Владислав Александрович Успенский
Народный артист России (1988), Заслуженный деятель искусств России (1980), лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича (1999), премии правительства Санкт-Петербурга (2001)
БИОГРАФИЯ
Владислав Успенский
(1937–2004)
НАЧАЛО
Родился 7 сентябр я 1937 года в Омске. Семья Успенских из поколения в поколение была связана с церковью и в советское время за свои убеждения подвергалась репрессиям. Ценности православной культуры, усвоенные с ранних лет и верно хранимые семьёй, были той средой, которая формировала личность будущего композитора и питала его творчество. С детства Владислав Успенский пел в церковном хоре, а первые уроки музыки получил у любимой учительницы — своей мамы Веры Павловны Успенской. Первый опыт композиции нашёл поддержку у отца Владислава — Колодкина Александра Григорьевича. Одарённого мальчика и его сочинения показали крупному композитору и музыкальному общественному деятелю Д. Б. Кабалевскому, который стал его «крёстным отцом» в музыке. По рекомендации Д. Б. Кабалевского Владислав поступил в музыкальное училище при Московской консерватории. Занятия в классе яркого, прогрессивного музыканта и педагога Г. С. Фрида существенно расширили его понимание музыки. Училище он окончил за два года, после чего семья переехала из Омска в Ленинград.
СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
В 1957 году Владислав Успенский поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс композиции профессора Б. А. Арапова. Годы студенчества счастливо совпали со временем интенсивных перемен в общественной и культурной жизни страны. На основу добротно усвоенных Успенским академических традиций одно за другим наслаивались увлечения миром разнообразных модернистских и авангардных течений. «Прелюдии для препарированного фортепиано» и другие музыкальные эксперименты этих лет помогли ему в дальнейшем стать мастером оркестровки, свободно и изысканно оперировать сочетаниями и контрастами тембров, обращаться с формой. В консерватории Успенский активно включился в общественную жизнь.
Вместе с Борисом Тищенко и Сергеем Сигитовым он создал межвузовский творческий клуб, ставший местом встреч творческой молодёжи. Среди участников клуба были не только музыканты, но и поэты, литераторы, художники — И. Бродский, М. Шемякин, Я . Гордин, А. Кушнер и другие. В эти же годы он знакомится со своей будущей супругой, ныне известным режиссёром, Заслуженным деятелем искусств, профессором консерватории, а тогда студенткой-пианисткой Ириной Таймановой. Годы обучения в Ленинградской консерватории подарили В. Успенскому незаменимую для духовного и профессионального роста возможность общения с выдающимися музыкантами П. Серебряковым, Б. Гутниковым, М. Вайманом, М. Ростроповичем.
УСПЕНСКИЙ-ПЕДАГОГ
В течение многих лет В. А. Успенский вёл активную педагогическую деятельность. После окончания аспирантуры с 1965 по 1967 год он работал преподавателем кафедры теории музыки Ленинградской консерватории, в 1967–72 годах был деканом теоретико композиторского факультета; с 1969 года — доцентом, с 1982 года - профессором кафедры композиции. Владислав Александрович читал лекции, проводил мастер-классы в Государственных университетах Сеула (Южная Корея) и Лимы (Перу). Многие ученики В. Успенского стали яркими интересными композиторами разных направлений. Среди них А. Дорохин, И. Корнелюк, Л. Квинт, С. Поддубный, Е. Поплянова, И. Чеботарёва, И. Блинникова, Е. Иршаи (Словакия), И. Лаенко (Мексика), Пак Син Джон (Корея), Вальдес Ортис, Данте Эдмондо (Перу), А. Михайлов (Болгария), Н. Хасцлер (Германия), Ренос Христос (Кипр) и другие.
