- Водяной Михаил Григорьевич Дата рождения: 23 декабря 1924 Дата смерти: 11 сентября 1987
Он не был одесситом по рожденью
И слушал с детских лет церковный хор.
Молитва призывала дух к смиренью.
Стелила перед ним судьба ковёр.
Он в Харькове родился. В Кисловодске
Жила его семья перед войной
И состоялся здесь дебют актёрский,
Львов двери открывал перед звездой.
Во Львове встретил он свою супругу,
Прожив с ней тридцать пять счастливых лет.
Была она партнёршей и подругой.
Сценический их связывал дуэт.
Театр переведен был в Одессу.
Здесь публикой был принят он, как свой.
«Ты Мишка – одессит», - писала пресса.
Был город восхищён его игрой.
Сыграв роль Попандопуло прекрасно,
Крылатою он сделал его речь.
И не были труды его напрасны.
Талантом невозможно пренебречь.
И смех, и слёзы роли вызывали.
При выходе на сцену зал визжал.
Поклонницы к ногам цветы бросали,
Во след летел оваций бурных шквал.
Его восторгом публика встречала.
Над зрителем умел держать он власть.
Легендой его имя обрастало.
Судьба ему бросала карты в масть.
Казалось, был он баловнем фортуны,
Сполна сыграв комических ролей.
От напряженья рвались нервов струны.
Имел врагов он много и друзей.
Всегда за ним поклонниц шлейф тянулся.
Красавцем не считался Водяной.
Он в мир своих героев окунулся
И сцене отдавал себя с лихвой.
Завистники врагами становились.
Интриги вокруг имени плели.
Как коршуны, над жертвою кружили.
Артиста душу дрязги извели.
Он не терпел сочувствия. Украдкой
Глотал от боли нитроглицерин.
И делал вид, что всё было в порядке.
Но серебрился волос от седин.
Не вынесла душа.. И сердце сдало.
Инфаркт… За ним последовал другой.
Звезда посмертной славы не упала.
Остались фильмы с Мастера игрой.
Театр имя носит Водяного.
И славен город именем его.
И больше повторенья нет такого.
Одесса чтит кумира своего.
С уходом Водяного из театра
Ушли спектакли там, где он играл.
Душа ушла. Осталась роль вакантной
Того, кто б смог взойти на пьедестал
01.06.2010 (Лина Томчи)
Роли в спектаклях
Пятигорский театр музыкальной комедии
«Подвязка Борджиа» С. Краузе — граф фон Принквил
«Свадьба Марион» В. Броммэ
«Баядера» Имре Кальмана
Львовский театр музыкальной комедии
«Вольный ветер» Исаака Дунаевского — Микки
«Одиннадцать неизвестных» Никиты Богословского
«Сорочинская ярмарка» по Николаю Гоголю — Попович
«Весёлая вдова» Франца Легара — Негош
«Мечтатели» Константина Листова — Очкастый
«Любовь актрисы» К. Бенца (по рассказу «Пышка» Ги де Мопассана) — адвокат
«Дочь фельдмаршала» Оскара Фельцмана — Павел І
Одесский театр музыкальной комедии
«Сердце моё здесь» Г. Г. Цабадзе — Агабо
«Сто чертей и одна девушка» Тихона Хренникова) — Агафон
«Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу — Альфред Дулиттл
«Четверо с улицы Жанны» Оскара Сандлера — Андрей
«Сильва» Имре Кальмана — Бони
«Кому улыбаются звёзды» («В степях Украины») Бориса Александрова по Александру Корнейчуку — Галушко
«У родного причала» Василия Соловьёва-Седого — Гаркуша
«Мадемуазель Нитуш» Флоримона Эрве — Флоридор
«Мой безумный брат» Г. Г. Цабадзе — Гарольд / Джордж
«Вольный ветер» Исаака Дунаевского — Георг Стэн
«Дарите любимым тюльпаны» Оскара Сандлера — Зажигалкин
«Поздняя серенада» В. Г. Ильина — Костя Гусятников
«На рассвете» Оскара Сандлера — Мишка Япончик
«Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта и Курта Вайля — Мэкки-Нож
«Белая ночь» Тихона Хренникова — Николай II
«Свадьба в Малиновке» Бориса Александрова — Попандопуло
«Человек из Ламанчи» М. Ли — Санчо Панса
«Кин» Александра Дюма — Соломон
«Летучая мышь» Иоганна Штрауса — Фальк
«Русский секрет» Владимира Дмитриева — Царь
«Белая акация» Исаака Дунаевского — Яшка Буксир
«Скрипач на крыше» Джерри Бока — Тевье (последняя роль)
