Vincent Crane. Винсент Крейн. 80 лет со дня рождения
Его имя должно было стоять в одном ряду с такими признанными мастерами органа как Кит Эмерсон и Джон Лорд, но осталось известно лишь небольшому числу поклонников. Одним из них был сам бог гитары Джими Хендрикс.
Названный в честь Ван Гога, Винсент Родни Чизман , псевдоним Крейн (Журавль) он возьмет в середине 60-х, он родился в Рединге 21 мая 1943 года. Родители Винсента, Том и Рене - оба школьные учителя - разделяли любопытную смесь либеральных и консервативных убеждений, оба были эрудированными, артистичными, начитанными, интересовались эзотерическими вопросами. Они писали и рисовали, общались с художниками и левыми интеллектуалами . В конце 60-х его мать Рене с удовольствием появлялась на андеграундных концертах в клубе UFO, чтобы поддержать причудливое творчество своего сына с Артуром Брауном.
Винсент самостоятельно научился играть на пианино под джазовые пластинки своих родителей. Вначале его привлекала карьера классического музыканта. В 1961 году Винс поступил в крайне престижный лондонский Тринити-Колледж, который окончил в 1964 году. Именно тогда он совершил два очень важных поступка: взял себе псевдоним Крейн и купил орган Хаммонд у легендарного Грэма Бонда - человека, оказавшего на него большое влияние и, также как Винс, известного взрывными отношениями с коллегами по группе.
Винсент был первым, кто отделил басовые ноты органа от остальных и вывел их через отдельный динамик. Он также проигрывал записанные сэмплы и пел. Артур Браун, всегда обладавший хорошо подвешенным языком, сумел убедить Винсента, что им необходимо попробовать сделать что-то вместе. Первое выступление Брауна с группой Крейна состоялось в Брайтоне в декабре 1966. В основном Винсент играл свои сочинения, а Артур пронзительно вопил под них, выходя на сцену во множестве разных костюмов и ведя себя как маньяк.
Винсент Крейн: "Я не думал, что Артур может многое предложить как музыкант. Но я почувствовал, что обязан работать с этим сумасшедшим ублюдком, потому что у него была очень мощная связь с аудиторией и контроль над ней. Я знал, что он станет великим, просто видя как он управляет толпой." Новая группа получила меткое и пророческое название - The Crazy World Of Arthur Brown (Безумный мир Артура Брауна).
Во время американского турне The Crazy World Of Arthur Brown ранее не проявлявшиеся психические проблемы Винсента впервые проявили себя в форме маниакальных эскапад - с последующими длительными периодами депрессии в больнице. Тем не менее, к 1969 году он в достаточной степени восстановил уверенность в себе, чтобы создать Atomic Rooster. На протяжении следующих четырнадцати лет было семь альбомов, два хита, американские и европейские турне и длинный ряд барабанщиков, гитаристов и вокалистов. Но темы ужаса, паранойи и дьявольской тоски повторялись в песнях снова и снова, словно неослабевающая басовая линия, играемая левой рукой самого Винсента.
Нервные срывы продолжались, они испортили рабочие отношения с коллегами, первый брак и попытки создать собственную фирму звукозаписи. И все же многие коллеги, которые делили с Винсентом тяготы в студии, в дороге или на сцене, вспоминают его обаяние, его искрометное остроумие, его энтузиазм, дружелюбие, веселость, которые так часто поддерживали других.
В рекордно короткий срок Браун, композитор и клавишник Крейн и их первый барабанщик Тикер стали сенсацией психоделического соула в клубах. В 1968-69 годах популярность The Crazy World Of Arthur Brown уже была невероятно велика. Они выступали вместе с The Doors, The Who, Джими Хендриксом, Jefferson Airplane и многими другими знаменитыми группами. Распад группы произошел из за периодически проявлявшейся психической неуравновешенности Крейна и завышенного эго Брауна, погружения его в мистицизм.
Легенда гласит, что Крейн и Палмер, приняв решение об уходе от Брауна одновременно, случайно встретились на борту самолета в Англию и именно там решили собрать свою собственную группу. У Палмера уже было название для их нового проекта: Atomic Rooster (Атомный петух). Карл Палмер: "Однажды в Нью-Йорке мы пошли вместе на квартиру к тогдашней подружке Винсента. В общем, эта девушка хотела объяснить Винсенту, какая плохая штука кислота, и что ему нужно перестать принимать ее. Она привела в пример бас-гитариста группы Rhinoceros, который напринимался разной химии и стал называть себя "атомным петухом". Я не мог удержаться от смеха - какое замечательное название! Когда мы вернулись в Англию, я сказал Винсенту: "Почему бы нам не назвать группу Atomic Rooster? Ты не собираешься им становиться, но мы все могли бы быть его частью".
