Ещё немного интересного на тему вязания -
________________________________
Из истории вязания: традиционные баварские носки
История простых носков длинна и интересна. Никто точно не знает, когда человек впервые обнаружил, что ему более комфортно, когда ноги одеты. Возможно, когда он сидел под звериной шкурой и обернул ноги маленькими кусками, обвязав каждую шнурком, для лучшей защиты от холодной и шероховатой земли.
Понятие носков не появляется нигде ни в каких письменных источниках на любом языке до восьмого века до н.э. Ни в иероглифах древнего Египта, ни в клинописных записях вавилонцев и ассирийцев, ни в Старом завете Библии нет слова, описывающего то, что мы можем распознать, как носки или чулки.
Одно из ранних письменных упоминаний носкоподобных предметов появляется в поэме, озаглавленной "Труды и дни", приписываемой греческому поэту Гесиоду, который жил 700 лет до н.э. Гесиод описывал радости и горести ежедневной крестьянской жизни и, предупреждая о зимней холодной погоде, советовал земледельцу: "На ноги — обувь из кожи быка, что не сдох, а зарезан; Впору тебе чтоб была и выстлана войлоком мягким".
Хотя нет письменных свидетельств до начала первого века н.э., вероятно, что некоторые формы носков носились жителями Римской империи, которые должны были торговать и обмениваться с греками. Латинское слово "фасция" определяется, как полоска материи, бинта, ленты, носимая вокруг ног и голени. Они были сделаны из ткани или кожи и обматывались вокруг голени и иногда стопы. Они носились стариками и женщинами для защиты от холода, и рассматривались как знак слабости, если их надевали мужчины, не занятые военным делом.
Чулки появились в конце 1500-х годов. Сначала они шились из ткани, и только с распространением вязания стали широко использоваться вязаные чулки.
Вязаные чулки.
Самые древние сохранившиеся примеры, которые можно идентифицировать как вязаные, датируются 256 годом. Они были найдены в античном городе, находившемся на территории современной Сирии, форте Дура Еуропос ("Дура" на арамейском означает "крепость"), который был основан около 280 года до н.э. солдатами Александра Великого. Расположенный на реке Евфрат, город стал пересечением караванных путей и важным торговым центром. Он был захвачен парфянами и позднее римлянами, а в 256 году персы полностью разрушили город . Все, что они оставили после себя, было покрыто песками пустыни. Второе рождение город получил в 1920-х годах благодаря археологическим раскопкам и многочисленным отлично сохранившимся древним фрескам.
Здесь были найдены три шерстяных фрагмента, которые хранятся сейчас в коллекции Йельского университета в Коннектикуте. Полотно напоминает вязаное скрещенными петлями.
Фрагмент из Дура Еуропос, хранящийся в Йельском университете.
Подобная техника использовалась для создания ряда носков, найденных в Египте и датируемых четвертым-пятым веками. Хотя изначально считалось, что они связаны, на самом деле они сделаны одной иглой. В подтверждение этому, нет ни одного объекта, похожего на вязальные спицы, найденного среди домашних артефактов, хотя найдено много игл из бронзы или кости. Некоторые исследователи экспериментальным путем смогли точно воссоздать конструкцию коптских носков. Полученное полотно выглядит так же, как связанное скрещенными петлями, но не распускается так, как вязаное полотно.
Хотя этот коптский текстиль может и не быть вязаным, он имеет форму ноги и распознаются как носки. Каждый имеет сформированную пятку, паголенок, связанный по кругу и отдельно вывязанный большой палец, позволяющий носить его с сандалиями.
Эти экземпляры хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Процесс вязания одной иглой очень медленный. Короткая пряжа должна часто соединяться, что прерывает работу. Исправление ошибок — медленный и удручающий процесс. В сравнении с ним вязание более быстро, соединять нить нет необходимости, полученное полотно отлично подходит для предметов, которые должны растягиваться, например, носки, перчатки и шапки. Эти преимущества очевидны, и вязание, несомненно, выросло в популярности, а вязальщики - в мастерстве.
