- Заболоцкий Николай Алексеевич Дата рождения: 24 (7 мая) апреля 1903 года Дата смерти: 14 октября 1958 года
Биография Николая Алексеевича Заболоцкого
Родился на ферме близ Казани. Отец поэта в 1903 г. служил агрономом. Мать происходила из духовного сословия, работала помощницей сельской учительницы. Когда Заболоцкому исполнилось семь лет, семья переехала на родину предков, в Вятскую губернию, и обосновалась в селе Сернур. Окончивший там три класса начальной школы, Заболоцкий в 1913 г. был принят в Уржумское реальное училище. О благодатных впечатлениях этих лет (внимание к гуманитарным дисциплинам в училище, постоянное общение с миром природы
Заболоцкий расскажет впоследствии в воспоминаниях "Ранние годы" (1955). После Октябрьской революции Заболоцкий покидает провинцию, отправляется в Москву, поступает на медицинское отделение университета, но бросает его и переезжает в Петроград. Там он становится студентом Педагогического института им. Герцена, отделения языка и литературы общественно-экономического факультета. В 1922 г. в издаваемом студентами машинописном журнале "Мысль" впервые печатает свои стихи и статью "О сущности символизма".
По окончании института — служба в армии, а по завершении ее (1927) — работа в детской секции Госиздата (публикует стихи и рассказы для детей, иногда под псевдонимом Я. Миллер), участие в создании группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), куда наряду с ним входят Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов, Д. Левин, И. Бахтерев. Первая книга "взрослых" стихов Заболоцкого "Столбцы" (1929) (стихотворная книжка для малышей "Хорошие сапоги" вышла в 1928 г.) вызвала бурную дискуссию в прессе. Перед молодым поэтом открывалась широкая перспектива. Но опубликованная в 1933 г. поэма "Торжество земледелия" была оценена в печати как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный к тому времени новый сборник Заболоцкого со стихами и поэмой не увидел света (по сохранившейся корректуре вместе с другими стихами он впервые был издан сыном поэта Н. Н. Заболоцким в 1987 г.).
После этих событий Заболоцкий создает лучшие произведения для детей: прозаические переложения знаменитых романов Ф. Рабле, Д. Свифта, Шарля де Костера, на которых будет воспитываться не одно поколение юных читателей. Но лишь появление "Второй книги" (1937), куда наряду с шедеврами натурфилософской лирики 1930-х гг. вошли "Прощание", посвященное памяти Кирова, и "Горийская симфония" о Сталине, позволило критикам заговорить о "втором рождении" поэта, избавляющемся от "прежних ошибок".
Однако 19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осужден за антисоветскую пропаганду. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Н. Тихонов, Б. Корнилов. Срок отбывал с 1939 г. по 1943 г. в системе Востлага НКВД в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; с марта 1944 г.— в Караганде, уже освобожденным из-под стражи. В таких условиях Заболоцкий закончил переложение "Слова о полку Игореве" (начал в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов.
Это помогло ему добиться освобождения и в 1946 г. переехать в Москву. В послевоенное десятилетие печатается редко. Сборник "Стихотворения" (1948) не привлек широкого внимания: социально-политическая обстановка тогда не располагала, а подчас и мешала восприятию высокой философской поэзии. В те годы поэт занимался в основном переводами, преимущественно грузинских классиков и современников (переводы поэм Важа Пшавелы и "Витязя в тигровой шкуре"). Только последняя прижизненная книга Заболоцкий, вышедшая в пору так называемой "оттепели" (1957), открыла его поэзию заново.
История жизни Николая Алексеевича Заболоцкого
Главная тема, мучившая Заболоцкого, "нерв" его творческих поисков — трагедия разума. От раннего стихотворения "Меркнут знаки Зодиака" (1929) до предсмертного "На закате" (1958) пролегает путь вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает су-щественную эволюцию, в ходе которой можно выделить три стадии: 1926— 1933 гг.; 1932—1945 гг. и 1946—1958 гг. Достижение подлинного единства искусства с реальностью и было провозглашено в тех частях манифеста ОБЭРИУ, которые написал Заболоцкий. Ставя целью возродить в поэзии мир "во всей чистоте своих конкретных мужественных форм", очистить его от тины "переживаний" и "эмоций", Заболоцкий совпадал с футуристами, акмеистами, имажинистами, даже с конструктивистами. В отличие от них автор проявил явную интеллектуально-аналитическую направленность: обэриуты должны не только "организовать вещи смыслом", но и выработать органически новое мироощущение, новый способ познания.
