Забытый мудрец и кудесник Валентин Берестов.
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в семье учителя.Вероятно,поэтому читать он научился в 4 года.Семья будущего поэта и писателя проживала в то время в Калужской области,в городе Мещовске.Стихи он начал писать ещё в детстве.
Война застала семью Берестовых в этом же самом городе.Затем была эвакуация,и Валентин вместе с родителями оказался в Ташкенте.Ему было 14 лет.Надо сказать,что ему повезло в Ташкенте:он познакомился с Надеждой Мандельштам,которая и представила его Анне Ахматовой.Затем-встреча с Корнеем Чуковским,сыгравшим большую роль в его дальнейшей судьбе.
Чуковский был им очарован.Он писал:" Этот хилый подросток обладает талантом огромного диапазона,удивляющим всех знатоков.Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова,он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах,причём эта работа сочетается с высокой культурностью и упорной работоспособностью".
В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье.Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ,затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году,ещё в студенческие годы,Берестов впервые поехал на раскопки( Новгород,Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале " Юность"как раз и были посвящены этой экзотической профессии.
Первые детские стихи были опубликованы в журнале "Смена" в 1946 году.Первый поэтический сборник "Отплытие" и первая книжка для дошкольников "Про машину" появились в 1957 году.Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок " Весёлое лето"," Картинки в лужах"," Улыбка" и другими.
Валентин Дмитриевич очень интересовался не только творчеством других писателей и поэтов,но и старался добраться до истоков их таланта.Таковы его статьи о Пушкине,Дале,Блоке,Есенине,Мандельштаме.о Высоцком.В литературном наследии Берестова есть воспоминания о детстве,воспоминания о знаменитых современниках-Чуковском,Ахматовой,А.Толстом,Пастернаке и др.Валентин Дмитриевич занимался ещё пересказами библейских преданий,переводами.
Член Союза писателей СССР.Лауреат Государственной премии СССР ( 1990).Почётный гражданин Калужской области (2000).Стихи Берестова высечены на каменной книге в городе Арпино ( Арпинум),родине Цицерона.
В последние годы писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой Татьяной Александровой,художницей и писательницей.Составил вместе с женой " Избранное" по " Толковому словарю" В.Даля.( Издано в 2001 году.
Умер Валентин Дмитриевич Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.
Урок листопада.
"А дальше,ребята,урок листопада.
поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок зазвенит-одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей"
И парами,парами следом за нею,
За милой учительницей своею,
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело.
"Смотрите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые листья горят,как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все,как земля засыпает,
Как ветер листвою её засыпает"
А в роще кленовой светлей и светлей-
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной,задумчивой женщиной рядом.
Экзамен.
Рассвет,и тающий туман,
И расставанье под часами.
А после голову под кран
И без задержки-на экзамен.
Не притушив сиянья глаз,
Таких восторженных,влюблённых,
Он начинает свой рассказ
О наших предках отдалённых.
Для поздравленья на момент
Его задерживая руку,
Профессор думает:"Студент,
Что говорить,влюблён в науку".
Памяти Т.И.Александровой.
" Заглядывать вперёд-ты пошутила,-
Мы слишком далеко не будем,чтоб
случайно не увидеть хвост кобылы,
На кладбище везущей чей-то гроб".
Над мрачной шуткой мы смеялись оба,
" Любовь до гроба",-каждый повторял.
Любила ты, и я любил до гроба,
До гроба,над которым я стоял.
* * *
Вечер.В мокрых цветах подоконник.
Благодать.Чистота.Тишина.
В этот час,голова на ладонях,
Мать обычно сидит у окна.
Не откликнется,не шевельнётся,
Не поднимет с ладоней лица.
И очнётся,как только дождётся
За окошком улыбки отца.
И подтянет у ходиков гири,
И рванётся навстречу ему.
Что такое любовь в этом мире,
Знаю я,но не скоро пойму.
* * *
Любили тебя без особых причин.
За то,что ты-внук,
За то,что ты-сын.
