Я ехала домой… Мария Пуаре
Я ехала домой… Мария Пуаре
Автор Елена Литвинская
Есть вещи, которые так давно и прочно вошли в нашу жизнь, что кажется, будто они существовали всегда. Вот, например, романс «Я ехала домой». Все его знают, а кто автор? Дотошные любители, может, и докопаются – какая-то М. Пуаре. Но мало кому известно, что за этой фамилией скрывается яркая, талантливая актриса, волновавшая российскую публику и своими сценическими созданиями, и подробностями личной жизни.
В конце девятнадцатого века многие сходили по ней с ума. Говорили даже, что один неудачливый поклонник застрелился прямо у дверей ее гостиничного номера. Артистка, певица, блиставшая в оперетках, исполнительница цыганских романсов, композитор, поэтесса, журналистка – все эти таланты сочетались в миловидной блондинке с неожиданно низким голосом, москвичке французского происхождения Марии Пуаре, родившейся в 1863 году.
Каких только цветов и подарков ей не преподносили! Когда появился первый романс, написанный Пуаре, «Лебединая песнь», всю ее квартиру почитатели ее таланта завалили фигурками лебедей – и большими, и маленькими, и серебряными, и фарфоровыми…
Ее жизнь напоминала пестрый калейдоскоп событий, в которых фигурировали самые знатные и богатые люди России. А она успела побывать в роли и городской сумасшедшей, и любимицы публики двух столиц, и изобретательной авантюристки, и узницы петербургской тюрьмы…
…В тот осенний день 1916 года около здания Петербургского окружного суда царило насто ящее столпотворение. Литейный мост был весь забит людьми, не сумевшими прорваться в зал заседаний. Сквозь плотную людскую массу, запрудившую мостовые и тротуары, с трудом пробивалась карета, в которой находилась подсудимая. Дверцы распахнулись. Прокатился гул, толпа всколыхнулась, взволновалась, пришла в движение.
Хрупкая светловолосая женщина в сопровождении конвоя, прокладывавшего ей дорогу, направилась к входу в здание. Под ноги ей летели букеты. Некоторые неистово аплодировали. Кто-то кричал: «Мы Вас любим! Мы с Вами!» Но слышался и пронзительный свист, и злобное шипение, и обрывки негодующих фраз: «Аферистка! На графские миллионы позарилась! Ишь ты, графиня Маруся!»
Совсем недавно ей поклонялся весь театральный Петербург, да и Москва не отставала. И в Киеве ее обожали, и Париж она покорила исполнением цыганских романсов, хоть цыганкой и не была. Там среди ее поклонников числился один из Ротшильдов. А теперь ее ведут с позором, как закоренелую злодейку и преступницу. Но она виновата лишь в том, что любила. Любила и хотела, чтобы у нее были муж и семья. Разве это не естественно для женщины? А средства, которыми она пыталась этого добиться… Что ж, любовь зачастую в таких делах неразборчива.
И хуже всего то, что за решетку ее упрятал ее собственный муж. Судебный пристав, предъявивший ордер на арест, холодно глядя ей в глаза, именно так и сказал. Марии не хотелось в это верить. Она знала, что на нее заведено какое-то уголовное дело. Но чтобы муж… Ведь граф только что был у нее! Мария жила в своем особняке на Фонтанке. Супруги обедали, потом муж попросил Марию спеть. Она аккомпанировала себе на гитаре – семиструнной, палисандрового дерева, с перламутровой инкрустацией. Пела с каким-то особым чувством и надрывом, словно догадываясь, что больше петь для любимого не придется. «Я ехала домой, я думала о Вас…» Ее мягкий, обволакивающий голос бередил душу. Граф даже прослезился. Он вообще был несколько сентиментален.
– Не волнуйся, Маша, все закончится хорошо, поверь мне. Я не пожалею для этого ни денег, ни связей. Я остановлю происки этих злоумышленников, чего бы это мне ни стоило. Они отзовут свой грязный иск обратно. Успокойся, дорогая, и не думай об этом.
На прощание граф перекрестил и поцеловал жену. Он всегда так делал. А через несколько минут вошли полицейские с наручниками…
– Мария, он недостоин тебя. – Казалось, внутри нее заговорил другой человек. Другая, мудрая, все понимающая женщина, и к ней нельзя было не прислушаться. Мария отмахивалась от ее слов, но та продолжала твердить свое. – Графу льстило внимание такой необыкновенной женщины, как ты. Ему нужен был наследник его двадцатимиллионного состояния. Здоровый, крепкий ребенок. Он говорил тебе об этом с первого дня знакомства. Ни комплиментов, ни признаний в любви ты не слышала. Согласись, это несколько странно. Вспомни, разве он любил тебя? Разве понимал, что творится в твоей душе? Тебе хотелось видеть своего избранника благородным, щедрым и надежным? Но это всего лишь твое желание, искажающее действительное положение вещей. Ты же сама сказала, что ваша свадьба была для тебя театральной постановкой. Ты принесла себя в жертву. Зачем?
