Wilco альбом Yankee Hotel Foxtrot (2002)
Экспериментальный неординарный софт рок, “ диссонирующие эпопеи”, Yankee Hotel Foxtrot - четвертый студийный альбом американской рок-группы Wilco. Запись началась в конце 2000 года. Сессии, которые были задокументированы для фильма "Я пытаюсь разбить твое сердце", были омрачены конфликтами, включая смену барабанщиков и ссоры между участниками группы и инженерами по поводу песен. Несмотря на это, работа была завершена в начале 2001 года. Альбом демонстрирует более атмосферное и экспериментальное звучание, чем предыдущие работы и был описан музыкальными критиками как арт-рок и инди-рок. Это был первый альбом группы с барабанщиком Гленном Котче и последний с мультиинструменталистом и автором песен Джеем Беннеттом.
Альбом был пожалуй, самым обсуждаемым в 2002 году. Reprise Records, лейбл звукозаписи Wilco в то время, отказался выпускать альбом, поскольку там были недовольны конечным результатом; это привело к уходу Wilco из Reprise. Впоследствии группа получила права на альбом и бесплатно выложила его весь на своем веб-сайте 18 сентября 2001 года. В ноябре того же года Уилко подписал контракт с лейблом Nonesuch Records, который выпустил альбом 23 апреля 2002 года.
Yankee Hotel Foxtrot получил широкое признание музыкальных критиков сразу после выхода и считается одним из величайших альбомов 2000-х годов. Это также самая продаваемая работа Уилко, достигшая 13-го места в чарте Billboard 200.
Если углубляться в подробности, то к концу 2000 года Wilco записали достаточное количество демо-треков, чтобы выпустить четвертый студийный альбом (рабочее название было Here Comes Everybody), но группа была недовольна некоторыми дублями песен. Это объясняли негибкостью игры Кена Кумера на барабанах. По словам очевидца, "практически каждая попытка [певца и лидера группы Джеффа Твиди] направить Кумера в сторону перкуссионного звучания, которое он предполагал для пластинки, вызывала драку". Группа решила пригласить другого барабанщика (Котче ) в студию. Уилко официально заменил Кумера на Котче в январе 2001 года, решение, первоначально предложенное Твиди и почти сразу одобренное остальными участниками группы.
Гитарист Джей Беннетт и звукоинженер Крис Брикли согласились с Твиди, что автор и исполнитель Джим О'Рурк был бы хорошим выбором для микширования альбома. Джим О'Рурк стал официально работать в Wilco и записал 6 из 12 треков альбома. Затем О'Рурка попросили смикшировать остальную часть. После завершения работы над альбомом Твиди решил удалить Беннетта из группы, как следствие их перепалок во время процесса записи. Работа над альбомом была завершена в 2001 году. Альбому было дано название Yankee Hotel Foxtrot, пример фонетического алфавита для одной из записей коротковолновых станций. Твиди услышал этот набор слов на CD бокс-сете The Conet Project лейбла Irdial. Клип оттуда был помещен в песню Yankee Hotel Foxtrot "Poor Places"; позже Irdial подали в суд на Wilco за нарушение авторских прав и мировое соглашение было достигнуто во внесудебном порядке.
На обложке альбома изображены две башни “Марина Сити” в родном городе группы Чикаго. Этот многофункциональный жилой и коммерческий комплекс зданий , спроектированный архитектором Бертраном Голдбергом, был открыт между 1963 и 1967 годами и занимает почти целый городской квартал на Стейт-стрит на северном берегу реки Чикаго. Части комплекса были объявлены достопримечательностью Чикаго в 2016 году. Символическое сходство башен с кукурузными початками в сельской местности Иллинойса часто отмечалось в средствах массовой информации.
В 2001 году AOL объединилась с Time Warner, образовав AOL Time Warner. Рыночная доля Time Warner в музыкальной индустрии упала почти на пять процентов с середины 1990-х годов, и новые руководители распорядились о сокращении 600 рабочих мест. Одним из сокращенных стал президент Reprise Records Хоуи Кляйн, который поддерживал Wilco на лейбле. Увольнение Кляйна возложило ответственность за принятие решения о выпуске Yankee Hotel Foxtrot на представителя A&R Дэвида Кана. Тот поручил своему ассистенту в A&R Мио Вукович следить за ходом работы над альбомом. Вукович оказался недоволен музыкантами, потому что его предложения поработать над альбомом еще не были даже рассмотрены. Те сказали , что альбом готов и менять ничего не будут . Кан хотел выпустить сингл с альбома на радио, но счел, что ни одна из песен не подходит для коммерческого выпуска. В июне 2001 года альбом был официально отклонен и Вукович предложил группе выпустить его самостоятельно.
Джош Гриер, юрист Wilco, смог договориться о выкупе контракта группы у Reprise. Группа сохранила бы права на альбом, если бы заплатила Reprise 50 000 долларов. Wilco размышляли над этим, но тут Reprise позвонила группе и изменила свое предложение, предоставив группе права на Yankee Hotel Foxtrot бесплатно. Несмотря на усилия Reprise сгладить такое несколько скандальное прощание с Уилко, этот процесс испортил отношения с общественностью после того, как статья в Chicago Tribune описала произошедшее.