За то,что малыш,
За то,что растёшь,
За то что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Бабушка Катя
Вижу,бабушка Катя
Стоит у кровати,
Из деревни приехала
Бабушка Катя.
Маме узел с гостинцем
Она подаёт,
Мне тихонько
Сушёную грушу суёт.
Приказала отцу моему,
Как ребёнку:
" Ты уж,деточка,сам
Распряги лошадёнку".
И с почтеньем спросила,
Склонясь надо мной:
"Не желаешь ли сказочку,
Батюшка мой?"
Кудри
Итак,беру я ножницы,
Гребёнку и халат.
Сидит,как в парикмахерской
Мой пятилетний брат.
И просит он все локоны
Остричь до одного,
Чтоб женщины в покое
Оставили его.
Урок рисования
Учитель положил на стол морковку,
Раскрыл альбом прилежный ученик.
" Вон то бочок в тени.Дадим Штриховку.
А этот на свету.Положим блик".
Малыш трудился,не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил.
И всё ж явились рядышком с морковкой
Два зайца,пароход,солдат с винтовкой.
* * *
Это чудо жизни,
Этот нежный взгляд
Встретил я впервые
Много лет назад.
Встретил на уроке
В пятом классе"А"
И решил:"Стрельцова
Спятила с ума".
Портрет
Блокада.Ночь.Забитое окно.
Мигающих коптилок тусклый свет.
Из мрака возникает полотно.
Художник пишет женщины портрет.
Она сидела,голову склоня,
И думала в голодном полусне:
" Вот я умру...Но что-то от меня
Останется на этом полотне".
А он писал в мигании огня
И думал:"На войне,как на войне.
Пусть я умру! Но что-то от меня
Останется на этом полотне".
Колечко
Потеряла девушка перстенёк
И ушла,печальная,с крылечка.
А спустя тысячелетье паренёк
Откопал любимое колечко.
Он и рад бы то колечко возвратить,
Да не в силах...Время любит пошутить.
На юбилей Корнея Чуковского
Нам жалко дедушку Корнея,
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве " Бармалея"
И "Мойдодыра" не читал.
Не восхищался "Телефоном"
И в " Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Спасибо Большое , Евгений!! Замечательные ИМЯ и пост
Вот здесь:Валентин Берестов о Высоцком.....Вкратце, только 1 часть.
..................................................
Статья Валентина Берестова из книги "Застенчевый трубач", вышедшей в 2001 году в Библиотеке журнала "Вагант-Москва".

"В прошлом, будущем и настоящем..."
1.
«Владимиру Высоцкому хотелось узнать, можно ли его читать» — так начал свою статью о нём Давид Самойлов.
Помню, как тот же вопрос волновал даже самых пылких поклонников Высоцкого: «Будет трудно воспринимать текст без привычных мелодий». Я отвечал на это, что такая же проблема может возникнуть и при чтении нашей классики, стоит лишь произнести «Я помню чудное мгновенье» (Пушкин), «Обойми, поцелуй» (Кольцов), «Не искушай меня без нужды» (Баратынский), «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов), «Я встретил вас» (Тютчев), не говоря уже о «Коробейниках» (Некрасов). Дай Бог каждому поэту такие трудности!
Было время, когда даже самые близкие друзья не могли представить поэзию Высоцкого во всём её объёме. «После смерти Высоцкого, разбирая его архив, нашли 250 произведений, которые он никогда не читал»
. Теперь поэта издают как классика, стихи его даются в хронологическом порядке, а в новом издании уже есть такие «академические» разделы, как эпиграммы, песни и стихи «на случай», «наброски, незавершённые произведения» и даже «Dubia», то есть стихи, приписываемые Высоцкому.
Выдержит ли поэзия Высоцкого, не усиленная его поющим голосом и гитарой, такое испытание?
Как бы отнёсся к этому сам Высоцкий?
«Я буду одним из них», — произнёс как-то юный Джон Китс, указав на полку с томиками классических поэтов. А Высоцкий на вопрос анкеты, хочет ли он стать великим, ответил: «Хочу и буду». Но, может быть, он имел в виду всё своё творчество в целом, не отделяя стихи от ролей и исполнения песен?
