За кадром «Вертикали»: Как родилась «Песня о друге» Высоцкого, и почему никто не верил в успех фильма
Кадр из фильма «Вертикаль», 1966
Когда 51 год назад в широкий прокат вышел фильм «Вертикаль», его посмотрели 32 млн зрителей. Многие ходили в кино по несколько раз, чтобы еще раз услышать песни Владимира Высоцкого и записать их тексты. Наверное, нет человека, который не знал бы «Песни о друге», прозвучавшей в этом фильме. Но зрители вряд ли знают о том, что на главную роль был изначально утвержден другой исполнитель, а Высоцкому сценарий показался очень слабым.
Съемочная группа фильма в Одессе, лето 1966
Съемки фильма проходили в горах Кавказа, а именно в Баксанской долине, в ущелье Адыл-Су и на леднике Шхельда, и только несколько эпизодов досняли позже в павильонах Одесской киностудии. Пик Ор-Тау, который покоряют герои фильма, – вымышленное название, такой вершины на самом деле не существует. Вымыслом было и то, что герои первыми совершили восхождение на пик Ор-Тау – все значимые вершины Кавказа были покорены еще в прошлом столетии. А вот все остальное было невыдуманным – съемки проходили на больших высотах в реальных условиях.
Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин, 1966
Кадр из фильма «Вертикаль», 1966
Фильм «Вертикаль» стал дипломной работой и дебютом в кино для выпускников режиссерского факультета ВГИКа Станислава Говорухина и Бориса Дурова. История об альпинистах была близка всем создателям фильма, а сюжет был основан на реальных событиях. Автор сценария Сергей Тарасов рассказывал: «В основу положен рассказ моего покойного шурина Володи Копалина, режиссера и оператора ЦСДФ, поднимавшегося в 1965-м на пик Ленина. Слушая его, я подумал: «Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба. Любовь». У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении».
Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль», 1966
На съемках фильма
До ВГИКа Станислав Говорухин окончил геологоразведочный факультет и получил третий разряд по альпинизму. В горах Тянь-Шаня, Памира и Кавказа он не раз встречался с альпинистами и искренне восхищался их мужеством и цельностью их характеров. Он сам обладал альпинистскими навыками, что и продемонстрировал в кадре, став дублером актеров Геннадия Воропаева, Александра Фадеева и Георгия Кульбуша.
Кадр из фильма «Вертикаль», 1966
На съемках фильма
Однако на крупных и средних планах дублеры не могли заменить актеров, поэтому им тоже нужно было освоить навыки альпинизма, чтобы органично выглядеть на экранах. Для этого с ними проводили занятия опытные инструкторы, объясняя им, как пользоваться ледорубом и рацией, как правильно ставить палатки, как ходить в связке. Актеры даже совершали учебные восхождения и сдавали нормативы.
Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль», 1966
Режиссер Станислав Говорухин, помощник режиссера Владимир Мальцев и Владимир Высоцкий во время съемок
Благодаря одному из консультантов фильма, альпинисту Леониду Елисееву, родилась знаменитая «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг…»). Когда артист задал ему вопрос о том, зачем он ходит в горы, его ответ поразил: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом». А однажды он рассказал Владимиру Высоцкому о том, как во время подъема по северному склону Главного Кавказского хребта в 1955 г. из-за ошибки одного из альпинистов сорвались и получили травмы пятеро его товарищей. А сам Елисеев смог подняться на ближайший выступ и передать по рации спасателям просьбу о помощи. Эта история так впечатлила Высоцкого, что он за ночь написал «Песню о друге».
Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль», 1966
Песня «Вершина» также была создана под впечатлением от реальных событий. Когда проходили съемки фильма, трое альпинистов неподалеку поднимались на пик Вольная Испания. В результате камнепада погиб один из них, а двое других были ранены и оказались заблокированы на скале. Тогда члены съемочной группы, не дожидаясь спасателей, решили отправиться им на помощь. Высоцкий рассказывал: «Они простояли на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим трое суток. Поражает их сила духа… Они не позволили, чтобы мы их несли, и только на самом легком участке пути один потерял сознание, а другой продолжал идти сам, опираясь на нас. И был еще случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене, и они воспользовались старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных крюки начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя и улетел вниз…»
На съемках фильма
Многие говорили, что фильм «Вертикаль» состоялся исключительно благодаря Владимиру Высоцкому и его невероятной популярности в народе. А ведь изначально на роль поющего радиста Говорухин пригласил другого исполнителя – Юрия Визбора, который тоже не раз бывал в горах, был тренером по горнолыжному спорту и тоже написал несколько песен об альпинистах. Он успешно прошел пробы, но перед самым началом съемок внезапно отказался от роли, о чем впоследствии очень жалел. А радиста в результате сыграл Высоцкий, для которого этот фильм стал одним из лучших в его кинокарьере. Этот фильм стал первым, в котором он исполнял песни собственного сочинения. После выхода фильма к нему пришла всесоюзная популярность, а зрители в кинотеатрах каждое его появление на экране встречали бурными овациями. А когда вскоре после премьеры фильма фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями к фильму, весь тираж был сметен с прилавков в считаные дни.
