Видимо-невидимо
Пост размещен в качестве эксперимента с ютубовскими роликами. Может загружаться долго, т.к. содержит большое количество ссылок на ютуб.
Ежедневно, при просмотре любой телепрограммы или фильма, или занимаясь серфингом в интернете, или посещая бар, клуб, караоке, - мы, вольно иди невольно, осознанным взглядом или краем глаза, становимся зрителями музыкальных видео.
Данный материал не является строгим исследованием явления под общим названием "музыкальный видеоклип". Это довольно поверхностный взгляд на общую историю развития видеомузыки, на ее современное состояние, и личностный прогноз на будущее.
Постановочные МВК подразделяются на несколько видов:
Игровой постановочный МВК. Самая дорогая музыкальная видеопродукция. В таких постановках участвует практически та же команда, что и при съемке любого художественного фильма: продюсер, сценарист, режиссер, оператор, костюмер, кастинг-менеджер, актеры, каскадеры, массовка и т.д. Обычно такой ролик и представляет из себя короткометражный фильм с законченным сюжетом. Кроме собственно песни, в фонограмму клипа могут входить диалоги актеров и музыкантов, а также различные звуковые эффекты, не связанные с оригинальной фонограммой. Довольно часто такие МВК снабжаются начальными и финальными титрами, что еще более сближает ролик с традиционным кино. Среди этих клипов нередко случаются и «мини-сериалы», т.е. несколько клипов, объединенных одним сюжетом, где один ролик является сиквелом другого. Иногда для съемок приглашаются именитые режиссеры и актеры, при этом львиная часть бюджета ролика расходуется на выплату гонораров звездам. Этот вид роликов «отпочковался» от обычного фильмового жанра – т.н. «музыкальных фильмов», появившихся с началом звукового кинматографа.
Dalida - Viva la pappa
John Lennon - Imagine
Cerrone - Supernature
Girlschool - 20th Century Boy
Robert Plant - Big Log
ZZ Top - Legs
Комбинация - Какие люди в Голливуде
Светлана Рерих - Ладошки
Michael Jackson - You Rock My World
Пикник - От Кореи до Карелии
Простой несюжетный постановочный МВК. Не слишком сложный в постановке и, как следствие, значительно менее дорогой клип - обычно без сценария (только небольшой набросок) и актеров. Съемка такой видеопродукции может осуществляться с привлечением профессиональных режиссеров и операторов, но, очень часто, без них – в этом случае клипы снимают сами музыканты или их друзья. Этот подвид постановочных роликов берет свое начало в т.н. «промо-видео» 60х годов, которые создавались как предварительная теле- и кинореклама перед выпуском очередного сингла или альбома исполнителя. Впрочем, похожие видео существовали и ранее – в 30х-50х годах. Сюжеты подобных роликов, как правило, просты: обычно это съемки на фоне живой природы, или в городе, где музыканты (редко – кто-то еще из их окружения) просто исполняют песню, либо ходят-бродят по городским улицам и сельским пейзажам, иногда при этом выполняя какие-то действия, соответствующие сюжету песни или ее настроению.
Procol Harum - A Whiter Shade Of Pale
Enrico Macias - Les millionnaires du dimanche
Тамара Миансарова - Коханий
Christie - Yellow River
Rod Stewart - Sailing
Алла Пугачева - Арлекино
Demis Roussos - Life In The City
Kim Wilde - Love Blonde
UB 40 - Cherry Oh Baby
ДДТ - Что такое осень
Сценический постановочный МВК. Видеомонтаж с одного (чаще) или нескольких (реже) концертов исполнителя, в сопровождении студийной или концертной фонограммы. Как и предыдущий подвид постановочных клипов, начался с производства «промо-видео» в 60х годах. Довольно часто съемки проходят не в условиях реального концерта, а на сцене в отсутствие зрителей; буйство зрительного зала при этом снимается отдельно и вставляется в видеоряд при окончательном монтаже. В этом случае, некоторые трюки (акробатика, пиротехника) вместо музыкантов могут выполнять их дублеры – профессиональные каскадеры. Звук может быть чисто студийным, либо реально концертным, либо смонтированным из студийного трека с наложением шумов зрительного зала. Обычно такие клипы создаются для "тяжелых" групп. Съемка и монтаж этих роликов может производиться как командой профессионалов, так и самими музыкантами, а иногда – и на чисто любительском уровне. Не следует путать сценический постановочный ролик с концертным клипом – последний снимается на реальном концерте в живом звуке, монтаж там минимален или вообще отсутствует.
The Mamas & The Papas - Straight Shooter
Thin Lizzy - Bad Reputation
Aerosmith - Dream On
Scorpions - Blackout
Bon Jovi - Bad Medicine
Warrant - Down Boys
Ария - Дай жару!
Yngwie Malmsteen - Bedroom Eyes
Sonic Youth - 100%
Коррозия металла - Russian Vodka
Анимационный МВК. Как и игровой клип, создается обычно командой профи – режиссером, сценаристом, художником-мультипликатором и т.д. В последнее время, благодаря развитию компьютерной техники, нередко вся эта команда воплощена в одном лице креативно мыслящего художника-аниматора. По факту, анимационный МВК – это обыкновенный мультфильм, снятый на сюжет песни, или другой сюжет, соотвествующий, по мнению автора, музыкальной или текстовой основе. Появились такие ролики впервые в 30х годах – чаще всего, как вставки в музыкальные фильмы. В настоящее время очень часто новые анимационные ролики появляются в качестве видеоряда для старых песен.
