- Соломин Виталий Мефодьевич Дата рождения: 12.12.1941 Дата смерти: 27.05.2002
Роли в театре
«Нас где-то ждут» А. Арбузов (1963) — Роберт
«Иванов» А. П. Чехов (1963) — Пётр
«Веер леди Уиндермир» О. Уайльд (1964) — Мистер Беркли
«Человек из Стратфорда» С. Алешин (1964) — Каули
«Украли консула» Г. Мдивани (1965) — Чино
«Дачники» М. Горький (1965) — Зимин
«Человек бросает якорь» И. Касумов (1966) — Грант
«Твой дядя Миша» Г. Мдивани (1966) — Борис Ермаков в молодости
«Эмигранты» А. Софронов (1970) — Василий Курбатов
«Свадьба Кречинского» (1971) — Нелькин
«Умные вещи» С. Я. Маршак (1971) — музыкант
«Не всё коту масленица» А. Н. Островского (1973) — Ипполит
«Летние прогулки» А. Салынский (1974) — Куликов
«Горе от ума» А. Грибоедова (1975) — Чацкий
«Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера (1977) — Фиеско
1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко — Швандя[10]
«Мамуре» Ж. Сарман (1978) — Франкер
«Ревизор» Н. Гоголя — И. А. Хлестаков 1982 г.
«Мой любимый клоун» В. Ливанова (1983) — Сергей Синицын
«Живой труп» Л. Н. Толстого — Протасов (1984)
«Печальный детектив» В. Астафьев (1987) (Театр им. Моссовета) — Сошнин
«Ночь игуаны» Т. Уильямса (1989) — Лоренс Шеннон
«Дикарка» А. Н. Островский и Н. Я. Соловьёв (1990) — Ашметьев
«Дядя Ваня» А. П. Чехов (1993) — Астров
«Свадьба Кречинского» (1997) — мюзикл А. Колкера по мотивам пьесы А. В. Сухово-Кобылина — Кречинский
2001 — «Иванов» А. П. Чехова — Иванов
Актёрские работы
1963 — Улица Ньютона, дом 1 — Боярцев, студент-филолог
1964 — Председатель — Валежин
1965 — Любимая — Володя Левадов
1966 — Женщины — Женя
1966 — Старшая сестра — Кирилл
1967 — Крепкий орешек — лейтенант Иван Родионович Грозных
1967 — Бабье царство — Костя Лубенцов
1967 — Происшествие, которого никто не заметил — Толя
1968 — Бег иноходца
1970 — Салют, Мария! — Сева Чудреев
1970 — Впереди день — Валя
1971 — Даурия — Роман Улыбин
1971 — Расскажи мне о себе
1972 — Последние дни Помпеи — Аркадий Степанов
1972 — У нас на заводе
1973 — Открытие (Рукопись академика Юрышева) — сын Юрышева
1973 — Вот моя деревня — Дмитрий Николаевич, директор школы
1978 — Сдаётся квартира с ребёнком — Рыбаков, валторнист
1978 — Прыжок с крыши — Кирилл
1978 — Сибириада — Николай Устюжанин
1979 — Шерлок Холмс и доктор Ватсон — доктор Ватсон
1979 — Летучая мышь — Фальк
1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — доктор Ватсон
1980 — Кто заплатит за удачу? — Сергей Кусков, красный матрос
1981 — Сильва — Бони
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — доктор Ватсон
1981 — Полоса везения
1982 — Пиковая дама — Томский
1982 — Человек, который закрыл город — Крот
1982 — Предел желаний
1982 — Бой на перекрёстке — гость в доме у Вильегорского, который исполняет романс" (эпизод)
1983 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры — доктор Ватсон
1983 — Полоса везения
1983 — Возвращение с орбиты — космонавт Вячеслав Мухин
1984 — Предел возможного — Игнат Ремез
1985 — Искренне Ваш... — Паша Добрынин
1985 — Зимняя вишня — Вадим Дашков
1986 — Он, она и дети — Вячеслав Михайлович
1986 — 55 градусов ниже нуля — Семён Михайлович Коновалов, начальник транспортного управления
1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — доктор Ватсон
1988 — Гражданский иск — Черебец
1989 — Светик
1990 — Зимняя вишня 2 — Вадим Дашков
1991 — Рогоносец
1992 — Чёрный квадрат — Константин Дмитриевич Меркулов
1992 — Сны о России — Шелехов, иркутский дворянин
1993 — Пленники удачи
1995 — Интервью с Гитлером
1995 — Зимняя вишня 3 — Вадим Дашков
1996 — Тесты для настоящих мужчин — друг Алексея
2001 — Остановка по требованию — Следователь Иценко
2001 — С новым счастьем! 2. Поцелуй на морозе — Константин Куропатов, учёный, отец Леночки
2002 — Казус Белли — Михаил, главная роль
2003 — Пан или пропал — Лех Кшижановский (по роману Иоанны Хмелевской). За эту роль награждён призом «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль.
Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года, в Чите. Одно из ярких воспоминаний детства - окна дома, не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет. Вечерами Виталя любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойль. Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого - рослого и подтянутого.
Родители Виталия и Юрия Соломина - профессиональные музыканты Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна - мечтали видеть Виталю пианистом. Пять лет мальчик барабанил по клавишам, мечтая, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. И вот однажды, о чудо! В лютый мороз, держа под мышкой огромную нотную папку, подойдя к порогу музыкальной школы, он не смог открыть дверь, ее просто заклинило от холода. Счастливый мальчик, вернувшись, заявил, что школу... закрыли! Родители, поняв, что Рихтера из сына не выйдет, махнули на него рукой, и позволили поступать, как вздумается.
Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы ни занимался Соломин младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс.
Версий о том, что заставило Виталия Соломина ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище две. Первая - подействовал авторитет старшего брата. Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Соломину было одиннадцать лет. Вторая - решающую роль сыграл фильм «Судьба человека», который однажды Виталий смотрел на дневном сеансе в кинотеатре, где кроме него оказалось еще только двое зрителей... Вероятно, этим троим, фильм нужен был для решения жизненно важных вопросов. И Виталий Соломин решил, что здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих.
Словом, юноша отправился в Москву, напутствуемый комментарием отца: «Все правильно, сын. Падать - так с белого коня!» А почему именно в Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, в который попадают выпускники Щепкинского, что подсказал, конечно же, Юрий Соломин.
Виталий Соломин не из тех, кто метался по жизни. Раз и навсегда, влюбившись в Малый театр, с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений. Актер был верен ему и в дни громкого успеха (его принесли роли в спектаклях: «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя.
Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева «Печальный детектив». Актер очень быстро понял, что везде одно и то же. И нет никакого смысла менять свой театр на чужой. Тем временем, в Малом театре произошла смена руководства - худруком стал Юрий Мефодьевич Соломин. Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся «домой». И тут же на родной сцене поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка», в котором сам же и сыграл Ашметьева.
Пришло время, когда из подающего надежды актера, Виталий Соломин стал актером, на которого можно ставить спектакли. Из театральных работ того периода запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном Хохряковым и режиссером Юнниковым «Не все коту масленица», роль Чацкого в спектакле Царева «Горе от ума», и роль в пьесе Салынского «Летние прогулки». Далее были спектакли «Заговор Фиеко в Генуе» и «Живой труп», совместная работа с Нелли Корниенко.
Впрочем, Виталий Соломин не ждал годами у моря погоды. Прочитав пьесу, Александра Галина «Сирена и Виктория», он увидел частную антрепризу. Уговорив киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием Ирины Розановой, режиссер Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Третьим, разумеется, стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России, в Москве...
На сцене Малого театра была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить: за день безвременно ушел из жизни артист Евгений Дворжецкий, и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен Ивар Калныньш. Режиссер Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза – это то, что нужно зрителю сегодня.
Спорить с Виталием Мефодьевичем было бесполезно. Не тот характер. «Каменный цветок», - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в «Сибириаде». Он считал чуть ли не самым страшным грехом... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он мог и вообще отказаться выйти на сцену - а уж о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.
В театральной жизни актера были разные периоды - менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино. Виталий Соломин прославился быстрее своего брата Юрия - фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства».
Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1». Потом последовали «Председатель» и
фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль – Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей. В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный Михаил Жаров и несравненная Татьяна Доронина. В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.
Благодарное чувство испытывал Виталий Соломин к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли.
Любимая, Шерлок Холмс принесшая актеру настоящую популярность - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.
Хотя, какая разница?! Главное, чтобы нашим зрителям нравилось, чтобы наши признали. А то, что думают по этому поводу англичане... В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. А в одной из серий «Шерлока Холмса» - по рассказу «Пестрая лента» – Соломин даже разрешил сняться жене.
Большой успех принес Виталию Соломину фильм «Зимняя вишня». Психологический фильм, остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Дуэт Соломин - Калныньш играют двух разных мужчин, которые сражались за сердце одной и той же женщины.
Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а Ивар Калныньш - если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит - флегматик Соломин или супермен Калныньш.
«В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном, - откровенно признался Соломин, - вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто».
Фильмография актера насчитывала несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей.
Очень дорога была ему работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.
С удовольствием Виталий Соломин снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь»: любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, не большой. Одна из последних работ Виталия Соломина - многосерийный фильм «Все красное».
Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для нее - расшитые камзолы и платья - делались мастерами по специальной технологии. Съемки происходили на киностудии «Ленфильм», картина демонстрировалась по телевидению.
Супруга - Соломина Мария Антониновна, выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах «Городской романс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Сильва».
Дочери - Анастасия, окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева, работает в этом коллективе, и Елизавета. Внук – Кирилл.
Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствовал вкус частной жизни... Место, в котором легко можно было застать Виталия Соломина - ресторан Дома журналистов. Там работали официанты из бывшего ВТО, с которыми актер был знаком много добрых три десятка лет. Они знали все про его жизнь, а он - все про них.
Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считает, что между ними все же есть нечто общее. «Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело». Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой. Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле». Очень точно.
«Свой круг» для Виталия Соломина - это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера.
Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом - оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...
Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин - тот самый, за честь которого актер вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе исполнилось тридцать лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие - организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы - это тоже «свой круг» на Земле.
В Малом театре Виталий Соломин славился своим умением праздновать. Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Премьер его спектаклей ждали все - и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал - то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение «своего круга» не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал...
Скучновато стало в театре к концу сезона - так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное - капустник, для которого каждый должен свой номер приготовить, все - от режиссера до пожарника - и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощали и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.
Сцена Малого, близкие актера - все это был его круг. И те места, где его встречали с любовью, - это тоже был его круг на этой Земле.