- Врубель Михаил Александрович Дата рождения: 5 (17) марта 1856 года Дата смерти: 1 (14) апреля 1910 года
Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Когда на следующий год семья переехала в Саратов, маленькому Михаилу наняли преподавателя рисования.
«В Саратов была привезена однажды копия с фрески Микеланджело «Страшный суд», - рассказывала сестра Михаила Анна. - Отец, узнав об этом, повел брата смотреть ее. Брат усиленно просил повторить осмотр и, возвратясь, воспроизвел ее наизусть во всех характерных подробностях». |
Много времени отнимают учеба в гимназии, занятия историей и естествоведением. Рисует Врубель лишь урывками, да и то обыкновенно по просьбе отца.
Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе. Со слов сестры мы знаем, что в эти годы он увлекается «историей, по которой пишет сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья». Он основательно изучает латинский язык и читает в подлинниках Овидия и Горация.
После окончания гимназии Михаил в 1874 году поступает на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он продолжает рисовать. Известны некоторые из рисунков Врубеля того периода это «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) - иллюстрация к гётевскому «Фаусту». Но лишь на последних курсах университета Врубель приобщается к профессиональному обучению искусству начинает посещать в вечерние часы класс профессора П.П. Чистякова. Однако все снова прерывается, когда по окончании университета Врубель отбывает воинскую повинность. Наконец, в 1880 году Михаил становится студентом Академии художеств. С осени 1882 года он начинает заниматься в классе академика П.П. Чистякова. Будучи в академии, Врубель много и упорно работает самостоятельно. Он рисует и пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как-то за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду».
Петербургская академия художеств. Фото конца XIX века.
Михаил близко сходится с двумя своими однокурсниками - Валентином Серовым и его двоюродным братом Дервизом. «Мы трое, - сообщает Врубель, - единственные, понимающие серьезную акварель в Академии». Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Он слыл, и по заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и свой дар композитора Врубель продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882). Вместе с тем в ранний период своего творчества он создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых умел передать сосредоточенное душевное состояние человека.
В 1884 году Врубель бросил академию. Он принял предложение А.В. Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных. Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был отправлен в 1884 году. Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887 году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности. Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического решения. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения».
В эскизе «Надгробный плач» (1887) резко индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу. Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания. Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы.
Надгробный плач | Надгробный плач (вариант) |
Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры - «средство прокормления». Но о «прокормлении» он меньше всего думал. Отец, навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах «И до чего дожил Миша с его талантами! Средств к жизни почти никаких». Но Врубель верил в свой дар, он писал «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».
Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».
Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», - описывает картину Н.А. Федорова. В 1899 году он пишет «Демона летящего». Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). Тема этого последнего Демона - титанический протест и трагическая гибель. Демон низвергнут с высот и распростерт на горных кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных последними холодными лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса. Но в его глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.
Демон сидящий (1890) |
Демон летящий |
Демон поверженный (1902) |
В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный пери од его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - «Венеция» (1893) - создано по впечатлениям от новой поездки в Италию (1891-1892). Содержание картины «Испания» (1894), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой картине - «Гадалка» (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего».
Венеция (Декоративное панно) (1893) | Испания (1894) |
Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен (1895) | Гадалка (1895) |
После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гёте для «готического кабинета» в особняке А.В. Морозова. В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно люди, близкие художнику.
Микула Селянинович |
Принцесса Греза (Декоративное панно) (1896) |
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля - портреты К.Д. Арцыбушева и С. И. Мамонтова (оба 1897). О портрете Арцыбушева говорит Н.В. Баркова «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Артистически свободно написаны черный костюм, темно-красный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг. Синими искрами загораются стекла пенсне. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция приведена в единство. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия».
Портрет К.Д.Арцыбушева (1897) | Портрет Саввы Мамонтова (1897) |
Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной оперы С.И. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказке о царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела. В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение. Певица вспоминает «Я была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т.С. Любатович поспешила мне представить «Наш художник Михаил Александрович Врубель» и в сторону мне сказала «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал Врубель». Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни».
28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре:
«В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние». |
В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава».
Врубель пишет картины «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна Лебедь» (1900). В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.
К ночи (1900) | Пан (1899) |
Царевна Лебедь (1900) | Сирень (1900) |
Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и также необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил».
Художник в кабинете. 1899 год.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - «Портрет Н. И. Забелы на фоне березок» (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье - он ослеп.
Портрет Н. И. Забелы на фоне березок | Портрет поэта В.Я. Брюсова |
Михаил Александрович Врубель умер 1 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление.
В 2006 году был снят документальный фильм «Космос Михаила Врубеля».
Полет Фауста и Мефистофеля
Портрет сына художника
Портрет Веры Александровны Усольцевой
Муза
Хризантемы
Желтые розы
Шестикрылый серафим
Натурщица в обстановке Ренессанса
У Михаила Врубеля на груди были большие белые шрамы — в молодости он себя резал от несчастной любви. Как–то раз шрамы эти увидел у него Константин Коровин. Они с Врубелем сидели на берегу озера и спорили, кто из них больше неудачник: Врубель утверждал, что он никому не нужен и картины его совсем не продаются, в то время как Коровин — всеми признанный художник, на что Коровин обижался и кричал, что у него тоже ничего не продаётся и он тоже никому не нужен и вообще занят тем, что пишет какие–то декорации. Так и сидели.