The Beatles - Come Together
ABBA - Money Money Money
Iron Maiden - Flight Of Icarus
Агата Кристи - Ковер-вертолет
Ногу свело - Хару-мамбуру
Eiffel 65 - Blue (Da Ba Dee)
Король и шут - Лесник
Олег Газманов - Новая заря
Britney Spears - Break The Ice
Deep Purple - The Surprising
Рекламный постановочный МВК – в контексте темы, музыкальный клип, где музыканты рекламируют производителя продукции, товары или знаковые события под популярную песню или мелодию. В 70х годах звезды просто снимались на каком-либо промышленном предприятии, или в магазине, или просто на фоне заставок и логотипов рекламируемого товара. Позже некоторые подобные ролики снимались как игровые клипы, иногда с привлечением актеров. В настоящее время преобладает более простой подход к делу: эстрадная или рок-звезда просто рекламирует товар на закадровом музыкальном фоне.
Bonnie St. Claire And Unit Gloria - Clap Your Hands And Stamp Your Feet
George Baker Selection - Baby Blue
Красные маки - Кружатся диски
Тынис Мяги - Олимпиада-80
Puhdys - Mann im Mond
Michael Jackson - Pepsi Generation
Дима Билан - Gloria Jeans
Madonna - Motorola ROKR Commercial
Lady Gaga - Applause
МВК из художественных, музыкальных, анимационных или документальных кинофильмов – вырезанные из фильмов фрагменты, содержащие ту или иную песню. Этот вид музыкальных роликов существует практически столько же, сколько и кинематограф вообще. Многие из "фильмовых" песен позже начали самостоятельную жизнь, и потеряли ассоциацию с самой кинолентой.
Elvis Presley - Mean Woman Blues
Людмила Гурченко - Песенка о хорошем настроении
Marilyn Monroe - I Wanna Be Loved By You
Олег Анофриев - Песенка бременских музыкантов
Slade - Them Kinda Monkeys Can't Swing
Нина Ургант - Здесь птицы не поют...
Adriano Celentano & Claudia Mori - Splendida e nuda
Жанна Рождественская - Гадалка
John Travolta & Olivia Newton-John – You're The One That I Want
Инара Гулиева - Институтка
Концертный МВК – съемка с «живого» концерта. Как правило, профессиональная съемка ведется на несколько стационарных и мобильных камер. Сценарий для таких роликов не пишется (если только набросок для общего концертного шоу), в съемочной команде обычно присутствует режиссер шоу. Звук и видео могут записываться синхронно, либо (в случае сложного монтажа), звуковая дорожка накладывается на готовый видеоряд. Концертный МВК визуально похож на постановочный сценический ролик, но есть существенные различия: в концертном клипе меньше трюков; звук – только реальный с концерта; за редкими исключениями, отсутствует «мельничная» видеонаразка (состоящая из очень коротких участков съемки по 1-2 сек) и т.д. Впрочем, совершенно не исключено, что исполнитель на концерте "поет" под финограмму. Часто такие клипы вырезаются из полных концертных шоу или снимаются любителями из зрительного зала. Некоторые из этих роликов считаются официальными видеклипами, некоторые - нет.
Led Zeppelin - Since I've Been Loving You
AC/DC - Baby, Please Don't Go
Владимир Высоцкий - Письмо в редакцию телевизионной передачи из сумасшедшего дома
Rainbow - Long Live Rock'n'Roll
Billy Joel - Everybody Loves You Now
Алла Пугачева - На "бис"
Eric Clapton - I Shot The Sheriff
Pink Floyd - The Dogs Of War
Ноль - Вперед болты!
Leningrad Cowboys & Лариса Черноскова - Those Were The Days (Дорогой длинною)
Фоновый МВК (или, иначе, бэкдроп-фильм) – видеоролик, снятый специально для показа на заднем плане сцены, за спинами музыкантов, во время живого концерта. Такие клипы появились в 70х годах усилиями прог-рокеров и электронщиков. Они несут двойную нагрузку: во-первых, усиливают музыкальное восприятие посредством видеоряда; во-вторых, могут содержать фонограмму со звуками и шумами, которые на сцене сложно или невозможно воспроизвести живьем. Более всего эти ролики известны из творчества Pink Floyd. Позже некоторые из таких МВК начали вполне самостоятельную жизнь вне сцены (например, Money тех же Флойдов, смонтированный на основе трех бэкдропов - французского, британского и американского). В отличие от Pink Floyd, большинство остальных исполнителей не снимали бэкдропы специально, а использовали вырезки из документальной хроники и фильмов, а также, довольно часто - просто разноцветные фоны. С конца 70х и до настоящего времени нечто подобное можно увидеть во время выступлений практически любых рок- и поп-звезд разной величины; правда, сейчас для этой цели обычно используются выборки кадров из постановочных МВК, но возможны варианты. В первых трех примерах приведены бэкдропы с оригинальными звуковыми дорожками, отличающимися слегка от студийных треков; на третий клип наложен звук с соотвествующего трека студийной записи.