Геннадий Воропаев, Лариса Лужина, Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев и Георгий Кульбуш во время съемок фильма. Одесса, июль 1966
В успех фильма изначально верили немногие, в том числе и сам Высоцкий. В письме жене Высоцкий признавался: «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссёры, но приятные ребята, фамилии режиссёров Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается…». Говорухин с Дуровым и сами называли сценарий, который им вручили на киностудии, очень слабым, и рассчитывали, что спасти его могут только песни. Но даже они не могли предположить, что фильм не только не провалится в прокате, но и станет одним из самых любимых у зрителей и не утратит своей популярности даже спустя 50 лет.
«Вертикаль» был первой работой режиссера, после чего он снял еще немало кинохитов.
Источник: kulturologia.ru
Песня о друге
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так...
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни - рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис - и вниз,
Шаг ступил на ледник - и сник,
Оступился - и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял, хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Вершина
Здесь вам не равнина, здесь климат иной –
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
И пусть говорят, да, пусть говорят...
Но нет, никто не гибнет зря!
Так лучше - чем от водки и от простуд!
Другие пройдут, сменив уют
На риск и непомерный труд, -
Пройдут тобой непройденный маршрут.
Отвесные стены... А ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай:
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряжения колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди.
А ещё я читала такое:
Очень любят говорить, что песня -Скалолазка-про Ларису Лужину, которая снималась в "Вертикали" вместе с Высоцким. Но это не так. Это про исполнительницу главной роли, настоящую альпинистку и бывшую белерину труппы Большого театра Маргариту Кошелеву.
Вот она, Маргарита Кошелева.
– Ладно, признаюсь. Наверное, уже можно признаться? Когда Володя впервые спел «Скалолазку», то сказал: «Понаблюдал я за тобой в горах, Рита, и вот что сочинил».
Вообще, мне запомнился этот последний эпизод под песню "В суету городов и в потоки машин, возвращаемся мы, просто некуда деться..."

Как-то случайно получилось, так пронзительно, у Говорухина, тем более тогда совсем молодого, такого нет, что все сошли с поезда, попрощались и разбрелись. А альпинистка Рита, которую никто не встречал, осталась одна на перроне.
Это о песне:В суету городов и потоке машин...
Владимир Высоцкий — песня «Прощание с горами» («В суету городов и в потоки машин…») написанная для фильма «Вертикаль», Одесская киностудия, 1967. Режиссёры: Станислав Говорухин, Борис Дуров. В ролях: Владимир Высоцкий, Геннадий Воропаев, Лариса Лужина, Георгий Кульбуш, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев, Бухути Закариадзе, Расми Джабраилов, Светлана Живанкова. Фильм снимали в Приэльбрусье с 21.07.1966 года по 28.12.1966 года на чёрно-белую плёнку.
ПРОЩАНИЕ С ГОРАМИ - автор В.Высоцкий, текст песни:
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться! -
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Припев:
Так оставьте ненужные споры -
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
На которых еще не бывал.
Кто захочет в беде оставаться один,
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных вершин, -
Что же делать - и боги спускались на землю.
Немного о Маргарите Кошелевой.
В Киеве на 76-м году жизни скончалась Маргарита Кошелева, Рита из «Вертикали», которой Высоцкий посвятил песню «Скалолазка».
Скромная и неконфликтная Маргарита Николаевна не выпрашивала ролей, не обивала пороги телестудий и, будучи стесненной в средствах, не делала сенсационных заявлений, чтобы напомнить о себе. Жила достойно, а ушла из земной жизни незаметно. Трагическое событие случилось еще 11 октября, а стало известно о нем больше двух недель спустя.
Она собиралась стать балериной - окончила хореографическую студию Большого театра, но неожиданно увлеклась кино. В ее фильмографии и «Адъютант его превосходительства», и «Как закалялась сталь», и «Волны Черного моря», и «Рожденная революцией», и «Алые погоны». А после съемок фильма «Катя-Катюша» Маргарита Кошелева вышла замуж за украинского режиссера и переехала в Киев. В 80-х и 90-х снималась мало, в основном в телесериалах, последней ролью Маргариты Кошелевой стал эпизод в «Дне рождения Буржуя».
Именно ей и посвящена песня «Скалолазка», хотя сам Владимир Семенович хранил молчание, и на концертах иногда предварял песню словами: «Скалолазка – это такая женщина, которая лазит по скалам…»…
Но опытнейший альпинист-инструктор Леонид Елисеев, консультант фильма «Вертикаль», в статье «История одной песни» (1988) утверждал: «Из Риты Кошелевой получилась такая скалолазка, что если бы она в том сезоне участвовала в чемпионате СССР, то была бы в числе призеров. У нее все необходимые для этого качества: высокий рост, минимальный вес, хорошая координация. Так что по скалам ходила, как люди ходят по земле. И песня «Скалолазка», я убежден, написана Володей по следам этих ее успехов, которыми восхищалась вся киногруппа. А как он смотрел на нее, когда пел эту песню...» Да и киноактер Лев Перфилов, незабвенный фотограф Гриша Ушивин из телешедевра «Места встречи изменить нельзя», утверждал, что «Скалолазка» посвящена именно Кошелевой. Оставалось позвонить в Киев и спросить Маргариту Николаевну
.
Автор:Александр Ельков
На скалах, собственной персоной
Всё знакомо, всё читано-перечитано,а всё равно интересно.
А вот некоторых съмочных фотографий Высоцкого, Говорухина я не видела.
Спасибо, Ирина!