2390
0
ID 40389
Юрий Васильевич Яковлев
Юрий Васильевич Яковлев - советский и российский актёр, лауреат государственных премий. Народный артист СССР (1976). 25 апреля 1928.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
25.04.2012 09:57
Роли в театре
Академический театр им. Вахтангова
1952 — «Отверженные» В. Гюго. Режиссёр: Александра Ремизова — 2-ой жандарм
1952 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссёр: Н. П. Охлопков — Гвардеец
1952 — «Два веронца» Шекспира. Режиссёр: Евгений Симонов — Турио
1953 — «Великий государь» В. А. Соловьёва. Режиссёр: Борис Захава — Вельский
1953 — «Европейская хроника» А. Арбузова. Режиссёр: Евгений Симонов — Рослен
1953 — «Раки» Сергея Михалкова. Режиссёры: Рубен Симонов, Борис Захава — Ленский
1953 — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука. Режиссёр И. Рапопорт — Кондат
1962 — «Живой труп» Льва Толстого. Режиссёр: Рубен Симонов — Каренин
1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Режиссёр: Д. Андреева — Джерри Райан
1963 — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци. Режиссёр: Рубен Симонов — Панталоне
1964 — «Ливень» Бориса Войтехова. Режиссёр: Михаил Астангов — Иван
1965 — «Правда и кривда» Михайло Стельмаха. Режиссёр: Рубен Симонов — Заднепровский
1965 — «Насмешливое моё счастье» Леонида Малюгина. Режиссёр: Александра Ремизова — А. П. Чехов
1966 — «Конармия» И. Бабеля. Режиссёр: Рубен Симонов — Хлебников
1967 — «Планета надежды» Алексея Коломийца. Режиссёр: Евгений Симонов — Интеллигент
1968 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Режиссёр: Александра Ремизова — Глумов
1970 — «Память сердца» А. Е. Корнейчука. Режиссёр: Евгений Симонов — Террачини
1971 — «Здравствуй, Крымов» Ромуальда Назарова. Режиссёр: Александра Ремизова — Крымов
1971 — «Выбор» Алексея Арбузова. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Двойников
1972 — «Шаги командора» Вадима Коростылёва. Режиссёр: Александра Ремизова — Николай Первый
1974 — «День-деньской» А. Н. Мишарина. Режиссёр: Евгений Симонов — Семеняка
1975 — «Господа Глембаи» Мирослава Крлежа. Режиссёр: Мирослав Белович — Леон Глембай
1976 — «Неоконченный диалог» Василия Чичкова. Режиссёр: Евгений Симонов — Сальвадор Альенде
1977 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Е. Симонов — Адмирал Гранатов
1978 — «Дела давно минувших дней» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Александра Ремизова — Автор
1979 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Мирослав Белович — Калоджеро
1979 — «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Евгений Симонов — Хрущов
1983 — «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Режиссёр: Роман Виктюк — Каренин
1985 — «Три возраста Казановы» Марины Цветаевой. Режиссёр: Евгений Симонов — Старый Казанова
1987 — «Кабанчик» Виктора Розова. Режиссёр: Адольф Шапиро — Василий Прокофьевич
1988 — «Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Александр Белинский — Болингброк
1990 — «Уроки мастера» Д. Паунелла. Режиссёр: Роман Виктюк — С. Прокофьев
1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Режиссёр: Пётр Фоменко — Дудукин
1995 — «Весёлые парни» Нила Саймона. Режиссёр: Андрей Житинкин — Вилли Кларк
1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Режиссёр: Пётр Фоменко — Гусар, Сен Жермен, Англичанин, Чекалинский
1999 — «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка. Режиссёр: Пётр Фоменко — Ашилль
2003 — «Чайка» А.П Чехова. Режиссёр: Павел Сафонов — Сорин
Фильмография
1953 — Великий воин Албании Скандербег — Воин
1956 — На подмостках сцены — Чахоткин
1956 — Много шума из ничего — Кисель
1957 — Необыкновенное лето — поручик Дибич
1958 — Ветер — поручик Закревский
1958 — Идиот — князь Мышкин
1959 — Заре навстречу — Сапожков
1961 — Человек ниоткуда — Владимир Поражаев
1962 — Гусарская баллада — поручик Ржевский
1962 — Суд сумасшедших — журналист
1963 — Большая дорога — поручик Поливанов
1964 — Лёгкая жизнь — Бочкин
1965 — Русский лес — Киттель
1965 — Под каштанами Праги — Тихий
1965 — Толстый и тонкий (к/м) — Тонкий
1965 — Друзья и годы — Юрий Павлович Державин
1966 — Берегись автомобиля — Голос за кадром
1966 — Выстрел — Граф
1966 — Девочка на шаре — отец Дениски
1967 — Анна Каренина — Стива Облонский
1968 — Крах — Мухин / Фёдоров
1968 — Портрет Дориана Грея — Лорд Генри Уоттон
1969 — Король-олень — Дерамо
1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Потапенко
1969 — Фауст — Мефистофиль
1970 — Драма на охоте — Камышев
1971 — Чайка — Борис Алексеевич Тригорин
1971 — На всякого мудреца довольно простоты — Глумов
1971 — Старики-разбойники — Голос от автора
1972 — Опасный поворот — Роберт Кэплен
1973 — Иван Васильевич меняет профессию — управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Грозный
1972 — Схватка — Иохим
1974 — Любовь земная — Тихон Брюханов
1974 — Миллионерша — доктор-египтянин
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — Ипполит