Pink Floyd - Money (french backdrop version)
Pink Floyd - Brain Damage (british backdrop version)
Pink Floyd - On The Run / Time (american backdrop version)
Pink Floyd - Shine On You Crazy Diamond (backdrop version)
МВК-"видеонарезка". Вид музыкальных роликов (обычно любительского производства, но иногда встречаются и профессиональные клипы этого типа), содержащих динамичные или статичные изображения - чаще всего, вне изначальной их привязки к конкретной песне (но бывают и исключения). Эти клипы часто создаются видеомонтажерами-любителями или просто меломанами. Такие ролики обычно созданы через много лет после реального исполнения той или иной песни. Они могут содержать фото и другие неподвижные изображения; монтаж отрывков из различных видеофильмов и концертных выступлений; просто настроенческие видеопейзажи - статичные и/или динамичные. Довольно часто эти МВК делают и профессионалы – фотохудожники и клипмейкеры, для создания роликов по заказу производителей DVD-продукции, если на какую-то песню отсутствует архивный оригинальный видеоряд. Формально, сюда же можно отнести ролики с единственным фото на протяжении всей песни - таких поделок полно в youtube, но, конечно же, это не видеоролики, а некие "фотообои" под песню.
The Beatles - Baby It's You
Jefferson Airplane - White Rabbit
The Rolling Stones - (I Can't Get No) Satisfaction
The Jimi Hendrix Experience - Are You Experienced?
The Moody Blues - Question
Аркадий Северный - Мне не нужны отдельные квартиры...
Uriah Heep - July Morning
Deep Purple - Stormbringer
Focus - Hocus Pocus
Наталья Лапина - Гимназистки
Весьма часто в одном клипе могут присутствовать элементы нескольких или даже всех перечисленных видов МВК. Например, в игровой ролик вносятся элементы анимации или концертного шоу; комбинируются сценический и концертный, студийный и игровой МВК, и т.д.
The B-52's - Rock Lobster
Клара Румянова - Песенка мамонтенка
Bob Marley & The Wailers - Buffalo Soldier
Stars On 45 - Beatles Medley
Status Quo - In The Army Now
Dire Straits - Money For Nothing
Любэ - Не валяй дурака, Америка!
Céline Dion - My Heart Will Go On
Дискотека Авария vs Ляпис Трубецкой - Ты кинула
Alice Cooper – Along Came A Spider
История видеоклипа
Разумеется, трудно назвать какой-либо МВК первым в истории. Это очень спорный момент.
С уверенностью можно сказать, что первые «музыкальные клипы» появились еще в то время, когда не было звукового кино (как это ни парадоксально). По крайней мере, в 1900 году (когда кинематографу едва исполнилось 5 лет), одним из первых французских кинодеятелей, фокусником, режиссером и актером Жоржем Мельесом (1861-1938), был снят оригинальный короткий сюжет «Человек-оркестр». В этом «клипе» Мельес выступил еще и в другом своем амплуа - пионера спецэффектов в кинематографе: посредством стоп-кадра и покадрового наложения, один и тот же человек (сам Мельес) в фильме изображает целый оркестр. Оригинальный звук, который вдохновил Жоржа на эту постановку, до нас не дошел, и «клип» ныне демонстрируется с различными современными аудиодорожками.
Человек-оркестр. Мельес выступает в ролях шести музыкантов + дирижер
Позже Мельес снял еще несколько фильмов похожей тематики.
Меломан. Мельес играет головами, как по нотам
Сумасшедший композитор. Комедийный сюжет на музыкальные темы
Маэстро Домисольдо - еще одна "музыкальная" мини-комедия
По воспоминаниям современников, в самом начале XX века было снято и несколько немых сюжетов с участием певцов, исполняющих музыкальные номера. Мне лично их найти не удалось; скорее всего, потому, что почти все знаменитые исполнители поначалу считали кино никчемным баловством (впрочем, не только они – известные театральные актеры относились тогда к кино презрительно; среди «неверующих» в долгую жизнь кинематографа были, как это ни парадоксально, и его зачинатели – братья Люмьер), а кадры с малоизвестными певцами сохранять для истории не считалось нужным.
Первым звуковым музыкальным роликом считается тестовый звуковой сюжет "Поющая утка".
В сюжете занят Гас Виссер - голландский иллюзионист, долгое время проживший в США. При записи применялась технология Vitaphone, позволявшая синхронизировать видеоряд со звуком, записанным на грампластинку
После этого первого эксперимента, появились другие подобные киносюжеты, где актеры пели или танцевали под музыку, но их было не очень много. Эти ролики снимались по технологии Vitaphone.
Американо-французская актриса Жозефина Бейкер танцует чарльстон
Дуэт Боба Витта и Кая Берга, США
По упомянутой выше технологии снят и первый в мире полнометражный киномюзикл (музыкальный фильм) «The Jazz Singer» (1927). Однако в этом фильме синхронно озвучены только музыкальные номера, а диалоги актеров представлены текстовыми заставками, как в немом кинематографе.
Эл Джолсон в фильме «The Jazz Singer»
В той же технологии (синхронизации видеоряда со звуком с грампластинки) снят значительно более поздний фильм с участием Чарли Чаплина - «Modern Times» (1936). Это - первый фильм, где зрители услышали голос Чаплина. Через год фильм был перемонтирован с "оптическим" звуком.
Первым музыкальным фильмом, снятым по технологии Movieton (оптический способ записи звука на кинопленку), стал американский мюзикл «42nd Street» (1933).
