- Вицин Георгий Михайлович Дата рождения: 18.04.1918 Дата смерти: 22.10.2001
Фильмография:
Хаги-траггер /1994
Несколько любовных историй /1994
Господа артисты /1994
Бравые парни /1993
Выстрел в гробу /1992
Путешествие пана Кляксы /1986
Соперницы /1985
Опасно для жизни! /1985
Руки вверх! /1981
Комедия давно минувших дней /1980
За спичками /1980
История с метранпажем /1978
Маринка, Янка и тайны королевского замка /1977
12 стульев /1977
Солнце, снова солнце /1976
Синяя птица /1976
Пока бьют часы /1976
Веселое сновидение, или смех и слезы /1976
Шаг навстречу /1975
Финист - Ясный сокол /1975
Пузырьки /1975
Не может быть! /1975
Ау-у! /1975
Царевич Проша /1974
Северная рапсодия /1974
Моя судьба /1974
Дорогой мальчик /1974
Большой аттракцион /1974
Автомобиль, скрипка и собака Клякса /1974
Чиполлино /1973
Неисправимый лгун /1973
Земля Санникова /1973
А вы любили когда-нибудь? /1973
Табачный капитан /1972
Масштабные ребята /1972
Тень /1971
Смертный враг /1971
Джентльмены удачи /1971
Весенняя сказка /1971
12 стульев /1971
Шаг с крыши /1970
Опекун /1970
Как мы искали Тишку /1970
Кабачок "13 стульев" /1969-81
Похищение /1969
Вчера, сегодня и всегда /1969
В тринадцатом часу ночи /1969
Старая, старая сказка /1968
Семь стариков и одна девушка /1968
Гольфстрим /1968
Татьянин день /1967
Спасите утопающего /1967
Красное, синее и зеленое /1967
Кавказская пленница /1967
Формула радуги /1966
Удивительная история, похожая на сказку /1966
Кто придумал колесо? /1966
Операция "Ы", и другие приключения Шурика /1965
Дорога к морю /1965
Дайте жалобную книгу /1965
Что такое теория относительности /1964
Сказка о потерянном времени /1964
Зайчик /1964
Женитьба Бальзаминова /1964
Весенние хлопоты /1964
Слепая птица /1963
Первый троллейбус /1963
Короткие истории /1963
Каин XVIII /1963
Путь к причалу /1962
Молчат только статуи /1962
Как рождаются тосты /1962
Дрессировщики /1962
Деловые люди /1962
Самогонщики /1961
Артист из Кохановки /1961
Совершенно серьезно /1960
Месть /1960
Конец старой Березовки /1960
Я был спутником Солнца /1959
Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. /1959
Василий Суриков /1959
Отцы и дети /1958
Коловращение жизни /1958
Жених с того света /1958
Новый аттракцион /1957
Дон Кихот /1957
Девушка с гитарой /1957
Борец и клоун /1957
Убийство на улице Данте /1956
Поэт /1956
Она Вас любит /1956
Мексиканец /1955
Максим Перепелица /1955
Двенадцатая ночь /1955
Мы с вами где-то встречались... /1954
Запасной игрок /1954
Композитор Глинка /1952
Белинский /1951
Весна /1947
Здравствуй, Москва! /1945
Иван Грозный /1944-45
Георгий Вицин... работы...
