Вокально-инструментальное трио "Ромэн" (Магнитофонная кассета, 1982)
Трио Ромен образовалось в 1973 году из артистов театра "Ромен". В него вошли Играф Иошка, Георгий Квик, Валентина Пономарева. Официальной датой создания надо считать 23 февраля. Коллектив начинал работу в очень сложных условиях. Чиновники были против, они не могли и не хотели принять национальную цыганскую песенную культуру. Укореневшиеся стереотипы "цыганщины" крепко сидели в них. Но народ принял и понял. А официальное признанаие состоялось после победы на конкурсе профессиональных театров. Потом были победы на Всероссийском конкурсе театральных коллективов - 2-я премия, потом - в Канах - 1 премия, дальше было легче. Коллектив получил не только народное, но и официальное признание. Начались зарубежные поездки и поезки по стране. По 10 - 15 гастрольных поездок в год. И так - 17 лет.
Для столь интенсивной гастрольной и концернтной деятельности требовался насыщенный, постоянно обновляемый репертуар. Его естественную основу составили классические цыганские и русские романсы. Но они не были заимствованы впрямую. Многие из них получили новое звучание в обработке Играфа Иошки. Кроме того, вокальные и исполнительские данные участников трио были столь высоки, что им удалось поднять это искусство на небывалую до той поры высоту. Этот сплав традиционной цыганской песни и профессионального подхода к музыке и исполнению обеспечили успех коллектива и теплый прием везде, где они выступали.
Организатор и руководитель трио - Играф Игоревич Иошка, артист театра "Ромен", замечательный вокалист и виртуоз игры на гитаре. Ныне - Народный артист СССР, профессор, лауреат Государственной и Ленинской премий.
Играф Игоревич окончил Киевскую консерваторию и аспирантуру, защитил диссертацию, стажировался у знаменитого тенора Джузепе Ди Стефано и аргентинской гитаристки Марии Луизы Анидо, пел в театре "Ла Скала", снимался в итальянском кинематографе.
И.И. Иошка автор двух симфоний - Ми-минор "Надежда" и До-диез-мажор "Разочарование", оперы "Земфира" по поэме А.С. Пушкина "Алеко", струнных дуэтов, трио, квартетов и около пятиста романсов. Видимо, именно наличие классического музыкального образования, опыт работы в знаменитом театре позволили ему по новому взглянуть на цыганскую песню и поставить ее на должное место среди культур народов России.
Играф Игоревич получил музыкальное образование высокого уровня: в 1962 году он поступил, а в 1968 году окончил Киевскую консерваторию по классу вокала, композиции и гитары. Он помнит и чтит своих педагогов Д.В. Штегоренко, М.М. Гелеса, Д.В. Гнатюка. Сразу после окончания консерватории поступил в аспирантуру и в 1970 году окончил ее, защитив кандидатсткую диссертацию на тему "Значение звука и его развитие". Этой теме он остался верен и в дальнейшем - его докторская диссертация называется так же.
Большое влияние на его творческий путь оказали стажировки у знаменитого тенора Джузепе Ди Стефано и аргентинской гитаристки Марии Луизы Анидо.
И.И. Иошка автор двух симфоний - Ми-минор "Надежда" и До-диез-мажор "Разочарование", оперы "Земфира" по поэме А.С. Пушкина "Алеко", струнных дуэтов, трио и квартетов.Отдельное место в творчестве Играфа Игоревича занимает цыганский романс. В семидесятых годах двадцатого века он создал, руководил и являлся исполнителем знаменитого вокально-инструментального трио "Ромэн". Ему принадлежит около пятисот романсов, среди которых "Осенняя роса", "Игра любви", бесчисленное количество обработок народных напевов.
В настоящее время он все свои силы отдает педагогической работе, являясь профессором Московского Государственного Университета Культуры и искусств по классу академического вокала. Среди его учеников есть представители разных национальностей. Это, например, интереснейшая чеченская певица Элина Муртазалиева, талантливая Светлана Савельева, живой и непосредственный Александр Кондратенко. При этом он не забывает и о музыкальном творчестве, продолжая работу в области обработки народной музыки.