29 августа 1969 года состоялся официальный дебют Atomic Rooster - новой разновидности "пауэр-трио", ведомых органистом соперников The Nice Кита Эмерсона. Но в июне 1970 года Карл Палмер решил уйти, приняв предложение сформировать Emerson, Lake & Palmer - трио, подозрительно похожее на Atomic Rooster, но где виртуозность отдельных членов группы имела большее значение чем "грув", который все больше становился средоточием музыки Крейна. Винсент на удивление спокойно отнесся к решению Палмера уйти. Для него была характерна своеобразная одержимость "правильным звуком" и "правильными людьми" для достижения этого звука, которая много раз проявится в будущем. Винсент Крейн:" Карл - не фанковый ударник, он, скорее, джазовый или роковый ударник, а мы играем не это."
Эпитеты "сумасшедший", "безумный" и "дикий" всегда означали в контркультурной среде наивысшую похвалу - человека, бросившего вызов подавляющему свободу обществу "нормальных" и вышедшего за его пределы. Поэтому Винсент Крейн, с его имиджем безумного волшебника, являлся для поклонников не столько живым человеком с известными проблемами, сколько своеобразным героем.
В пресс-релизе компании Electra, выпускавшей пластинки Atomic Rooster, а значит заинтересованной в их рекламе, о Винсенте говорится следующее: "Известный своими маниакальными заявлениями, смехом и трясущейся головой, а также как один из самых диких безумных органистов Англии, Винсент во многом серьезный музыкант по своей сути..." Не вызывает сомнения, что Винсент сам создавал и поддерживал определенный имидж - и скорее всего, учитывая его чувство юмора, находил в этом немалое удовольствие.
У Винсента всегда были психические проблемы; он трижды ложился в психиатрическую больницу. Это с ним определенно сделало ЛСД, примерно также, как с Питером Грином и Сидом Барретом. Известно, что сильные психоделики могут послужить триггером, в одно мгновение ломающим все защиты и заставляющим латентные психологические проблемы подняться на поверхность. Результатом являются психоз, паника, агрессия. По-видимому, именно это случилось с Винсентом Крейном.
Пребывание в психиатрической больнице только усилило уже существовавшие тенденции в творчестве Винсента. Начиная с первого альбома и сингла "Friday The 13th", звук Atomic Rooster был темным и полным иррационального ужаса, с которым не могли сравниться другие группы того времени - даже Black Sabbath, с их подчеркнутым и гротескным сатанизмом. Этот страх был вполне реальным, вызванным погружением в глубины страдающего, больного разума. Тоска, отчаянье, негодование из-за несправедливости мира и сменяющая его обреченность - вот демоны, терзавшие Винсента, ярко запечатленные в песнях того периода.
Донал Галлахер, роуди Atomic Rooster, брат Рори Галлахера:
"Винсент, несомненно, излучал много негативной энергии. Всегда было чувство, что пресса не ценит его по достоинству как одаренного музыканта, которым он был, а скорее видит в нем какого-то чудика. Становилось очень тяжело долго слушать музыку во время записей, и даже на концертах люди могли стать немного беспокойными. Но была у него и духовная сторона. У них с Пэт жили, должно быть, 20 или 30 кошек. Мне это казалось жутким, колдовская атмосфера, которую они обозначали. Еще он носил с собой карты Таро и любил шутить на вечеринках, когда посреди разговора он доставал одну карту, показывал ее кому-нибудь и говорил: "Вот ответ!" По мне, они все выглядели пугающе!"
Крис Фарлоу, вокалист Atomic Rooster с 1972 года:
"Он увлекался черной магией и всякими такими штуками. Полагаю, тут будешь мрачным, если занимаешься подобными вещами. Это был не только имидж - он и его жена действительно этим занимались. Однажды я ужинал у них дома, и это было все равно что зайти в замок Дракулы! Я вошел в парадную дверь, и первое, что увидел - около 50 коробок кошачьего корма, по 24 банки в коробке, сложенных вдоль стены. Я имею в виду, что сам люблю кошек, но подумал про себя: "Господи Боже..." Но в музыкальном отношении он был просто гениален, великолепный музыкант и, несомненно, оригинальный."
выдержки из книги : Екатерина Кокурина - Винсент Крейн - гений и судьба (1943-1989)
Vincent Crane Featuring Arthur Brown – Taro Rota (1987)