Венесуэльский рок: пора начинать постигать!
Los Memphis, сформированная в городе Каракас, по праву считается одной из самых значимых венесуэльских рок-групп середины 60-х годов прошлого века. Первоначальными участниками группы были Ginés García (гитара, вокал), Pablo Manavello (соло-гитара, вокал), Vicente Jorge (соло-вокал, гитара) и парни, известные только по именам - Vicente (бас) и Cristóbal (ударные). Некоторые изменения в составе произошли, когда ритм-секцию представили Luis Ugarte (ударные) и Mauro Scavroni (бас), а ведущим вокалистом стал некто Harrison, но последний пробыл в группе недолго, уступив место фронтмена Charlie Spiteri.
Первый альбом группы тоже назывался «Los Memphis» (1967), на пластинке содержались их собственные песни и каверы таких исполнителей, как The Beatles, The Hollies и Paul Simon, а на звучание Los Memphis сильно повлияли бит-ритмы того времени с психоделическими мотивами.
Упомянутая выше группа Sangre образовалась в Каракасе в 1970 году, за несколько месяцев до переезда из Венесуэлы в Испанию, а её участники были выходцами из двух известных в своей стране групп, Los Claners и уже знакомой нам Los Memphis. Успех, которого добились соотечественники Los Impala, заставил музыкантов искать свою возможность к такому же результату. Они обосновались в Мадриде и начали искать контакты с местными звукозаписывающими компаниями, и, наконец, в 1971 году им удалось издать одноимённый альбом.
Несмотря на то, что в поддержку лонгплея был выпущен сингл «Conserva El Sueño», заслуженного признания публики не последовало, а учитывая непопулярность приёма пластинки среди слушателей, парни решили больше ничего не записывать и распустить группу. Все они возвращаются в Венесуэлу, кроме Аррии, который после непродолжительного пребывания в Лондоне снова едет в Испанию, чтобы стать частью Los Bravos, издаёт с ними сингл, но, наконец, тоже уезжает на родину.
♪ Исследование творчества наиболее ярких (и не очень) представителей венесуэльского рока продолжается, к чему могут присоединиться все желающие обитатели "На Завалинке". Хотелось бы также познакомиться с поныне неведомым вторым альбомом группы Los Memphis ♪
Ну, коль уж здесь также оказалась упомянута венесуэльская рок-группа 60-х Los Impala, в поисках успеха переехавшая в Испанию, где в 1969 году и записала свой самый известный, психоделический альбом «Syndrome», с которым в силу той самой известности знакомиться нет никакого смысла, то предлагается послушать микст из песен двух первых полнометражных работ коллектива: «Conozca A Los Impala» (1963) и одноимённого «Los Impala» (1964).
Между прочим, дебютник Los Impala, хотя и не первый рок-альбом, записанный в Венесуэле, но он стал одним из первых, добившихся немедленного успеха, и открывшим двери для многих молодых людей, чтобы серьёзно заняться развитием своего музыкального призвания, а для звукозаписывающих компаний дал возможность увидеть в молодёжных группах новую альтернативу для венесуэльского музыкального рынка.
Внесу свою лепту.
Soul Jazz Records Presents Venezuela 70: Cosmic Visions of a Latin American Earth: Venezuelan Experimental Rock in the 1970's (2016)
Лондонский лейбл Soul Jazz выпустил альбом Венесуэла70, который он описывает как сборник «новаторской экспериментальной рок-музыки, сделанной в Венесуэле и созданной в 1970-х годах».
В этот период Венесуэла была самой богатой страной Латинской Америки, в основном благодаря огромным запасам нефти. При самом высоком уровне дохода на душу населения был самым высоким в регионе, уровень грамотности увеличилось, и демократическое правительство вложило значительные средства в культуру, продвигая искусство, архитектуру, театр и музыку.
Следовательно, в 70-е годы родилось новое поколение музыкантов, в том числе Витас Бреннер, Анхель Рада, Пабло Шнайдер и Мигель Анхель Фустер, которые взяли за основу рок, но замутили воду электроникой, фанком, джазом, латиноамериканскими ритмами и музыкой венесуэльских корней. . Этот канон, дальновидный в своем подходе, смотрел в будущее, а также опирался на богатое музыкальное наследие страны.
