The Xx альбом Xx (2009)
Минималистичный и неторопливый, создающий впечатление череды милых экзерсисов музыкантов-любителей, xx — дебютный альбом британской инди-поп-группы The xx, выпущенный на лейбле Young Turks 14 августа 2009 года. Работа над диском проходила в период с декабря 2008 по февраль 2009 года, на собственной студии лейбла в Лондоне. Звукорежиссёр Родаэйд Макдональд, ставший наставником музыкантов, стремился добиться интимной атмосферы материала, характерного для ранних демозаписей группы. Продюсером записи выступил один из участников коллектива — Джейми Смит, который сочинил весь бит и ритмические рисунки песен, он же занимался микшированием альбома, вместе с Макдональдом. Понравится любителям послушать The Сure или Joy Division. И тем, кто любит под музыку засыпать.
Звучание альбома близко к современному R&B, музыкальные критики отмечали следы альтернативного рока, электроники и постпанка. Меланхоличные песни содержат минималистичные аранжировки и выстроены вокруг ритмических рисунков Смита, басовых линий Оливера Сима, а также редких гитарных пассажей Барии Куреши и Роми Мэдли Крофт, с эффектом реверберации. Большинство композиций представляет собой эмоционально сдержанные дуэты Крофт и Сима, их содержание сосредоточенно на темах любви, влечения и расставания.
Успех альбома был поэтапным, однако в итоге он стал т. н. «спящим хитом». Он дебютировал на 36-й строчке британского чарта (продажи в первую неделю составили 4180 копий), и занял 92-е место в американском Billboard 200. Альбом имел стабильные финансовые показатели в течение последующих 44 недель (до июля 2010 года), после чего его продажи резко выросли, в связи с номинацией на «Mercury Prize», кроме того он поднялся с 44 на 16 строчку британского хит-парада. К тому времени его продажи составляли более 150 000 копий на родине музыкантов и 179 000 — в США. Альбом оставался в Top-20 британского хит-парада до церемонии вручения «Mercury Prize». После победы он поднялся с 16 на 3 место, продемонстрировав максимальные показатели продаж — 28 666 экземпляров. По словам Маккормика, «его триумф — редкий пример, когда „Mercury Prize“ сыграла в пользу любителей музыки». К июню 2012 года тираж альбома в США составили 350 000 экземпляров — продемонстрировав стабильный спрос в течение первых двух лет. Мелисса Локер из журнала Time назвала эти показатели «настоящим подвигом» в эпоху музыкального пиратства, потокового стриминга и YouTube.
В 2010 году альбом был включен в книгу 1001 Albums You Must Hear Before You Die и остается там до сих пор
xx был высоко оценен пулом музыкальных критиков, многие из которых назвали его одним из лучших альбомов года. Хотя ни один из синглов не добился большого успеха в чартах, музыка альбома стала популярна в медиа сама по себе — несколько треков были лицензированы для телепрограмм, а также использовались некоторыми ритейлерами. В 2010 году альбом стал лауреатом престижной награды «Mercury Prize».
По словам Алексиса Петридиса, это была самая высокооцененная запись года — её рейтинг на сайте Metacritic был равен 87 % (на основе 25 рецензий). Саймон Прайс из The Independent писал в своей статье, что альбом повсеместно хвалили за «атмосферный инди-рок, и вполне заслуженно». Рецензент газеты The Daily Telegraph Джек Арнхолд также характеризовал xx как «один из самых красивых и оригинальных дебютных альбомов года». В свою очередь, Марк Эдвардс из The Sunday Times отмечал, что успех пластинки заключался в простых, но «очень близких» к идеалу поп-композициях. Ему вторила обозреватель портала AllMusic Хизер Ферс, назвавшая мелодии альбома безупречными, отметив, что она была поражена тем, как сбалансировано и утонченно звучала столь молодая группа.
По словам Джима Кэрролла из The Irish Times необыкновенная химия меланхоличного дуэта Крофт и Сима была изюминкой «этой сногсшибательной, великолепной дрим-поп симфонии». Обозреватель портала MSN Music Роберт Кристгау, которого больше впечатлила музыка, нежели тексты, отмечал, что основная движущая сила очаровательно-минималистичных песен группы заключалась в «духовном посыле», которое формировалось благодаря способности вокалистов «менять роли, не проявляя враждебности, отстраненности или фальши».
Некоторые критики приняли запись более сдержанно. Так, Джон Караманика из The New York Times посетовал, что дуэт вокалистов получился слишком дистанцированным и скованным, чтобы проявить подлинные эмоции. «Хотя они поют друг другу, это редко походит на интимную близость, — писал он, — больше напоминает двух подростков, застенчиво разговаривающих опустив глаза в пол» . По мнению критика PopMatters Бена Шумера, последовательные структуры и темпы песен делают их звучание несколько однообразным. В свою очередь, Джошуа Эрретт из газеты Now описал музыку и вокал записи как завораживающие, но посетовал на тексты, которые посчитал эмоционально незрелыми и «вымученными».
Вскоре после выхода альбома музыканты отправились в длительное гастрольное турне, по ходу которого Куреши покинула группу из-за накопившихся разногласий. The хх продолжили выступать как трио, укрепляя свою репутацию в качестве концертных исполнителей и повышая популярность среди аудитории и СМИ.
Редакция Rolling Stone поставила его на 74-й позицию в своей рейтинге «Лучших дебютных альбомов в истории», отметив, что запись нашла свою музыкальную нишу благодаря «сдержанности, искусном использовании пространства и тишины» в период максимализма в поп-музыке. В 2022 году альбом занял 59-е место в списке веб-сайта Consequence of Sound 75 лучших альбомов за последние 15 лет.
Впоследствии xx оказал большое влияние на музыкальную индустрию — многие инди-группы и мейнстримовые поп-исполнители отмечали воздействие альбома на своё творчество, самобытность его звучания. По словам Алексиса Петридиса, к его удивлению, большинство бестселлеров 2016 года «звучало странно, но абсолютно убедительно», как и xx в своё время: «Вы можете услышать его приглушенные, резонирующие гитары везде — от „Do Not Let Me Down“ Chainsmokers, до „Stitches“ Шона Мендеса и „Lush Life“ Зары Ларссон». В свою очередь, Райан Теддер — автор хитов многих популярных исполнителей (таких как Бейонсе, Тейлор Свифт и Ариана Гранде), отмечал, что самоотдача музыкантов на этой записи, оставила след в подходе к работе других композиторов — «по меньшей мере, на неё ссылаются».
Мне понравилось.
Мне показалось? Не слишком "глубоко" голоса спрятаны на первом треке?
Вторая композиция открыла тембр солистки что-то напомнило, но здорово.