Руби Килер, песенка "42я улица", из одноименного мюзикла
Дик Пауэлл в том же фильме
В СССР первый музыкальный фильм, снятый по схожей технолгии, «Веселые ребята» с Утесовым и Орловой, в постановке Г. Александрова, вышел в 1934. Песни из «Ребят» – «Сердце», «Марш веселых ребят», «Тюх-тюх», «Песенка о стрелках» - стали весьма популярны. Последняя песня, кстати, может считаться первым советским анимационным видеоклипом.
Леонид Утесов в фильме "Веселые ребята"; второй ролик - верятно, первый советский опыт "анимационного музыкального клипа".
До войны в СССР и за рубежом появилось еще немало подобных фильмов. Из этих и других кинолент иногда вырезались отдельные песни и начинали самостоятельную жизнь на киноэкране - например, перед киносеансами, или в просветительских либо идеологических целях. Таким образом, некое подобие «клипоиндустрии» возникло как в мире, так и в Союзе, еще до Второй мировой.
Бинг Кросби в мелодраме "Going Hollywood" (1933)
Любовь Орлова и Сергей Столяров в трагикомедии "Цирк" (1936). Эта песня могла стать гимном СССР
Марк Бернес в фильме "Человек с ружьем" (1938)
Павел Оленев в комедии "Волга-волга" (1938)
Марика Рёкк в мюзикле "Hallo Janine" (1939)
Лаврентий Масоха в драме "Большая жизнь" (1939)
Фернандель и Жаклин Лоран в водевиле "Соломенная шляпка из Италии", 1940
Разумеется, некоторое количество музыкальных номеров снималось на кинопленку и вне фильмов. Но таких сюжетов было не очень большое количество, и они обычно объединялись в т.н. мьюзик-ревю, или, в СССР - фильмы-концерты.
Такие "киноклипы" снимались либо отдельно, любо в составе специальных музыкальных ревю (фильмов-концертов)
А потом была война - на долгую пятилетку.
В Штатах, впрочем, всю войну продолжали снимать музыкальные мелодрамы, в том числе в самом начале военных лет появился фильм «Серенада солнечной долины», и другие музыкальные киноленты, где про войну не упоминалось; лишь к середине Второй Мировой появились киноленты, затрагивающие военную тематику.
Будущий гимн московских стиляг - "Чаттануга чу-чу" в исполнении оркестра Гленна Миллера из мюзикла "Серенада солнечной долины"
Фрэнк Синатра в мелодраме "Reveille With Beverly"
Эрл Оксфорд в мелодраме "Это армия". В этом же фильме в одной из второстепенных ролей снялся будущий президент США Рейган
В СССР, по понятным причинам, киноиндустрия была поставлена на военные рельсы. В 41м было и вовсе не до песен; но "Священная война" звучала с киноэкранов.
Три варианта видео военных лет со "Священной войной" (сентябрь и ноябрь 1941; февраль 1942). Самый первый "клип" создан в виде т.н. "песни-запевалы" с субтитрами - прообраза современного караоке
Потом был налажен выпуск художественных кинолент и фильмов-концертов военной тематики, песни из которых становились всенародно любимыми.
Фрагмент фильма "Два бойца"
Фрагмент фильма "Концерт фронту"
Фрагмент фильма "Концерт фронту"
Фрагмент фильма "В шесть часов вечера после войны"
Фрагмент фильма "Небесный тихоход"
После войны появилось немало новых музыкальных фильмов с интересными музыкальными номерами.
А с конца 40х, сначала в разбогатевшей на войне Америке, а затем – в середине 50х, в Европе, в т.ч. в СССР, началась эра массового телевидения и связанный с ней прогресс видеозаписи. Так уж совпало, что в тот же временной период происходило бурное развитие эстрадной музыки, навеянное популяризацией соула, шаффла, кантри, блюза, рок-н-ролла, твиста, фри-джаза и пр.
Телевизионщики довольно быстро сообразили, что появившийся девятый вал популярной музыки надо бы поставить на службу себе любимым. В начале 50х на ТВ появились первые специализированные развлекательно-музыкальные шоу, а через четверть века количество только самых популярных музыкальных телепрограмм в Америке и Европе перевалило за пару десятков.
Логотипы и заставки самых известных европейских и американских музыкальных тв-шоу, 70е годы
Интересно, что в первые годы существования таких программ, музыканты и их продюсеры не получали от телевизионщиков никаких денег (как правило), и трудились в телестудиях только во славу собственного пиара (а иногда и сами платили деньги за продвижение на ТВ собственных творений). Позже, после вмешательства в процесс крупных звукозаписывающих лейблов, ситуация слегка изменилась; однако, до сих пор нередки случаи, когда музыканты платят деньги телепродюсерам за ротацию клипов на ТВ.
Но мы отвлеклись.
Телевидение довольно быстро составило серьезную конкуренцию кинематографу. Конечно, телесъемки на начальном этапе не были столь зрелищными, как в кино, но по охвату аудитории телевидение уже к середине 70х «побороло» кинематограф, и далее разрыв все более усугублялся.
Выступления артистов в первых музыкальных телешоу строились по стандартному шаблону: выходили певец или группа (обычно под грандиозный рев публики в студии), пели одну или несколько песен, и удалялись (опять же под шум толпы). Иногда ведущий программы брал у музыкантов короткое интервью. Особенных украшательств в студиях тогда не было, обычные незамысловатые декорации; музыканты вели себя почти всегда пристойно (по нынешним меркам).
