Последний лист КАЛЕНДАРЯ.....
Вот и остался в календаре один листок ...завтрашний.....даже немного грустно .... Последний лист КАЛЕНДАРЯ.....
Слово "календарь" приобретало в своей истории разные значения.
Сам термин восходит к латинскому calendae, календы, – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме.
В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами.
Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.
А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение.
Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного.
Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница.
Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца
Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).
Потребность измерять время возникла у людей очень давно.
Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология).
Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.
Природа предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:
1) смену дня и ночи,
2) смену фаз луны и
3) смену времен года.
На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год.
Число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.
Синодический месяц (от греч. "сближение"; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).
Тропический год (от греч. – поворот) – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток. Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы.
Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток.
Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.
Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам
– интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди.
Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем);
реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский "жрец"),
а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, ) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.
Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:
1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;
2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,
3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.
Несколько десятков тысячелетий понадобилось чтобы человек понял, что зима через много дней вернется с той же неуклонностью, как ушла, что дождь начнется столь же неизбежно, как и кончится.
Человек это осознал и начал «загадывать вперед», планировать не только на сегодняшний день, который «пройдет, и слава богу», но и на больший срок.
Например, для русского крестьянина была важна не дата 24 января, не церковный праздник святой Аксиньи, на нее приходящийся, а то, что Аксинья – «полухлебница», и если в закромах осталась еще половина запасов, то, значит, хватит до нового урожая.
Год за годом, отличающихся то более жарким летом, то менее снежной зимой, проходила вся жизнь человека от рождения до смерти. Возник «природный», фенологический календарь, имевший сугубо местное значение.
Выработанный долгими веками, он сохранял свое место в жизни крестьянина и охотника даже тогда, когда власть присылала попа и полицейского и вводила единую систему счета дней и лет.
Луна исполнена неизъяснимого очарования даже для нас, людей рационального XX века.
Легко представить, как обожали ее в те далекие времена, когда серебристый диск был живым существом, наделенным магическими способностями.
Сколько поэтических легенд было ему посвящено!
У славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам... Странно похожую легенду встречаем мы на диаметрально противоположном краю планеты, у австралийских аборигенов:
юноша-Месяц, влюбившийся в чужую жену, изгнан из своего племени и вечно блуждает по небу в поисках пристанища.
У вьетнамцев сохранился до сих пор красивый обычай созерцать луну в шестнадцатый день восьмого месяца их лунного календаря: светлый лик, не закрытый тучами, обещает хороший урожай в этом году, полузадернутый туманной пеленой – полные закрома после второго сбора зерна, ну а если небо сплошь закрыто тучами, придется ждать неурожайного года...
Даже не верящий ни в бога, ни в черта европеец нет-нет да и покажет молодому месяцу завалявшуюся в кармане блестящую монетку: пошли, мол, побольше денег.
А в старое время крестьянин серьезно огорчался, если в столь ответственный момент у него в кармане не оказывалось серебряной денежки.
Простой народ твердо знал одно: последний день недели, которым управляет Сатурн, – самый несчастливый.
В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово «шаббат», «покой» по-вавилонски, стало обозначением вынужденного выходного дня, продиктованного суеверием.
Вавилонское олицетворение дней недели мы видим его в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках. «Сатурнов день», суббота, у англичан – «сатерди», у французов – «самеди», а «солнечный день», воскресенье, называется «санди» по-английски, «зоннтаг» – по-немецки. Четыре с лишним тысячи лет этим именам...
Фазы Луны, лунные месяцы... Уж очень естественная единица счета, сама просится в руки.
Вот и считали лунными месяцами год вавилоняне и древние греки, римляне и евреи. Дожил лунный календарь до наших дней у мусульман. Их не смущает, что в лунном календаре, которого они придерживаются, один и тот же месяц может приходиться то на зиму, то на весну, то на осень, то на лето, что в один год по европейскому исчислению им порой приходится дважды справлять новый год.
Двенадцать лунных месяцев – это почти время годового обращения планеты вокруг своего светила, однако «почти» крайне приблизительное.
Разница близка к одиннадцати суткам.
Не всех жрецов устраивал прыгающий календарь. Приходилось пускаться на всяческие хитрости, чтобы остановить его бег.
Для земледельца важны не фазы Луны, а времена года, солнечного года, определяемого движением Земли по околосолнечной орбите. И лунный календарь начли «привязывать» к солнечному.
В 433 г. до н.э. древнегреческий астроном Метон сделал замечательное открытие: оказывается, через каждые 235 лунных месяцев, т.е. через 19 лет, Новый лунный год опять совпадает с весенним равноденствием.
Греки встретили это известие с восторгом. Ведь календарь, которым они пользовались, превращался, таким образом, в вечный!
Достаточно было составить таблицу дней всех лунных месяцев, связать с ними положение Солнца и Луны – и все заботы, связанные с вычислениями сроков полевых работ, сами собой отпадают.
Девятнадцатилетний цикл был назван Метоновым. Имя ученого знал буквально каждый грек, каменные столбы с его календарем стояли на площадях множества древнегреческих городов.