ТВОРЧЕСТВО
Владислав Успенский владел обширнейшей палитрой музыкальных жанров от инструментальной миниатюры до драматического мюзикла. Среди его сочинений — три оперы и девять балетов. На замысел В. Успенского написать оперу «Интервенция» (1970) Д. Д. Шостакович откликнулся такими словами: «Вашу мысль написать «Интервенцию» по Славину горячо приветствую. Это очень талантливая пьеса, и меня очень радует, что Вы за неё берётесь. Я уверен, что у Вас это может получиться очень хорошо… Работайте больше, сочиняйте больше. Это Ваше призвание, Ваш долг». Опера «Интервенция» и балет «Памяти героя» (1969) шли на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, балет «Летят журавли» (1984) в Малом театре, балеты «Дорога в день» («Спасение», 1974), «Добрый заяц и другие обитатели леса» (1976), «Для тебя на море» (1978) и «Робот» (1982) были поставлены в Германии. В творческом багаже композитора — многочисленные симфонические, ораториальные и камерные произведения.
Уже в зрелом возрасте Владислав Успенский обратился к созданию церковной православной музыки. Одно за другим появляются монументальные хоровые сочинения: «Всенощное бдение» (1990), «Божественная литургия» (1991), «На исход души» («Панихида», 1992), где канонические жанры православного типикона (ритуала) окрашены яркой личностной интонацией автора. В 1990‑е годы Успенский решил попробовать свои силы в новом для себя жанре — мюзикле, и этот жанр в его руках подвергся творческому переосмыслению. Лучшие мюзиклы, созданные им в те годы, популярны и сегодня, являясь украшением репертуара Санкт-Петербургского театра «Буфф»: «Шерлок Холмс и королева богемы» (1989), «Казанова в России» (1996), «Искушение Жанны» (1997), «Бал воров» (2003). Одно из самых ярких сочинений последних лет драматический мюзикл «Анна Каренина», созданный в рамках российско-финского проекта. Премьера состоялась в городе Лахти (Финляндия) в 2000 году. За сезон 2000/2001 года мюзикл выдержал 101 аншлаговый спектакль. Завораживающий мелодизм, эффектные драматические кульминации в мюзикле оттенены подлинными русскими народными мотивами, создающими совершенно особое
настроение, а широта симфонического раз-вития приближает его к oпeре. Российская премьера мюзикла «Анна Каренина» состоялась в год 300-летия Санкт-Петербурга в мае 2003 года.
Владиславом Успенским написана музыка к большому количеству фильмов, в том числе к картинам «Моабитская тетрадь», «Миссия в Кабуле» (совместно с Л. Гариным), «Солёный пёс», «Крах инженера Гарина», «Комендантский час», «Долгая дорога к себе», «Мера пресечения» и другим кинофильмам, телеспектаклям «Белые ночи», «Дождь», «Евгений Онегин», «Он пришёл в день поминовения», «О, Мельпомена!», «Натали». Владислав Александрович является автором более 100 песен. По складу своего дарования Владислав Успенский — лирик. Открытая
эмоциональность, лиричность позволяет ему особенно убедительно и психологически достоверно проявлять себя в различных театральных и вокальных жанрах. Яркое свидетельство тому — вокальные циклы на стихи М. Цветаевой и Б. Пастернака. Духовное, нравственное начало в музыке В. Успенского заслуживает особого внимания. Об этом справедливо сказал в своё время его великий наставник Д. Д. Шостакович: «B. A. Успенский очень хорошо понимает этическое значение музыкального творчества…» Сочинения композитора всегда несут в себе заряд нравственного очищения; даже тёмные силы В. Успенский, преодолевая, преобразует в положительные эстетические ценности (финал оперы «Война с саламандрами», заключительные эпизоды многих симфонических опусов). Музыка Владислава Успенского снискала заслуженное признание как на родине, так и за рубежом; его произведения исполнялись в разные годы выдающимися музыкантами и певцами, среди которых Б. Гутников, П. Серебряков, И. Богачёва, А. Янсонс, Г. Рождественский, В. Чернушенко, С. Лейферкус, Ф. Хиршхорн, М. Венгеров, М. Тайманов, П. Осетинская, А. Гориболь, Р. Фаббриччиани, В. Штокмайер. Песни композитора («Снега России», «Не судите меня, бабы», «Найди меня» и многие другие) вошли в репертуар Э. Пьехи, И. Кобзона, В. Толкуновой, Л. Долиной, И. . Мирошниченко, И. Понаровской, Е. Каменской, Н. Караченцова.
