3237
0
ID 40388
- Зельдин Владимир Михайлович Дата рождения: 10.02.1915 Дата смерти: 31.10.2016
Зельдин Владимир Михайлович
Владимир Зельдин — народный артист СССР (1975), лауреат Государственной премии СССР (1951), премии Правительства РФ (2008), премии Союзного государства (2013). Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Артист был удостоен российских орденов Дружбы (1995), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000), III (2005), II (2010) степеней. В 2015 году Владимир Зельдин был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени. Он являлся лауреатом премии Фонда Станиславского (1995), премии "Кинотавр" (1995), премии "Кумир" (2000), театральной премии "Хрустальная Турандот" (2001, 2005). В 2010 году Зельдин получил приз "За честь и достоинство" Национальной театральной премии "Золотая маска". В этом же году был награжден московской городской премией "Легенда века". В 2014 году в номинации "За честь и достоинство" он был удостоен Российской национальной кинематографической премии "Ника". Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как единственного в мире артиста, выходившего на сцену в столь почтенном возрасте.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (7)
23.04.2012 10:47
Роли в театре:
Алма-Атинский русский драматический театр
«Собака на сене» Лопе де Вега — Теодоро
Центральный академический театр Советской Армии
1946—1975 «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега — Альдемаро — Владимир Канцель
«Укрощение строптивой» — Транио
«Давным-давно» — поручик Ржевский
«Первый гром» — Саша
«Замужняя невеста» — Любим
«Последние рубежи» — Ножкин
«Флаг адмирала» — флаг-офицер Сенявин
«Закон Ликурга» — Клайд Грифитс
«Стрекоза» — Кохта
«Мечты Кинолы» — Альфонсо Фонтанарес
«Моя семья» — Коррадо Куокко
«Средство Макропулоса» — Альберт Грегор
«Спать опасно» — Гайк
«Под одной из крыш» — Петров
«Приглашение к подвигу» — 1-я маска
«Океан» — лейтенант Часовников
«Яков Богомолов» — Ладыгин
«Душа солдата» — Дымов
«Дикий капитан» — Историческая истина
«Физики» — Эрнст Эрнести
«Есть у моря свои законы» — Субботин
«Человек со стороны» — Манагаров
«Надежда Милованова» — фотограф
«Ринальдо идёт в бой» — Ринальдо, позднее — Кьерикуцца
«Раскинулось море широко» — Чижов
«Мастера времени или Часовщик и курица» — граф Лундышев
1971 — «Дядя Ваня» А. П. Чехов. Режиссёр: А. А. Попов — Серебряков — реж. — А. А. Попов
«Тот, кто получает пощёчины» — граф Манчини
«Экзамены никогда не кончаются» — Гульельмо
«Ужасные родители» — Жорж
«Последний пылко влюбленный» — Барни Кэшмен
«Моя профессия — синьор из общества» — Леонида Папагатто
«Идиот» — Тоцкий
«Бриллиантовая орхидея» — Максимилиан Ортон
«Загнанная лошадь» — лорд Честерфильд
«Изобретательная влюблённая» — капитан Бернардо
«Комическая фантазия» — барон Мюнхгаузен
«Приглашение в замок» — Мессершман
2005 — «Человек из Ламанчи» Дейл Вассерман (англ. Dale Wasserman), Джон Дэрион. Режиссёр: Юлий Гусман — Сервантес / Дон Кихот
«Давным-Давно» Александр Гладков. Режиссёр: Борис Морозов — Кутузов
«Танцы с учителем», режиссёр Юлий Гусман — Владимир Михайлович Неделин
Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой
«Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Борис Щедрин — Князь
Фильмография
1938 — Семья Оппенгейм — гость на дне рождения Бертольда (эпизод, в титрах не указан)
1941 — Свинарка и пастух — Мусаиб Гатуев
1947 — Сказание о земле Сибирской — Борис Оленич
1952 — Учитель танцев — Альдемаро
1955 — В квадрате 45 — диверсант
1956 — Карнавальная ночь — клоун Николаев
1960 — Повесть пламенных лет — Грибовский
1961 — Укрощение строптивой — Люченцио
1964 — Царская невеста (опера) — Бомелий
1966 — Залп «Авроры» — Андронников
1970 — Дядя Ваня — Серебряков
1970 — Миссия в Кабуле — майор Стевени, военный атташе
1973 — С тобой и без тебя — отец Фёдора
1975 — На край света — отец Володи
1975 — Это мы не проходили — капитан I ранга, партнёр на танцах (эпизод)
1975 — Полковник в отставке — Иван Михайлович
1975 — Страх высоты — Дягилев
1975 — Центровой из поднебесья — эпизодическая роль
1976 — Всегда со мною — Лугин
1976 — Принцесса на горошине — Обергофмейстер
1973—1977 — Блокада — фон Лееб
1978 — Дуэнья — Дон Джеромо