есть еще немного интересного..... продолжу завтра ...может ...если интересно не только мне ....:)))
Интересно, интересно!!
С Наступающим, Танюшка!
Красоты, Любви, Радости, Тепла-Пусть Все Сбудется,.что ты загадала-в Новом Году Дракончика!!!:):):)
КАЗАЛОСЬ БЫ, ТЕМА ОБЫДЕННАЯ, НО... ВСЕ ЗАВИСИЛО ОТ АВТОРА ТЕМЫ. ТАНЮША !ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ПОУЧИТЕЛЬНО. А КАКИЕ КРАСИВЫЕ ПЕСНИ, ОСОБЕННО В ИСПОЛНЕНИИ ВАЛЕРИЯ АГАФОНОВА- ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ. СПАСИБО , ЖДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ.
Всех с наступающим НОВЫМ ГОДОМ!!! Большое спасибо. С большим удовоствием прослушал подборку. СПАСИБО!!!
Если верить легендам, – римляне вначале жили по довольно странному календарю: в нем было всего 10 лунных месяцев.
Когда наступит новый год, а с ним придет и календарный счет дням, знали только жрецы-понтифики.
Они наблюдали за появлением молодой луны. Когда в небе, наконец, прорезался блестящий серпик, граждан созывали в Капитолий и объявляли о начале месяца – календах.
А в первое мартовское новолуние торжественно возглашалось начало года.
Десятимесячный календарь продержался недолго.
В 700 г. до н.э., если опять-таки верить легенде, второй по счету римский царь Нума Помпилий, полагавший себя прямым потомком священного Ромула, добавил еще два месяца: януариус, названный так в честь Януса, двуликого бога входов и выходов (а вовсе не двуличного негодяя, каким считали его невежественные варвары), и фебруариус, именем своим напоминавший о Фебрусе, боге подземного царства мертвых, – печальный месяц, который потому и сделали самым коротким, 28-дневным. Начало года по-прежнему приходилось на весенний мартиус – месяц полевых работ, которому покровительствовал Марс, тогда еще бог весенних побегов, а не кровавых войн.
Затем шли априлис, месяц, когда на деревьях раскрываются («аперире») почки; майюс, прославляющий богиню плодородия Майю; и наконец, юниус, посвященный Юноне, богине небосвода, жене Юпитера, «царице богов и людей».
Месяцы с пятого по десятый почему-то не были отданы никаким богам и звались просто квинтилис, секстилис, септембер, октобер, новембер и десембер.
Чтобы начало года не прыгало, чтобы не передвигались праздники в честь богов, понтифики ввели между 23 и 24 фебруариуса дополнительный месяц – марцедониус, получивший свое название от глагола «марцере» – увядать.
Марцедониус как бы увядал на два года, а потом вновь появлялся внутри фебруариуса –длиною то 22, то 23 дня.
Система, что и говорить, сложная, требующая неусыпного внимания.
А внимания-то как раз понтификам и не хватало.
Очень скоро они запутались и не нашли ничего лучшего, как добиться разрешения делать вставной месяц такой длины, «какой нужно». Случилось это в 191 г. до н.э., и почти полтораста лет после этого события понтифики занимались самой удивительной подпольной торговлей – торговлей днями марцедониуса.
Танюшка, всегда приятно удивляешь твоим умением из обыденной, казалось бы,темы сделать такую КОНФЕТКУ!
Красочную,в красивом таком фантике.... и, главное-такую ВКУСНУЮ!:):)
Спасибо тебе, милая!Побольше твоих замечательных концертов в Новом Году-ЖДЕМ-С...:):)
Ну и так ... чтоб закончить тему ....
Бороться со своеволием понтификов не пытался никто.
Слишком уж они были могущественны и слишком могущественные люди поддерживали их.
А календарь... Календарь так запутался, что превратился в истинное народное бедствие.
«Римские полководцы всегда побеждали, – съязвил Вольтер, – но никогда не знали, в какой день это делали».
Первый римский император Гай Юлий Цезарь был не только императором, но по совместительству еще и великим понтификом.
Он обладал той полнотой власти, которая была нужна, чтобы покончить с календарным беспорядком, разрушительно действующим на хозяйство и торговлю. Император пригласил в Рим известного египетского астронома Созигена.
Таня, как ты кстати о Полуничеве...Он мне очень нравится!!Попутно-не по теме...послушай...:):)
Юлию Цезарю решил провести реформу в 46 г. до н.э.
К тому времени римский календарь разошелся с солнечным на 70 суток по милости нерадивых понтификов, да еще десять дней надо было прибавить, чтобы год стал нормальной длины.
Наконец, по принципу «рубить, так одним махом», Юлий Цезарь перенес начало года на 1 януариуса, дату вступления в должность новоизбранных консулов.
И хотя простой случайностью оказалось, что на первое януариуса пришлось так чтимое римлянами полнолуние, великий понтифик не преминул воспользоваться этим обстоятельством: он сказал, что сами боги благосклонны к нововведению.
Ну, а год – год оказался самым длинным в истории Рима, в 445 дней. Так его и назвали: «год великого замешательства».