– Представь, Миша, одна моя хорошая знакомая оказалась в сумасшедшем доме. Мечтает о сцене. Непонятно, что с ней стряслось.
Аня Лентовская, артистка Малого театра, завтракая с братом, известным московским антрепренером Михаилом Лентовским, не могла не поделиться с ним взволновавшей ее новостью.
– А как ее зовут?
– Маруся Пуаре.
– Уж не покойного ли Якова дочка?
– Она. У них в семье семеро детей, и Маруся – самая младшая.
Яков Викторович Пуаре, сын французского офицера, осевшего в России после наполеоновского похода, и польской дворянки Яворской, был известной личностью в обеих столицах. Удивительный человек, просто уникум. И француз, и москвич – как-то это все в нем сочеталось. Женился Яков Викторович на Юлии Андреевне Тарасенковой из богатого рода суконных фабрикантов, дородной русской красавице, вскоре ставшей видной московской гранд-дамой. По слухам, крестным одного из многочисленных детей четы Пуаре был сам император Александр II. Пуаре содержал знаменитую гимнастическую школу, единственную в Москве, что-то вроде фитнес-клуба девятнадцатого века. Преподавал гимнастику, фехтование, учил выездке. Многие известные люди посещали школу Пуаре – и артисты, и писатели, и композиторы. Гимнастика тогда входила в моду.
Фехтовальщик Пуаре был блестящий. Силач, каких мало. Поднимал в рывке одной левой восьмидесятикилограммовую гирю. Состоял в штате Императорских театров, ставил сцены дуэлей и сражений. Имел в Большом театре постоянную ложу бенуара № 8. И так глупо погиб – в самом расцвете сил, получив ранение на дуэли. Чего они не поделили с этим немцем Бродерсеном, открывшим школу гимнастики вслед за Пуаре? Но говорят, в споре была задета честь Франции…
– Позвольте полюбопытствовать, кто едет вместе с вами?
Проводник вагона первого класса обратился к высокому смуглому господину в сопровождении двух красивых девушек. Необычная внешность, очень необычная. Наверное, иностранец. Ни дать ни взять восточный вельможа, какой-нибудь турецкий паша: черные глаза так и сверкают, кудрявые волосы и борода тоже черные, как смоль. Огромный рост, телосложение богатырское. Сила, энергия. А девушки, должно быть, первые красавицы его гарема.
– Та, что постарше, моя сестра, а младшая – сумасшедшая.
– То есть как?
– Я пошутил, – захохотал Лентовский. Его раскатистый смех, казалось, заполонил все пространство. – В том смысле, что сходит с ума от любви к искусству. Это будущая артистка Императорских театров. Прошу любить и жаловать.
За окном проносились подмосковные пейзажи. Поезд набирал скорость. Они едут в Петербург! Маруся будет играть в спектаклях! Даже подумать страшно – сам Лентовский обещал! Маг и чародей театра, превративший заброшенный уголок Москвы между Божедомкой и Самотекой в подобие райского сада. Блеск электричества, невиданного прежде в Москве, море разноцветных огней, фантастический театр, гроты и фонтаны, лучшие артисты и музыканты… Часто бывая в саду «Эрмитаж», Маруся издали любовалась его хозяином. Настоящий Петр Великий. Она не поверила своим глазам, когда в дверях больничной палаты, откуда она уже потеряла надежду когда-нибудь выйти, показалась его внушительная фигура в белой чесучевой поддевке…
– Ну, что, Лаврушка, как себя чувствуешь?
Лентовский ласково потрепал Марусю по начинавшим отрастать белокурым волосам. Он догадывался, что эта прелестная девочка к нему неравнодушна. Как она старалась быть к нему ближе, как подражала его интонациям и манерам, как трогательно пыталась кокетничать. Даже его фразы и словечки переняла.
Марусе стало обидно до слез. Конечно, с такой прической она чем-то похожа на мальчика, но она все-таки женщина, причем замужняя. Маруся покраснела.
– Ладно, Лаврушка, не смущайся. Расскажи лучше, что ты умеешь.
– Я пою, танцую. Многие драматические роли знаю наизусть. Марию Стюарт, например.
– До Марии Стюарт тебе, положим, пока далеко, а вот начать с пажей очень даже реально. И давно ты театром увлекаешься?
– С детства. Помню, как меня впервые на сцену выпустили. В домашнем театре. Я должна была ангелочка изображать. Потом все меня целовали, обнимали, особенно маменька, говорили: «Молодец, не струсила!» А чего трусить? Так все красиво, свет яркий горит, музыка играет, все в нарядных костюмах. Это все маменька устраивала. Больше никто меня не любил. А папа… Он весь был в своих делах – то школу организовывал, то яхт-клуб, то народные гуляния на Варварке. Не понимал меня. Отправил в деревню к маминому брату. Там пришлось и гусей пасти, и за скотиной ходить, и огород копать. Жаловаться некому, вокруг чужие.