На съемках в телестудиях зрители, бывало, заглушали артистов своим восторженным ревом
Позже, прошедшие в прямом эфире, но параллельно записанные на кинопленку или видеоленту программы, телевизионщики перемонтировали на свое усмотрение – вырезали песни из одних программ и вставляли в другие; составляли своего рода «сборники» выступлений одного исполнителя из разных программ; крутили по одной вырезанной из программы песне между другими, не связанными с музыкой, программами. Таким образом, телеверсии песен получали возможность самостоятельного существования, подобно киноверсиям. А благодаря тому, что производство телепрограмм было делом хоть и дорогим, но все же не настолько, как съемка кинофильма на профессиональном уровне, - именно телеверсии на ближайшие десятка два лет стали основными поставщиками визуализированной музыки (иначе говоря, тех самых МВК) на развлекательный рынок. И именно телевидению во многом мы обязаны тем, что ныне можем наблюдать выступления артистов 50х-70х в сравнительно качественных видеоверсиях.
В середине 60х телевизионщики, получившие в свое распоряжение мобильные средства съемки, начали снимать исполнителей не только в студии, но и непосредственно в концертных залах, и на городских улицах, и на природе. При этом появилась идея снимать видео на готовую студийную фонограмму, а потом накладывать последнюю на отснятый смонтированный видеоряд. Примерно в этом виде МВК снимаются до сих пор. Кстати, с конца 60х под фонограмму, как правило (были и исключения), артисты стали петь и в музыкальных телепрограммах. Позже, уже в 90х, это дало возможность создавать простые МВК посредством наложения на видеоряд тех лет качественного идентичного студийного звука.
В это же время некоторые исполнители начали снимать т.н. «промо-ролики». В принципе, «промо-клип» - это постановочный ролик или концертная видеонарезка, предназначенные для пиара музыкантов в период подготовки гастрольного тура либо выхода нового альбома или сингла. Подобные ролики обычно крутили в кинотеатрах перед сеансом, или по ТВ – в музыкальных программах, или в качестве заставки между телепередачами. Большинство дошедших до нас постановочных МВК с середины 60х до середины 70х – это и есть банальная промо-продукция.
Примеры "промо-видео" 60х-70х
Эти клипы тогда не предназначались для продажи (не было видеотехники для массового потребителя), только для единовременного промоушена, и иногда терялись безвозвратно – вследствие небрежного обращения в неумелых руках. Многие продюсеры и исполнители не видели смысла в сохранении этих роликов на долгие годы. Некоторые промо-клипы были сняты на некачественную кинопленку или видеоленту, с предсказуемым результатом. Так, по слухам, погиб приличный по качеству ролик битловской песни «Girl»; и это не единственная потеря. Киношные промо-клипы могли себе позволить немногие: качественная киносъемка была удовольствием не из дешевых. Наиболее богатые из исполнителей иногда снимали и полнометражные фильмы, из которых потом делалась нарезка на промо-продукцию. Начинающие группы и певцы, а позже – и мэтры, снимали промо на ТВ, что удешевляло конечный продукт в несколько раз.
В СССР все вышеуказанное тоже имело место, но в гораздо меньших объемах (ввиду цензурных требований и недостатка средств). С начала 60х на ТВ появились эстрадные развлекательные программы («Телевизионное кафе», «Голубой огонек», «Кабачок 13 стульев», позже – телефестиваль «Песня года», программы «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск»); телевизионщики снимали и отдельные музыкальные номера для не-музыкальных программ.
Заставки музыкальных развлекательных телепрограмм ЦТ, 60-70е годы
Было снято большое количество новых музыкальных кинофильмов. На ТВ окончательно утвердился жанр «фильм-концерт» с участием одного или нескольких исполнителей – по сути, сборник видеоверсий популярных или идеологически правильных песен.
Советские музыкальные видео 60х-70х
В 70х началась эра бытовых видеомагнитофонов. Идея магнитной видеозаписи с помощью головок, размещенных на вращающемся барабане, была выдвинута советским изобретателем Исуповым в 30х годах, попытки создать видеомагнитофон предпринимали немцы в 40х, а первый коммерчески реализуемый видеоаппарат «VR-1000» появился в США усилиями русского белоэмигранта Понятова и его фирмы AMPEX в 1956.
Видеомагнитофон VR-1000 фирмы Ampex и группа его разработчиков
Примерно в те же 70е, при производстве музыкальной видеопродукции, начали массово использоваться простейшие эффекты: пиротехника, световое оформление, наложение кадров, ключи цветности (музыканты снимались на фоне ярко-зеленого, красного или синего экрана, что давало возможность затем «отменять» однотонный экран и «подкладывать» под артистов любой другой фон.
В 70х годах телевизионщики научились создавать некоторые видеоэффекты, несколько ранее придуманные кинодеятелями
Успехи науки и инженерии в электронике позволили кардинально снизить цены на аппаратуру (от $50.000 в конце 50х до $200 в начале 90х) и минимизировать размеры техники (масса от полутонны до нескольких килограммов соответственно), что уже к началу 80х сделало возможным широкое коммерческое использование уже отснятых, и стимулировало производство новых музыкальных видеороликов. Кроме того, в то же самое время получил широкое распространение международный стандарт видеокассеты - VHS. Теперь МВК выпускались звукозаписывающими лейблами на кассетах, и были доступны в музыкальных магазинах. Началась эпоха масштабного видеомузыкального бизнеса, который пока еще не был столь развит, как граммоиндустрия, но наступал последней на пятки уже через десятилетие.