Насчет себя Константин Алексеевич, наверное, преувеличивал, но вот у Врубеля дела и правда шли не очень, а денег так и вовсе не было, он вечно у всех брал в долг и вечно всем был должен: друзьям, дворникам, прачке, тому же Коровину, у которого однажды попросил двадцать пять рублей и купил какие–то духи, которыми по утрам из таза обливался. Другой раз он одолжил на похороны отца, который, ко всеобщему недоумению, приехал на следующий день живым и здоровым. Когда деньги появлялись, Врубель их спускал незамедлительно и снова был должен. Говорят, после особенно широкого застолья он два месяца отрабатывал в ресторане. На собственную свадьбу он пришел пешком, потому что не было денег на извозчика.
Невесту изо все сил отговаривали выходить замуж: Врубель, во–первых, сильно старше, во–вторых, мот и пьяница, а в–третьих, ведет себя как псих. То костюмчик несуразный напялит собственного пошива, то руку нарисует с двумя кистями и всем ходит показывать: вот, смотрите, куда хочешь гнется, скоро у всех такие будут! Один раз испачкал нос зеленой краской, ему говорят, Михаил Александрович, вы нос испачкали. Врубель посмотрел — точно. Взял и целиком его закрасил. Потом друзьям объяснял: "Скоро все мужчины будут красить, как я, свои носы в разные цвета, в зависимости от характера и темперамента. Одному подойдет желтый, другому — синий или красный, третьему — лиловый. Мне, например, идет этот зеленый. Это будет очень красиво!».
Дааа...Врубель...
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой....
Тex дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним...
(М. Ю. Лермонтов-ДЕМОН....)
Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения...
Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время воплотилось в самое красивое и самое трагичное, на что оно только было способно...
Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии.
Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."
Продолжаешь удивлять, Дмитрий))Приятно удивлять
Спасибо!!:)
"Несется конь быстрее лани,
Храпит и рвется, будто к брани,
То вдруг осадит на скаку,
Прислушается к ветерку
Широко ноздри раздувая,
То, разом землю ударяя,
Шипами звонкими копыт,
Взмахнув растрепанною гривой,
Вперед без памяти летит..."
.......
"Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё-всё земное,
Люби меня!" - И он слегка
Коснулся жаркими устами
К её трепечущим губам...
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи,
Он жёг ее во мраке ночи..."
..............
"И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал,
Вдали Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял..."
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН-ВРУБЕЛЮ.....
Так тихо-долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной...
Так странно-тихо растаял Врубель,
Так безнадёжно очарованный...
Ему фиалки струили дымки
Лица трагически безликого...
Душа впитала все невидимки,
Дрожа в преддверии великого...
Но дерзновенье слепило кисти,
А кисть дразнила дерзновенное...
Он тихо таял, - он золотистей
Пылал душою вдохновенною...
Цветов побольше на крышку гроба:
В гробу - венчанье!.. Отныне оба -
Мечта и кисть - в немой гармонии,
Как лейтмотив больной симфонии...
1910. Апрель.
Богоматерь с младенцем
Врубель-1885 год
Врубель.....
Творчество М.Врубеля является, по мнению многих исследователей, мостом между искусством прошлого века и настоящего.
Художника беспощадно отрицали и безумно восхищались им , но никто не оставался равнодушен к его творчеству.
Десятилетия разрешили все споры.
Время, как всегда ,отдало дань истинному таланту.
М. Врубель – настоящий сын века противоречий и разочарований, века крушений старых идеалов и зарождения новых.
В его искусстве эпоха преломляется своеобразно: здесь найдешь атмосферу таинственности и загадочности, раздвоенности и стремления к идеалу.
Лучше всех это время охарактеризовал Александр Блок, современник Михаила Врубеля, в поэме
“Возмездие”:
...Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!..
Двадцатый век….Ешё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
И отвращение от жизни
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне…
И черная, земная кровь.
Сулит нам, разрывая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Что ж человек? За ревом стали
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
открылись взору твоему?
Еще фрагмент незаконченной поэмы А.Блока
....Потомок поздний поколений,
В которых жил мятежный пыл.
Нечеловеческих стремлений, –
На Байрона он походил,
Как брат болезненный на брата
Здорового порой похож:
Тот самый отсвет красноватый
И выраженье власти тож,
И то же порыванье к бездне,
Но – тайно околдован дух
Усталым холодом болезни,
И пламень действенный потух,
И воли бешеной усилья
Отягчены сознаньем. Так
Врашает хищник мутный зрак,
Больные расправляя крылья......
А.Блок и М.Врубель…
Поэт часто повторял: “Врубель мне близок жизненно”.
Они познакомились лично в конце жизни Врубеля, когда тот оказался в больнице, практически потеряв зрение.
Их сблизило многое: миропонимание, непонимание окружающих.
Эти строки мог повторить и М.Врубель.
Он говорил: “Мой Демон мог видеть всю скорбь мира, взятую вместе”....(как видел эту скорбь и сам страдающий Врубель).
Послушайте, у кого будет такое желание, А.БЛОКА.
Возмездие-А. Блока о ДЕМОНЕ, подразумевая под ним самого М. Врубеля.
С весной тебя, Дмитрий.
С новыми надеждами и желаниями.
Мне нравится твой пост о М. Врубеле.
На похоронах М.А. Врубеля присутствовали А.А. Блок, Е.И. Ге, Н.И. Забела-Врубель, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, В. Серов.
Автопортрет с жемчужной раковиной