С тех пор я люблю быть одна. Для папы главное – чтобы порядок, дисциплина и никаких вольностей. Чуть что не по нему – он меня наказывал. А рука у него, знаете, какая тяжелая!
Поезд прибыл на Московский вокзал.
Аня пересчитывала узлы и баулы:
– А где твой багаж, Лаврушка?
– Вот он.
В руках у Маруси был крошечный саквояж, похожий на дамскую сумочку.
– Это все, что у тебя есть? Ах ты, цыган!
То Лаврушка, то цыган. Час от часу не легче.
Но разве мог тогда Лентовский подумать, что трогательный подросток, выбравший сценический псевдоним Марусина, станет главной приманкой всех его театральных затей? Что зрители будут валом валить в театр, чтобы увидеть несравненную Марию Пуаре, с истинно парижской живостью и остроумием блиставшую в модных оперетках? Он и не предполагал, что в будущем, став богатой и знаменитой, Мария не пожалеет своих денег и драгоценностей, чтобы вызволять его из долговых ям, куда Михаил Валентинович со свойственной ему широтой души и артистическим размахом попадал довольно часто. Внезапная смерть антрепренера в 1906 году станет для Марии Пуаре сильным ударом.
Первая безответная любовь, первые роли, первые успехи. В мыслях Мария далеко унеслась от судебного кошмара…
– Мария, подождите! Я иду за вами от самого театра.
Маруся оглянулась. К ней приближался какой-то незнакомый мужчина. Кроме него, на пустынной темной улице никого не было.
– Не бойтесь, я ваш поклонник. Разрешите, я вас провожу? Вы, наверное, живете где-то поблизости?
– Нет, в гостинице «Бель Вю». У арки Генерального штаба, рядом с Дворцовой площадью.
– Но это на другом конце города! Почему вы пошли домой пешком?
Маруся помедлила с ответом.
– Мне стыдно признаться, но у меня нет денег на извозчика.
Незнакомец пристально взглянул на Марусю. Без грима, в свете фонаря было заметно, какое у нее бледное, осунувшееся лицо. Она слегка поежилась и спрятала замерзшие руки в карманы своего легкого жакета. Осенние ночи становились все холоднее, а у нее не было даже перчаток.
– Да вы, часом, не голодны?
Маруся опустила глаза и стала рассматривать свои поношенные туфли. Сегодня перед спектаклем она чуть не упала в обморок. Но она скорее умрет от голода и холода, чем что-нибудь попросит.
– Сейчас мы поедем в какой-нибудь ресторан поужинать, а после я отвезу вас домой. Согласны? Эй, извозчик!
В голосе незнакомца было столько нежности и участия, что у Маруси на глазах блеснули предательские слезы. Еще не хватало, чтобы он увидел, как она плачет. Она не должна казаться слабой. Она сильная. Но что же делать, если ей всего семнадцать и она осталась совсем одна в чужом городе без копейки денег? Стоило ей успешно выступить в приличной роли, как Аня сразу же стала ей завидовать и настраивать против нее брата. В результате Лентовские уехали в Нижний Новгород и бросили Марусю на произвол судьбы.
– Завтра я снова встречу Вас у выхода из театра. Какие цветы Вы больше любите – розы или хризантемы?
Потом в ее жизни будет целое море цветов – никому из актрис столько не дарили. Вспомнив о первом преподнесенном ей букете, Мария невольно улыбнулась.
– Эта женщина – авантюристка, – откуда-то издалека донесся до Марии голос графа. – Ей нужно было во что бы то ни стало пролезть в высший свет. Такие выскочки и компрометируют нашу аристократию.
Его обвинительная речь продолжается уже третий день. Сколько ненависти и злобы накопилось в Алексее! Уму непостижимо. Как он посмел вывернуть их жизнь наизнанку?
Ей никуда не надо было пролезать: в аристократических кругах Мария Пуаре вращалась уже давно и была там своей. Так же, как и ее близкая подруга, прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская. Матильда, или Малечка, как ее все называли, была не то чтобы хороша собой, а как-то по-особому притягательна. Она слыла роковой женщиной.
Актрисы сблизились в летний сезон 1894 года в Красносельском театре. Здесь давались самые популярные спектакли с лучшими исполнителями. В Красном Селе были разбиты летние лагеря, и зал театра – с белыми, под мрамор, обоями и с золотыми украшениями в виде военных атрибутов на барьерах лож – заполняли офицеры гвардейских полков. После спектакля актрисы вовсю кокетничали с толпящимися перед гримерной гвардейцами.
Однажды Кшесинская отвела подругу в сторону и попросила держать в тайне все, что она сейчас скажет.
– У меня роман…
Малечка перевела дыхание. Ее черные глаза заискрились еще ярче, лицо словно озарилось изнутри. Маруся невольно залюбовалось ею.