Много исламских чулок и других вязаных фрагментов датируются 13-16 веками. Как коптские носки, упоминаемые ранее, многие из них связаны вручную от мыска, с цветным рисунком, который часто объединен с именем "Аллах" на куфийском (ранний арабский шрифт).
Из этих скудных доказательств можно заключить, что реальное вязание началось между 500 и 1200 годами, в Египте или другой арабской стране. По большей части, это раннее вязание было носками или чулками и было связано, в основном, по кругу. Декор представлял собой цветной узор с протяжками.
По мере того, как люди путешествовали, торговали и завоевывали новые страны, также мигрировали от места к месту знания и идеи. Путешествующие миссионеры и монахи привозили с собой больше, чем просто свою веру. Многие европейцы обогатились новыми идеями и знаниями в результате Крестовых походов 1095-1291 годов. Вязание могло придти в Европу с моряками или солдатами. Также возможно, что ремесло было принесено в Европу через мусульманскую экспансию в Испанию, которая началась в 710 году.
Убедительным доказательством существования вязания в Европе уже в 14-м веке могут служить изображения вяжущей Девы Марии. На одной из картин Амброджио Лоренцетти из Сиены, Италия, написанной в 1345 году, изображена вяжущая Мадонна.
Икона находится сейчас в Meermanno Museum в Гааге, Нидерланды.
Другое изображение вяжущей Марии — икона "Визит Ангела", которая была частью внутреннего алтарного крыла. Она написана мастером Бертрамом из Миндена между 1340 и 1400 годами, была изначально установлена в Букстехудском аббатстве в Саксонии, Германия, и доказывает, что занятие вязанием почиталось и поощрялось монахами этого аббатства.
Сейчас икона хранится в Кунстхалле в Гамбурге, Германия. Отчетливо видна рубашка, связанная по кругу на четырех спицах.
Еще одно изображение, гравюра 1619 года.
Здесь изображен Иосиф, строящий лодку с детьми, справа - вяжущая Мария. Примечательно, что от ее работы отходят два клубка, что может говорить о том, что она вяжет какой-то двухцветный предмет, по форме похоже, что чулок.
По мере распространения искусства вязания по Европе, логика связать чулки вместо того, чтобы соткать, раскроить и сшить, стала совершенно ясной. Хотя еще носили штаны старого стиля, вязанные чулки быстро набирали популярность. Вязаное полотно превосходило тканое, потому что сохраняло свою форму, сидело лучше и позволяло новые возможности в дизайне и цвете.
Со временем совершенствовалась работа по металлу, особенно в Испании и Италии, и появились тонкие спицы, позволяющие вязать деликатное шелковое полотно. Помимо двух наволочек конца 13-го века, связанных тонкой чулочной гладью и украшенных узором, обнаруженных в королевском захоронении в Бургосе на Севере Испании, найдено множество так называемых литургических перчаток, относящихся к тому же времени. Их носили священнослужители во время богослужения, и многие образцы сохранились в европейских музеях.
Эти испанские перчатки хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Они принадлежали епископу, поэтому украшены религиозными символами. Связанные из красного шелка (плотность 23 петли на дюйм), они отделаны серебряной позолоченной нитью, из которой сплетено тончайшее коклюшечное кружево для украшения. Шнуры на пальцах имитируют швы, как у тканых и кожаных перчаток.