1978 — 31 июня — король Меллиот / мистер Диммок
1979 — Добряки — Витальев
1979 — Инспектор Гулл — Артур Берлинг
1980 — Рафферти — сенатор Феллоуз, председатель комиссии
1981 — Женщина в белом — Фредерик Фэрли, эсквайр
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — комиссар
1985 — Марица — Шандор
1985 — Победа
1987 — Десять негритят — судья Уоргрейв
1988 — Запретная зона — дачник
1989 — Канувшее время — Соловьев
1990 — Арбатский мотив — Родион
1990 — Последняя осень — Желтухин
1990 — Искушение Б. — Пал Палыч
1991 — Дьявольские куклы мадам Мэндилип — доктор Лоуэлл
1992 — Тайна
1997 — Полицейские и воры — дедушка
1997 — Вино из одуванчиков
1998 — Классик — Вася Резаный
1999 — Утро не время для девочек (короткометражный)
1999 — Женщин обижать не рекомендуется — Идкинд
2000 — Формула счастья
2004 — Даша Васильева 2. Любительница частного сыска. Дама с коготками — Вольдемар
2006 — Парк советского периода — Мусаиб
2006 — Бес в ребро, или Великолепная четвёрка — тесть Бориса
2006 — Андерсен. Жизнь без любви — сторож в театре
2006 — Чёртово колесо — профессор Арсений Петрович
2007 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — старый клоун
2007 — Счастливы вместе (3-й сезон) — коллекционер
2010 — Сваты 4 — Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
2011 — Сваты 5 — Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
2012 — Синдром дракона
Радио-театр
«Умная Мари». «Французские народные сказки» с участием Владимира Зельдина
0
23.04.2012 12:32
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Владимир Зельдин родился в творческой семье. Детство будущего актёра прошло в атмосфере любви и нежного отношения друг к другу. Отец, Михаил Евгеньевич, окончил Московскую консерваторию по классу тромбона и дирижерский факультет. Мама, Нина Николаевна работала учителем.
Хотя Владимир и родился в Козлове, но большая часть его детства прошла в Твери. С этим городом связаны его самые лучшие воспоминания.
В их семье царила атмосфера музыки, искусства, любви к литературе. Владимир Михайлович вспоминает: "Мои сестры, братья, которых сейчас уже нет, все играли: кто на рояле, кто на скрипке, кто на виолончели. В нашем доме всегда была музыка, мы росли в духовно насыщенной атмосфере".
В 1924 году их семья переехала в Москву. А в 14 лет окончилось счастливое детство Владимира - умер отец. Спустя три года мальчик потерял и мать. Оставшись без родителей, Владимир, тем не менее, не попал в дурные компании, не стал пить и курить. В этом ему помогла школа. Школа была необычной - военизированной. Все здесь было проникнуто военно-патриотическим воспитанием, преклонением перед боевой славой России. Воспитанники даже участвовали в военных парадах на Красной площади. В 1930 году в параде принял участие и Владимир. Помимо учебы он активно занимался спортом - лыжами, коньками, футболом, волейболом, теннисом.
Все шло к тому, что по окончании школы Владимир должен был стать военным. Большинство его одноклассников поступили в военные училища. Владимир решил пойти в мореходку, его привлекала офицерская форма, романтика походов. Но на его пути встала медкомиссия. Из-за недостатка зрения этот путь оказался для юноши закрытым.
Чтобы зарабатывать на жизнь, Владимиру пришлось стать учеником слесаря на заводе. По его собственному признанию, работа не нравилась. Владимир в душе был "гуманитарием", и мечтал, о другой жизни. Отдушиной для юноши стали выступления в бригадах "синяя блуза" на заводских торжествах. Надо сказать, что, еще учась в школе, он занимался в драмкружке. И теперь он вновь с огромным удовольствием пел, танцевал, участвовал в различных постановках.
Однажды, возвращаясь домой с завода, Владимир увидел на заборе объявление о приеме в театрально-производственное училище при Театре имени МГСПС (ныне театр им. Моссовета). Тогда он и решил попробовать себя. Владимир Михайлович вспоминает: "Пришел на конкурс без всякой надежды. Громко и внятно читал стихи Безыменского, члены комиссии снисходительно улыбались. Потом попросили спеть, станцевать, выполнить какой-то этюд". Владимира прослушали и попросили зайти через неделю. За это время он успел позабыть о своем поступлении. А, вспомнив, пришел и очень удивился, увидел свою фамилию в списке зачисленных в училище.