– С наследником престола!
И Кшесинская рассказала Марии все подробности ее отношений с будущим императором Николаем II. Она полностью доверяла подруге – сплетничать и злословить было не в характере Марии.
– Помолись за нас, очень тебя прошу. Ты добрая, Господь тебя услышит. И поверь мне, ты тоже встретишь своего прекрасного принца.
Предсказание Малечки вскоре сбылось. Героем Марусиного романа и самой большой любовью всей ее жизни стал потомок Рюриковичей, один из богатейших людей России.
Они познакомились на балу: высокий статный кавалер пригласил Марию на тур вальса. Вальс? Превосходно! Это ее любимый танец. Красивая пара, закружившаяся на паркете бального зала, вызывала всеобщее восхищение. И зрители, и артисты танцевали в этот теплый летний вечер в Красном Селе до упаду. А завершался бал «инфернальным» галопом, где тон задавали великие князья.
– Князь Павел Дмитриевич Долгоруков, – представился Марии Пуаре ее кавалер.
Она слышала о нем: получивший прекрасное образование на естественном факультете Московского университета, он становился все более заметной фигурой в политической жизни России. Позже ему, одному из основателей кадетской партии, в случае свержения монархии прочили пост президента республики.
Любовь между ними вспыхнула с первого взгляда.
Долгоруков увлекся не только красивой женщиной и одаренной актрисой. Мария оказалась исключительно интересным собеседником. Они кутили в ресторанах, ездили к цыганам, но могли и часами говорить обо всем на свете. Марию и Павла Долгорукова очень многое объединяло, и прежде всего родившаяся в 1898 году дочь Татьяна. Но стать законной женой князя Марии было не суждено.
Ее муж Свешников, поселившийся под конец жизни в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры, наотрез отказался дать Марии развод, даже когда она сама приехала к нему просить об этом. Они не виделись с тех пор, как Мария сбежала с Лентовским в Петербург, и все равно старик был непреклонен. Единственное, на что он соглашался, – это признать Татьяну своей дочерью и дать ей свою фамилию. О настоящем отце девочки напоминало лишь отчество Павловна, записанное в метрике при крещении ее в родовой усадьбе Долгоруковых Волынщина под Москвой.
Павел… красавец, умница, личность… Их отношения, такие горячие вначале, спустя десять лет постепенно угасли, и однажды в сердцах брошенного князем какого-то обидного слова оказалось достаточно, чтобы Павел и Мария расстались…
Мария тряхнула головой, и воспоминания отступили. Она вновь оглядела зал: кажется, и публика, и присяжные устали от грязных подробностей, которые на нее вывалило обвинение.
– Подсудимая бессовестно заманила меня в свои сети, воспользовавшись моей юностью и неопытностью, – с завидным красноречием продолжал истец.
По залу прокатился легкий смешок. «Неопытный» Орлов-Давыдов был давно женат на баронессе де Стааль, родившей ему троих детей. Но к несчастью, его старший сын и наследник огромного состояния был умственно неполноценным.
– Она не гнушалась ничем, чтобы добиться своей цели и буквально навязала мне знакомство. Мало того, она пригласила меня в номер, напоила шампанским и попросила помочь расстегнуть корсет!
Боже, к чему такие подробности? Они познакомились в Москве в гостинице «Националь» у телефона в холле на первом этаже. Вниманием Марии завладел высокий, представительный мужчина, оказавшийся ее давним поклонником и…двоюродным братом Павла Долгорукова. И Мария Яковлевна неожиданно для себя влюбилась в графа – отчаянно, безрассудно, так, как любят на склоне лет. А может быть, это был панический страх перед подступающим одиночеством?
Мария пустила в ход испытанный женский арсенал – и томные взгляды, и сильно декольтированные платья, и легкие прикосновения, и романсы, и посвященные графу стихи. Свои бриллиантовые серьги дивной красоты – вторых таких не было во всем Петербурге – Мария переделала в запонки и подарила графу.
Алексей же Анатольевич вел себя несколько странно. Вроде влюблен, но к решительным действиям переходить не собирался. Про графа ходили самые нехорошие слухи – начиная с его, мягко говоря, невысоких умственных способностей, хоть он и был членом Государственной думы, и заканчивая нетрадиционной сексуальной ориентацией. Молва приписывала ему любовную связь с собственным слугой по имени Карл Лапс. Но Марии казалось, что уж ей-то удастся отвратить графа от порочной жизни и наставить на путь истинный.
Время шло, а их отношения не перерастали границ нежной дружбы. И Мария Яковлевна вспомнила, что Орлов-Давыдов увлекается модным тогда спиритизмом. Может быть, некий дух внушит графу, что его безумно любит одна женщина и не может без него жить, думала Мария, приглашая в свой дом на Фонтанке известную петербургскую гадалку Анну Чернявскую. Очень не хотелось ей заниматься таким богопротивным делом, но что еще оставалось? И граф поверил этому искусно разыгранному спектаклю.