Испания и Италия стали лидерами в умении тонкого вязания. Они были законодателями моды в этой области, шелковые вязаные чулки носили все королевские особы Европы. Пара таких особенных испанских чулок была презентована Генриху VIII Английскому, который правил в 1509-1547 годах. В старинных записях было отмечено, что "по счастливому случаю пришла пара шелковых чулок из Испании...". Надо сказать, что король уже тогда славился своим пышным платьем, в королевском костюме каждая деталь была важной, и чулки не игнорировались. Они часто были цветные, сочетались с другими аксессуарами, и были украшены орнаментом из шелка или других драгоценных нитей. Вязаные чулки были на Марии Стюарт (королеве Шотландии 1542-1567), когда ее казнили в 1586 году. Мария I Тюдор, королева Англии (правящая в 1553-1558 г.г.) имела доступ к вязанным испанским чулкам благодаря ее замужеству за Филиппом II испанским в 1554 году. В тот год она получила более двадцати пар чулок, а два года спустя — подарок из четырех пар ганзейских чулок от сэра Леонарда Чемберлена, губернатора Гернси. Элеонора Толедская, жена Гранд дюка Тосканы Козимо I Медичи, была похоронена в 1562 году в паре изысканных малиновых шелковых чулок.
Чулки Элеоноры Толедской, найденные в ее захоронении, сейчас хранятся в Галерее костюма во дворце Питти во Флоренции в Италии
Испанское влияние на манеры и придворное платье распространилось на всю Европу. Вязаные шелковые чулки пришли даже на север, в Швецию. Инвентарная опись гардероба шведского короля Эрика ХIV (1533-1577) показала, что в 1566 году король приобрел, по меньшей мере, 27 пар чулок, главным образом шелковых. Эти предметы придворного платья варьировались по цвету: красные, фиолетовые, желтые, розовые, коричневые, черные и серые. Одна из пар импортных шелковых чулок короля Эрика в 1562 году стоила столько же, сколько ежегодное жалованье камердинера. Исключительно красивая пара шелковых чулок была надета королем Швеции Густавом II Адольфом по случаю его коронации в 1617 году.
Они связаны вручную из белого шелка, 65 см в высоту, на плотности 13 петель в 1 см, и показывают поразительное мастерство. Верхи отвернуты вниз, подчеркнуты белой таффетой и имеют отверстия для присоединения чулок к штанам лентами. Задний шов вышит серебром, им же сделана витиеватая вышивка серебряной нитью и шнуром на лодыжке.
Сохранились и еще одни чулки, принадлежащие другому шведскому королю, Карлу Х Густаву.
Это экспонат Королевской Оружейной палаты в Стокгольме, Швеция. Здесь хорошо видна конструкция стопы чулок.
В музеях Европы сохранились многие примеры чулочного тонкого вязания.
Чулки из коллекции музея Виктории и Альберта, связаны ок. 1640 года в Англии или во Франции.
Верхи этих чулок отворачивались поверх сапог, которые носили во время Карла первого. Отвороты почти достигали лодыжки. В самой широкой части набрано 375 петель. К началу узкой части оставшиеся 140 петель вязались резинкой, которая поддерживалась лентой. Сзади — вышивка, имитирующая шов. На стопе — так называемая "голландская пятка", с клином.
Чулки производства 1600 года. Это тканые чулки из льна, выкроены по косой для лучшего облегания, имеют вышивку шелком. Такие чулки носили до начала 17-го века, когда повсеместно вошли в обиход чулки вязаные. Эти выкроены по форме ноги, чтобы исключить провисание ткани, их носили под дорогие шелковые чулки, чтобы на тонком вязаном полотне не пропечатывались волоски ног.
Чулки были разных стилей и цветов, короткие или длинные, до колен или натянутые выше. Они были иногда гладкие, а иногда фантазийные, украшенные фестончатой резинкой или вышитые на лодыжке декоративным дизайном, называемом "clocks" ("часы" или "стрелки"). Название этого дизайна имеет непонятный источник, но считается, что он произошел от сходства с маятником часов или их стрелками.
Филипп Стаббс, английский памфлетист, в своей работе "Анатомия злоупотреблений" в 1583 году писал о моде тех дней, что "... все стремились заиметь чулки не из ткани, которая была слишком грубой, а из джерси, тонкой шерсти, шелка, и самых тонких нитей, которые только можно было достать, и богато украшали чулки вышивкой на лодыжке. Даже самые бедные, едва имеющие доход в сорок шиллингов в год, стремились заиметь две или три пары этих шелковых чулок, даже по королевской цене, обычно в двадцать шиллингов или больше, деньги, на которые можно было одеться с ног до головы".