Видеомузыка на кассетах VHS начала 70х
Поначалу на видеокассетах выпускались, в-основном, телевизионные версии музыкальных номеров или концертные съемки; затем, в связи с широким внедрением в самом начале 80х качественного видеостандарта Betacam, составившего конкуренцию киноаппаратуре, музыкальный рынок стал пополняться сотнями новых постановочных роликов ежегодно, причем их количество росло год от года практически в геометрической прогрессии. Простота в использовании и сравнительная дешевизна съемочной аппаратуры привела к тому, что постановкой МВК стали заниматься не только профессиональные кино- и теле- режиссеры, но и просто креативно мыслящие люди, а иногда – и сами музыканты. Производство и реализация МВК стали весьма прибыльными ответвлениями общего музыкального бизнеса.
В конце 80х на помощь создателям МВК пришла компьютерная техника. Упростились средства монтажа. Появились специализированные видеомонтажные программы для компьютеров. Действия, выполняемые ранее несколькими десятками теле- или кинодеятелей, стали выполняться двумя-тремя людьми. Появилась возможность работы с компьютерными видеоэффектами, придающими ролику более презентабельный и необычный вид.
Компьютерная техника на службе клипмейкеров
Первое ведеомонтажное электронное оборудование было разработано еще в начале 70х (американская система CMX-600), но, из-за отсутствия на то время мощных технических возможностей, оно работало только с черно-белой продукцией низкого разрешения и не позволяло полностью автоматизировать процесс. Не добавляла энтузиазма и цена системы - около миллиона долларов за комплект.
СМХ-600 - первая в мире видеомонтажная система
Лишь к середине 80х в распоряжении киношников и телевизионщиков появились первые работоспособные электронные монтажные системы стоимостью от $100 тыс., которые уже умели работать с цветом и создавать красочные спецэффекты.
Современная недорогая профессиональная система для видеомонтажа
Примерно в это время появилась обособленная профессия «клипмейкер» - человек, который занят производством музыкальных роликов. Сначала это были небольшие съемочные группы – режиссер, сценарист, оператор, звукотехник; затем креативно мыслящие профессионалы стали заниматься процессом съемки единолично и самостоятельно – от идеи до конечного монтажа. Получалось все это где-то немного хуже, где-то – лучше, но, в общем, музыкальная видеопродукция, снятая в конце 80х – середине 90х почти на голом энтузиазме, во многом может дать фору теперешним роликам (несмотря на возросшие технические возможности и серьезное удорожание этого вида музыкальной продукции в новом веке).
В 1981 стартовала первая в мире американская телепрограмма, предназначенная специально для трансляции музыкальных роликов - ныне это международная корпорация с более чем миллиардной аудиторией по всему миру. Чуть позже подобные программы появились в других странах. Самый известный самостоятельный аналог в России - Муз ТВ (с 1996; существует параллельно российскому филиалу MTV).
Заставки MTV и МузТВ
Первый клип, показанный на MTV, 1 августа 1981. Песня своим названием как бы предвосхищает то, что произошло позже - видео убило собственно музыку.
Первый клип, показанный на МузТв, 1 мая 1996. Собственно, это самое МузТв и было создано, в первую очередь, в качестве предвыборной поддержки Ельцину.
О дальнейшем развитии индустрии МВК сказать, в общем, можно немногое. Количество видеопродукции растет год от года, музыкальный видеобизнес давно стал более привлекательным для вложений, чем производство самой музыкальной продукции. На все сколько-то потенциальные хиты снимаются МВК. Часто клип появляется раньше, чем песня на звуконосителе, а иногда на физическом носителе звуковой оригинал трека официально вообще не выходит.
Параллельно растет накал борьбы производителей видео с пиратами в интернете. Десятки тысяч роликов, размещаемых пользователями, блокируются в ютубе ежедневно; в ряде стран приняты постановления, предоставляющие право силовым ведомствам наказывать нарушителей закона об авторских правах, а надзорным органам – блокировать интернет-ресурсы с контрафактным содержимым. В новом веке появились посреднические юридические фирмы, за свой процент помогающие отслеживать музыкальным монополистам контрафакт в сети. Сейчас их сотни по всему миру.
Весьма подорожало производство МВК, даже несмотря на сравнительную простоту монтажа ролика. О ценах на клипы – отдельный разговор.
Цены на производство видеоклипов
Если в 60х – 70х годах съемки качественного постановочного видеоролика обходились исполнителям максимум в несколько тысяч долларов, то с началом 80х произошла революция не только в видеомузыке, но и в ценах на нее.
Начало ценовому беспределу положил клип «Thriller», снятый именитым мастером ужастиков Джоном Лэндисом на одноименную песню Майкла Джексона (1983). Официально его бюджет составил $1 млн., но поговаривают, что была потрачена несколько большая сумма. Таким образом, стоимость «Триллера» превзошла самые дорогие более ранние ролики в сотни раз.
Через 5 лет Майкл переплюнул и этот бюджет, сняв ролик «Bad» за $2,2 млн (режиссер Мартин Скорсезе).
