- Забела-Врубель Надежда Ивановна Дата рождения: 1 апреля 1868 года Дата смерти: 4 июля 1913 года
Биография Надежды Ивановны Забелы-Врубель
В декабре 1895 года известный только узкому кругу художник Михаил Александрович Врубель отправился в петербургский Панаевский театр. Там проходили гастроли труппы московского театра мецената С.И. Мамонтова. Давали оперу "Гензель и Гретель". Была репетиция - актеры пропели несколько фраз, как был объявлен перерыв. Прима театра - двадцатисемилетняя Надежда Ивановна Забела разговаривала за кулисами с другой певицей, когда за кулисы вбежал невысокий человек, склонился к ее рукам, и, целуя их, прошептал: "Прелестный голос!" Надежда Ивановна вздрогнула, покраснела и отдернула руки. "Наш художник, Михаил Александрович Врубель, - объяснили ей, - человек экспансивный, но вполне порядочный". Врубель выпрямился, улыбнулся певице и … оказывается, бывает и такое - влюбился с первого взгляда.
С тех пор он не отходил от нее не на шаг. Она остановилась у своей сестры - и Врубель неизменно появлялся там каждое утро. И ждал ее. Намерения его были совершенно серьезны - казалось, для себя он решил все сразу и бесповоротно. Он вскоре предложил ей, как раньше принято было говорить, руку и сердце. Надежда Ивановна немного покапризничала: загадала, что если Врубелю удастся eе портрет, то она согласится. Акварель "Гретель" удалась. И в жизни художника появилась Муза, Счастье и Радость.
Современники утверждали, что она была красавицей: "Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки…" (М.Ф.Гнесин).
Тридцатидевятилетний Михаил Александрович хоть и был невысокого роста, но тоже был вполне симпатичным человеком, настоящий барин во вкусах и привычках, джентльмен с безукоризненными манерами, невероятно начитанный, блестяще образованный, говорил, господа, на восьми языках. Но никто бы его не назвал ловеласом или донжуаном.
Поженились они 28 июля 1896 года в Женеве, и вскоре после свадьбы едут в Харьков, где у Надежды Ивановны гастроли. В этом сезоне Врубель познакомился с театром очень близко и очаровался им навсегда.
Он создаст для жены целый мир вещей - по его эскизам будут сделаны не только театральные, но и повседневные костюмы. Он сделает для нее необыкновенно красивую мебель в доме. А потом он начнет оформлять сцену и декорации к ее спектаклям. И какие это будут декорации!
М. Врубель. Царевна-Лебедь(1900)
Я вновь прислушаюсь к их современникам: "Михаил Александрович всегда собственноручно одевал Надежду Ивановну с чулка до головного убора, для чего приходил в театр вместе с Надеждой Ивановной за два часа (как это и полагалось) до начала спектакля… Обыкновенно Врубель, после того, как Надежда Ивановна была одета, готова к выходу, спешил занять свое место в партере (3-й ряд, артистический). Я часто бывала его соседкой и могла наблюдать за ним. Врубель всегда волновался, но с появлением Надежды Ивановны успокаивался и жадно следил за игрой и пением своей жены. Он ее обожал!" (оперная певица М.А.Дулова).
А зимой чета Врубель познакомилась с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Надежда Ивановна пела партию Царевны Волховы в его опере "Садко". Римский-Корсаков был очарован голосом и актерским обаянием.
И началось великое творческое содружество композитора, певицы и художника. Врубель был не только художником-постановщиком многих спектаклей, но и помогал Надежде Ивановне создавать образы, давал верные и тонкие замечания. Он пишет в 1989 году Царевну Волхову "Прощание Царя Морского с Царевной Волховой", в 1899-1900 создает несколько майоликовых вариантов Волховы, в 1904 - еще одну "Царевну Волхову".
B 1898 году наступил звездный час театра Мамонтова. Н.И. Забела-Врубель пела в операх Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка". Ее так и называли: "певица Римского-Корсакова и утверждали, что на сцене видели не солистку, не певицу - это была сама Снегурочка, дочь Весны и Мороза.