Первая вязальная машина была изобретена Вильямом Ли в 1589 году. Существует много версий, как он вдохновился на создание его рамы. Конечно, вязальщицы жили около его дома в Кальвертоне в Ноттингемшире, и существуют романтические истории, рассказывающие, как он увидел возлюбленную, вяжущую чулки, и придумал раму, чтобы сделать ее работу более быстрой, что позволило бы ей проводить с ним больше времени.
Растущая мода на вязаные чулки и другие виды одежды, которые стали необходимыми элементами одежды итальянского и испанского Ренессанса, привела к росту спроса на вязаное полотно, который не мог быть удовлетворен домашними вязальщицами. Среди разных предметов вязаного гардероба, как детские кофты, жакеты и варежки, еще были вязаные береты, которые стали более модными, чем шляпы. Фантазийные формы требовали эластичного материала. Таким образом, производство вещей одежды, связанных на двух или пяти спицах, быстро распространилось по Италии, Испании, Франции, Германии и Британским островам. Поздний средневековый период подготовил почву в западной Европе для технической революции в вязании , которая произошла в конце 16-го века.
Очень часто вязание по окончании подваливалось. Сваливание состояло из полоскания вязанного изделия в мыльном растворе, чтобы удалить жир и грязь. Полотно затем отбивали деревянными молотками или кулаками, или топтали ногами. Эта обработка давала вещи толщину и прочность и часто маскировала пропущенные петли или другие огрехи вязания. Валяние производилось в мастерских или, реже, дома. Свалянные предметы сушились на деревянных рамах, чтобы придать форму и уменьшить усадку. Во время сушки они расчесывались, чтобы приподнять длинный ворс, который затем подстригался ножницами.
Ремесленники начали организовывать гильдии. Они преследовали несколько целей: обеспечить себя заработком, сдержать неоправданный рост продукции, ограничить количество учеников и подмастерьев, вытеснить с рынка неквалифицированных работников. Начало распространения гильдий было положено главным образом во Франции, Германии и странах центральной Европы. Во Франции средневековые гильдии появились раньше всех. Первые известные упоминания ремесла вязания в Париже были в 1268 году. Позже подтверждения новых гильдий носят даты 1366, 1380 и 1467 годов. В течение следующих двух веков их важность росла. К 1514 году гильдия вязальщиков была одной из шести наиболее важных парижских гильдий. В 1610-м году в Руане была основана первая мануфактура с машинами, изобретенными Вильямом Ли. Этот город показывает интересный пример сосуществования двух гильдий. Ручные вязальщики - шляпники - активно процветали в Руане до 1778 года, бок о бок с вязальщиками, работающими на механической раме. Ручное вязаное полотно было хуже, но и дешевле, чем такое же машинное.
Гильдии ручного вязания распространились по всем границам Франции. С конца 16-го века область Верхнего Рейна была одним из главных центров европейского ручного вязания, гильдии образовались в Сундгау и Брисгау еще в 1596 году.
Через три года были собраны представители двадцати пяти гильдий из городов Эльзаса, Швейцарии и Бадена. Обсуждались вопросы техники и организации труда. Был утвержден новый Устав для городов всего верхнего Рейна. В длинном списке вязаных предметов упомянуты вязаные ковры. Их производство было наиболее важным и наиболее сложным из всех задач, которые стремились выполнить мастера ремесленники для получения статуса настоящего мастера Гильдии.