Еще через 2 года Мадонна увеличила стоимость съемок до $5 млн. (клип «Express Yourself», реж. Дэвид Финчер). Приыем, в отличие от Джексона, его соотечественница заплатила конкретно за клип на песню, а не за сюжетную короткометражку.
Ныне лидерами по стоимости МВК в мире числятся: опять же ролик на песенку Джексона «Scream» ($7 млн., 1995, в дуэте с Джанет Джексон) и клип Мадонны «Die Another Day» ($6,2 млн., 2002). Цены же от $200-300 тыс. за банальную постановку на Западе не считаются запредельными, скорее – обыденными.
В России и окружающем постсоветском пространстве цены на зрелищный постановочный клип, снятый очень модным клипмейкером, начинаются от $100 тыс. Трудно выделить какой-то самый дорогой клип, ибо постсоветскому шоу-бизу присущи все те же заморочки, что и остальному бизнесу, включая передачу львиной части денег из рук в руки налом; но можно с уверенностью сказать (судя по западным аналогам), что некоторые особо одаренные произведения клипмейкеров могут быть оценены в $0,5 млн. и выше. Например, рэпер Тимур Юнусов (он же Тимати) утверждает, что снял клип «На краю земли» за €500 тыс. Пусть меня убьют с разбегу, но я не могу понять, чего там такого на пол-ляма евриков.
Стандартная цена на постановочный видеоролик начинающего исполнителя, созданный не сильно продвинутым режиссером, без особых изысков – примерно $15-20 тыс. Российские музыканты-любители и начинающие независимые профи делают ролики сами, снимая себя и окружающее пространство на камеру или телефон, либо просто подбирая красочный видеоряд под свою песню; а потом публикуют все это в ютубе. Впрочем, то же самое делают и непрофессионалы на Западе.
Video kills the music
Ну а теперь о том, как визуализация постепенно убивает саму музыку, причем это действо в настоящее время становится все более катастрофичным.
Нельзя сказать, что музыку «убивают» только видео-интерпретации песен. Скорее, видео – только часть общей проблемы. Среди причин, которые ведут к резкому снижению качества музыкального материала, можно также выделить яркие, сочные, броские электронные музыкальные аранжировки, способные скрыть абсолютно бесталанные мелодии; а также платные теле- и радиоротации, призванные убедить публику, что транслируемая песня – шлягер века. Но, в контексте материала, рассмотрим только МВК.
Как уже упоминалось в начале материала, изначально видео лишь констатировало факт исполнения песни. Обычно съемка производилась в кино- или телестудии с минимальным количеством декораций. На специальной или импровизированной сцене стоял или передвигался (например, исполнял несложный танец) исполнитель – и на этом все. Исключение составляли песни из музыкальных кинокартин, где уже с 30х годов довольно широко применялись различного рода массовки, подтанцовки, анимационные, пиротехнические, каскадерские и другие съемочные спецэффекты.
В начале 60х годов, с массовым введением в обиход телевидения, поначалу все это изменилось мало. Но чуть позже телевизионщики стали внедрять в свои музыкальные программы наработки киношников в области спецэффектов, и придумывать свои фишки, телевизионные. Музыкальные номера стали выглядеть более интересно. Тем не менее, музыка все еще оставалась преобладающим началом в общем действе.
В 70х годах, с развитием технологий, киношные и телевизионные примочки плавно перетекли на живую сцену. Возникло понятие «концертное шоу» вместо просто «концерт», - т.е. музыкальное представление, где задействовались цветомузыкальные, звуковые, пиротехнические, цирковые специальные эффекты. Появилась профессия режиссера-постановщика концертного шоу (часть этих режиссеров позже стали клипмейкерами, или занимались и тем, и другим одновременно).
В 80х визуальной постановке шоу уже уделялось не меньшее внимание, чем «музыкальной подложке». Гастроли любой, сколько-то популярной, звезды превращались постепенно в фееричные сценические представления с целой сопровождающей командой по спецэффектам.
Видеопродукция в поддержку музыкальной основы не уступала концертным шоу в зрелищности. Все технологические новинки, которые могли быть задействованы в производстве МВК, тут же внедрялись и эксплуатировались клипмейкерами.
Постепенно видеомузыка стала приобретать характер превалирующей над аудио.
Тут нужно сделать небольшое отступление, чтобы объяснить психологическую составляющую явления. Есть такой научный феномен, как эффект превосходства образа. Несмотря на то, что звуковая информация воспринимается и обрабатывается мозгом гораздо быстрее, чем визуальная, - зрительный образ человек способен усваивать динамичнее и удерживать в памяти гораздо дольше. По проведенным (с начала прошлого века до наших дней) экспериментам, через несколько дней человек способен воспроизвести мысленно только 10% впервые услышанной информации, но до 80% - увиденной. Причем особенно хорошо, естественно, усваиваются и запоминаются зрительные образы, выполненные в нестандартной, яркой, красочной манере. Это в полной мере касается как статических (фото) так и динамических (видео) изображений. Объяснений этому феномену имеется довольно много, но до сих пор полностью научно обосновать его никому не удалось. Тем не менее, он существует.
Так вот, примерно с конца 80х, производители музыкальной продукции стали понимать, что собственно мелодическая составляющая для современной музыки – не такая уж и основная ее часть. Куда большую важность приобретает современная аранжировка (т.е. постоянное внедрение в аранжировочные решения успехов современных технологий), частая ротация на радио и ТВ, и – особенно – визуальное сопровождение.