Свойства такого метода и проявляются в "Столбцах". В дальнейшем "городские столбцы" первой книги Заболоцкого продолжит "столбцами смешанными" и поэмами "Торжество земледелия", "Безумный волк" и "Деревья" — произведениями 1926—1933 гг.). В них речь шла не только о конкретно-социальной сущности человека, но и о родовой сущности человека как диктатора по отношению к природе — "Саваофа", "императора коровьего мяса" ("Искусство"). Заболоцкий начал с развенчания человека, с превращения его из "владыки Вселенной" в "клопика" ("Птицы"). Даже основной закон мышления — причинно-следственные связи — "выдуманные знаки". Зато при отказе от них и возник особый пейзажный мир, каждая деталь одушевлена и живет независимой жизнью.
На творчество поэта оказали влияние различные направления человеческой мысли: и теория относительности А. Эйнштейна, и "философия общего дела" Н. Ф. Федорова, и работы К. А. Тимирязева о растениях, и В. И. Вернадского о ноосфере, и Ю. А. Филипченко об эволюционной идее в биологии. Но нравственно-эстетическая оценка людского сообщества оставалась у него на первом плане. Причем абстрактным выразителем добра становился "поэт", подчиняющий слова естественному дыханию, творящий с детской непосредственностью и потому способный найти общий язык с природой ("Искусство", "Испытание воли", "Безумный волк"). Тем самым Заболоцкий возвращался к нравственному максимализму любимого им Григория Сковороды и перекликался с Велимиром Хлебниковым.
В столбцах противоречия двух миров разрешались попыткой соединить материально-стихийное с рациональным, "безумие" с "умом" (стихотворение "Предостережение"), и все-таки примирения не получалось. Велась борьба с музыкальностью стиха, ибо, по Заболоцкому, музыка являлась проявлением человеческого субъективизма, с которым следует бороться. С 1932 г. начинает вырабатываться формула поэтического творчества MOM (мысль — образ — музыка). Музыка здесь не выражение душевных тайн индивидуума, а затаенная гармония всеобщей жизни, которая воплощена материально и родственна гармонии душевной. Ее-то человек и постигает, очищаясь от суетности частного сознания и от "кровавого искусства жить". Лирическое "я" поэта раскрепостилось, но оно постоянно переходит в коллективное "мы".
Изменения в сознании Заболоцкого по возвращении из заключения обнаружились не сразу. В ключе 1930-х гг. он написал ряд превосходных произведений: "Утро", "Гроза", "Бетховен"... Закончил "Лодейникова", завершив его патетическим описанием города, который, как мудрый дирижер, правит голосами природы. Однако уже в "Творцах дорог" (1947) прозвучали щемящие строки, свидетельствующие о том, что в сознании Заболоцкий человек вновь начал отдаляться от природы: о "хоре цветов, не уловимом ухом", о созвучье тех мелодий, "о которых так редко вспоминает человек". И сам поэт уподобил себя слепцу, отрешенному от цветового многообразия мира, сохраняющему связь с мирозданием лишь в своем сердце ("Слепой").
Он даже отвергает "дух, полный разума и воли", если дух этот — "лишенный сердца и души" ("Противостояние Марса"), и потому утверждает "черту, присущую народу",— способность мыслить не только разумом, а "всей своей душевною природой" ("Ходоки"). Поэт уже не удовлетворяется абстрактным понятием "добро" и заменяет его конкретным "доброта". Не разум, а чувство утверждает теперь Заболоцкий основой красоты и творчества ("Некрасивая девочка", "Старая актриса"). К концу жизни Заболоцкий впервые написал стихи о любви, причем не о любви вообще, но о своей, личной — цикл "Последняя любовь".
Самоценность личности, непреходящую ценность каждого мгновения жизни — вот что стал поэтизировать он, и в этом находить родство с другими. Все больше влечет Заболоцкий к историческим истокам отечественной устойчивости перед стихийными силами разрушения и всемирно-исторической драмы взаимного непонимания отдельных людей и народов.
Написав в 1958 г. поэму "Рубрук в Монголии" на традиционную для русской литературы тему о противостоянии Востока и Запада, коллективистского и индивидуалистического сознания, он решил осуществить давно вызревавший замысел — поэтическую трилогию "Поклонение волхвов", "Смерть Сократа", "Сталин". Однако она не была написана. Умер в Москве.
Спасибо, Дима, спасибо!!!Замечательный поэт, очень нравится он мне .....
Заболоцкий Николай
Можжевеловый куст ..... многим знакомая и любимая песня.......
Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!...............
Николай Заболоцкий
О красоте человеческих лиц.....
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот,
Составлена песня небесных высот.
1955
Некрасивая девочка-Николай Заболоцкий
Николай Заболоцкий
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ......
Задрожала машина и встала, Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало Истомленный работой шофер.