«Свадебное путешествие» Никиты Богословского
«Марица» Имре Кальмана — Зупан
«Принцесса цирка» Имре Кальмана — Тони
Фильмография
1957 — Белая акация (фильм-спектакль) — Яшка «Буксир»
1960 — Наследники (Фильм № 3, из фильма «Киевлянка») — Юра
1965 — Эскадра уходит на запад — Мишка Япончик
1967 — Свадьба в Малиновке — Попандопуло
1967 — Мой безумный брат (фильм-спектакль) — главная роль
1969 — Приятный сюрприз (короткометражный) — главная роль
1971 — Инспектор уголовного розыска — фальшивомонетчик Сосин
1971 — Факир на час — лифтёр Аким
1973 — Будни уголовного розыска — Сосин
1975 — Одиннадцать надежд — Сан Саныч
1976 — 12 стульев — Персицкий (репортёр газеты «Станок»)
1979 — Особо опасные... — Арнольд
1981 — Опасный возраст — отец Лилии
1983 — Вольный ветер — Георг Стэн
Вокал
1983 — Вольный ветер
1967 — Свадьба в Малиновке
Участие в фильмах
1983 — Я возвращаю Ваш портрет (документальный)
Попандопуло: цитаты персонажа
Я имел много специальностей, за шо и состоял на особом учете в одесском уголовном розыске.
Хлопцы начинают разбегаться в разные стороны. Если так пойдет дальше, я тоже разбегусь в разные стороны.
Снимай лапсердак. Поносил — дай другому поносить.
Я замэрз, как на морском дне.
Шо ты хапаешь, шо ты хапаешь! Не, я такой фасон не ношу.
Гриша, ты видел как эта врангелевская морда била мне в морду?
Согласно приказу имеется на свадьбу феноменальная музыка в лице данного вундеркинда.
Вся дивизия в монастыре хлещет спиртное. Один я позабыт, позаброшен…
Ты знаешь, сколько у нас пулеметов? Семь! Нет, шесть…Один заедает, другой, как сумасшедший, подпрыгивает, а третий гад в своих пуляет. А седьмой я по секрету от пана атамана выменял на эти вот штанишки.
Иди к нам в банду. Я тебе устрою про-те-же.
Нажми на клавиши, продай талант!
Где же ты, Маруся, с кем теперь гуляешь? Одного целуешь, а мене кусаешь!
Это ещё что за статуй?
Да это ж мой гардеробчик!
Это — тебе…, это — мне…, это — тебе…, это — обратно тебе… Это тебе, это тебе, это... всё время тебе!
Я чувствую, что мы на грани грандиозного шухера.
Смотри, композитор! А ну сочини что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!
Убери ножичек! Сделаешь дырку — потом не запломбируешь!
Да бери усе, я себе еще нарисую!
И шо я в тебя такой влюблённый?
Замечательный АКТЕР !!!
Спасибо большое, Альбина, за интересный пост!
Спасибо огромное. Я почему то думал что Водяной эмигрировал в Израиль. А оно вон как. Самые хитрые злобные завистливые люди в творческой среде. По моему скромному мнению. В глаза говорят одно думают другое а делают третье.
с Утесовым Водяного связывала давняя дружба. Как-то на даче у Михаила Григорьевича, в то время, когда там гостил Леонид Осипович, произошел забавный случай. На глазах у обоих петух погнался за курицей, и уже настиг ее, начав топтать, но как раз в тот момент появилась хозяйка и стала разбрасывать корм. И чтобы вы думали? Петух бросил курицу, которая не смогла скрыть своего удивления и разочарования, и помчался клевать зерно. Водяной громко засмеялся, а Утесов вполне серьезно сказал: "Не дай Бог так проголодаться".
Но, как об этом сказано у замечательного писателя-афориста Эмиля Кроткого, "на каждого заведующего есть свой завидующий". В 1979-м Водяной стал художественным руководителем и директором Театра музкомедии, сменив на руководящей должности известного режиссера Матвея Ошеровского. В одном из многочисленных интервью народная артистка Украины Людмила Сатосова, коснувшись данного факта, заявила, что инициатором отстранения Ошеровского якобы был не кто иной, как сам Водяной. Это нашло отражение в рассказе популярного одесского писателя Георгия Голубенко "Трагедия в легком жанре".
