814
0
ID 94922
Вступительные экзамены. Продолжение отрывка 22 из романа "Одинокая звезда"
Вступительные экзамены. Продолжение отрывка 22 из романа "Одинокая звезда"
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
17.01.2014 18:52
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
— А кто вам сказал, что я их слушаю? Я их слышу, но не слушаю. Работайте как работаете, Ольга Дмитриевна. Человек, который чего-нибудь стоит, всегда имеет врагов. И чем больше стоит, тем враги круче. Работайте спокойно — я на вашей стороне. Кстати, родителям вы тоже понравились. Да и большинство преподавателей за вас. А в случае чего — смело обращайтесь ко мне, не молчите. Договорились?
— Договорились. Спасибо вам.
И, довольные друг другом, они расстались.
На экзамене по физике не обошлось без неприятностей. Ведь устный экзамен — это возможность обменяться информацией: кто кого готовил, кто за кого болеет, попросить за своего ученика или знакомого. И бороться с этим практически невозможно. Вот почему Ольга всегда была противником устных вступительных экзаменов. Она считала, что надо не полагаться на честность экзаменаторов, а в принципе исключить саму возможность подобных нарушений. Ведь все — люди, и даже самый принципиальный преподаватель в условиях вседозволенности может оступиться и поддаться на чью-то просьбу или пойти на поводу у собственных интересов.
Чтобы не дать возможности недобросовестным экзаменаторам завышать своим протеже оценки, Ольга потребовала подробно излагать ответы на листах. Она лично убедилась, что в билетах у физиков не было задач, которые можно было бы решить устно. Поэтому отсутствие письменного ответа могло означать только одно — эту задачу абитуриент не решил, и значит, высокую оценку не заслужил. Все ее требования, как экзаменаторам, так и абитуриентам были известны.
Экзамен по физике проводился в небольших классах, где одновременно готовились к ответу по пять-шесть человек. Здесь же находились два стола, за которыми экзаменаторы выслушивали абитуриентов и оценивали их знания.
Ольга шла по коридору, когда ее едва не сбила с ног рослая девушка, выскочившая из класса с криком: “Четыре! Четыре!” К ней сейчас же бросились несколько парней и стали спрашивать, что попалось, кому сдавала, как отвечала.
Ольга остановилась и прислушалась. То, что она услышала, поразило ее до глубины души.
— Ей богу, ничего не знала! — воскликнула девушка. — Ну, ничегошеньки! А вон та очкастая дура мне четыре поставила. Представляете?
— Что, и задачи не решила? — не поверили ребята.
— Не, ни одной! Плела, что попало. Она еще и подсказывала. Просто не верится, что сдала.
Вот как они относятся к нам, когда мы идем на сделку с совестью, подумала Ольга. Да они просто презирают нас. — Кому сдавала абитуриентка, только что покинувшая аудиторию? — спросила она, заходя в класс.
— Ну, мне. А что? — нимало не смущаясь, ответила черноволосая женщина в очках, сидевшая за столом у окна.
— Покажите мне ее лист с ответом.
— Зачем? И кто вы вообще такая? Кто вам разрешил заходить в аудиторию во время экзамена? — В голосе женщины прозвучал вызов.
— Я председатель экзаменационной комиссии, профессор Туржанская, — тихо произнесла Ольга, удовлетворенно наблюдая, как та бледнеет. — Повторяю: покажите мне лист с ответом этой абитуриентки.
Экзаменатор молча протянула ей лист.
— Но здесь же ничего не решено. За что же вы ей четверку поставили?
Экзаменатор молчала.
— Вы бы слышали, что она про вас на весь коридор кричала, — с трудом сдерживая гнев, сказала Ольга. — Что дура очкастая мне ни за что четыре поставила. Я вас отстраняю от экзамена. Пройдемте в мой кабинет и там объясните, за что вы поставили столь высокий балл.
Заметив, что к их разговору прислушиваются абитуриенты, Ольга быстро покинула класс. Девушка ее не знает, думала она, направляясь к себе. Значит, это не ее ученица. Чья-то просьба. Интересно, чем эта просьба подкреплена. За какую сумму можно так себя позорить?
— Что вы скажете в свое оправдание? — спросила она провинившуюся. — Я жду вашего объяснения.
Та продолжала молчать.
— Ну, хорошо, идите. — Ольге самой был противен этот разговор. — Не хотите отвечать мне, будете объясняться со своим заведующим. Но экзамены вы больше не принимаете, и выговор вам обеспечен.
После ее ухода Ольга надолго задумалась. Она отчетливо понимала, что приобрела еще одного врага. Да, пожалуй, и не одного. Наверняка заведующий кафедрой физики в курсе дел своих подчиненных.
Что ж, вздохнула она. Я знала, что борьба предстоит нешуточная. И не факт, что выйду из нее победителем. Может, и проиграю. Физики теперь определенно настроены против меня. Чтобы переломить ситуацию, надо бы наши кафедры объединить. Но вряд ли ректор на это пойдет.
Но иного пути нет — придется идти до конца. Будут и другие нарушения. Впереди еще диктант. Надо бороться. И быть готовой ко всему.