1976 — Дамы и гусары — Пан Майор
1977 — Судьба — Тихон Брюханов
1977 — Юлия Вревская — Великий князь
1978 — Вечер старинных русских водевилей
1978 — Три ненастных дня — полковник Игорь Васильевич Корнилов
1979 — Бархатный сезон — миллионер Брашан
1979 — Поэма о крыльях — Игорь Сикорский
1980 — Идеальный муж — сэр Роберт Чилтерн
1980 — Альманах сатиры и юмора — "Шубка"
1980 — Мы, нижеподписавшиеся — Юрий Николаевич Девятов
1980 — Три года — Панауров
1981 — Бешеные деньги — Телятев
1981 — Карнавал — Михаил Соломатин
1985 — Битва за Москву — Генерал Петровский
1986 — Левша — Царь Николай I
1986 — Кин-дза-дза! — пацак Би
1987 — К расследованию приступить. Клевета. — Антон Михайлович Звягинцев
1987 — Претендент — Хадсон
1987 — Время сыновей — Академик
1988 — Штаны — Бацанов
1989 — Кома — отец
1990 — Ловушка для одинокого мужчины — Комиссар полиции
1991 — Плащаница Александра Невского — профессор Уваров
1991 — Машенька — Потягин
1991 — Семь дней после убийства — генерал
1991 — Велисса — Отец
1991 — Виват, гардемарины! — фельдмаршал Степан Апраксин
1992 — Гардемарины 3 — фельдмаршал Степан Апраксин
1992 — Милостивые государи — Автор, Комик, Колпаков, Доктор
1992 — Танцующие призраки
1993 — Дети чугунных богов — генерал
1993 — Супермен поневоле, или Эротический мутант
1994 — Трагедия века — генерал Петровский
1995 — Воровка
1995 — Мелочи жизни — Самофалов
1997 — Графиня де Монсоро — Барон де Меридор
1998 — Старые песни о главном 3 — Бунша
2007 — Ирония судьбы. Продолжение — Ипполит
Роли на телевидении
Томас Чалмерс — «Кража». Режиссёр Л. Пчёлкин
Джефф Питерс — «Поросячья этика». Режиссёр В. Шлезингер
Счастливый влюблённый и Сыщик — «Игра». Режиссёр К. Худяков
Фрезер — «Потоп». Режиссёр Е. Симонов
Пустернак — «Дайте мне старуху!» Режиссёр Е. Симонов
Мефистофель — «Фауст». Режиссёр Е. Симонов
Роберт — «Опасный поворот». Режиссёр В. Басов
Отец де Гриё — «Манон Леско». Режиссёр Р. Виктюк
Магнат — «Претендент». Режиссёр К Худяков
От автора — «Игра». Режиссёр К. Худяков
От А. Чехова — «Путешествие к Чехову». Режиссёр О. Кознова
От автора — «Путешествие по Пушкинской Москве». Режиссёр О. Кознова
Воланд — «Мастер». Режиссёр О. Кознова
Весьма важное лицо — «Дело Сухово-Кобылина». Режиссёр Л. Пчёлкин
Капитан — «Этот фантастический мир», вып. 10 (1984). Режиссёр Т. Павлюченко
Автор — «Игра в детектив». Выпуск 1 (1987, Центральное телевидение). Режиссёры: Леонид Пивер, Виктор Крюков
Барон де Меридор — «Графиня де Монсоро». Режиссёр В. Титов
Профессор Персиков — «Роковые яйца». (1992) Режиссёр О. Кознова
Озвучание мультфильмов
1970 — Синяя птица — Дедушка
1972 — Фаэтон - сын Солнца — читает текст
1974 — Похождения Чичикова. Манилов — читает текст
1975 — Парта Гугуцэ
1978 — Муми-тролль и комета — Снусмумрик
1978 — Муми-тролль и другие — Снусмумрик
1981 — Отражение — читает текст
1981 — Приключения Васи Куролесова — Капитан Болдырев
1982 — Старуха, дверь закрой — читает текст
1986 — Улыбка Леонардо да Винчи — читает текст
1987 — Самовар Иван Иваныч
1988 — Остров сокровищ — Бен Ганн
1989 — Музыкальный магазинчик
1989 — Рождение Эрота
1991 — Иван-Царевич и серый волк
Озвучание грампластинок
Приключения кузнечика Кузи на планете Туами — Астронавт Рэл
Лебединое озеро — Принц Зигфрид
Остров сокровищ — от автора
0
25.04.2012 10:59
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ЯКОВЛЕВ
Юрий Васильевич
Родился 25.04.1928, Москва
Народный артист СССР (1976)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1970, за театральную работу)
Победитель конкурса-смотра "Золотые маски" за лучшее исполнение мужской роли (Сальвадор Альенде, "Неоконченный диалог", 1976)
Лауреат Государственной премии СССР (1979, за участие в фильмах "Любовь земная" и "Судьба")
Лауреат Государственной премии РФ (1995)
Лауреат премии "Хрустальная Турандот" (1998)
Лауреат премии Деловых кругов "Кумир" за высокое служение искусству (1999)
Кавалер Орденов Ленина (1988), Трудового Красного Знамени (1978), "За заслуги перед отечеством" III степени (1996), награжден медалью им. А. П. Довженко за фильм "Судьба" (1978)
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, он пошел работать в гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт и в итоге он стал работать один, без руководства. В распоряжении Юрия Яковлева был джип "Виллис". Он был самым счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт Международных отношений. И вдруг - как знак свыше - появилась мысль о ВГИКе…
…Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: "некиногеничен". Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им. Б. В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором - тройка. А дальше... Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: "Снимайся у Рязанова!" Но правду говорят, что "гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия". И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Евг. Вахтангова.