Автопортрет
Дружеский шарж на Юрия Никулина
Пейзаж (написан на съемках фильма 'Женитьба Бальзаминова' в Суздале)
Портрет Дины Тополевой
Портрет Николая Павловича Хмелёва
Немного добавлю .Г. Вицин с дочерью
По официальным данным, которые сегодня можно встретить в некоторых документах, местом рождения Георгия Вицина является Петроград. Однако по другим сведениям, которые сегодня принято считать более достоверными, родным городом будущего актёра является городок Териоки, сегодня носящий название Зеленогорск (позже город в составе Санкт-Петербурга). Да и с датой связаны определенные неточности - как свидетельствует запись в церковной книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице, где крестили Георгия, мальчик родился 5 (18) апреля 1917 года. Однако в поздних официальных документах датой рождения стало значиться 23 апреля 1918 года. Это произошло из-за того, что мать Вицина в 1920-х годах, устраивая сына в оздоровительную лесную школу, сделала его "моложе" и исправила год рождения на 1918-й. А 23 апреля (6 мая) являлось днём его именин. И первоначальная фамилия будущего актёра также выглядела иначе — "Вицын", но позже из-за ошибки паспортистки буква "ы" сменилась на "и"... Когда Георгию было восемь месяцев, семья переехала в Москву и вся дальнейшая судьба актёра была связана именно с этим городом. Его мама Мария Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж Михаил Егорович вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравлен газом и прожил недолго. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к искусству.
Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Однако, преодолев свою закомплексованность, он принял твёрдое решение стать актёром.
Актёрская труппа «Лесной школы». Вицин в камзоле, треуголке и с бабочкой
Для начала Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. "Лечение" начал активно. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьёз заняться балетом. Но после школы Вицин решил "всерьёз заняться" театром.
После окончания школы-семилетки № 26 Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошёл испытания сразу в трёх студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.
В 1936 году Георгий Вицин поступил в труппу театра-студии под управлением великого актёра Николая Хмелева. Студию вскоре переименовали в театр имени Ермоловой, а Вицин занял в труппе заметное положение. "На него" ходили. Покупая билеты, в кассах нередко спрашивали, кто сегодня играет - и, если не Вицин, могли развернуться и уйти. О нём с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актёр с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.
Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютом можно считать роль Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у Вицина была лишь эпизодическая роль опричника в фильме "Иван Грозный"). Однако, как признавался сам Георгий Михайлович, дебютировал он в 1945 году в фильме С.И.Юткевича "Здравствуй, Москва!".
Георгий Вицин был разноплановым актёром, ему удавались любые образы. Но популярность пришла после его комедийных ролей. Первой известной комедией, в которой Георгий сыграл молодого футболиста Васю Веснушкина, был фильм "Запасной игрок" (1954).
Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксёрского поединка он так разошёлся, что всерьёз атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушёл, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.
Несмотря на то, что в этой картине Г. Вицин исполнил роль юного паренька, актёру было уже далеко за тридцать. Зрителям приглянулся герой Вицина - застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному шаблону был снят фильм "Она вас любит" (1956),
где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью.
В этом фильме по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссёр решил взять Вицина "на слабо". Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой "поклонницы Клавы", в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актёр носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссёру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать".
Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя "с лёгким налетом иронии". В период с 1954-го по 1961 актер отметился во многих других примечательных картинах. Так в его биографии появились такие известные фильмы как "Максим Перепелица",
"Двенадцатая ночь",
"Дон Кихот",
"Василий Суриков",
а также кинолента "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем",
в которой Вицин снова сыграл Гоголя. Данные работы заняли достойное место в фильмографии актера.
Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Каждый из этих образов был собирательным, обобщающим.
Трус Вицина в комедиях "Пес Барбос и необычный кросс" (1961),
"Самогонщики" (1961),
"Операция Ы" (1965),
"Кавказская пленница" (1966),
"Семь стариков и одна девушка" был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).
Неожиданно актёр выступил в роли отпетого уголовника Хмыря в "Джентльменах удачи" (1971).
Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю - здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей "масочной линии".
К сожалению ему мало предлагалось таких ролей со "взрывчатым" вторым планом, подобной папаше из комедии "Не может быть!" (1975).
Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев.
Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова"
и Тебенков из комедии "Опекун",
Тютюрин "Неисправимый лгун",
сэр Эндрю "Двенадцатая ночь", Сем "Деловые люди"
и конечно же главная роль - это трус из бессмертных комедий Гайдая. А съемки в телевизионном "Кабачке 13 стульев" лишь прибавили ему популярности.
