Wes Montgomery. 100 лет со дня рождения.
Джон Лесли "Уэс" Монтгомери (6 марта 1923 – 15 июня 1968) - американский джазовый гитарист. Он родился в Индианаполисе, штат Индиана. Прозвище "Уэс" было детским сокращением его второго имени Лесли. Монтгомери и его братья после развода родителей вместе со своим отцом переехали в Колумбус, штат Огайо. Его старший брат Монк бросил школу, чтобы начать зарабатывать, постепенно скопив достаточно, чтобы купить своему брату Уэсу четырехструнную теноровую гитару в ломбарде в 1935 году. Хотя Монтгомери провел много часов за такой гитарой, позже он вспоминал об этом времени, говоря, что ему пришлось начинать все сначала, когда несколько лет спустя он получил свою первую шестиструнку.
В 1943 году Монтгомери нашел работу сварщика и женился. На танцах со своей женой он впервые услышал музыку с пластинки Чарли Кристиана. Это побудило его на следующий день купить шестиструнную гитару. Почти год, днем и ночью, он пытался подражать Кристиану и сам научиться играть на гитаре. Хотя он и не собирался становиться музыкантом, он чувствовал себя обязанным научиться хорошо играть после покупки гитары. Он не получал никаких официальных уроков и не умел читать ноты. Он начал выступать по ночам в клубах Индианаполиса, копируя различные соло Кристиана, а днем работал в молочной компании. В 1948 году, когда Лайонел Хэмптон был на гастролях в Индианаполисе, ему понадобился гитарист и, услышав, как Монтгомери играет вещи Кристиана, нанял его.
Монтгомери провел два года в группе Хэмптона. Страх мешал ему летать на самолёте вместе с остальными участниками группы, поэтому он ездил на автобусах из города в город, из городка в городок, коллеги-музыканты восхищались его выносливостью. Приезжая в очередной клуб, первое, что он делал, он звонил домой своей жене и семье. Ему дали возможность поиграть с Чарльзом Мингусом, Милтом Бакнером и Фэтсом Наварро, но не ту возможность, на которую он надеялся и он вернулся в Индианаполис более искусным гитаристом, но уставшим и расстроенным. Он возобновил выступления в местных клубах, на этот раз с трио Эдди Хиггинса и квинтетом Роджера Джонса, играя с Эдди Хиггинсом, Уолтером Перкинсом и Лероем Виннегаром. Он присоединился к своим братьям Бадди и Монку и саксофонисту Алонзо "Пуки" Джонсону в квинтете Johnson/Montgomery. Группа прослушивалась у Артура Годфри и записывала сессии с Куинси Джонсом. После стажировки по клубам Индианаполиса с 1955 по 1957 год Монтгомери и его братья отправились на запад.
Бадди и Монк Монтгомери основали группу The Mastersounds и подписали контракт с Диком Боком из Pacific Jazz. Монтгомери присоединился к ним на сессии звукозаписи в 1957 году, в которой участвовал Фредди Хаббард. Некоторые вещи были выпущены Pacific Jazz на альбоме The Montgomery Brothers and Five Others, другие вышли на Fingerpickin' (Pacific Jazz, 1958). The Mastersounds с братьями остались в Калифорнии, а Монтгомери вернулся в Индианаполис, чтобы работать в своем трио с органистом Мелвином Райном.
Днем он работал сварщиком, чтобы прокормить свою жену и семерых детей, вечером выступал в двух ночных клубах до позднего утра. Он был курильщиком и у него случались даже провалы в памяти, когда он пытался поддерживать такой напряженный график. Во время одного выступления среди зрителей были Кэннонболл Эддерли, Джордж Ширинг и Ленни Тристано. Эддерли был настолько впечатлен игрой Монтгомери на гитаре, что убедил продюсера Оррина Кипньюса подписать с ним контракт с "Riverside Records". Кипньюса также убедил восторженный отзыв, написанный Гюнтером Шуллером. В Нью-Йорке Монтгомери записал своё новое динамичное звучание в составе Wes Montgomery Trio, свой первый альбом в качестве лидера после двадцати лет работы музыкантом. В 1960 году он записал свою потрясающую джазовую гитару с Томми Фланаганом, Перси Хитом и Альбертом Хитом.