Ему нужен сын, продолжатель фамильных традиций? Что ж, придется его якобы родить… Несмотря на возраст, который Мария и не думала скрывать. Но, видимо, граф плохо разбирался в вопросах женской физиологии, как, впрочем, и во многих других. Кроме, пожалуй, автомобилей – Орлов-Давыдов был в числе основателей первого российского автомобильного клуба – и масонских тайн – он возглавлял петербургскую ложу «Полярная звезда», заседания которой проходили в его роскошном особняке на Английской набережной.
– Алексей, твоя мечта сбылась. Я беременна.
Орлов-Давыдов не скрывал своей радости. Он наконец-то добился развода с женой, которая большую часть времени жила за границей, ухаживая за больной матерью (Мария потратила немало сил и энергии, чтобы убедить графа в неверности его жены Феклы Георгиевны, даже наняла агентов и организовала за ней слежку). Мария Яковлевна тоже обрела свободу – ее законный супруг Свешников скончался в Гефсиманском скиту; ему уже перевалило на восьмой десяток. На пышной свадьбе графа и артистки в январе 1914 года шаферами выступили друзья Орлова-Давыдова – Александр Керенский, будущий глава Временного правительства, и Владимир Маклаков. А через месяц пятидесятилетней новобрачной… предстояли роды.
…Младенец был очень хорошенький. Крепкий, здоровый, с голубыми глазами, как у Марии, и, самое главное, с густыми бровями, которые для Орлова-Давыдова служили признаком его породы. Камеристка Марии Яковлевны нашла его по объявлению в одном из детских приютов. К приезду графа из Калужской губернии, куда он отлучился по делам, в конце января долгожданный наследник «появился на свет». Для пущей убедительности на роженицу и ребенка был заведен температурный лист. Мальчика окрестили Алексеем – в честь отца. «Смотри, какой красивый, какой славный, на рынке достали», – игриво произнесла Мария. Все складывалось как нельзя лучше. Счастливое семейство отправилось в путешествие за границу. Неужели желанный happy-end?
А духи между тем не безмолвствовали, а на продолжающихся спиритических сеансах стали убеждать графа, чтобы он составил завещание и большую часть своего состояния отдал сыну, который, подрастая, становился все менее похожим на Орлова-Давыдова.
И тут на сцене появился скромный статист, до поры до времени державшийся в тени. Как говорят в театре, нет маленьких ролей, а есть большие актеры. Тот самый слуга Орлова-Давыдова, Карл Лапс, на поверку оказался настоящим кукловодом, а граф – всего лишь послушной марионеткой в его руках. Разве мог «честный Карл» допустить, чтобы все внимание графа переключилось на жену, эту пронырливую певичку, возомнившую себя хозяйкой положения? Разве мог смириться с тем, что остался не у дел?
Сначала Карл принялся шантажировать графа и графиню поочередно, намекая, что ему известно такое, о чем никто не должен знать. За свое молчание он требовал денег, и немалых. А потом и вовсе склонил графа, начавшего сомневаться в законном происхождении своего «сына», начать против Марии судебный процесс.
Заключительного слова обвиняемой все ждали с нетерпением. Тем более что в течение восьми дней заседаний суда она молчала и не ответила ни на один вопрос.
– Вся моя жизнь напоминает водоворот событий, – начала Мария.
Возникшая пауза придала ее словам еще большую весомость. Она говорила правду. И в самом деле, события ее жизни чередовались порой с головокружительной быстротой.
То она с огромным успехом играла в Александринском театре, где его негласная хозяйка Мария Гавриловна Савина чувствовала в ней весьма опасную конкурентку.
То переехала в Москву и с блеском выступала на сцене Малого театра и у Корша.
То ненадолго открыла собственный театр в саду «Аквариум» у знаменитого Омона.
То сочиняла романсы, мгновенно ставшие невероятно популярными. Первый ее романс «Лебединая песнь» («Я грущу. Если можешь понять…») пришелся по душе великой цыганке Варе Паниной, и говорят, она исполняла его чуть ли не на смертном одре. А второй – «Я ехала домой» – и подавно был на слуху у каждого.
То писала стихи, которыми восхищались читатели петербургской газеты «Новое время».
То отправилась на русско-японский фронт в качестве военной корреспондентки.
То разъезжала по городам и весям с цыганскими концертами.
То вдруг отменяла все выступления и срывалась в Париж, к любимому брату Муше – Эммануилу. С детства обожавший рисовать, он прославился как непревзойденный художник-карикатурист под псевдонимом Caran d’Ache. Его рисованными историями, напоминавшими современные комиксы, забавлялся весь Париж.
Как много было Марии дано от природы! А сумела ли она реализовать себя полностью? Вряд ли. И эта подспудно таящаяся неудовлетворенность заставляла ее метаться из крайности в крайность. То без конца шутить, то пребывать в глубокой депрессии. То горько рыдать, то безумствовать: она, например, могла вскочить на стол и потребовать шампанского…
Она не искала ни графских денег, ни пышных титулов. Она просто любила. Последний раз в жизни. И ей очень хотелось быть счастливой.