Tatiana пишет:
Таня, как ты кстати о Полуничеве...Он мне очень нравится!!Попутно-не по теме...послушай...
Спасибо, Танюш! Нравится! Супер!
Не забыл Цезарь и себя. Месяц квинтилис был переименован подобострастным сенатом в «Юлиус» по желанию императора
Его преемник Октавиан Август решил не отставать и последовав примеру , следующий месяц назвал своим именем.
В конце XIV в. христианская церковь, принявшая юлианский календарь за основу летосчисления, вдруг обнаружила, что весеннее равноденствие давно уже не совпадает с 21 марта, и более того, каждые 128 лет наступает раньше еще на один день
Требовалось привести календарь «в норму», и первые голоса об этом раздались в Византии, наиболее ревностной хранительнице канонов. Но каноны канонами, а реформа реформой – дело опасное.
Император Андроник решил, что ничего кроме церковных смут нововведение не вызовет, и отверг все предложения . В западной, римской церкви под знаком предложений о реформе календаря прошел весь XV и первая половина XVI в.
Чтобы решить проблему, в Рим пригласили знаменитого нюрнбергского астронома Региомонтана, прославившегося своим астрономическим календарем, которым пользовался сам Колумб.
Увы, едва приехав, ученый заболел и скончался. Вопрос об изменениях снова оказался отложенным.
Тридентский церковный собор в 1563 г. поручил папе Пию IV взять дело календарной реформы, как говорится, под личный контроль. Но орешек оказался крепким. Умер Пий IV, его сменил Пий V, потом на престоле оказался Григорий XIII, а каким будет новый календарь, споры все шли и шли....
Blondinka пишет:
Таня, тогда еще один романс Полуничева...оч. нравится:)Тебе-в качестве презента за Календарь):)
Таня,я была полнейшим профаном в этих календарях и не задумывалась об этом...а это, оказывается, тааак интересно:):)Честно!:)Спасибо!
Между тем проект во всех отношениях замечательно простой был уже разработан.
Его автором был врач Алоизий Лильо, живший в итальянском городе Перудже, профессор медицины в местном университете. Чтобы остановить движение календаря, он предлагал попросту выбросить накопившиеся со времен Юлия Цезаря лишние дни, а потом считать високосными те года, которые делятся на 4 и не делятся на 100.
Лильо закончил свои вычисления в 1576 г. Но представить проект папской комиссии он не успел: даже легкое недомогание в ту эпоху превращалось в смертельную болезнь...
Бумаги ученого повез в Рим его брат.
Редко бывает, чтобы даже самый замечательный проект проходил через комиссии без замечаний: каждый из заседающих считает, что он не глупее автора и вовсю стремится это продемонстрировать.
Но проект Лильо оказался столь безукоризненно выполненным, что был принят без единой поправки.
Папа Григорий XIII утвердил решение комиссии, издав буллу «Итер грависсимо...»: всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 г. не пятым, а сразу 15 октября.
Танюш, песня для тебя..... знаю тебе нравится такой репертуар ( мне -то не особо ... у мужа стащила: ))) ) Может и эта понравится .... если нет ... удалю ...
Tatiana пишет:
Таня,я была полнейшим профаном в этих календарях и не задумывалась об этом...а это, оказывается, тааак интересноЧестно!Спасибо!
Я тоже ... прочитала ... показалось интересным ... решила поделиться приобретенными знаниями ... да и песенки под стать нашлись ...:)))
Blondinka пишет:
Танюш, песня для тебя..... знаю тебе нравится такой репертуар ( мне -то не особо ... у мужа стащила: ))) ) Может и эта понравится .... если нет ... удалю ...
Зачем удалять...кому-то и эта тема близка-ЭТО ЖИЗНЬ...Спасибо!А мне из этой темки НЕКОТОРЫЕ песни -так Очень нравятся-но-не все.
Еще более консервативными оказались «отцы» восточной, православной церкви.
Они до сих пор живут по юлианскому календарю. И не только живут, а по возможности старались (в царской России весьма успешно) помешать переходу к новому стилю.
Возражали, например, против него потому, что праздник пасхи, если вычислять его в расчете на григорианский календарь, иногда может совпасть с еврейской пасхой, – вещь по христианским канонам недопустимая.
Но главным, конечно, было не это обстоятельство, а стремление подчеркнуть свою независимость от Рима.
В одном строю с церковниками стояли в России и представители светской власти, но уже по соображениям «охранительного» порядка. Известный реакционер князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830 г., что «вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды».
По печальной российской традиции мнение титулованного мракобеса одержало верх над научным трудом полудюжины академиков, с фактами в руках пытавшихся доказать правительству настоятельную необходимость перехода к новому календарю «ради удобства торговли, улучшения работы путей сообщения, расширения связей с другими народами и научной деятельности».
Октябрьская революция, ликвидировавшая все институты власти без труда решила вопрос и календарной реформы. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу четырнадцатое.
Не знаю как вам..... а мне всегда грустно ..... когда приходится сменить старый календарь на новый..... Ну и вот ....о календарях......