Впрочем, этот эпизод оказался лишь предгрозьем. Настоящая гроза грянула в начале 1987 года. Кто ищет компромат, тот всегда находит … способы его подбросить, если такового на самом деле нет. В дом близкого друга Михаила Водяного нагрянули с обыском сотрудники госбезопасности. Они, как надо понимать, были осведомлены о том, что у этого человека находился ключ от дачи артиста. А на даче у него, что тоже было нежданным гостям известно, собирались большие компании, в которых, порою, оказывались чужие жены. Но внебрачные связи не являлись уголовно наказуемыми. В конце концов, любовницы были и у некоторых руководителей высокого ранга, что являлось секретом полишинеля. В данном же, конкретном случае, производившие на дому "действия по изъятию" выполняли приказ: накопать криминал. Другу Водяного недвусмысленно дали понять: лично он органы не интересует, но мог бы помочь, дав показания на предмет сексуальных связей Михаила Григорьевича с несовершеннолетними. А еще намекнули: взамен заявитель получит "хлебное место" — директора рыбного ресторана. Так, во всяком случае, описывается начало этой истории в материалах, не так давно просочившихся в прессу после долгих лет замалчивания правды о том, что и как в действительности, происходило тогда, еще до горбачевской перестройки. Водяного друг не сдал, но дело на этом не остановилось. Напротив, стало набирать обороты. Слухи о растлении "малолеток" народным артистом поползли по городу и привили к обсуждению (и осуждению) Михаила Водяного (без каких либо доказательств) "товарищами по партии", посчитавшими, что нет дыма без огня. Дальше — хуже. Водяного решили привлечь к уголовной ответственности по заявлению отца одной несовершеннолетней. Еще до суда Михаил Григорьевич отказался (точнее говоря, был отстранен) от всех постов и должностей, которые занимал. Вот только звания "Народного артиста" его не лишили, поскольку это мог сделать только Верховный Совет СССР. Так он и остался "всенародным Водяным", как в шутку называли его коллеги по актерскому ремеслу…
Возникает резонный вопрос: кому и зачем понадобилось втоптать любимца тысяч зрителей в грязь? Те, кто попытались непредвзято разобраться в сплетениях событий минувших лет, пришли к выводу о том, что "наезд" на Водяного был звеном в противоборстве двух обкомовских кланов. К одному из них артист оказался ближе в не угоду другому, обладавшему немалой силой (и соответственными возможностями). На суде тяжкие обвинения рассыпались в прах, как безосновательные и грубо сфабрикованные, но наказание, тем не менее, Водяной получил — с формулировкой: "сомнительные знакомства, позорящие звание члена партии". Последовал запрет выходить на сцену, что для артиста хуже смерти. Тем более для такого, популярность которого была в свое время поистине огромной. Однажды он опаздывал на премьерный спектакль, и пилоты посадили рейсовый самолет на военном аэродроме вместо аэровокзала областного центра, откуда добраться до нужного места заняло бы больше времени. И никто из пассажиров не возмутился, ведь они летели с самим Попандопуло! А тут — без работы, с навешанным ярлыком… Удар оказался невыносимо тяжелым и подорвал здоровье Водяного.
Он перенес три инфаркта и скончался в 63 года от сердечного приступа 11 сентября 1987-го. Не вынесла душа артиста… Вот что можно прочесть в статье из "Большого "полутолкового" словаря одесского языка": "Шалунишка" — так ласково именуется мужчина преклонных лет, свято уверовавший в слова песни "Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым" и сохраняющий до конца жизни юношеский задор по отношению к прекрасному полу, едва успевшему вступить в период окончательного созревания. Именно по ложному обвинению в подобной шалости был затравлен и доведен до гробовой доски единственный в Одессе народный артист СССР М.Водяной. После его смерти выяснилось, что регулярно шалил он только на сцене".
Вспоминается мрачная шутка в духе "черного" юмора: надпись на надгробье: "Спи спокойно, дорогой товарищ. Факты не подтвердились". Безвременная смерть мужа стала для спутницы его жизни большой бедой. Детей у супругов не было, и Маргарита Демина лишилась опоры. При участии вдовы Водяного Михаилу Григорьевичу был воздвигнут на кладбище необычный памятник. Но куда более важным стало восстановление его доброго имени. Справедливость по принципу "лучше поздно, чем никогда", восторжествовала.