Судьи совещались совсем недолго. Метрическую запись о рождении ребенка решено было признать недействительной, а Марию Пуаре оправдать. Когда зачитывали судебный вердикт, Мария на мгновение потеряла сознание.
Орлов-Давыдов, как и предупреждал его друг и адвокат Маклаков, стал всеобщим посмешищем. Неужели он не мог разобраться, беременна его жена или нет? В шубе, что ли, она при нем ходила? Или загипнотизировала его? Анекдот какой-то. Графу припомнили и жестокое обращение с первой женой, и постоянное отсутствие в Думе. А ребенка вернули его матери, некой крестьянке Анне Андреевой.
Разразившиеся вскоре революционные события заставили забыть о громком процессе и раскидали участников этого скандального спектакля в разные стороны. Орлов-Давыдов, превратившийся в личного шофера Керенского, бежал вместе с ним за границу. Жил во Франции, последние годы жизни провел в Русском доме в Сен-Женевьев-де-Буа.
Эмигрировал и Павел Долгоруков, но впоследствии решил вернуться в Россию. В 1927 году при переходе границы СССР он будет схвачен, и в ответ на убийство советского посла Войкова его расстреляют в чрезвычайке – то ли в московской, то ли в харьковской.
Мария Яковлевна вместе со своей старинной подругой Верой Ивановной Блезе – душевной, обаятельной и очень доброй женщиной из семьи музыканта – переехала в Москву. Петербургскую квартиру Пуаре полностью разграбили, а в пенсии этому чуждому советской власти элементу – бывшей артистке Императорских театров, да еще графине Орловой-Давыдовой – отказали. Но потом, вняв ходатайству Всеволода Мейерхольда и Леонида Собинова, все же небольшое пособие назначили.
Продав в Торгсине какую-нибудь из чудом сохранившихся безделушек, подруги могли себе позволить побаловаться кофе, сваренном на спиртовке. Рассматривая причудливые узоры из кофейной гущи на дне треснутых фарфоровых чашечек, они вспоминали былые времена и тех, кого уже не было рядом.
…Холодным октябрьским днем 1933 года по московским улицам в направлении Ваганьковского кладбища двигалась телега, запряженная одной лошадью. На телеге стоял простой гроб, наскоро сколоченный из сосновых досок. За гробом шла женщина с мальчиком. И еще одна женщина, с мужем и двумя детьми. Женщину с мальчиком звали Татьяна Павловна Свешникова, ее сына – Алешей.
Никто не спешил присоединиться к этой скорбной процессии. Никто не спрашивал – кого хоронят? Даже из праздного любопытства. Никому не было до этого абсолютно никакого дела.
Миновали Петровку. Давным-давно на фасаде желтого двухэтажного здания, между гостиницей «Англия» и аптекой, красовалась яркая вывеска «Яков Пуаре. Гимнастика и фехтование». Теперь здесь возвышался большой дом номер семнадцать с многочисленными коммуналками. По вечерам на общих кухнях стоял разноголосый хор примусов, а по утрам опаздывавшие на работу жильцы привычно ссорились в очереди к умывальнику.
А вот и Тверской бульвар. Старинный особняк с большим квадратным стеклянным эркером, куда семья Пуаре переехала позже. И здесь ничто не напоминало о его прежних владельцах. Деревья еще не сбросили листву – лето выдалось дождливым.
Когда-то Мария любила взять извозчика и прокатиться по Тверской с ветерком. Особенно зимой, чтобы снег веером летел из-под полозьев саней. А теперь ее везли медленно. Очень медленно. Лошадь, тащившая за собой телегу, понуро плелась, с трудом передвигая ноги.
У края тротуара примостилась худенькая белокурая девушка. Старомодное длинное платье было туго стянуто пояском в талии. На бледном личике выделялись огромные голубые глаза.
– Я ехала домой, – звенел над немноголюдным бульваром нежный мелодичный голос. – Я думала о Вас…
И редкие прохожие бросали мелочь в старую потертую шляпу, стоявшую у ног невесть откуда взявшейся в сталинской Москве уличной певицы.
------------------------
Мария Пуаре скончалась в 1933 году в возрасте 69 лет. О ней сейчас мало кто знает, разве только большие любители романсов. Но хотя имя ее практически забыто, этого, к счастью, не скажешь о ее прекрасных романсах. Пожалуй, не встретишь исполнителя романсов, в репертуаре которого не было бы произведений Марии Пуаре.
В 1904 году Мария Пуаре с согласия Суворина, издателя газеты «Новое время», в качестве корреспондентки побывала на Дальнем Востоке. Шла русско-японская война, и певица участвовала в благотворительных концертах, а также писала для газеты очерки и стихи. Свой знаменитый романс «Я ехала домой» она сочинила, возвращаясь с японского фронта.