Вот и разбавлено моё одиночество...
Но, продолжим знакомство с венесуэльскими рокерами, в том числе по традиции прослеживая творческие связи между ними.
Azúcar, Cacao Y Leche (надеюсь, перевод понятен даже не испаноязычным гражданам) – ещё одна группа, образованная в столичном Каракасе в 1970 году, в состав которой входили: бывший участник знакомой нам команды Los Impala (1963-1969 годы) Edgar Quintero [он же - Edgar Alexander] (ведущий вокал, гитара), Pedro "Pete" Matute (гитара), Nerio Quintero (бас), брат фронтмена Gabriel Quintero (ударные) и уроженец Израиля Ilan Czenstochouski (клавишные). Они записали два альбома для интернационального лейбла «Top Hits», одноимённый (1971) и Vol.II (1972), а также кучу синглов периода 1971-1975 годов.
После расставания с Azúcar, Cacao Y Leche в 1972 году Эдгар Александр занялся сольной карьерой, Педро Матуте, умерший в 1989-м, был участником ансамблей Grupo Tinajas и Sietecuero, Габриэль Кинтеро недолгое время состоял барабанщиком группы Bacro, а Ченстоховский сменил фамилию на Chester и тоже пустился в самостоятельное плавание.
К сожалению, Эдгар Александр (настоящие ФИО - Edgar Enrique Quintero Castillo, 02.01.1945 г.р.) ушёл на покой в мир иной 18 марта 2016 года, так что почтим его память прослушиванием совместной с группой Azúcar, Cacao Y Leche компиляцией под названием «Los Más Grandes Éxitos», первоначально выпущенной ещё в далёком 1974 году.
Grupo Pan, родом из пригорода столицы Венесуэлы, образована в 1970 году братьями Карлосом и Хесусом Кинтеро. Вскоре в группу вошло довольно много других участников и в декабре того же года был выпущен их единственный одноимённый LP, а в последующие два года – ещё несколько синглов. Несмотря на некоторый локальный успех, в 1973 году группа распадается.
«Pan» состоит из 10-ти треков, достаточно коротких, но они представляют собой отличный сплав латиноамериканского и психоделического рока, весьма распространённых в то время в стране. Инструментал отличается выдающимися сольными пассажами гитары и духовых инструментов, которые чередуются на протяжении всего альбома, и прекрасной работой на перкуссии/барабанах. Все тексты на испанском языке и хотя в песнях нет ничего особо выдающегося, они очень последовательны в изложении и имеют несколько сильных моментов. Релиз – настоящее сокровище для поклонников латиноамериканского рока и настоятельно им рекомендуется.
© Carlos "Nené" Quintero (guitarra, percussão, vocal) ♪ Jesús "Chu" Quintero (vocal, guitarra rítmica, baixo) ♪ Rubén "Micho" Correa (guitarra) ♪ Gustavo Colón (bateria) ♪ Alfredo Padilla (percussão) ♪ Armando Carlos Guerra (trombone) ♪ David Azuaje (trombone) ♪ César Mongue (trompete) ♪ Henry Kamba (trompete) ♪
Думается, что теперь пора перейти к знакомству с творчеством венесуэльских групп, играющих более сложную рок-музыку, например, прогрессивную, т.е. прог-рок, симфо-прог или джаз-рок/фьюжн. Одной из самых значимых команд, действующих в данном музыкальном направлении, конечно же, является группа Témpano.
Témpano образовалась во второй половине 70-х всё в том же столичном Каракасе и, пожалуй, это первая по-настоящему прогрессивная группа из Южной Америки. Их дебютный альбом, «Åtabal-Yémal» (1979), и сейчас повсеместно считается одним из самых лучших и самых серьёзных релизов симфо-арт рока, изданных в конце 70-х годов. И, несомненно, это диск номер 1 того времени в рамках всей Латинской Америки, включая Мексику. Музыка дебютника Témpano – истинно глубокая и полностью оригинальная, она подлежит относительному сравнению с альбомами «Lizard» и «Close To The Edge» лондонцев King Crimson и Yes по своей сложности, которая сочетается с красотой пластинки «The Snow Goose» ещё одних британцев Camel.