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ
Особая роль в биографии Владислава Успенского принадлежит Д. Д. Шостаковичу. В архиве Ленинградской консерватории сохранилось письмо Шостаковича ректору консерватории П. А. Серебрякову, в котором есть такие строки: «Мне кажется, что В. Успенский должен быть зачислен в композиторскую аспирантуру. Я рад был бы, если бы его зачислили в аспирантуру ко мне. Мне известно, что это соответствует и его желанию…» Так Успенский вошёл в число учеников Д. Д. Шостаковича.
Под влиянием его личности окончательно сформировался творческий облик молодого композитора. Годы, проведённые в классе Шостаковича (1963–1965), положили начало их долголетнему профессиональному и человеческому общению, прервавшемуся только со смертью Дмитрия Дмитриевича. Среди произведений, написанных под непосредственным наблюдением Шостаковича, наиболее значительное — опера-памфлет «Война с саламандрами» (либретто И. Таймановой и В. Успенского, 1967) по одноимённому роману К. Чапека. Влияние Д. Д. Шостаковича на жизнь и творчество Успенского вышло далеко за рамки периода ученичества. Владислав Успенский перенял у своего учителя лучшие качества не только как автор и педагог, но и как личность. Впечатления от общения с выдающимся композитором легли в основу книги В. Успенского «Шостакович в моей жизни» («Воспоминания об Учителе»).
УСПЕНСКИЙ — ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Активная жизненная позиция, природная доброжелательность, деловые качества вывели Владислава Успенского в ряд заметных музыкально-общественных деятелей. На протяжении многих лет он являлся заместителем председателя правления Союза композиторов Санкт-Петербурга (1972) и секретарём Союза композиторов России (1974), а с 1996 года председателем музыкального совета при Комитете по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Владислав Успенский входил в жюри всероссийских и международных исполнительских и композиторских конкурсов, с 1972 года являлся содиректором Международного фестиваля «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге», с 1996 года Генеральным директором Международного детского музыкального фестиваля. В 2000 году был удостоен почётного звания Заслуженного деятеля Союза композиторов России.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ В. А. УСПЕНСКОГО
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
• 1965. Костюм цвета сливочного мороженого, балет в 1‑м д.; либретто Ю. Слонимского по новелле Р. Брэдбери. Партитура, рукопись. 50'
• 1967. Война с саламандрами, опера-памфлет в 3‑х д.; либретто И. Таймановой, В. Успенского по роману К. Чапека. Л.: Сов. композитор, 1985. 90'
• 1969. Памяти героя, балет в 1‑м д.; либретто И. Чернышева. Клавир. Л.: Сов. композитор, 1971. 15'
• Интервенция, опера в 3‑х д.; либретто Ю. Димитрина по пьесе Л. Славина. Клавир. Л.; М.: Сов.композитор, 1974. 100'
• Дорога в день («Спасение») балет в 2‑х д.; либретто Г. Томаса. Партитура, рукопись. 110'
• 1976. Добрый заяц и другие обитатели леса, балет в 2‑х д.; либретто В. Хинцерта. Партитура, рукопись. 70'
• 1978. Для тебя на море, балет в 2‑х д.; либретто В. Хинцерта. Партитура, рукопись. 90'
• 1982. Робот, балет в 2‑х д.; либретто В. Хинцерта. Партитура, рукопись. 100'
• 1984. Летят журавли, балет в 2‑х д.; либретто В. Вольского по пьесе В. Розова «Вечно живые». Партитура, рукопись Клавир Л.: Музыка, 1987. 80'
• 1989. Шерлок Холмс и королева богемы, мюзикл в 2‑х д.; либретто Н. Денисова по А. Конан-Дойлю. Партитура, рукопись. 90'
• Грибной переполох, балет для детей в 2‑х д.; либретто В. Даувальдер. Партитура, рукопись. 60'
• 1995. Моя Кармен, мюзикл с использованием основных тем оперы Ж. Бизе «Кармен». Партитура,рукопись.
