Владимир Иванович Цытович
Влади́мир Ива́нович Цыто́вич (6 августа 1931 – 5 октября 2012, Санкт-Петербург) — советский-российский композитор, пианист и музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1957), кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Семья Владимира Цытовича — выходцы из Белоруссии. Оба деда были православными священниками, музыкальное образование среди всех родственников имели только мать, Лидия Владимировна Бутомо и её сестра. Обе они закончили Гомельское музыкальное училище, мать была вокалисткой (лирико-драматическое сопрано), однако также весьма неплохо (тем более, для певицы) играла на фортепиано. Отец, Иван Александрович Цытович по профессии — инженер-строитель, его брат Николай Цытович, известный учёный, автор классического учебника по механике мёрзлых грунтов.
После прослушивания меня попросили выйти на время совещания. Когда пригласили обратно, то сообщили, что я принят в Союз композиторов. Уже после этого я написал заявление о приёме. В.М.Богданов-Березовский даже ворчал, что приём в
союз без заявления похож на рекрутский набор. В 1958 году, сразу по окончании Консерватории Владимир Цытович продолжил обучение в аспирантуре по классу композиции (там же, у Бориса Арапова) и фортепиано (у Исайи Браудо), а затем остался преподавать в alma mater, как оказалось, на всю жизнь.
В 1973 году Цытович с успехом защитил музыковедческую кандидатскую диссертацию на тему «Специфика тембрового мышления Б.Бартока». Однако музыковедческая карьера Владимира Цытовича сложилась далеко не так успешно, как композиторская и педагогическая. Прежде всего, по причине слишком высокой конкуренции в этой сфере, а также вследствие скромности его характера. Сам профессор вспоминал об этом с улыбкой, хотя и не без некоторого сожаления. Так, в середине 1970-х годов, написав теоретический труд о «фактурном тембре» и влиянии тембровой специфики инструментов на качество инструментальной фактуры, Цытович неожиданно наткнулся на сопротивление среды не только коллег, но и издателей:
Тем не менее, Владимир Цытович стал автором восьми научных статей по вопросам тембра и оркестрового мышления, несколько раз осуществлял научную редактуру различных сборников и хрестоматий, под его научным руководством было защищено несколько кандидатских диссертаций.
Педагогическая деятельность
В течение всей жизни (с 1961 года) Владимир Цытович преподавал в Ленинградской консерватории инструментовку, чтение партитур и композицию. С 1981 года – профессор Консерватории (до 1989 года – и.о. професора), заведующий кафедрой инструментовки (1972-1985 гг.) На кафедре композиции долгие годы он считался «специалистом по особо сложным случаям», как психологическим, так и творческим, благодаря ему многие конфликты, так или иначе, находили своё решение. Отличаясь необычно терпеливым и вдумчивым («либеральным») отношением к самым свободным творческим экспериментам, не раз он брал к себе в класс и даже под личную защиту студентов, от которых отказывались все профессора и которым, так или иначе, грозило исключение из консерватории. Бывали такие случаи, когда другие педагоги прямо обращались к Владимиру Цытовичу с просьбой «забрать» к себе «сложного» студента, но иногда он и сам, по собственной инициативе вмешивался в непростые ситуации, чем предотвращал не только разрастание конфликтов, но и, возможно, полный уход студента из профессиональной среды.
Учить композиции ужасно сложно. В педагогике должен соблюдаться принцип индивидуального подхода. У меня это как будто более или менее выходит. Как это выходит, непонятно.
Он никогда не ругал и не осуждал студентов и как будто даже не вмешивался в их внутреннюю творческую лабораторию. Мягко и тактично указывая на недостатки в работе, всегда подтверждал своё мнение уместными примерами из произведений своих любимых композиторов — Стравинского, Шостаковича, Бартока, Прокофьева. Готовность выслушать мнение студента, возможность диалога, даже спора, чуткость и внимательность — качества, не раз приносившие Владимиру Ивановичу успех в педагогической работе на протяжении десятилетий. За время преподавания в консерватории В. Цытович выпустил более тридцати композиторов, большинство из которых приняты в Союз. Его ученики А.А. Королёв и А.А. Красавин продолжают педагогические традиции своего учителя, преподавая композицию, инструментовку и чтение партитур в стенах Alma mater.
Черты личности
В течение всей жизни Владимира Цытовича выделяла из ряда многих его коллег необычайная, даже, может быть, излишняя скромность, он никогда не выставлял себя в первые ряды, старался не привлекать к себе лишнего внимания, буквально не терпел панегириков и вообще хвалебных слов в свой адрес. Обязательность, точность и последовательность в своих словах и делах, – вот отличительные черты Цытовича: педагога и композитора. Немногословный и внешне очень тихий человек, он был не навязчив, но принципиален прежде всего в вопросах искусства, причём, без особых различий: своего или чужого. При этом на первом месте всегда стояла требовательность к себе и своему творчеству.
Этот внутренний «стержень» и огромная сила воли позволяли композитору максимально точно воплощать свой творческий замысел. Поэтому для его творческого метода характерны многократные редакции сочинения, долгое «вынашивание» и оттачивание замыскла, «шлифовка» уже написанного произведения. Случалось, что композитор практически полностью переписывал готовый опус, изымал его из списка сочинения или даже уничтожал.
