Любопытную заметку разместило на днях германское агенство новостей "dapd"
Verdi und Wagner: Gegensätzliche Giganten der Musik
(nmz - 16.01.2013 - Von Agentur - dapd)
ВЕРДИ и ВАГНЕР: Контрастные гиганты музыки
Рим. - Viva Verdi? Но Вагнера не обойти... В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Джузеппе Верди. Праздничный год для Италии, можно себе представить. Действительно, соответствующие оперные театры и фестивали уже несколько месяцев готовились к "Году Верди". Однако хотя создатель опер, таких как "Аида" и "Набукко", и числится величайшим
и популярнейшим среди множества знаменитых композиторов своей страны, атмосферу праздника сегодня, как и прежде,
он вынужден делить с другим великаном в своей области: Рихардом Вагнером.
В самой Италии возник даже спор о том, с кого начинать открывшийся праздничный сезон. О "пощёчине для итальянского искусства" и ударе по национальной гордости страны в период тяжёлого экономического кризиса заговорила консервативная миланская газета "Corriere della Sera", когда стало известно решение знаменитого театра "La Scala", начать сезон праздничного года 7 декабря "Лоэнгрином" Вагнера. [См.:https://tunnel.ru/view/post:498757] И то, что главный дирижёр театра Даниэль Баренбойм вернётся на этой сцене к Вагнеру лишь в июне - двухнедельным циклом всей тетралогии "Кольцо нибелунга - положения не исправляет. При том, что программы в иных местах страны - в Риме или Вероне - исключительно
под знаком Верди. Соперничество между этими гигантами оперы не является новостью.
Разнородные близнецы.
Вагнер и Верди родились в один и тот же год: немец 10 мая 1813 в саксонской метрополии - Лейпциге, а итальянец
10 октября 1813 в деревне Ле Ронколе на севере Италии.
Уже при своей жизни композиторы расматривались, как антиподы, воплощающие две различные точки зрения на музыкальное искусство. Реалистическому гуманизму и аполлонической соразмерности Верди противостояли романтический миф
и дионисийское исступление Вагнера. Вагнера считали "пиарщиком", передовым и модерным, в отличие от Верди,
скорбевшего по консервативно-традиционалистским ценностям.
"Triste, triste, triste! Vagner è morto! - Грустно, грустно, грустно! Вагнер мертв!" - писал в 1883 году Верди своему другу
и издателю Джованни Рикорди. Эта пометка является одним из самых известных заявлений итальянского композитора о своём германском коллеге. Если говорить честно, оно представляется малодостоверным. Даже если мы не обязаны числить их прямыми конкурентами, друг к другу они относились не очень хорошо. Слишком уж различными были их карьеры, художественные кредо и круги друзей. У робкого "крестьянина" из Ле Ронколе было мало общего с эгоцентричным любителем шелков и парфюма
из Лейпцига - и в человеческом, и в музыкальном плане.
"Вагнер осознавал уникальность своего творчество в то время и обладал сильным сознанием миссии, соответствующей
его эгоизму (...). Во всех его эпистолярных высказываниях речь постоянно идёт о нём самом, его творениях и связанной исключительно с ними жизни", - писала музыковед Анна Амалия Аберт в эссе 1972 года, посвящённом несхожим близнецам-гигантам оперы. У "крепкого итальянского оперного композитора" Верди же, напротив, отсутствует сознание миссии, точно также как и стремление выставлять себя напоказ, отвратительное для стеснительного человека.
В отличие от Вагнера, принявшего в 1849 году активное участие в майском восстании в Дрездене и вынужденного, спасаясь
от полиции, бежать в Швейцарию, Верди неохотно участвовал в политической жизни, сообщают историки музыки. И столь же неохотно Верди согласился баллотироваться на выборах 1861 года в первый итальянский парламент.
При том что его имя случайно совпало с политической аббревиатурой и символом "Risorgimento" - движения за единство
и независимость Италии. V.E.R.D.I. - означало тогда "Vittorio Emanuele Re d'Italia - Виктор Эмануил, король Италии".
И по сегодняшний день хор рабов "Va pensiero sull'ali dorate" из оперы Верди "Nabucco" является как бы вторым, неофициальным гимном объединённой Италии. Вагнер оставил своим творениям фестивальный театр, Верди - больницу и дом престарелых
для бедных музыкантов.
Встреча состоялась лишь в литературе.
Итак, никакой прямой конкуренции, лишь соперничество на расстоянии. Вагнер, в длинных своих письмах охотно и пространно касавшийся коллег, очень редко высказывался о Верди. Песчинкой в его глазах, вероятно, могла стать ранняя популярность того. Верди, в свою очередь, с горечью реагировал на славу позднего Вагнера, угрожавшую затмить его собственную. Высказывания современников, что "Аида" была совершенно "вагнеровской", заставляли его лезть на стену, признавался он.
И в письмах его наряду с похвалами можно отыскать немало едких замечаний об экстравагантных операх Вагнера, например,
что он едва не заснул во время представления.
Интригующая встреча двух оперных противоположностей произошла лишь "посмертно", на страницах литературного произведения. В романе Франца Верфеля "Верди. Роман оперы" во время своего ночного визита в "Teatro La Fenice" в Венеции, Верди неожиданно наталкивается на восторженное торжество исполнения дирижируемой лично Вагнером его собственной "Sinfonie" C-Dur. Он не осмеливается заговорить с Вагнером, а тот, в свою очередь, не узнаёт его. Когда Верди позже
в гондоле инкогнито возвращается домой, на ум ему приходит мысль:"Два десятилетия, где бы ни прочел он хоть слово
о своем искусстве, рядом, названное или неназванное, неизменно возникало имя Вагнера и гасило его собственное имя."
(пер. Н. Вольпин)
Необоснованный страх, можем сказать мы сегодня. Через 200 лет после своего рождения Верди популярнее, чем когда-либо.
Любопытную заметку разместило на днях германское агенство новостей "dapd"