ВИА «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» зонг-опера «Орфей и Эвридика»
ВИА «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» принял участие в записи первой советской зонг-оперы «Орфей и Эвридика» и… распался
У каждого советского вокально-инструментального ансамбля имелись два тонких места, два «лезвия бритвы» по которым надо было очень аккуратно эквилибрировать. Первое – это взаимоотношения с Союзом композиторов, ибо в репертуаре филармонического ВИА должно было присутствовать не менее 80% композиций членов данной музыкальной организации. Второе – это взаимоотношения с Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия», которая должна была выполнять план по продажам и, при этом, строго придерживаться правил коммунистической цензуры.
В этом плане у «Поющих гитар» все было окейно – и между столпами Союза композиторов удалось пропетлять и с «Мелодией» иметь деловые отношения. Считается, что коллектив выпустил больше всех пластинок формата «миньон» в СССР (естественно, по сравнению с другими ВИА). А вот LP-диск был выпущен лишь один – произошло это в 1969 году. Поклонники коллектива называют его «Поющие гитары III». Зато мини-дисков «Поющие гитары» наштамповали великое множество – от гибких пластинок до винила.
Первый концерт коллектива состоялся 5 октября 1966 года. ВИА «Поющие гитары» дебютировал на сцене актового зала в Военно-механическом институте. Первый состав ансамбля: Анатолий Васильев (руководитель, гитара), Евгений Броневицкий (бас-гитара), Владимир Калинин (гитара), Лев Вильдавский (фортепьяно, электроорган), Сергей Лавровский (ударные), Олег Мошкович (фортепьяно, электроорган) Галина Баранова (вокал), Татьяна Калинина (вокал). В следующем году в состав ансамбля влились Эдгар Бернштейн (труба, звукорежиссёр) и Елена Фёдорова (вокал). В 1968 году в ансамбль приходит Альгирдас Паулавичюс (клавишные), Александр Фёдоров (гитара), в 1969 — Валерий Ступаченко (вокал), Юрий Антонов (клавишные, композитор), Анатолий Чижевский (гитара). В 1970 году в ансамбль пришли новые музыканты: Григорий Клеймиц (фортепиано), Василий Борисов (гитара) и ритм-секция Юрий Иваненко (бас-гитара) и ударник Юрий Соколов. На волне популярности, вначале 70-х, «Поющие гитары» давали до 350 - 400 концертов-аншлагов в год. Как писала пресса тех лет, сильной стороной этого ВИА являлось «эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен».
Интересный факт: платформа «Поющих гитар» послужила стартовой площадкой для таких артистов, как Юрий Антонов, Ирина Понаровская, Альберт Асадуллин, Альгирдас Паулавичюс, Валентин Бадьяров, Григорий Клеймиц, Валерий Бровко, Галина Баранова, Сергей Лавровский и др.
В 1975 году «Поющие гитары» были приглашены для записи первой советской рок-оперы композитора Александра Журбина «Орфей и Эвридика». Увы, это отнимало много времени и требовало приложения значительных творческих усилий. ВИА практически прекратил гастрольную деятельность, что абсолютно не устраивало некоторых участников коллектива. В 1975 году легендарный состав распался. Часть музыкантов сосредоточилось на постановке рок-оперы, другая часть занялась сольными карьерами.
Чем запомнился вклад в ВИА «Поющие гитары» в отечественную масс-культуру?
Во-первых – это популяризация западных хитов «Апачи», «Тореро», «Синяя песня», «Карлссон», «Индейская резервация», «Прекрасное воскресенье», «Песенка велосипедистов» и т.д.
Во-вторых – исполнением любовной лирики, и стремлением дистанцироваться от исполнения патриотических зонгов.
В-третьих – записью первой в СССР рок-оперы «Орфей и Эвридика».
Александр Журбин - Юрий Димитрин
Либретто - Юрий Димитрин,
Ансамбль "Поющие гитары",
Орфей - Альберт Ассадулин,
Эвридика - Ирина Понаровская,
Фортуна - Ольга Левитская,
Харон - Богдан Вивчаровский,
Певцы - В.Тсакадзе, В.Лазаренко, А.Федоров.
"Орфей и Эвридика"- одна из самых первых рок-опер, которая до сих пор пользуется огромной популярностью. Эта легендарная зонг-опера была написана в 1975 года композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным.
В момент своего появления она была встречена в штыки тогдашним официозом, хотя никакой политической подоплеки в трогательной истории любви не было. Во многих отношениях эта опера стала первой: это первая рок-опера в стране, в ней дебютировали на большой сцене известные сегодня исполнители Ирина Понаровская и Альберт Асадуллин, многие музыкальные находки были впоследствии переняты другими русскими композиторами. Двойной альбом с записью этой оперы был продан тиражом более миллиона экземпляров.
ВИА "Поющие гитары", который аккомпанировал певцам, сыграл эту оперу около 2500 раз. "Орфей и Эвридика" до сих пор находится в репертуаре питерской "Рок-Оперы". "Орфей и Эвридика" - претендент на книгу рекордов Гинесса: она не сходит с подмостков уже 28 лет, была сыграна более 2500 раз, известно 8 постановок этой оперы, а исполнитель роли Харона, артист санкт-петербургского Театра "Рок-Опера" Богдан Вивчаровский достоин попадания в книгу рекордов Гинесса уже за то, что на протяжении этих 28 лет является бессменным исполнителем роли Харона и является единственным в России артистом, получившим звание Заслуженного Артиста именно за рок-оперу..
----------------------------------------
Приезжал в наш город этот ансамбль с этой программой. Ходили, слушали, записывали на катушечные магнитофоны (переносные). Потом друг у друга переписывали этот концерт. Звук - никакой, НО ... "Поющие гитары"! И название то какое - опера- это было событие.
Хотя честно - мне НЕ понравилась опера "Орфей и Эвридика", за исключением дуэта - "Орфей полюбил Эвридику".
----------------------------------------
Я русский человек и если российский ансамбль делает на основании российского либретто и композитор тоже как-то житель России, то это не ЗОНГ, А ПЕСНЯ
Пусть будет Зонгом, Гонгом и ...
Надо учитывать "настроение" тех лет, когда можно было использовать в названиях иностранные "заменители"
Спасибо за дополнение - пусть будет так, как пишут авторы - ЗОНГ-ОПЕРА
Только 1-й певец – В. Цакадзе а не В.Тсакадзе
2-й певец – В. Лазаренко
3-й певец – А. Федоров
Согласно текста на виниле. На переиздании на "CD" тоже самое.
Это так мелкая поправочка.
Наверное я догадался, о чём речь. Хорошо. В 2013 году когда я тал участником "На Завалинке" там оформление было совсем по-другому. Там, да всё было разбито по группам, направлениям. И мне кажется было удобнее искать. Потом всё изменилось.
Что делать, будем проходить ликбез.
----------------------------------------
Благодарю за музыку.
Фрагмент этой оперы впервые прозвучал на радио "Маяк" в радиопередаче "На всех широтах"
На всех широтах № 76 – 07 марта 1976г
=== 3. ВИА «Поющие гитары» - Орфей и Эвридика
-----------------------------------------