Попасть в Гильдию было непростой задачей. Для этого подмастерье сначала должен был в течение трех лет постигать основы вязального ремесла. Следующие три года отводились на путешествия, в которых он должен был перенимать все приемы, техники и секреты заграничных мастеров. В конце шестого года он должен был сдать своеобразный экзамен: связать берет, шерстяную рубашку, пару чулок с испанскими стрелками и главный предмет — ковер. Подмастерье самостоятельно рисовал эскиз ковра, который должен был содержать мотивы из цветов, листьев, животных и птиц различных цветов. Он давал клятву, что сам придумал весь дизайн, после чего отправлялся в мастерскую одного из мастеров. За тринадцать недель он должен был изготовить все четыре предмета, включая ковер. Затем комиссия рассматривала эти предметы и выносила решение о присвоении титула Мастера и принятии его в Гильдию.
Эти ковры — прекрасные примеры вязаного полотна. Они вязались из шерсти и имели богатый узор из многочисленных деталей и цветов, как многие персидские ковры, и очевидно, как большинство из них, предназначались для украшения стен или как покрывало для кровати. Полотно связано одной деталью и, возможно, вязалось с применением какого-то механического приспособления для поддержания увеличивающегося веса полотна. Эти ковры подразделяются на просто вязаные и вязаные и затем сваляные. Первые вязались главным образом на Верхнем Рейне, включая Эльзас. Они по большей части квадратные и имеют в основном цветочный дизайн. Вторые производились в Силезии, они большего размера, от 7 до 10 футов (2 на 3 метра), с центральной частью, содержащей фигуры и ландшафты религиозной природы, окруженные текстами и широкой цветочной каймой. Иногда в центральный орнамент была ввязана дата производства и инициалы мастера.
Этот ковер сделан в Страсбурге, Франция, в 1781 году, размер 193 см на 174 см. В центральной части — композиция "Сон Иакова", которую окружает надпись на немецком языке. В нижней части — Адам и Ева. Ковер находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
На сегодняшний день известно около тридцати таких ковров, все произведены в бывших немецко-говорящих регионах: Силезии (нынешняя Польша), Эльзасе (нынешняя Франция) и Германии. При вязании ковра использовалось до двадцати различных цветов. Крупнейший достигает размеров трех метров в длину и двух метров в ширину. Производство этих вязаных шедевров в Верхнем Рейне показывает технический и художественный уровень этого региона.
Узорные ковры всегда оставались наиболее сложными изделиями, поэтому Устав гильдии позволял заменить их производством штанов. Интересный экземпляр сохранился в Оружейной палате Дрездена.
Они принадлежали курфюрсту Августу Саксонскому, произведены в 1552 году. В инвентарной записи курфюрста от 1555 года они описываются как "пара желтых вязаных испанских брюк". Испанские — по моде и фасону. У брюк низкая посадка, видны ленточки для привязывания к жакету. Они состоят из трех слоев: верхний вязаный из шелка, сквозь разрезы видна желтая тафта, внутренняя кожаная подкладка дает штанам стабильность
Высокий спрос на вязаные чулки привел к широкому распространению вязальных машин и последующей технической революции в этой отрасли текстильной индустрии. Вязальные мануфактуры иногда назывались чулочными мануфактурами, и во многих исторических исследованиях вязания связывались с историей чулок. Это не совсем верно, потому что чулки были введены в обиход позже, чем шапки и перчатки. Пара длинных мужских чулок требовали больше десяти часть работы одного обученного подмастерья.
Данные о нормах производства были вычислены исследователями, исходя из ежемесячных и ежегодных отчетов гильдий Австрии и Венгрии 1747 года. Мы должны помнить, что это был период пика ручного вязания в этом регионе, перед введением вязальных машин. Подмастерье должен был сделать за неделю две рубашки с подкладкой на тонких спицах (если вещь превышала требуемый вес, мастер терял деньги), или три пары чулок, или пять пар перчаток с пятью пальцами на тонких спицах, или восемь пар носков/варежек. Подмастерье, превысивший недельную норму, получал больше. За изготовление испанских "стрелок" разных размеров мастеру платили дополнительно 2 кроны, тогда как за обычные мужские чулки только одну. Подмастерье не покидал мастерскую в течение всего дня, целую неделю.