Зрители полюбили его за Труса, а ему больше других нравилась роль сэра Эндрю в "Двенадцатой ночи" (1955 год) режиссёра Яна Фрида.
"В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора, - говорил актёр в одном из интервью. - Но Би-би-си почему-то назвала меня "Выпин". Возможно, телекомпания предсказала мои будущие "пьяные" кинороли?".
Георгий Вицин мог просто мастерски перевоплощаться. В юности Вицин часто исполнял роли стариков, а в зрелом возрасте - юношей. В тридцать шесть лет изобразил древнего деда Мусия в картине "Максим Перепелица". А в 38 лет снялся в "Запасном игроке", где исполнил роль 18-летнего Васи Веснушкина. Молодого, 28-летнего, оболтуса в "Женитьбе Бальзаминова" Георгий Михайлович тоже сыграл уже в зрелом возрасте - в 48 лет. Сценарий был написан под него, но фильм начали снимать спустя десять лет. Естественно, за это время актёр постарел. "Я сам себя загримировал, - рассказывал Вицин. - Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо "похудело". Режиссёр посмотрел на мои художества и сказал: "Буду снимать!" Из-за столь сложного грима сам Вицин называл картину "Женитьбой Бальзамированного".
К маске "труса" Вицин в последний раз вернулся в фильме Юрия Кушнерева "Комедия давно минувших дней". Режиссер попытался возродить легендарную тройку, соединив ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым - Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из "12 стульев". Но в результате результат получился весьма жалким. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся "Великолепная четверка" напрягалась изо всех сил, но сделать "из ничего хоть что-нибудь" так и не смогла.
Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994).
Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят:
домовёнок Кузька, заяц ("Мешок яблок"), Джузеппе ("Приключения Буратино"), жук-музыкант ("Дюймовочка") и многие другие.
Георгий Михайлович был женат.
Надежда (Дина) Тополева
Тамара Мичурина
Первой гражданской женой актера была Надежда (Дина) Тополева, с которой Вицин прожил двадцать лет. Пара так и не оформила свои отношения официально. По словам дочери актера, Надежда этого не хотела, а отец не настаивал. Примечательно, что первая гражданская жена была значительно старше актера. После расставания Вицин не бросил Тополеву, приносил ей продукты и лекарства.
Со своей официальной супругой Вицин встретился в Театре им. Ермоловой. Тамара Мичурина, племянница знаменитого селекционера, работала там бутафором. По рассказам самой Тамары Фёдоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизиторскую, куда народ принёс куличи и пасху. И в кабинет вошёл Вицин с крашеным яйцом в руке. "Девочки, я пришёл похристосоваться", - сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза... и начали встречаться.
Дочь - Наташа, которую Вицин очень любил - художник.
Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит "на кормление", и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку.
Георгий Михайлович всю жизнь был страстно увлечен изобразительным искусством. Он прекрасно рисовал карикатуры, а также добился определенных успехов в живописи, скульптуре и графике.
Удивительно, но Вицин, нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим. Кроме того, он не курил. Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В те времена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссёры рвали на себе волосы, когда после команды "Мотор!" Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: "Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса". Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: "Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!"
Не смотря на обилие его персонажей, талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он, к сожалению, так и не сыграл. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя".
Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера.
Однажды Вицина узнали в очереди, стали уступать место. "Я не Вицин, я его брат", - стал обманывать людей актёр. "Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперёд!".
По мнению врачей, чрезмерное увлечение йогой в результате негативно отразилось на здоровье актера. 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни.
Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".
"Никогда ничего не проси, тогда и тебя трогать не будут," – вот главное жизненное кредо Вицина. На первом месте у актёра всегда стояла личная свобода.
После смерти актёра в его честь был установлен памятник в одном из парков родного ему Зеленогорска. Скульптура изображает его в роли Михайло Бальзаминова.
По материалам сети...