Римский-Корсаков в жизни был человеком, мягко говоря, не чувствительным, он был строг со всеми, сух и педантичен. Но он преображался, когда речь заходила об искусстве певицы. "Римский-Корсаков… над моим пением так умилялся, что даже трогательно. Он говорил так мне: "Когда я слушаю Вас, мне приходят в голову всякие сентиментальные мысли - что будет же время, когда Вы перестанете петь и унесете с собой секрет этих чудесных звуков!"
Весной 1898 года Римский-Корсаков создает для Забелы-Врубель один шедевр за другим. А осенью он создает еще два произведения: "Сон в летнюю ночь" с посвящением Михаилу Александровичу и "Нимфу" с посвящением Надежде Ивановне. Это был подарок друзьям и дань восхищения и уважения творцам истинной красоты.
22 октября вся театрально-музыкальная Москва была взволнована и очарована. Давали премьеру "Царской невесты". Все знали, что опера и декорации создавались для певицы Забелы-Врубель.
"Вчера я была в опере, слушала второй раз "Царскую невесту". Какая дивная, тонкая, изящная музыка! И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Я так хорошо плакала в последнем акте - растрогала она меня. Она удивительно просто ведет сцену сумасшествия. Весь образ Марфы полон такой нежности, лиризма, теплоты - просто из головы у меня не выходит. Опять пойду ее слушать".(О.Л. Книппер-Чехова)
Через год на той же сцене была новая премьера: "Сказка о царе Салтане". Москва шумела, публика была в восторге, автор - счастлив. "Миша очень отличился в декорациях "Салтана", и даже его страшные враги - газетчики - говорят, что декорации красивы, а доброжелатели прямо находят, что он сказал новое слово в этом жанре" (из письма Надежды Ивановны сестре).
Весной 1900 года, пока певица разучивала партию Царевны-Лебедь, Врубель создал свое знаменитое полотно.
Но над счастливым семейством нависли тучи болезни: близкие стали замечать, что Михаил Александрович стал необыкновенно мнителен и раздражителен, не мог слышать никакой критики в свой адрес. Его начали мучить сильные головные боли.
В 1901 году у них родился желанный и долгожданный сын. Мальчик родился с небольшим дефектом верхней губы - все уверяли, что малыш необыкновенно мил и эта неправильность его нисколько не портит, но Врубель переживал это очень сильно.
Год спустя был готов знаменитый "Демон" - с огромного полотна на зрителя смотрела неземная красота и нечеловеческая грусть. Работу увезли для выставки в Петербург, но даже в выставочном зале Врубель, неудовлетворенный делом рук своих, все переписывал и переписывал картину. Очевидцы с мистическим ужасом наблюдали перемены в лице Демона - то глубокая печаль, то отчаяние, то сумасшедшее и страшное, чему и слова подобрать трудно.
Зимой этого года Надежда Ивановна пришла к ужасающему открытию: "Мне кажется, что мой муж сходит с ума!" Добились приема у самого доктора Бехтерева - он подтвердил страшный диагноз.
Чем дальше прогрессировало заболевание - тем больше была работоспособность художника. Он почти не выпускал из рук кисти или карандаша. В его голове с пугающей быстротой возникали невероятные, безумные замыслы. Жить с больным человеком стало невозможно. Маленького сына было решено отвезти к родственникам в Рязань. Врубелю стало совсем худо - прямо с поезда его отправили в психиатрическую клинику. Сразу же Надежда Ивановна похоронила своего отца и у нее тяжело заболела мать.
Невероятно, но все эти события не сломили ее не как человека, ни как певицу.
История жизни Надежды Ивановны Забелы-Врубель
Осенью 1902 года на сцене все той же Частной оперы Саввы Мамонтова возобновляется чудесная "Снегурочка", а зимой Надежда Ивановна солирут в новой опере Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный". Вся пресса единогласно признала, что спектакли прошли в атмосфере праздника и красоты, "в натиске восторга", "единодушном порыве", Забела-Царевна "была озарена каким-то нечеловеческим светом".