• 2003. Анна Каренина, мюзикл в 2‑х д.; либретто Й. Пеннанен, Т. Калининой. Партитура, клавир. 150'
СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
• 1963. Концертино для тромбона с оркестром. Клавир М.: Музыка,1966. 13'
• 1965. Концерт для 2‑х фортепиано с оркестром (в 3‑х ч.). Партитура. М.; Л.: Музыка, 1966. 16'
• 1966. Музыка для скрипки и малого симфонического оркестра. Партитура. Л.: Музыка, 1967. 11'
• 1967. Музыка для струнных и ударных. Партитура Л.: Музыка, 1968. 13'
• 1973. Музыкальные настроения — Лирическая симфония. Партитура. Л.: Сов. композитор, 1997. 16'
• Музыка для струнных, голоса, арфы, рояля и ударных (в 5‑ти ч.). Партитура. М., Л.: Музыка, 1980. 17'
• 1977. Симфонические фрески (в 5‑ти ч.). Партитура М., Л.: Музыка, 1978. 20'
• 1980. Диалоги, пьеса для фортепиано и эстрадно-симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 9'
• Весна надежд, поэма для большого симфонического оркестра. Партитура. Л.; М.: Сов. композитор, 1982. 11'
• 1982. Наваждение, концерт для фортепиано и эстрадно-симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 12'
• 1982. Романтическая поэма. Партитура М., Л.: Музыка, 1984. 13'
• 1984. Посвящение мужеству, поэма для большого симфонического оркестра. Партитура. Л.: Сов.композитор 12'
• 1984. Концерт для электрогитары и симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 12'
• 1985. К свету, одночастная симфония для большого симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 20'
• 1988. Посвящение — Элегическая симфония. Партитура Л.: Сов. композитор, 1990. 20'
• 1988. Сюита из балета «Летят журавли». Партитура Л.: Музыка, 1990. 20'
• 1989. Фантасмагория, концерт для 2‑х скрипок и симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 20'
• 1993. Концерт для альта, хора и симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 17'
• 1994. Симфония в стиле «ретро». Партитура, рукопись. 10'
• 1995. Концерт для тромбона и симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 20'
• 1995. Дифирамб любви, концерт для 2‑х фортепиано и симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 15'
ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
• 1980. Ноктюрны для голоса и симфонического оркестра. Партитура. Л.; М: Сов. композитор, 1981. 13'
• 1982. Ожидание, монолог женщины, для среднего голоса и симфонического оркестра.
Стихи Р. Рождественского. Партитура, клавир, рукопись. Л.; М.: Сов. композитор, 1990. 25'
• С тобой и без тебя, оратория для баритона, сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Стихи К. Симонова. Партитура, рукопись, клавир М.; Л.: Музыка 1986. 20'
• 1989. Два солнца стынут, симфония для женского и мужского голосов и симфонического оркестра(Вариант для женского и мужского голосов и фортепиано). Партитура, клавир, рукопись. 20'
• 1990. Господи, воззвах к Тебе, для солистки, хора и симфонического оркестра; на духовные тексты.Партитура, рукопись. 25'
• Монологи о любви, для женского голоса и симфонического оркестра, вокальный цикл на стихи М. Цветаевой. Вариант — для голоса и фортепиано. Партитура, рукопись. 17'
• 1996. Ностальгия, вокальный цикл для мужского голоса и симфонического оркестра; (вариант для голоса и фортепиано); стихи И. Бунина, А. Блока. Партитура, клавир, рукопись. 15'
• 1996. Концерт для голоса и симфонического оркестра. Партитура, рукопись. 20' Камерно-инструментал ьные произведения
• Музыкальные зарисовки к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», для фортепиано. Л.: Музгиз,1963. 16'
• 1961. Прелюдия для фортепиано. Л.: Музгиз,1963. 12'
• 1961. Три концертные пьесы для виолончели и фортепиано. Л.: Музгиз,1963. 12'
• 1981. Речитатив и диалог для флейты и фортепиано. Клавир. France: Alphons Leduc, 1983. 9'
• 1989. Темпераменты, для скрипки, тромбона и фортепиано. France: Edition Мах Eschig. 11'
• Евгений Онегин, музыкальные зарисовки к роману А. С. Пушкина; Для гитары и камерно-инстр. ансамбля. Партитура, рукопись. 17'