Машинные нормы отличались от уровня ручной продукции. В 1667 году хороший подмастерье, работавший по 12-14 часов в день на мануфактуре в Лионе, делал только три пары гладких и две пары шелковых узорчатых чулок в неделю. Как мы видим, первые машины не сделали большого скачка в выходе продукции. Улучшение шло постепенно, и уже в 1789 году выход продукции был 50 дюжин пар чулок или шапок в год с одной вязальной машины. В наиболее важных вязальных регионах Тюрингии и Саксонии нормой были 15 пар чулок еженедельно.
Трудно определить, почему в некоторых регионах прижились те или иные техники и узоры. Средиземноморские страны дали нам веселые цветные узоры, которые несут в себе солнечный свет и радуют своей яркостью. В Голландии мы находим пуританскую простоту и почти аскетичный строгий подход, который отражает устоявшуюся простую жизнь этих добросердечных людей. В Скандинавии, различающей все оттенки белого, узоры вяжутся насыщенными яркими цветами, создавая сильный контраст со снежным ландшафтом длинной зимы.
В альпийском регионе, который граничит с южной Германией и северной Австрией, в 1800-х годах появился стиль вязания, который отражал местный колорит и вкус. Этот стиль имеет несколько названий: "баварский", "альпийский", "тирольский".
К началу 20-го века узоры из Тироля включали жгуты и шишечки вместе с перекрещенными дорожками из лицевых петель на изнаночном фоне. Дополнительным акцентом выступала разноцветная вышивка.
Считают, что эти переплетения являются имитацией перепутанных веток густых лесов в окрестностях альпийских областей. Вышивка украшает и подчеркивает вязаный узор. Ее цветные пятна напоминают весеннее цветение альпийских лугов.
Баварские дизайны богаты текстурными узорами и тиснеными дорожками из скрещенных петель. Такие жилеты и жакеты носили также в альпийских областях Австрии, Тироля и некоторых кантонах Швейцарии.
Изучение узоров из этих регионов показало, что они были заимствованы из узоров носков, которые предшествовали им. Некоторые исследователи подтверждают, что кремовые шерстяные носки, которые были частью традиционного костюма Баварии и Австрии, были базисом для дизайна свитеров, которые появились позже.
Что же представляли из себя эти народные носки?
В таком прозаическом предмете, как простые носки, местные жители использовали филигранные узоры из сложно переплетенных дорожек. Помимо рельефных тонких жгутиков и цепочек, выделяющихся на изнаночном фоне, привлекает внимание сама конструкция носков, особенно этот задний клин, повторяющий форму голени. Он имеет особый узор, который мастерски вписан в нужное место. Примечательно, что он разный в мужских и женских носках. Мужские расширяются, и затем сужаются к колену, женские же расширяются без последующего сужения.
В 1800-х годах в австрийской долине Enns Valley вязали такие носки преимущественно белого, серого, синего и зеленого цветов как часть национальной одежды. Изображения местных костюмов того времени показывают, что рисунки из шнуров и цепочек были очень любимы и часто повторяемы. Такие запоминающиеся узоры, конечно, распространялись от деревни к деревне, и даже к границам соседних стран. Вязальщицы с воображением и изобретательностью могли собрать коллекцию узоров таким способом.
Очень необычным и анатомическим кажется клин на задней части голени. Мало того, его можно назвать украшением всего носка.
Эти образцы — экспонаты музея Landschaftsmuseum в замке Траутенфельс в Австрии, они связаны вязальщицами из окрестных деревень.
Восхищают их мастерство и дотошность, в этой тонкой работе ни одна линия не является случайной, все образуют целостный законченный дизайн.
Не одним исследователем отмечено сходство этих носок с аналогичными с Аранских островов. Установлено, что баварские появились раньше, и были адаптированы шотландскими вязальщицами, которые смогли перенять интересную идею, соединив ее с местными традициями. Разница между ними только в толщине пряжи: в то время как баварские сделаны из тонкой носочной пряжи, аранские вяжутся из более толстой пряжи.