…Я отношусь к себе в высшей степени строго. Я не считаю себя очень ярким композитором, если иногда у меня и выходило что-то хорошее, то это из-за моего “ослиного упрямства”. Только благодаря этому я могу что-то сделать.
Сочинения
Творческий метод Владимира Цытовича опирается на две основные составляющие: это спокойный, твёрдый профессионализм и опора на классические традиции. Не случайно даже в названиях его произведений так часто встречается слово «классицизм». С его точки зрения, безудержный постмодернизм, в который ударились многие студенты — губителен, если лишён прочной классической основы. Шагал, Кандинский, Пикассо, Дали великолепно владели рисунком, что не помешало им прославиться в качестве авангардистов. Музыкальным же рисунком современные композиторы порой владеют — крайне слабо, увлекаясь формальным конструированием или новаторскими приёмами. На взгляд Цытовича, привлекательнее и плодотворнее всего — слияние двух разнородных начал: классической формы и современного языка. Именно по этому признаку и возможно в целом отнести музыку Владимира Цытовича к продолжению неоклассицизма 1920-х годов, открытого ещё «Сократом» Эрика Сати.
Владимир Цытович — художник парадоксальный и неоднозначный. В статье, посвящённой его творчеству, А.Епишин, говоря о творческом облике композитора, отмечает свойственные его мышлению интеллектуализм и игровое начало: «…Основная тема творчества В. Цытовича — Homo Ludens, Человек играющий. Композитор вовлекает слушателей в причудливые игры художественного интеллекта с высокими композиторскими технологиями … исходящими из могущества возможностей чисто человеческого разума».
Стиль В. Цытовича сочетает в себе два едва ли не противоположных начала: с одной стороны, интеллектуализм, рационализм, проявляющиеся в стремлении подчинить свободное развертывание формы строгой конструктивной идее, организующей музыкальный поток в органичную и выверенную систему. Другой полюс — это игровая стихия, юмор, сфера неподконтрольных разуму чувств и эмоций, реализованных в принципе концертирования, тяготении к скерцозности, токкате. Творческое наследие Цытовича насчитывает более полусотни разножанровых сочинений, в том числе симфонических, камерно-инструментальных, вокальных, фортепианных и органных произведений, опубликованных в России и за рубежом (в США, Германии, Франции, Швейцарии, Польше и Южной Корее).
ДЛЯ ОРКЕСТРА
Симфоническая сюита по сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок» (1956)
Хореографические миниатюры «Подхалим» и «Прометей» (1958)
Поэма «Комсомолия» для хора и оркестра (1959)
Четыре симфонии:
Первая, для большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи В.Каменского (1969)
Вторая, 1974, для камерного оркестра (1974)
Третья, 1992, для большого симфонического оркестра (1992)
Четвёртая, симфония-монолог памяти П.Флоренского для камерного оркестра (1997)
Симфониетта для большого оркестра (1957)
Симфонические зарисовки «Похождения бравого солдата Швейка» для чтеца и симфонического оркестра по Я. Гашеку (1959)
«Весенняя увертюра» (1961)
Каприччио для большого симфонического оркестра (1975)
ДЛЯ РАЗНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ОРКЕСТРОМ
Концерт для фортепиано с оркестром (1960);
Концертино для фортепиано и камерного оркестра (1971);
Концерт для альта с камерным оркестром (1965);
Ария для сопрано и струнного оркестра (1978);
Концерт для виолончели с оркестром (1981);
Концерт для гитары и камерного оркестра (1993);
Концерт для флейты, гобоя, струнного оркестра и ударных (1986);
Дивертисмент для фагота и камерного оркестра (2003);
Музыка для четырёх валторн и струнного оркестра (2011);
КАМЕРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Пять романсов на стихи А.Блока для меццо-сопрано и фортепиано (1956);
Сюита для двух фортепиано (1960);
Три песни на стихи Н.Гильена для баритона и фортепиано (1961);
Триптих для альта и фортепиано (1962);
Десять прелюдий для фортепиано (1963);
Шесть концертных пьес для фортепиано (1966);
Диалог и скерцо для скрипки и фортепиано (1966);
Пьеса для ударных инструментов (1973);
Классическая мелодия для флейты и фортепиано (1975);
«Дифирамб» для органа (1976);
Прелюдия и хорал для органа (1979);
Классическая сонатина для флейты и фортепиано (1980);
Соната для скрипки и фортепиано (1980);
Сонатина для фортепиано (1984);
Интродукция и токката для гитары соло (1995);
Соната для виолончели и фортепиано (1995);
Соната в стиле необарокко для фортепиано (2001);
МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Приключения Чиполлино», двенадцать пьес по сказке Джанни Родари (1967);
«Песенки Винни-Пуха» на стихи Б.Заходера (1968);
Шесть детских пьес для двух гитар (обработка А. Пермякова) (1983);
«Детский альбом» для фортепиано (пьесы разных лет).