В течение нескольких недель после расставания с Reprise и ухода Джея Беннетта из группы, MP3-версии всех треков с альбома начали появляться в файлообменных сетях. В качестве решения, направленного на то, чтобы воспрепятствовать скачиванию нелицензионных MP3-файлов низкого качества и иметь некоторый контроль над распространением альбома, 18 сентября 2001 года Wilco начали давать скачивать альбом целиком на своем официальном сайте. В тот день веб-сайт зарегистрировал более 50 000 посещений, что в восемь раз превышало обычный ежедневный трафик. За следующие несколько месяцев посещаемость веб-сайта в четыре раза превысила обычный трафик. Тур в поддержку альбома тоже оказался успешным в финансовом плане.
Как крупные, так и независимые звукозаписывающие лейблы делали заявки на выпуск Yankee Hotel Foxtrot, включая Artemis Records и Nonesuch Records. Твиди отклонил заявки звукозаписывающих лейблов, у которых не было подписанных артистов, которые ему нравились. Он также решил игнорировать небольшие независимые лейблы, потому что хотел иметь возможность выпустить альбом для широкой аудитории и чувствовал, что очень маленькие лейблы не смогут выпустить более 100 000 копий. В ноябре 2001 года Wilco решили подписать контракт с дочерней компанией Warner Music Nonesuch Records, мотивируя это решение принадлежностью лейбла к крупной компании, а также дружественной к артистам атмосферой Nonesuch. В конце концов, вышло так, что Уилко записали и спродюсировали Yankee Hotel Foxtrot на Reprise Records (лейбле Warner), получили права на альбом от Reprise бесплатно, а затем продали права на распространение другому лейблу Warner, Nonesuch Records.
Альбом был высоко оценен критиками. Брент Сирота из Pitchfork поставил альбому высшую оценку в 10 баллов, отметив, что альбом был "просто шедевром". Дэвид Фрике из Rolling Stone похвалил его сходство с психоделией, в то время как автор AllMusic Зак Джонсон похвалил музыкальную "сложность". Billboard дал ему положительный отзыв и назвал его "замечательным авантюрным и полезным релизом”. Uncut также дал альбому четыре звезды из пяти и сказал: "Наиболее распространенным описанием этого широко обсуждаемого альбома за последние несколько месяцев является то, что он - своего рода Americana Kid A. По правде говоря, он более успешен, чем А". Blender также дал ему четыре звезды из пяти и заявил: "Твиди сокращает аранжировки и добавляет достаточно экспериментальных нюансов, чтобы все это звучало свежо". Q также дал ему четыре звезды и назвал его "потрепанным, чокнутым и завораживающим в равных долях" и что "наконец-то "интересная" фаза Уилко становится совершенно увлекательной". Yahoo! Music UK дал ему восемь звезд из десяти и сказал: "Твиди берет традиционные песенные формы, рожденные на его акустической гитаре и скремблирует их, собирая заново в разрозненные, диссонирующие эпопеи с помощью блестящего Джима О'Рурка".
Yankee Hotel Foxtrot был признан лучшим альбомом года в опросе критиков Village Voice Pazz & Jop и занял место во многих списках величайших альбомов 2000-х. Журнал Rolling Stone поставил его на третье место в своем списке 100 лучших альбомов десятилетия. Pitchfork поставил альбом на четвертое место в списке 200 лучших альбомов 2000-х годов. Paste назвал Фокстрот вторым лучшим альбомом десятилетия. Некоторые музыкальные издания назвали Yankee Hotel Foxtrot одним из величайших альбомов всех времен. В 2006 году читатели журнала Q Magazine признали его 100-м "Величайшим альбомом всех времен". В 2012 году журнал Rolling Stone поставил его на 493-е место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен, заявив, что "Большой скачок Уилко вперед был смесью рок-традиций, электроники, странных ритмов и экспериментальных жестов", а в обновлении списка в 2020 году они подняли позицию альбома сразу до 225-го места.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
“Это классическая история Давида и Голиафа. Wilco представили свой четвертый альбом деятелям из Warner/Reprise; спецы прослушали его один раз, не смогли разглядеть знаки доллара и приняли печально близорукое решение отшить группу.
Имея это в виду, легко понять, почему любители музыки склонны преувеличивать великолепие Yankee Hotel Foxtrot. К счастью, альбом действительно блестящий. Начиная с минутной прелюдии из космического гула, нежного фортепиано и резких помех, которая открывает альбом "I Am Trying To Break Your Heart", группа вступает на неизведанную территорию.
Тексты Джеффа Твиди очень личные, политические и вызывающие воспоминания. Настроение альбома призрачное и искаженное, но в то же время прекрасно безмятежное. Мрачные заупокойные песни, такие как "Poor Places" и "Radio Cure", компенсируются совершенными жемчужинами поп-музыки, такими как "Heavy Metal Drummer" и "I'm The Man Who Loves You". Вдохновленный коротковолновыми радиопередачами, от которых альбом получил свое название, продюсер Джим О'Рурк создает особую звуковую текстуру.
После релиза критики пускали слюни, а фанаты выстраивались в очередь, желая заплатить за музыку, которую они уже хранили на своих жестких дисках больше года. Впоследствии альбом стал первой золотой пластинкой Wilco.
PS: Не пропустите превосходный документальный фильм Сэма Джонса "Я пытаюсь разбить твое сердце". Его камеры засняли всю странную сагу о создании "Янки Отель Фокстрот".
Label - Nonesuch
Producer - Jim O'Rourke • Wilco
Art Direction - Lawrence Azerrad
Nationality - USA
Running Time - 51:51