О своей учебе Владимир Михайлович вспоминает с большой теплотой: "Время было тяжелое, нашей стипендии едва хватало на скудное питание. Но учились с энтузиазмом, педагоги у нас были замечательные".
В 1935 году Владимир окончил училище и был принят в Театр им. МГСПС. Но
долго он там не задержался и уже три года решил уйти в Центральный театр транспорта, который только что был создан. В этом театре он и проработал до начала войны.
В кино Владимир Зельдин попал благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе, которого он играл в спектакле "Генеральный консул" в Центральном театра транспорта. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева "Свинарка и пастух".
Зельдин в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на "Мосфильм" познакомиться с Пырьевым.
Сценарий Владимиру Зельдину понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева, по сути, была его - ведь в театре Зельдин играл именно таких романтических героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра им. Руставели.
Последовали пробы, на которых Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера.
Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин работавших на съемочной площадке - участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с Зельдиным договор, и начал работу над фильмом.
Зедьдина даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера Зельдин по работам в театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он признается, что на спектакль "Стрекоза" о грузинском колхозе приходили многие кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины "Свинарка и пастух".
Работа над созданием фильма уже подходила к концу, когда началась война. На съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки: "Приехав в Москву, я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет смысла. Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, "запасных" осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина студии. Меня тут же "извлекли" из строя, посадили в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание - съемки "Свинарки" во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать".
Работа проходила в очень тяжелых условиях - в период вражеских налетов на Москву. Вспоминает Владимир Зельдин: "Все первые сцены - радостные встречи на Всесоюзной сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее - снимались под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех".
12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14- го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате.
Между тем "Свинарка и пастух" уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися актерами, как Марина Ладынина и Николая Крючков. "Для каждого из них это была уже не первая роль, но никаких признаков "звездной болезни" я ни у кого из них не заметил. Они относились ко мне очень тепло, с нежностью и заботой", - вспоминает он. С огромной благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева.
А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные встречи с фронтовиками, где Зельдин выступал уже, будучи сам знаменитым актером.
После картины "Свинарка и пастух" Владимир Зельдин некоторое время не снимался. В 1943 году он вернулся в Москву, в Центральный театр транспорта, играл там в основном главные роли.
В 1947 году Пырьев вновь пригласил его в свою картину.
В мелодраме "Сказании о земле сибирской" Зельдину предстояло сыграть талантливого пианиста Бориса Олейнича - роль, в какой то степени отрицательную. Владимир Зельдин с благодарностью отмечал, что Пырьев дал ему возможность попробовать себя в новом качестве, разглядел, что он может играть не только героев-любовников, но и отрицательные роли.
О своей работе в этой картине Зельдин рассказывал: "Что примечательно, я должен был играть на рояле концерт Листа с оркестром. Я учил этот концерт на обеззвученном инструменте. В музыкальной комнате был репродуктор, пускали запись этого концерта, и я старался воспроизвести на обеззвученном инструменте весь ритмический рисунок этого концерта. В течение месяца я ежедневно репетировал этот концерт. Записывал этот концерт, делал звуковую дорожку выдающийся пианист Эмиль Гилельс . Я присутствовал во время этой записи, смотрел, как Гилельс садится за инструмент, как он играет и так далее. Наступил день съемок. Мы снимали в Московской консерватории: эстрада, симфонический оркестр, зрительский зал. Концерт я "играл" до конца: Иван Александрович не прерывал его запись. Могу похвалиться: я человек музыкальный, с увлечением "играл" этот концерт, и даже Иван Александрович Пырьев после съемки подбежал, обнял и поцеловал меня".
В Центральном театре транспорта у Владимира Зельдина дела шли неплохо. Была постоянная работа, главные роли. Но все же Театр Советской Армии, куда Зельдин в 1945 году он был приглашен Николаем Васильевичем Петровым, давал ему большие возможности. Первой же ролью в новом театре стал Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев". "Это была очень интересная работа - я должен был и петь, и танцевать, и фехтовать", - вспоминает Владимир Михайлович.
Спектакль имел огромный успех у зрителей, истосковавшихся за годы войны по красивым постановкам, по музыке, по любви. Сам Владимир Михайлович ставит успех этого спектакля в один ряд с фильмами "Свинарка и пастух" и "Сказание о земле Сибирской". Рассказывают, что как-то по окончании спектакля за кулисы поблагодарить актера зашла сама Анна Ахматова. Благодаря "Учителю танцев" Зельдин познакомился со многими актерами и танцорами балета: Олей Лепешинской, Майей Плисецкой, Катей Максимовой, Мариной Семеновой. На представление приходили и многие актеры ведущих театров Москвы. По словам Владимира Михайловича "Учитель танцев" проложил ему дорогу в мир известных и удивительных людей искусства.