источник: "Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели")
Ирина, Вероника, Владимир, Ефим, Андрей, большое спасибо за отзывы и комментарии!!!
Владимир, спасибо Вам за участие!
Михаил Водяной (Вассерман) родился 23 декабря 1924 года в Харькове и был вторым сыном в обеспеченной еврейской семье начальника по снабжению Григория Михайловича и домохозяйки Анны Львовны. Недалеко от места, где жили Вассерманы, стояла церковь. Говорят, Миша в 3 года буквально дневал и ночевал в ней, слушая хор. Как-то служитель церкви вывел его на улицу, к родителям, взволнованным длительным отсутствием сына, со словами: "Ваш сын будет знаменитым человеком"... В 1938 году семья переехала в Кисловодск.
Отец Михаила сокрушался: "В семье не без урода. Старший - сын как сын, два института окончил, а младший - всё драмкружки да переодевания..." Но у мальчика был настоящий талант. И было в кого: мама Михаила очень хорошо пела, обладала даром перевоплощения.
Сначала Михаил играл в самодеятельности. Окончив школу, отправился в Ленинград. В 1941-м году Михаила приняли сразу на второй курс актёрского факультета Ленинградского театрального института. Однако в мирную жизнь вмешалась война и блокада. На это время институт был эвакуирован в Томск... Окончив учёбу в 19 лет, Михаил стал актёром Пятигорского театра музыкальной комедии, в котором играл вплоть до Победы.
Михаил Водяной в молодые годы
У Михаила была неважная дикция - шепелявил, но даже этот недостаток он сумел превратить в достоинство, очаровывая зрителей. Два года спустя молодого актёра пригласили во Львовский мюзик-холл, а позже - в тамошний открывшийся театр оперетты. В 1947 году во Львов приехала и поступила в Театр оперетты Маргарита Ивановна Дёмина. Молодая актриса дебютировала в роли Пепитты в оперетте Дунаевского "Вольный ветер". В этой роли проявился жизнерадостный темперамент Дёминой. Публика была в восторге от её Пепитты. И в восторге от новой молодой актрисы был один из ведущих актёров театра – Михаил Водяной. По сценарию герой Михаила без памяти был влюблён в её героиню. А вскоре у них возникла любовь и в жизни...
Михаил Водяной в "Черноморский огонек", с женой - Маргаритой Дёминой
В 1952 году 28-летний Михаил Водяной женился на актрисе Маргарите Дёминой - вместе пара исполняла ведущие партии в спектаклях.
В 1954-ом году театр переехал в Одессу и стал называться Одесским театром музыкальной комедии. С этим театром и была связана судьба актёра до конца его дней. На подмостках этого театра Михаил Водяной заслужил уважение, любовь и признание одесской публики.
Достаточно было один раз услышать, как поёт Водяной, как остроумно парирует реплики из зрительного зала, чтобы одесситы поняли: наш человек! Вернее, водный - так переводится с еврейского фамилия Михаила Григорьевича - Вассерман. Отсюда его творческий псевдоним - Водяной.
За почти сорок лет работы в театре Водяной сыграл порядка ста пятидесяти ролей, еще с десяток - в кино.
В 1958-ом Михаил впервые появился на экранах - в ленте "Белая акация" (по оперетте Исаака Дунаевского). Он феноменально сыграл Яшку-Буксира, создав нетленный образ одесского фраера пятидесятых годов.
Ходит легенда, что готовя роль Яшки Буксира для кинофильма "Белая акация", Водяной никак не мог подобрать костюм для своего персонажа-щёголя. Однажды на улице Дерибасовской он увидел не очень молодого мужчину, одетого в экзотическую рубашку с пальмами, и попросил того продать её. Одессит отказался брать с артиста деньги и подарил актёру яркий "прикид".
.."В роли Япончика Михаил Григорьевич выходил на сцену 500 раз (!) - цифра, достойная Книги рекордов, - вспоминает Фаина Мушкатина (заведующая литературной частью и директор музея Одесского академического театра музыкальной комедии). - Леонид Утёсов писал в своем дневнике: "Я много лет являюсь консультантом по „одесским вопросам“. Работа трудная, так как каждый одессит по любому поводу имеет свое мнение. Единственный случай, когда мнения всех одесситов совпадают, - это исполнение Водяным роли Мишки Япончика... Я видел настоящего, живого Япончика, и считаю, что Михаил Водяной больше похож на него, чем он сам". А ведь Леонид Осипович ни за что и никому не отпускал комплименты "на голом месте", только честно заработанные!"