В этом романсе как бы соединились впечатления от ее возвращения с войны, возвращения из Парижа, где она гостила у брата, известного карикатуриста Карандаша, и тех горячих встреч с когда-то безумно любившим ее Долгоруковым...
Романс «Я ехала домой», сочиненный Марией Пуаре, переживал с Россией все исторические невзгоды.
Романс стал очень знаменитым и входил в репертуар многих исполнителей.
С ним выступали Александр Вертинский (? - не нашла подтверждения), Кэто Джапаридзе, Рада Волшанинова, Алла Баянова и многие, многие другие.
Использований этого музыкального произведения множество — он неоднократно звучал в различных спектаклях, фильмах, концертах и т. д
Я ЕХАЛА ДОМОЙ
Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.
Я ехала домой... Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.
Раскинув по небу свой розовый вуаль,
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточка, стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купалась.
Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась...
Исполнения:
01 Анастасия Вяльцева — Я ехала домой
02 Мария Эмская — Я ехала домой
03 Михаил Вавич — Я ехала домой
04 Изабелла Юрьева — Я ехала домой
05 Наталия Тамара — Я ехала домой
06 Алла Баянова — Я ехала домой
07 Ирина Чмыхова — Я ехала домой
08 Елена Образцова — Я ехала домой
09 Жанна Бичевская — Я ехала домой
10 Галина Улетова — Я ехала домой
11 Майя Розова — Я ехала домой
12 Алла Пугачёва — Я ехала домой
13 Маргарита Корнеева — Я ехала домой
14 Лариса Дмитриева — Я ехала домой
15 Ирина Скорик — Я ехала домой
16 Елена Погребижская - Я ехала домой
17 Евгения Смольянинова — Я ехала домой
18 Рада Волшанинова — Я ехала домой
19 Ирина Чмыхова — Я ехала домой
20 Ирина Крутова — Я ехала домой
21 Анна Смирнова — Я ехала домой
22 Ляля Пахомова — Я ехала домой
23 Юлия Зиганшина — Я ехала домой
24 Жанна Строенко — Я ехала домой
25 Инна Разумихина — Я ехала домой
26 Пелагея — Я ехала домой
27 Нина Мещанинова — Я ехала домой
28 Татьяна Балета — Я ехала домой
29 Светлана Белоклокова — Я ехала домой
30 Алёна Биккулова — Я ехала домой
31 Аннэт Галактионова — Я ехала домой
32 Вика Цыганова — Я ехала домой
33 Елена Веровая — Я ехала домой
34 Татьяна Иванова — Я ехала домой
35 Юлия Хазанова — Я ехала домой
36 Яна Грей — Я ехала домой
37 Татьяна и Игорь Коперлес — Я ехала домой
38 Камерный академический хор пу Н.Пироговой, солистка Н.Пирогова — Я ехала домой
Окончен суд. Умолкли речи,
Ушла Мария Пуаре.
Пустеет зал... До новой встречи,
До новых песен на заре.
От петроградского романа,
Который знаю наизусть,
Храню несказанную грусть
О жизни яркой и прекрасной,
Расцветшей полной красотой
И многогранной, и простой,
И обещавшей, и напрасной.
Все позади: слова признаний,
Обетов страстных череда
И темный яд воспоминаний,
И жизни мутная вода,
И неоконченные стансы,
И монограмма на кольце,
И все пропетые романсы,
И все морщины на лице...
Все позади!...Несутся кони
Куда-то в степь, куда-то в ночь.
О, если б только превозмочь
Боязнь жестокую погони!
Гони, гони, мой дорогой,
Бери казну и мех впридачу,
Но пусть пророчат под дугой
Мне колокольчики удачу.
Пусть кони верные домчат,
Не остановятся с разбега!
Поля бегут. Поля молчат.
А на бровях пушинки снега.
Расплелся локон золотой,-
Старинный знак счастливой встречи...
И, вдруг!.. О, сердце! Окрик! Стой!
И чьи-то руки сжали плечи,
Поволокли - и с силой злой
Схватили нежную за горло...
И ночь безмолвная простерла
Свой синий полог над землей!
Окончен суд. Ушли друзья.
Ушли враги. И нет актрисы.
И только алчущие крысы,
Листы архивные грызя,
Закончат торжище людское,
Куда придут другие вновь,
Как будто зная, что такое -
И смерть, и жизнь, любовь!
Дон-Аминадо
----------------------------------------
Всё, написанное о Марии Пуаре, по объёму можно разделить на две неравные части.
Как ни странно, документальных свидетельств и свидетельств очевидцев, упоминающих её в своих мемуарах, практически нет. Прославилась она написанием нескольких романсов и громким судебным процессом. Отсюда, наверное, и диспропорция в источниках. Документов, подтверждающих достоверность того или иного факта биографии Пуаре, фактически нет.