В 1952 году Владимир Канцель вместе с Татьяной Лукашевич решили снять по спектаклю фильм.
Вспоминает Владимир Зельдин: "Получилось плохо - спектакль так просто не может переноситься на фильм, нужно писать отдельно новый сценарий. Да и сами съемки проходили очень тяжело - снимали, в основном, по ночам, другого времени не давали. Плюс ко всему, художники Мосфильма сделали пол из стекла! Как можно танцевать на стеклянном полу - чтобы вы ни делали, ноги разъезжаются…"
Тем не менее, фильм имел большой успех, особенно у женской половины, став одним из лидеров проката 1952 года.
Последующий период можно назвать переходным. В эти годы Владимир Зельдин снимался в кино мало, сосредоточившись в основном на работе в театре. Некоторые из театральных постановок, как например комедия "Укрощение строптивой",
переносились на экран. Но это было все же редкостью.
Переходный период окончился спустя почти два десятка лет. И перед зрителями возник новый Зельдин. С возрастом он переключился на характерные роли, которые пришлись как нельзя кстати отечественному кинематографу. Начало положила роль профессора Серебрякова в фильме Андрона Кончаловского "Дядя Ваня".
Эта работа как этап, как веха определила дальнейший путь актера.
С этого момента Зельдина стали часто приглашать в кино. Так в 70- е годы он сыграл множество ролей, среди которых наиболее заметные: Мелиот - король Перадора в мюзикле "31 июня"
и Дон Джеромо комедии "Дуэнья".
В 80- е Зельдин сыграл Фредерика Фэрли в мелодраме "Женщина в белом",
комиссара в детективе "Тайна «Черных дроздов",
судью в психологическом детективе "Десять негритят".
Все эти годы он много и разнообразно работал в театре. А роль блистательного учителя танцев Альдемаро играл много лет. Последний - тысячный раз - он сыграл эту роль в 60 лет!
Сыграв роль в детективе "Последняя осень" (1990), Зельдин затем в течение семи лет не снимался. Вновь зрители смогли увидеть любимого актера в 1997 году в картине Николая Досталя "Полицейские и воры".
Зельдин замечательно, с юмором сыграл роль дедушки - обаятельного персонажа.
В жизни артиста было 3 брака, 2 первых гражданские. Первой супругой Владимира Зельдина была Людмила Мартынова. С этой женщиной артист прожил всего год, начиная с 1939-го. В этом союзе родился единственный сын Зельдина, который умер в младенчестве.
Второй женой артиста была актриса Генриетта Островская, с которой Владимир
Михайлович познакомился на съёмках картины "Учитель танцев". Вместе они прожили несколько лет, но и этот брак оказался непродолжительным.
Личная жизнь Владимира Зельдина изменилась в 1964 году, когда он женился на Иветте Капраловой, которая младше мужа на 20 лет. Капралова - журналист по образованию. Долгое время она трудилась редактором в Бюро пропаганды киноискусства. Владимир Михайлович очень долго за ней ухаживал: водил в дорогие рестораны, читал стихи, устраивал романтические вечера. Не влюбиться в этого обаятельного мужчину было невозможно.
Они вместе прожили более 50 лет, до последнего дня жизни артиста.
Владимир Зельдин не изменил Театру Армии за шестьдесят лет, хотя Михаил Царёв звал его к себе в Малый театр, а Рубен Симонов — в Вахтанговский, став одним из ведущих артистов Театра Армии, его флагманом. В текущем репертуаре театра, а всего в театре Российской Армии им было сыграно около 50 ролей, Владимир Зельдин был занят в трех спектаклях — играл Дон Кихота в мюзикле "Человек из Ламанчи",
выпущенном к его 90-летию, Неделина в спектакле-посвящении к 95-летию артиста "Танцы с учителем", а также Кутузова в музыкальной комедии "Давным-давно".
В Московском драматическом театре "Модернъ" он исполнял главную роль Князя в спектакле "Дядюшкин сон"
по Федору Достоевскому.
Владимир Зельдин ушел из жизни 31 октября 2016 года на 102-м году жизни. Актер был госпитализирован в НИИ Склифосовского, после трех недель лечения в Военном госпитале. Последние дни Владимир Михайлович находился без сознания и был подключен к аппарату ИВЛ.
В девять утра сердце великого Актера перестало биться.
Похоронили легенду и кумира нескольких поколений с воинскими почестями 3 ноября 2016 года на Новодевичьем кладбище Москвы.
по материалам сети...