Ольга не сомневалась, что пойманная за руку экзаменатор отделается легким испугом. Ведь не одна она такая — другие просто поступают умнее и потому не попадаются. А стоит их как следует прижать, такое выплывет — многие головы полетят. Но кто прижмет? Да и опасно. Нет, здесь надо действовать по-умному — постепенно. Ничего, вот закончатся экзамены, подведем итоги, и тогда станет ясно — что и как надо менять.
С этими мыслями она покинула свой кабинет и снова направилась к физикам. Там уже знали о происшедшем и потому встретили ее во всеоружии: в экзаменационных классах был порядок, смирные абитуриенты не галдели под дверью, а сидели в специально отведенной для этого аудитории, и сам заведующий кафедрой, переходя из класса в класс, наблюдал за ходом экзамена.
И то ладно! — подумала Ольга. Пойду-ка я домой — на сегодня хватит. Завтра проверю готовность русистов к диктанту, и можно будет потихоньку подводить итоги — сколько народу и с какими баллами имеем на сегодняшний день.
Диктант прошел на удивление гладко. Правда, грамотность абитуриентов повергла проверявших в шок — такого количества ошибок в работах абитуриентов прежде не наблюдалось. Как будто ребята слыхом не слыхивали, что отрицание "не" с глаголом пишется раздельно и что деепричастные обороты надо выделять запятыми.
Ольга помнила: когда она поступала в институт, двойку за сочинение ставили при наличии всего пяти ошибок. Если бы этим требованиям следовали и сейчас, то двойки пришлось бы ставить абсолютному большинству поступавших и институт остался бы без набора. Один абитуриент умудрился в слове "лаборатория" сделать шесть ошибок, а слово "длина" почти все писали с двумя "н".
— Вот, что значит закрыть лазейки для махинаций с текстом, — думала Ольга, просматривая прошлогодние работы. — А здесь все в полном ажуре. Масса пятерочных работ без единой ошибки. Конечно, все писавшие знали содержание диктанта. Воображаю, что они говорили про тех, кто им его подсунул. Мы привыкли ругать молодое поколение. Но ведь это мы его таким делаем, уродуя своей алчностью, ханжеством, нечестностью.
Не хочу, чтобы Леночку и ее друзей когда-нибудь коснулась эта грязь, Сейчас они такие чистые чудесные ребята! И так верят в добро, в справедливость взрослых. Надо сделать все, чтобы эту веру в будущем не подорвать. По крайней мере, буду пытаться. Я уже не одна — у меня появились единомышленники. Будем вместе бороться, и может у нас получится. Иначе, как жить?
При подведении итогов проходной балл на все факультеты института оказался на удивление низким — значительно ниже, чем в прошлые годы. Даже на престижное "Приборостроение" прошли абитуриенты с одной тройкой. Но все прекрасно понимали: уровень их знаний не идет ни в какое сравнение с прошлогодним набором. И потому можно было надеяться, что таких провальных ситуаций с учебой, как в прошедшем учебном году, с новым набором не будет.
Перед отпуском ректор пригласил Ольгу в свой кабинет. — Просите, что хотите! — сказал он. — Ольга Дмитриевна, клянусь, сделаю все, что в моих силах.
— Все-все? — хитро спросила она.
— Все, — осторожно ответил ректор, — а чего вы хотите? Я, конечно, не министр, но тоже кое-что могу. Хотите медаль?
— Хочу еще и кафедру физики.
— О нет! Меня же со свету сживут. И вас следом. Ольга Дмитриевна, просите что-нибудь другое. Хотите путевку в самый лучший санаторий страны? Бесплатную. С дочкой.
— А говорите: все. Не нужна мне путевка — мы в Батуми поедем к родным мужа. Раз так — ничего не нужно. Спасибо за поддержку — без нее мне бы не справиться.
— О какая! Ничего ей не нужно. Гордая! Ладно, я подумаю над вашей просьбой. Но пока ничего не обещаю. Слишком большая кафедра получится — управлять ею трудно будет
— А мы на секции разделимся. Назначу себе заместителей. Неужели среди физиков порядочных людей не найдется? Ведь среди математиков нашлись. Леонид Александрович, ведь не ради славы. Иначе — ну как с этими безобразиями бороться? Вы ведь знаете, что там произошло на экзамене?
— Да все я знаю. Понятно, что не ради личной выгоды просите. Но... ох, если бы вы знали, как все непросто.
— Да я понимаю. Но пока без моего личного вмешательства ситуацию там не переломить. Потом, когда начнется нормальная работа, может, уже и не буду нужна. Новые люди вырастут. Но это в будущем. А сейчас надо наводить порядок.
— Хорошо, я же сказал — подумаю. А теперь просите что-нибудь лично для себя.
— Но мне, правда, ничего не нужно. Я не скромничаю. Вроде, все у нас с дочкой есть, да и запросы наши невелики.
— Хотите садовый участок? Прекрасное место.
— А кто им будет заниматься? Нет, спасибо, участок нам не нужен.
— Ладно, гордая женщина. Сам что-нибудь придумаю. Отодвину вам на пару недель начало лекций чтобы погуляла подольше. Назначьте себе заместителя и езжайте спокойно.
— Вот за это спасибо! — обрадовалась Ольга. Везет мне на начальство, подумала она. Что мой шеф, что этот ректор — мировые мужики.
О том, как начальству повезло с ней, ей и в голову не приходило.