Он присоединился к своим братьям в Калифорнии в 1965 году, чтобы выступить с ними на джазовом фестивале в Монтерее. The Mastersounds распались, а Бадди и Монк подписали контракт с Fantasy и записали (с Уэсом) The Montgomery Brothers, за которыми последовал альбом Groove Yard. Монтгомери записал еще один альбом в качестве лидера, So Much Guitar, а затем, находясь в гостях у своих братьев, получил возможность выступить с группой Джона Колтрейна в Сан-Франциско. В 1961 году найти работу становилось все труднее. Турне по Канаде привело к записи альбома The Montgomery Brothers in Canada, затем группа распалась. Монтгомери вернулся в Индианаполис, чтобы работать в своем трио с Райном. Кипньюс отправил его обратно в Калифорнию для записи концертного альбома с Джонни Гриффином, Уинтоном Келли, Полом Чемберсом и Джимми Коббом. Их выступление вошло в альбом Full House. За этим последовал Fusion! (1963), его первый инструментальный поп-альбом.
После еще двух джазовых сессий трио для Riverside Records в 1963 году (Boss Guitar и Portrait of Wes) Монтгомери подписал контракт с Verve Records. В Verve Монтгомери начал работать с продюсером Кридом Тейлором, который продюсировал Монтгомери до конца жизни гитариста. Его первый энергичный релиз, Movin' Wes (1964), был инструментальным поп-альбомом в аранжировке Джонни Пейта. Альбом быстро разошелся тиражом более 100 000 копий и изменил положение Монтгомери в индустрии звукозаписи, с гитариста-джазмена на исполнителя-кроссовера, способного обеспечить значительные продажи пластинок.
На лейбле Verve Монтгомери выпустил два своих последних джазовых альбома для небольших групп (в сотрудничестве с Уинтоном Келли в 1965 году и в сотрудничестве с органистом Джимми Смитом в 1966 году). Теперь его основным направлением стала запись современных поп-хитов в качестве инструментальных. Монтгомери добился заметного успеха со своими версиями "California Dreamin'", "Tequila" и "Goin' Out of My Head". После перехода на лейбл A&M Монтгомери записал свой самый большой радио-хит - версию поп-песни "Windy", первоначально записанной поп группой The Association. . Из десяти альбомов Уэса Монтгомери, которые Тейлор спродюсировал при жизни Монтгомери (все записаны для Verve и A&M Records), восемь были ориентированы на поп-рынок. Успех этих альбомов привел к приглашениям Монтгомери выступить на крупнейших телевизионных шоу США, включая The Hollywood Palace и The Tonight Show с Джонни Карсоном . Его гитарный стиль повлиял на развите джаз-фьюжн и smooth jazz.
Монтгомери умер от сердечного приступа 15 июня 1968 года, находясь дома в Индианаполисе. Ему было 45 лет.
По словам преподавателя джазовой гитары Вольфа Маршалла, Монтгомери часто подходил к соло в трехуровневой манере: он начинал прогрессию с одиночных нот, полученных из гамм или ладов; после некоторого количества последовательностей он играл октавы еще в течение нескольких последовательностей, наконец, завершая блок-аккордами. Он использовал в основном наложенные триады и арпеджио в качестве основного источника для своих соло.
Вместо того чтобы использовать медиатор, Монтгомери перебирал струны внутренней стороной (подушечкой) большого пальца, используя штрихи вниз для отдельных нот и комбинацию штрихов вверх и вниз для аккордов и октав. Он выработал эту технику не по музыкальным причинам, а из за своих соседей по дому. До начала своей профессиональной музыкальной карьеры он днем работал машинистом и репетировал допоздна после работы. Чтобы соседи не жаловались, он играл тихо, используя большой палец.