В давние времена шотландец, как и его ирландский брат на западе, ходил с голыми ногами. Ноги этих необычных закаленных мужчин были красно-коричневыми от загара, ветра и дождя, что и дало им прозвище "красноногие".
Сверху этих голых ног носили древнюю ирландскую и шотландскую свободную тунику, часто покрашенную шафрановым цветом и плащ, такой же, как и в других северо-европейских странах. В 17-м веке в Шотландии он был заменен подпоясанным пледом. Это прямоугольный кусок материи, шесть ярдов длиной и два ярда шириной, помещался на землю и складывался по длине складками на поясе. Носитель затем ложился на ткань, заворачивал ее вокруг тела и быстро завязывал поясом. Верхняя часть перебрасывалась через плечо и служила защитой от холода или ветреной погоды, нижняя часть служила как юбка, покрывающая ноги. Ночью пояс развязывался и плед становился одеялом, чтобы укрыться. На галльском, этот предмет назывался "большой килт". Со временем он был замещен "малым килтом", юбочной частью предмета. Этот мальй килт был менее громоздкий и в конце концов стал униформой горских полков.
Вообще, носки, при всей своей кажущейся простоте и даже примитивности, вовсе не являются простым и скучным предметом.
Старое неписанное правило гласит, что носки должны содержать 5-7 разнообразных узорных дорожек.
Радует то, что такие замечательные носки продолжают вязать и носить и сегодня, особенно в качестве праздничной одежды.
Вот такие непростые обычные носки.
livemaster.ru
Альбина,большое спасибо за интересный материал.А у меня есть два крючка для вязания,может тоже с тех времён!
Раиса, я шучу... У меня такой же крючок есть. Тёплый...
Альбина, спасибо за интересную информацию!
Было время ( конец 90-х), когда я много вязала (жизнь заставляла).... вязала ВСЁ -шарфы, шапки, жилетки, свитера, салфетки.... )))
у меня под рукой всегда был пакет с вязанием, и когда выдавалась свободная минутка - вязала, вязала......и вязала))))
Ирина, спасибо за отзыв!
Думаю, что в то время все вязали... У меня дочка была полностью обвязана, с головы до ног. :) Её Барби тоже была обвязана полностью и по моде, и с головными уборами... И я тоже носила кофты собственной работы. Экспериментировала вязку носков двумя спицами с рисунком и орнаментом. Чем сложнее была работа, было интереснее самой... Забавно...
Сейчас я ничего не вяжу, если вещь нравится - заказываю.
Альбина,а я за те годы вязала не на продажу,а на память.На полутораспальную кровать два покрывала,на двуспальную кровать одно покрывало.Больших салфеток не помню даже количества,маленьких тоже много.Радиоведущим Радио Ретро из Москвы скатерти.Как же страшно было начинать вязание покрывал,а затем уже шло всё веселее.В сентябре 2016 года я обвязала около 30 салфеток из ткани и раздала своим знакомым из Удельного парка.А внучатому племяннику вязала джемпера и безрукавки.Одну последнюю даже сфотографировала на память.А сейчас подобрала свои лоскутки и обвязала Это последние лоскутки.Когда сканировала,то ворс взерошился.
Раиса, спасибо!!! Красиво...
Безрукавка советская... :) Я тоже вязала мужу похожее, только однотонные с узором. Сначала так носил, потом на работе...
Вязание - древнейший вид рукоделия, которым до XVII века в основном занимались только мужчины.
Истоки старинного рукоделия теряются в глубинах истории задолго до нашей эры. И сейчас уже достоверно никто не знает, кем и когда была связана первая петелька. Однако, как утверждают исследователи, ручное вязание было придумано мужчинами, а самыми искусными мастерами в древние времена считались арабы, которые 2000 лет тому назад уже умели создавать на костяных спицах многоцветные сложные узоры и владели множеством секретов вязания.
Древнеегипетский рельеф.