• 1991. Состояния, пьесы для флейты соло. France: Edition Max Eschig. 10'
• 1991. Рапсодия на еврейские темы для гитары соло. Edition Orphee, Inc., Columbus, Ohio, USA.1994. 9'
• 1992. Соната-фантазия для органа. France: Edition Max Eschig. 9'
• 1994. Токката для фортепиано в 6 рук. France: Edition Мах Eschig.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
• 1990. Всенощное бдение. Партитура, рукопись. 45'
• 1991. Божественная литургия. Партитура, рукопись. 40'
• 1992. На исход души (Панихида). Партитура, рукопись. 35'
КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
• 1964. Музыкальные рассказы на стихи В. Маяковского для среднего голоса и фортепиано. Л.; М.: Музыка, 1965. 14'
• Памяти В. И. Ленина, кантата для солиста, хора и камерного ансамбля; стихи В. Маяковского, Н. Хикмета. Клавир Л.: Музыка, 1965. 10'
• 1978. Монологи, вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано (или симф. оркестра). Стихи Е. Евтушенко. Клавир Л., М.: Музыка, 1979. 12'
• 1986. Разрыв, вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано; стихи Б. Пастернака. Клавир, рукопись. 12'
• 1995. Монологи о любви, вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано; стихи М. Цветаевой. Клавир, рукопись. 12'
• 1996. Ностальгия, вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано; (вариант для голоса и симфонического оркестра); стихи И. Бунина, А. Блока. Клавир, рукопись. 15'
МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМАМ
• 1968–1984: «Моабитская тетрадь»,
• «Миссия в Кабуле» (совместно с Л. Гариным),
• «Соленый пес»,
• «Призвание»,
• «Крах инженера Гарина»,
• «Комендантский час»,
• «Долгая дорога к себе»,
• «Мера пресечения» и др.
• Музыка к телеспектаклям
• «Белые ночи»,
• «Дождь»,
• «Евгений Онегин»,
• «Он пришел в день поминовения»,
• «О, Мельпомена!»,
• «Натали» и др.
ПЕСНИ
Всего более 100, в том числе сборники:
• В. Успенский. Песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (баяна). Л.: Сов. композитор, 1976;
• В. Успенский. Песни любви. Для голоса и фортепиано. Л.: Сов. композитор, 1983
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ФИРМОЙ "МЕЛОДИЯ"
• Музыка для скрипки и малого симфонического оркестра. С10–07211–12.
• Музыка для струнных и ударных. С10–07211–12.
• Лирическая симфония. Музыкальные настроения. С10–07211–12.
• Найди меня, песни В. Успенского. С60–17615–16.
• Музыка для струнных, голоса, рояля, арфы и ударных. С10–17701–2.
• Сергей Есенин, моноспектакль в 2‑х д. Автор композиции и исполнитель — В. Харитонов. С40–10733–34.
• Миссия в Кабуле, сюита из музыки к кинофильму (в соавторстве с Л. Гариным). ЗЗД‑00032861.
• Музыка из кинофильма Миссия в Кабуле. Д‑000331717.
• Монологи, вокальный цикл для среднего голоса и симфонического оркестра, стихи Е. Евтушенко; Посвящение мужеству, поэма для среднего голоса и симфонического оркестра; Ноктюрны для голоса и симфонического оркестра; Сюита из балета «Летят журавли» для симфонического оркестра. С 10–24485–007.
• Фантасмагория, концерт для двух скрипок и симфонического оркестра. А 10–00623 004.
• Добрый заяц, симфоническая сказка. С50–21831001.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
• Владислав Успенский. Шостакович в моей жизни (Воспоминания об Учителе)
Стихи Наума Олева
Муз. В. Успенского
Вокальный ансамбль "Дружба"- Снега России..... ( классная песня с замечательными стихами Наума Олева и красивой музыкой В. Успенского...)
Снега России
Музыка: В. Успенский
Слова: Н. Олев.
(Из кинофильма"Миссия в Кабуле".)
Всех зим Российских январи
Я в сердце берегу
И пред глазами снегири,
Как гроздь рябины на снегу...
Снега России, снега России,
Где хлебом пахнет дым...
Зачем ты, память,
Больна снегами,
Больна снегами русских зим....
Когда от Родины вдали
Одной мечтой живу,
Хочу зимы родной земли,
Чтоб душу отогреть в жару...
Моя судьба, моя любовь -
Далекая земля.
Нельзя России без снегов,
А без России нам нельзя...