Вдалеке через стекла кабины Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у крутины Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки Вдруг заметил два странных лица,
Обращенных друг к другу навеки И забывших себя до конца
Два туманные легкие света Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны, Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны, И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя, В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу, Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла, И мотор трепетал тяжело,
И шофер улыбался устало, Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета,-
То, что, к счастью, не знали они......
Тебе спасибо, Дима, за пост
Н. Заболоцкий с женой Екатериной...
Николай Заболоцкий
ОБЛЕТАЮТ ПОСЛЕДНИЕ МАКИ.....
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.
По пустыной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?
Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому............
Еще немного о Заболоцком.....
Арест после ложного доноса в 1938 году: событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество
Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам.
Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.
Жена и двое детей немедленно приехали к Николаю Алексеевичу в Караганду, как только это стало возможным. Лишь в 1946 году поэт освободился. Способствовали этому перевод «Слова о полку Игореве», начатый еще до ареста, а также хлопоты известных писателей, особенно Фадеева.
Ему разрешили с семьей поселиться в Москве — свою дачу в Переделкине предоставил писатель Ильенков; восстановили в союзе писателей. Он много занимался переводами, особенно грузинских поэтов. Постепенно все наладилось. Публикации, достаток (за переводы хорошо платили), известность, отдельная квартира в Москве, даже орден Трудового красного знамени в 1957 году (опять-таки за переводы). Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возращение к классическим традициям.
Совершенно точно, что ранний и поздний Заболоцкий — как два разных поэта. В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести. Рядом — супруга, преданная, как собака. Правда, здоровье подточено ГУЛАГом — в 1955-м году у него случился первый инфаркт. А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал — от него уходит жена.
Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней жестоко, порой деспотично. Вот строки из его стихотворения «Жена»:
С утра он все пишет да пишет,
В неведомый труд погружен.
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он.
Так и было в семье Заболоцких. Вряд ли Екатерина Васильевна была довольна таким положением. И в 1956 году, в возрасте 48 лет, она уходит к Василию Гроссману — писателю, известному сердцееду. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»
За удивлением последовал ужас. Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной. У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил. Потом они стали любовниками — с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях).
Любопытно, что Гроссман был для Натальи чем-то вроде приемного отца — опекал ее еще девочкой, когда отец Роскиной, его друг, погиб на фронте.
Все переплелось, но никто не был счастлив. Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.
Стихотворения 1957 года —
«Гроза идет»,
«Голос в телефоне»,
«Можжевеловый куст»,
«Встреча»,
«Сентябрь»,
«Последняя любовь»,
«Кто мне откликнулся в чаще лесной?
«Признание»- стоит обиняком. Это — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций.
Примечательно, что лирическая героиня цикла была едина в двух лицах — в некоторых стихах угадывается Клыкова (причем их больше), в других — Роскина. Вот и в «Признании» обе этих женщины как бы соединились в одну.....
Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого :
«Не позволяй душе лениться».
Его писал смертельно больной человек. Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт.
Спустя полтора месяца, 14 октября 1958 года, он умер...........
Осталось творческое наследие, которое, как и все талантливое, с годами становится лишь прекрасней.....
ПРИЗНАНИЕ...Н. Заболоцкий
Ну а песню-Зачарована, околдована-все знают))))) Десятки вариантов....вот Носков
Ну и...напоследок(хотя добавлять еще можно много, много....
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ.....(Н. Заболоцкий)
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно....
1948
ПОРТРЕТ (Н. Заболоцкий)
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза......
ГОРОДНИЦКИЙ АЛЕКСАНДР
-Лагерные поэты
Вас позабыть могу ли,
Дети земли болотной,--
Здравствующий Жигулин,
УМЕРШИЙ ЗАБОЛОЦКИЙ....
Клещенко и Шаламов,
Выжившие в аду?
Да не приимут срама
Вынесшие беду!
Там, где рычат собаки,
Следуя по пятам,
Где не дождался пайки
Мёрзнущий Мандельштам
Их запирали в карцер,--
Высохни и умри,
Ставили их на карту
Пьяные блатари.
Не дотянул до завтра,
Не пережил свой страх
Нам неизвестный автор,
Певший о сухарях.
В вечность ушел без даты,
В памяти общей стёрт,
Тот, кто воспел когда-то
Ванинский гиблый порт.
Кто нам об этих войнах
Может поведать быль?
Из-под сапог конвойных
Снежная вьётся пыль.
Мучает свежей раной
Нынешние срока
Ставшая безымянной
Горестная строка......
1989
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда—то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая...
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую...
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что не сбудется — позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица,
Или мне это просто чудится?...