Ученые археологи утверждают, что самые древнейшие вязаные изделия появились в III-I веках до нашей эры на территории древнего Египта. Так в одном из захоронений археологами был найден детский башмачок, связанный более четырех тысяч лет тому назад. Богатые египтянки в те времена в своем гардеробе имели калазирис – трикотажную юбку связанную вручную, плотно облегающую тело и закрепленную под оголенной грудью лентой.
Костяные спицы.
В III веке нашей эры в исторических летописях уже упоминается об простейших инструментах, используемых при вязании - костяных спицах. С этих времен вязание переходит на более высокий уровень, и появляется сложнейшая орнаментальная техника вязания шелком. Само же рукоделие становится все более популярным и распространяется по миру.
Коппергейтский носок. Х век нашей эры. / Фрагмент орнаментального вязания.
По предположению исследователей вязание в Европу пришло с египетскими христианами.
В XII столетии вязать стали испанцы и итальянцы. А к XIII веку во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности.
Вязаные изделия во Франции в XIII веке.
Целые артели мужчин-вязальщиков стали вязать носки, шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. А в Шотландии появляется традиционный головной убор - берет. Правда, вязаных изделий производилось настолько мало, что их едва хватало только для членов королевских семей и приближенной аристократии.
Вязальщики чулок. Автор: Кристоф Вайгель. Гравюра. (1698).
В XVI веке вязание уже покорило всю Европу. Мужчины-вязальщики очень длительное время старались не допускать женщин к доходному ремеслу, которым позволялось лишь прясть пряжу для их изделий. Так, по документальным свидетельствам, в 1612 году Пражские чулочники заявили, что "под страхом денежного взыскания не примут на работу в артель ни одной женщины".
И опасения мужчин были не напрасны. С течением временем это рукоделие постепенно перекочевало в руки женщин. Женщины переняли все тайны вязания и стали искусными вязальщицами. Стоит вспомнить ирландское кружево, которое мастерицы возвели в ранг искусства и довели до уровня шедевров.
Уильям Ли - изобретатель первого вязального станка.
В Европе изделия из трикотажа стали набирать популярность на рубеже XVI-XVII столетия. Тогда и был изобретен Уильямом Ли первый вязальный станок. Согласно легенде изобретателем оказался священник, влюбившийся в вязальщицу чулок Мари, которая вынуждена была вязать денно и нощно. Чтобы освободить любимую от изнурительного труда Уильям в течении трех лет работал над изобретением.
Первый вязальный станок.
Чудо-машина в своей конструкции имела 2500 крючков, которые за 1 минуту делали 1200 петель. Для сравнения в одну минуту вязальщица вручную могла провязать лишь 100 петель.
В конце XVIII века во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вяжущую по кругу. Изделия, которые вязала эта машина быстро вытеснила ручные изделия, так как стоили намного дешевле.
В ХIХ столетии с возникновением брюк мужские чулки укоротились, превратившись в носки. Они и по сей день являются неотъемлемой частью мужского гардероба.
В одно время , казалось, что машинное вязание полностью заменит ручное, однако вещи ручной работы не потеряли своей ценности, а приобрели еще большую значимость и популярность.
Вязание в западноевропейской живописи
На картинах многих старых мастеров западноевропейской живописи, а также в старинной иконографии, нашло свое отражение это древнейшее рукоделие. О чем свидетельствует нижеследующая подборка картин.
Иконография. Роспись алтаря. Приходская церковь. Испания. (1460).
Johann Georg Meyer. Девочка за вязанием.
Eugenio Zampighi. Первый урок.
Альберт Анкер. Вяжущая девушка. (1888).
Eugene de Blaas. Урок по вязанию.
Итальянка с ребенком за вязанием.
Albert Samuel Anker. Урок вязания.
В наши дни ручное вязание широко популяризировано чуть ли не во всех уголках мира. Миллионы женщин и совсем немногие из мужчин посвящают ему свободное время. Оно как эпидемия распространилось по планете. А вещи связанные вручную практически всегда в моде.
Мужчины вяжут.
Источник kulturologia.ru