Следом Михаил появился в приключенческой ленте "Эскадра уходит на запад" (1965),
которая закрепила его известность. А в 1967-ом году Водяной сыграл в комедии "Свадьба в Малиновке", где воплотил образ озорного Попандопуло.
И если к моменту выхода фильма на экраны в СССР еще оставался человек, который не знал Водяного в лицо или не узнавал по голосу, то "Свадьба в Малиновке" сделала актёра известным буквально каждому. Песни его героя распевали в народе и тут же растаскивали на цитаты.
За юмор, за точность воплощения образа, за манеру исполнения Михаил Водяной стал всенародным любимцем.
Затем последовали роли в фильмах "Факир на час" (1971), "Будни уголовного розыска" (1973),
"Одиннадцать надежд" (1975),
"12 стульев" (1976).
В 1976-м 52-летний Михаил Григорьевич Водяной стал первым артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР.
Дело в том, что музыкальная комедия была не в чести у власть предержащих, её считали идеологически вредной. Однако всенародная любовь и признание не позволили "сильным мира сего" обойти заслуги Мастера. Вслед за Водяным это звание получили солистка Московского театра оперетты Татьяна Шмыга и главный режиссёр Екатеринбургского театра оперетты Владимир Курочкин.
В 1979-ом году 55-летнего артиста назначили художественным руководителем и директором Одесского театра Музкомедии, которому Водяной отдал десятки лет своей карьеры.
Друзья советовали отказаться, поберечь себя. Однако он уже принял решение: "Я понимаю, какой это груз, но ведь могут назначить случайного человека, который погубит театр!". И продолжал практически каждый вечер выходить на сцену. Только благодаря его имени, энергии и авторитету у театра появилось новое здание, хотя на это была положена масса сил, нервов и здоровья Михаила Григорьевича. Для себя он ничего никогда не просил и на удивленные вопросы коллег уклончиво отвечал: "Знаешь, как-то неудобно..."
Однако назначение выдающегося актёра на пост руководителя театра было омрачено скандалом. Он сменил на этом посту известного режиссёра Матвея Ошеровского, и это не нравилось некоторым приближенным к режиссёру людям из театральной среды. Группа его противников и завистников инициировала кампанию дискредитации под лозунгом "Даешь театр без Водяного!". Развернули в отношении Михаила Водяного настоящую травлю: руководителя обвиняли в финансовых махинациях, в газетах стали появляться статьи, обвиняющие его в позорном поведении, было возбуждено уголовное дело, по которому Водяной обвинялся в растлении малолетних.
Мнимые свидетельницы и пострадавшие постоянно путались в показаниях. Одна из истиц, уличенная во лжи, расплакалась в зале суда и призналась в клевете. Основная свидетельница, 15-летняя девочка, говорила о том, что встречалась с артистом в октябре. Сопоставив даты, правоохранители выяснили, что в октябре Михаил Водяной на пассажирском лайнере "Максим Горький" совершал кругосветное плавание.
Михаил Григорьевич сильно переживал из-за несправедливых обвинений. Он перенес два инфаркта, а третьего сердце уже не выдержало. В конце концов планомерная травля довела единственного в Одессе народного артиста СССР до гробовой доски. В возрасте 63-х лет он ушёл из жизни от сердечного приступа, так и не успев отмыться от той грязи, которой его поливали завистники.
На его могиле установлен памятник работы скульптора Алексея Копьева и архитектора Евгения Оленина.
На фасаде дома по ул. Екатерининской, 17, где жил артист, установлена мемориальная доска.
Одесский театр музыкальной комедии в наши дни носит имя Михаила Водяного, в память о нем был поставлен "Бал в честь короля" – сцены из тех спектаклей, в которых участвовал актёр.
...Самой трудной ролью Мары (Маргариты Дёминой) стала роль... Маргариты Дёминой в спектакле "Бал в честь Короля", поставленном в 1992 году в память о Михаиле Водяном. Муж и театр были самой большой любовью Маргариты Ивановны. Каждый спектакль мемориального "Бала" приносил боль. Но Дёмина никогда не отказывалась от выхода на сцену, даже когда была очень больна. На последнем спектакле "Бала" она плохо себя чувствовала, просила партнера поддержать её. Через два дня, 15 февраля 1999 года, Маргарита Ивановна ушла из жизни. Как просила Демина, её прах покоится в одной могиле с Михаилом Водяным...
по материалам открытых источников.