Témpano [Venezuela] - Åtabal-Yémal (1979)
Сразу после издания этого бриллианта группа Témpano неожиданно распадается. Единственный оставшийся оригинальный участник (барабанщик Gerardo Ubieda) год спустя всё-же реформировал команду, постоянно тасуя состав своих аккомпаниаторов. Однако ни один из выпущенных этой инкарнацией Témpano альбомов в период с 1981-го по 1989 год не становится интересным с классически-прогрессивной точки зрения, хотя фанатов у группы тогда было предостаточно: в основном, тех, кто дорос лишь до AOR и обычного фьюжна.
Témpano [Venezuela] - Señora De La Madrugada (1981)
Témpano [Venezuela] - Como Tú (1983)
Témpano [Venezuela] - Producto De Consumo (1984)
Témpano [Venezuela] - Témpano De Hielo (1987)
Témpano [Venezuela] - El Tercer Lado (1989)
Реформация Témpano (в том же составе) произошла в конце 90-х. Выпущенный возрождённой группой камбэк-альбом «Childhood's End / El Fin De La Infancia» (1999) получил практически такие же восторженные отзывы, как и дебют 20-ти летней давности, а вслед за ним аналогичных почестей удостоился и альбом «The Agony & The Ecstasy» (2002).
Témpano [Venezuela] - El Fin De La Infancia (1999) Témpano [Venezuela] - Conspiración (2002)
Материал релизов возрождённой Témpano тоже сходен с представленным на их первенце «Åtabal-Yémal», хотя на одном новом диске ещё используются оркестровые аранжировки, отсылающие к классической музыке, а на другом появилось некоторое количество элементов джаз-фьюжна и мотивов Барокко; там же есть моменты с тяжёлыми гитарными рифами, но такие встречаются и в первой программе. В любом случае обе эти работы – столь же безусловные шедевры с оригинальным и сложным для быстрого восприятия материалом.
Témpano [Venezuela] - El Gran Inquisidor (2008) Témpano [Venezuela] - When Opposites Meet (2016)
К сожалению, крайний на сегодня (не считая сборника ранних вещей «Selective Memory» (2008) альбом группы Témpano, «Nowhere Now Here» (2016), снова оказался на порядок проще предыдущих. Звучание здесь довольно винтажное, но вещи скроены на манер нео-прога, хотя многим этот стиль весьма нравится. Зачем-то добавлены треки с монотонными пассажами синтезаторов, но такие довески это плохой фактор вообще, а в стиле амбиент тем более, да ещё в репертуаре группы, от которой никто ничего подобного не ожидал. Впрочем, большая часть указанного альбома Témpano исполнена очень качественно, невзирая на упрощение музыки, что есть хорошо для поклонников нео-прога.
Да, возвращаясь к истокам данного повествования, - творческому наследию группы Los Memphis - появилась возможность ознакомиться с их редким вторым альбомом, "Memphis", 1968 года, тем самым, что выходил на необычном для тогдашней Венесуэлы цветном виниле. Ну, и таким образом, закольцуем Тему...
До записи второго альбома, названного ещё проще – «Memphis» (1968), Луис Угарте покидает группу, а Frank Rojas и Roberto Menéndez становятся новыми барабанщиками. Данный альбом включает самый большой хит группы – «Noche De Saten Blanco (Nights In White Satin)», версию песни классиков рока The Moody Blues. Это был один из первых дисков в стране, выпущенных на цветном виниле, и сегодня он представляет большую ценность как по своему музыкальному содержанию, так и по типу пластинки. Некоторые из песен альбома появились на ряде тематических сборников 1968-1970 годов, а также и в наше время.
Los Memphis – Una Noche En Satín Blanco (1968)
Los Memphis – Tu Eres Todo El Infinito (1968)
Los Memphis – Vendedor De Baratijas (1969)
Los Memphis – Preludio De Las Flores (1970)
В конце 60-х Хинес Гарсия покидает ряды Los Memphis и его заменяет José "Chema" Arria, но вскоре после этого группа распадается. Фрэнк Рохас, Пабло Манавелло и "Чема" Арриа вместе с Карлосом Мартинесом (Carlos Martínez Montenegro) образуют группу Sangre. Немногим позже Карлос "Чарли" Спитери в Лондоне основал собственную группу Spiteri, а Хинес Гарсия уже в восьмидесятых сформировал группу Klasse.