Сама же актриса пишет в эти дни Римскому-Корсакову: "Вообще, неимоверно тяжело жить на свете, и я часто думаю, что у меня скоро не хватит энергии петь и бороться за существование". Господа, это все слова, но за ними стоит высшее мужество, и я не всегда понимаю, почему у этого слова такой корень.
А Врубелю становится легче, его отправляют в Крым к родственникам, потом друзья зовут их отдохнуть в свое имение под Киевом. Перед отъездом серьезно простудился и заболел сын Саввочка, понадеялись на целительный южный деревенский воздух. Но малыш не поправился. 3 мая 1903 года на семью обрушился еще один удар - страшнее не придумаешь - мальчик умер.
Надежда Ивановна выстояла, а у Врубеля начался кризис. Больше года он провел в клиниках. В лечебнице Сербского ему помогли, наступило долгожданное улучшение. Врачи советовали ему по возможности, не оставлять живописи. И Врубель, как только приступы его оставляли, брал в руки грифель, кисти или карандаш. В этот тяжкий для них период он пишет знаменитый "Портрет Н.И.Забелы на фоне березок" и невероятной красоты Шестикрылого Серафима".
Работает над циклом рисунков из больничной жизни. Появилась надежда на выздоровление. Михаила Александровича выписали домой, Надежда Ивановна получила приглашение в Петербург, в Императорскую Мариинскую оперу. Но то ли певица пришлась не ко двору в северной столице, то ли сил после всего пережитого уж не было, но проявить себя на сцене так, как раньше, она не смогла.
Врубель работал, как одержимый: писал портрет жены: "После концерта", несколько автопортретов. Делал эскизы для костюмов к операм. Отвлекать себя позволял только жене - она водила его на обязательные ежедневные прогулки.
Год спустя в Париже проходили знаменитые Русские сезоны. Дягилев выделил в своем Осеннем салоне большую залу. Успех был необыкновенный - такой называют "восторженный" и "феерический".
Интенсивность, с которой творил художник, не могла не сказаться на его неустойчивом здоровье. Снова появились раздражительность, галлюцинации, странная разговорчивость. Из Москвы был вызван лечащий врач Усольцев. 5 марта Врубель простился с любимыми и дорогими людьми, повидался с другом юности и своим учителем профессором Чистяковым. Поросил Надежду Ивановну надеть для него платье, в котором он изобразил ее на картине "После концерта", сходил на выставку Нового общества художников. Вечером под наблюдением доктора поехал в Панаевский театр, в тот самый театр, где он встретил впервые свою Музу и Любовь.
И отправился в клинику. Осенью, в один из мигов просветления он напишет жене, неожиданно назвав ее по имени-отчеству и на "Вы": "Позвольте, уважаемая Надежда Ивановна, перед предстоящей нам разлукой от всего сердца благодарить за ту ласку, которую я видел от Вас. Вы знаете, какой приговор должен состояться надо мной, с содроганием смотрю в свое будущее".
Да, господа, самое страшное, что иногда сознание полностью возвращалось к нему и он отчетливо и здраво понимал, что происходит. А Надежда Ивановна не оставляла его - самыми светлыми минутами своей угасающей жизни он был обязан ей - она приходила к нему, читала ему, пела. Ее голос был с ним до последних минут.
Неподвижный, измученный, лежа на матрасе, наполненном водой Врубель ждал смерти. За два дня до конца он пришел в себя, встал, привел себя в порядок, попрощался с женой и сестрой, целуя их руки. Ночью подозвал санитара и сказал: "Николай, довольно мне уже лежать здесь - поедем в Академию". Через сутки он уже лежал в гробу в зале Академии художеств. Хоронили Врубеля з апреля 1910 года.
А Надежда Ивановна ненадолго пережила своего мужа. Те несколько лет, которые уготовила ей судьба, она посвятила двум великим Художникам, для которых она была Музой-вдохновительницей - Михаилу Александровичу Врубелю и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Она выступала с лекциями-концертами - пела сочинения своего любимого композитора и рассказывала о творчестве своего любимого художника. 20 июня 1913 года Петербург в последний раз аплодировал выдающейся артистке. Она заболела и умерла в ночь после концерта.