Со временем все это привело к появлению совершенно немузыкальных, бестолковых, бессмысленных со всех точек зрения песен; и тем не менее – весьма популярных, ибо их видео-реализации, постоянно ротируемые на ТВ-каналах, снятые профессионалами, прочно заседали в мозгу зрителей (именно зрителей, а не слушателей).
Дальше – хуже. Если ранее спрос рождал предложение, то теперь все стало наоборот: предложение стало стимуляцией спроса. Яркие, красочные, фееричные МВК, неустанно прокручиваемые на всех музыкальных и немузыкальных телеканалах, и стали в музыкальном бизнесе этой самой стимуляцией спроса.
Ныне воплощена в жизнь идея, постоянно муссируемая с конца 80х: неважно, кто, что, и как спел; важно, кто, что, и как показал (по аналогии с любым товаром: не так важно, что внутри – главное, чтобы упаковка была красивой). Пусть даже эта музыка живет всего пару месяцев со дня пришествия в мир, зато за это время с нее можно снять многомиллионную пену за счет одного-двух профессионально снятых клипов.
Под стать клипам оформляются и сценические шоу. Если раньше массовая аудитория приходила на концерт слушать музыку, то теперь она ходит музыку смотреть. При этом можно упаковать в красивое срежиссированное шоу любую околомузыкальную дрянь – пипл схавает и попросит еще.
Когда-то композитор и продюсер Игорь Матвиенко, рассуждая о современной музыке, сказал что-то вроде: песню сейчас не так важно сочинить, как «просчитать». В качестве примера им была приведена совершенно непотребная (на мой взгляд, конечно) песенка «Тучи» от его подопечных Иванушек. Композитор признался, что он заранее «рассчитал» нужный ритм песни, совпадающий с определенными биологическими ритмами человека, а мелодия имела уже прикладное значение; эффект был усилен видеорядом, с применением, на тот момент, новейших компьютерных технологий. Все это, вкупе с телеротацией, сделало песню суперхитом.
Вот примерно с середины-конца 90х годов это и стало основой современной музыки (на Западе, конечно, все началось на пару лет раньше).
Что будет дальше? Кто знает... вряд ли станет лучше, но вдруг? :)
Спасибо! В таком систематизированном виде материал оказывает еще более осознанное и приятное впечатление! Можно было бы коснуться еще такой сферы как чисто визуальные ролики сопровождающиеся музыкой, как то фракталы и иже с ними, но вполне возможно что их можно просто отнести к одному из исследованных Вами типов. Спасибо еще раз большое!
КИРИЛЛ!!!Ну что тут скажешь---только ещё с десяток плюсиков поставить!!!Замечательно,ролики-на все музыкальные вкусы и пристрастия,всё доступно и
систематизировано и вообще-МОЛОДЧИНА!!!
БРАВО-Админу Кириллу!
Что такое видеоклип?
С английского это слово можно примерно перевести как «видеонарезка» (clip с англ. – стричь, обрезать), т.е. кадры видеосъемки (ранее – киносъемки), вырезанные и смонтированные специалистом в определенной последовательности.
От обычного фильма видеоклип отличает, прежде всего, его продолжительность.
В общем понимании, видеоклип – это очень короткий (как правило) видеофильм. Длительность видеоклипа может быть, в принципе, любой, но для клипов продолжительностью более 5-7 минут изобрели другое название – короткометражный фильм.
Видеоклипы могут быть предназначены для совершенно разных целей: эстетического, рекламного, политического, экономического, социального, развлекательного, и т.д., характера. В контексте этого материала мы будем рассматривать часть развлекательных клипов – музыкальные видеоклипы.
Музыкальный видеоклип (далее МВК) – это визуальное сопровождение музыкального номера (чаще всего, длительностью от 2 до 5 минут, иногда – короче или длиннее). Видеоряд может быть снят специально для клипа, либо смонтирован из других видеоматериалов.
МВК разделяются на студийные, постановочные, концертные, фоновые, и все остальные (не поддающиеся точной классификации). В профессиональной среде преобладают первые 4 вида МВК; в любительской (ввиду простоты монтажа, обычно исключая даже съемочный процесс) – два последних.
Студийный МВК – это обыкновенное исполнение песни в телевизионной или киносъемочной студии, многда - в ином помещении. Самый распространенный вид музыкальных клипов для не сильно раскрученных исполнителей в 60х-80х годах, да и звезды записывали и продолжают изредка записывать такое видео. Существуют два подвида этих роликов: музыкальные номера из многочисленных телепрограмм, либо ролики, снятые в специальной студии. В этих МВК все банально: в студийном интерьере находятся исполнители, и поют свои песни. Иногда в подобных роликах применяются несложные элементы постановки: свето- и видео-фильтры, подтанцовка, простейшие видеоэффекты, вставки документальной хроники или природных пейзажей, и т.д.
Sonny & Cher - I Got You Babe
Поющие гитары - Синяя песня
Queen - Keep Yourself Alive
Joe Dassin - Il faut naître à Monaco
Синяя птица - Урок сольфеджио
AC/DC - Rock And Roll Ain't Noise Pollution
Валентина Толкунова - Я не могу иначе...
Группа Стаса Намина - Ностальгия по настоящему
Sandra - Maria Magdalena
Mr. Big - To Be With You