминала: «Он один из всей толпы, перед которой я танцевала в те дни, понимал мои танцы и мое творчество… Тогда я еще не соприкасалась ни с каким из физических воздействий любви, и прошло много времени, прежде чем я узнала о той страсти, которую я внушала Мироцкому. Этот человек лет сорока пяти влюбился бешено, безумно в наивную невинную девочку, какой я тогда была… Я еще не вполне взялась за оружие для защиты свободной любви, за которую сражалась впоследствии». На тот момент Айседора была готова выйти замуж, но внезапно выяснилось, что ее избранник уже женат. С разбитым сердцем танцовщица уехала из Чикаго в Лондон, где и началась ее стремительная карьера.
Оскар Бережи | Фото: radikal.ru и e-reading.club
В 1902 г. состоялся первый сольный концерт 25-летней Айседоры Дункан в Будапеште. Там она познакомилась с 27-летним венгерским актером Оскаром Бережи, который стал ее первым мужчиной. Он сделал ей предложение, они даже были обручены, но за неделю до свадьбы ему предложили съемки в Мадриде, и он предпочел карьеру женитьбе, расторгнув помолвку. После этого Айседора дала себе клятву «никогда не покидать искусства ради любви».
Гордон Крэг и Айседора Дункан | Фото: tildacdn.com
Спустя 4 года танцовщица познакомилась с театральным режиссером Гордоном Крэгом. У них начался роман, у Айседоры родилась дочь Дирдрэ, после чего она потребовала от своего избранника жениться на ней. Но он отказался и бросил ее, а вскоре женился на своей старой подруге. Этот союз распался и потому, что Крэг хотел, чтобы танцовщица оставила свою артистическую карьеру. «Жить с ним означало отречься от своего искусства, от личности, более того, может быть, и от самой жизни и рассудка. Жить без него означало пребывать в состоянии постоянного уныния, мучиться ревностью, для которой, увы, у меня, казалось, были все основания».
Парис Юджин Зингер | Фото: floridamemory.com и wherewoman.ru
Айседора Дункан всегда мечтала о собственной школе танца для детей, и осуществить мечту ей помог поклонник, Парис Юджин Зингер, сын известного производителя швейных машинок, один из богатейших людей Европы. У них родился сын Патрик, и танцовщица чувствовала себя абсолютно счастливой: «Ведь дети больше, чем мое искусство, в тысячу раз больше, чем любовь любого мужчины, наполняли и увенчивали мою жизнь счастьем», – признавалась она. Но вскоре 6-летняя Дирдрэ и 3-летний Патрик погибли, утонув в упавшем в Сену автомобиле, а Парис Зингер оставил ее.
Айседора Дункан и Сергей Есенин | Фото: newsland.com и gazeta.ua
Айседора Дункан и ее первый и единственный муж Сергей Есенин | Фото: newsland.com
После смерти детей танцовщица нашла утешение в объятиях молодого итальянского скульптора, она даже родила ему ребенка, но мальчик прожил всего несколько дней. После этого она в 1921 г. уехала в Россию и там познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который вскоре стал ее первым мужем. На тот момент Айседоре было почти 45 лет. И этот брак не принес ей счастья, спустя два года они расстались. В конце 1925 г. Есенин погиб, а вслед за ним через полтора года ушла из жизни и Айседора Дункан.
Театральная смерть
Смерть великой танцовщицы, впрочем как и вся история ее жизни, напоминает эпизод из театральной постановки. Садясь в автомобиль, она обмотала шею длинным шарфом. Машина рванула с места, но не проехала и ста метров, как конец шарфа порывом ветра затянуло в спицы колеса. Голова 50-летней танцовщицы резко упала — так Айседора Дункан скончалась 14 сентября 1927 года в Ницце.
По материалам: gazeta.ru , kulturologia.ru.
Ирина, спасибо за память!