Несколько дореволюционных сборников романсов упоминаются в небольшой статье «Пуаре М. Я.», написанной для энциклопедии «В мире цирка и эстрады».
Остальное — косвенные «литературные» источники.
Подлинные документы, связанные с именем певицы, находятся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве. Это, согласно описи, рукописи М. Я. Пуаре: автобиография (1928), черновики стихотворений (1905-1906), стихотворение на смерть М. Н. Ермоловой (1928), стихотворение, посвящённое В. Ф. Комиссаржевской (1928).
Там же хранятся материалы к биографии: заявление с просьбой о персональной пенсии и ходатайство артистов государственных театров (1928), письма-ходатайства Ю. М. Юрьева (1929), В. Э. Мейерхольда (1933), Л. В. Собинова (1933); решение о предоставлении пенсии М. Я. Пуаре (1933); справки и др.
В музее находится также письмо Марии Пуаре (1890-е) к Виктору Людвиговичу Форкатти, актёру, режиссёру в театрах М. В. Лентовского и Ф. А. Корша, антрепренёру провинциальных театров.
Мария Пуаре — автор книги «Сицилия. Путевые заметки» // Москва. 1910г. Заметки относятся к 1898 году.
Весь материал из СЕТИ
Дон Аминадо-классное посвящение!
Интересный,замечательный пост.
Прекрасная подборка музыкальная!
Большое спасибо, Ирина!
Великолепные романсы!
В Ютубе есть многосерийный фильм о Марии Яковлевне Пуаре( Марии Марусиной-на сцене)
Начала смотреть-что-то отвлекло.
Теперь досмотрю обязательно-с подачи прекрасного материала Иринки!
Сериал:Я ЕХАЛА ДОМОЙ....
Мария Пуаре,подруга балерины Кшесинской-Н.Высочанская (поет за кадром И.Крутова)
https://www.youtube.com/watch?v=uJjRvxxFmig
Иринка,еще одно СПАСИБО!
ВСЕ очень понравилось!
Алла Баянова-Я Ехала Домой.....
(Любимый романс моей мамы................)
Булат Окуджава
Русского романса городского
слышится загадочный мотив,
музыку, дыхание и слово
в предсказанье судеб превратив.
За волной волна, и это значит:
минул век, и не забыть о том...
Женщина поет.
Мужчина плачет.
Чаша
перевернута
вверх дном......
Ирина, большое спасибо!!!
Очень интересный и красивый пост!!! С удовольствием окунулась!...
Альбина и Татьяна, спасибо вам! Знали бы вы, сколько времени я пыталась все это выложить... Не один год... Периодически "возвращалась" в эту папочку... Вымучила, наконец-то! И все равно не вздохнула свободно :)) Не понимаю. Что-то, видимо, не досказала...
Да. Про сериал я знаю. Надо как-нибудь выбрать время и посмотреть. Интересно же...
Выложила видео. На Ютубе оно есть, но там что-то со звуком произошло. Раньше все было нормально. Я оттуда забирала. Правда скачала с расширением flv, здесь когда-то именно такие видео-файлы вставлялись. Теперь не знаю, как все пойдет...
Свой знаменитый романс «Лебединая песнь» Мария Пуаре в качестве автора слов и музыки написала к спектаклю по комедии А. Плещеева о жизни актёров «В своей роли».
Песню исполняла сама Мария Пуаре и другие известные исполнительницы.
Первая строка иногда поется «Я грущу. Если хочешь понять...»
Лебединая песня
Я грущу. Если можешь понять
Мою душу доверчиво - нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою странно - мятежную.
Мне не спится в тоске по ночам,
Думы мрачные сон отгоняют,
И горючие слезы невольно к очам,
Как в прибое волна, приливают.
Как - то странно и дико мне жить без тебя,
Сердце лаской любви не согрето;
Иль мне правду сказали, что будто моя
Лебединая песня пропета?
Слова и музыка написаны не позднее 1901 года.
Исполнения:
01 Саша Давыдов — Лебединая песня
02 Елена Шишкина — Лебединая песня
03 Варя Панина — Лебединая песнь
04 Мария Эмская — Лебединая песнь
05 Мария Каринская — Лебединая песня
06 Юрий Морфесси — Лебединая песня
07 Вадим Козин — Лебединая песня
08 Наталия Тамара — Лебединая песня
09 Борис Христов — Лебединая песнь
10 Валерий Агафонов — Лебединая песня
11 Евгений Дятлов — Лебединая песня
12 Евгения Смольянинова — Лебединая песня
13 Олег Погудин — Лебединая песня
14 Николай Мельников — Лебединая песнь
15 Екатерина Гусева, гитара Леонид Серебренников — Лебединая песня
16 Елена Ермакова (меццо - сопрано), Владимир Бродский (ф - но), Александр Бронвейбер (скрипка) — Лебединая песнь
17 Марина Артемьева, ф-но - В.Бараксанов — Лебединая песня
18 Валерия — Я грущу