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С. Маршака "Горя бояться - счастья не видать". В этом же 1960 году в спектакле "Пьеса без названия" А. П. Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей - Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60-80- е годы - звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" , загадочный Казанова ("Три возраста Казановы"), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк ("Стакан воды"), трагически - гениальный Прокофьев ("Уроки мастера").
Последняя по времени роль - Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко "Без вины виноватые". Яковлевский персонаж - очаровательный московский барин, нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: "С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней". Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным "вахтанговцем".
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме "На подмостках сцены". Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова "Необыкновенное лето". В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.
Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии "Идиота", поставленной Иваном Пырьевым.
В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в "Человеке ниоткуда", однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной "Гусарской балладе" и Ипполита в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!".
Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации "Анны Карениной", созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии "Любовь земная" и "Судьба", поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева - комедия Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", где актер сыграл сразу две роли - управдома Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия "Кин-дза-дза", в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.
Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева "Ловушка для одинокого мужчины", в драме Валерия Приемыхова "Штаны", в фильме Сергея Овчарова "Левша" (Николай I) и в телесериале "Графиня де Монсоро" (барон де Меридор).
Юрий Яковлев с любовью говорит о своих ролях:
Иван Васильевич: "Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".
Ипполит: "Мое отношение к Ипполиту - это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть
гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души".
Поручик Ржевский: "Гусарская баллада" идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник".
Би: ""Кин-дза-дза" - это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова "Ку". Коротко и емко".
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорит редко: "Это другое".
Яковлев - актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. "Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, - говорит Юлия Борисова. - Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям".
В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок - "на стороне". Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле "Дамы и гусары". Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.
Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна живут уже четвертый десяток лет.
Алена, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой театра Сатиры.
Сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге.
Юрий Васильевич любит читать русских классиков, особенно - А. П. Чехова, предпочитает классическую музыку, обожает и хорошо знает старую Москву. С удовольствием собирает грибы. Увлекается спортом: хоккеем, футболом, гимнастикой, фигурным катанием.
В 1997 году в издательстве "Искусство" вышла книга Юрия Васильевича Яковлева "Альбом судьбы моей".
Это интересно:
Первоначально на роль Ипполита в "Иронии судьбы" планировались Андрей Миронов и Олег Басилашвили. Первый не захотел играть "отрицательного героя", у второго случилось несчастье в семье. Тогда Эльдар Рязанов в срочном порядке позвал Яковлева.
Иваном Васильевичем Буншей-Грозным могли бы стать Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Лебедев. Все по разным причинам отказались от роли.
Далеко не сразу после выхода на экран "Гусарской баллады" поручик Ржевский превратился в анекдотический персонаж. Напротив, советские школьницы считали его идеалом мужественности и красоты.
Карьера в кино Яковлева могла бы начаться классически, словами: "Мальчик, хочешь сниматься в кино?". Тогда маленького Юру позвали на киностудию и попросили надкусить яблоко, а потом произнести лишь одно слово: "Кислятина". Но... после проб Яковлева больше не позвали. Так он не сыграл в фильме "Тимур и его команда".
Известные выражения героев Юрия Яковлева стали "крылатыми выражениями " у народа:
"Царь, очень приятно. Царь".
"Танцуют все!"
"Бориску на царство?!"
"Меня терзают смутные сомнения..."
"Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!"
"Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!"
"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю... и Владимир Николаич тоже..."
"А потрите мне спинку, пожалуйста"
"Я требую продолжения банкета"
"О, тепленькая пошла…"
Согласно интернет-опросу самой крылатой фразой из отечественных кинофильмов является реплика Яковлева в "Иване Васильевиче": "Требую продолжения банкета!" Она значительно опережает известные изречения киногероев "Наши люди в булочную на такси не ездят!", "Ларису Ивановну хочу" и другие.
rusactors.ru
kino-teatr.ru