И нужно ли дорожить каждой его строкой, как строкою классика? Ведь у классического поэта чуть ли не каждая строка способна жить самостоятельной жизнью в виде эпиграфа, афоризма Стих — это строка. Написал одну прекрасную строку, за ней — другую, третью, не менее гениальную, и так до конца.
Высоцкий это знал. «Я помню, — пишет артист А.С.Меньшиков, — что в газете «Советский спорт» появилась статья об альпинистах, которая называлась «Лучше гор могут быть только горы...»
Радости Высоцкого не было предела! Он вырезал заголовок, он с ним носился!
«Меня напечатали!» Один только стих. А, сколько теперь таких заголовков, сколько строк цитируются как поговорки!
Конечно, в сюжетных стихах главную нагрузку несёт сам сюжет. Но вот чуть ли не единственная бессюжетная песня Высоцкого «Беспокойство» (1966). Ею он часто завершал свои концерты. По словам автора, это — «набор беспокойных фраз». Прочтём её, отрешившись от музыки, стих за стихом, и увидим, какую нагрузку может вынести стих Высоцкого.
«А у дельфина взрезано брюхо винтом!» — боль за живую природу, возбуждающая новое, столь необходимое человечеству экологическое чувство. И сразу новая тревога, уже за людей: «Выстрела в спину не ожидает никто». И мы — в разгаре боя: «На батарее нету снарядов уже». И — в небе: «Надо быстрее на вираже».
Воздушный бой? Испытание самолёта? Разрозненные выкрики сплавлены в одно рифмами («на батарее — надо быстрее», «уже — на вираже»). И вот выкрик с моря: «Парус! Порвали парус!» А за ним: «Каюсь! Каюсь! Каюсь!».
Кто-то берёт на себя ответственность за всё происходящее на суше, на море и в небе.
Далее опять загадочная ситуация: «Даже в дозоре можешь не встретить врага». Игровое: «Это не горе — если болит нога». И вдруг сказочное: «Петли дверные многим скрипят, многим поют...» И обескураживающее: «Кто вы такие — вас здесь не ждут!»
Опять в припеве: «Парус! Порвали парус!» и «Каюсь!»
Вслед за этим нечто благодушное: «Многие лета — всем, кто поёт во сне!»
И включается ад: «Все части света могут лежать на дне», как легендарная Атлантида. Но этого мало: «Все континенты могут гореть в огне». А ведь и вправду могут! И словно голос надежды: «Только всё это не по мне».
Вот если бы так считало всё человечество! Но до полной победы разума ещё так далеко! «Парус! Порвали парус!» Как видим, вопреки распространённому мнению, слабую строку у Высоцкого найти куда труднее, чем сильную.
Поэт составил эту песню из многих песен настоящих и будущих. Стиху о дельфине со взрезанным брюхом как бы ответят, скажем, такие строки:
Эту бойню затеял не Бог — человек:
Улетающим — влёт, убегающим — в бег...
Второму стиху, где не ждут выстрела в спину, отзовутся стихи «Я не люблю фатального исхода»:
Я не люблю, когда стреляют в спину.
Я также против выстрелов в упор.
Стихам про то, что кончились снаряды на батарее и что «надо быстрее на вираже», ответят военные песни Высоцкого. А, скажем, стих «Кто вы такие — вас здесь не ждут» в родстве с песней «А люди всё роптали и роптали»:
«Те, кто едят, — ведь это ж делегаты,
А вы, прошу прощенья, кто такие?»
Что же касается припева: «Парус! Порвали парус!», то, как мне кажется, парус — это символ творчества, движимого вдохновением. «Порвали парус!» — это насилие над творчеством, над его свободой. Вот, к примеру, пушкинский символ поэзии — эхо. Порвать парус поэзии — почти то же самое, что расстрелять эхо за то, что оно «отзывалось на крик — человеческий крик».
«Эхо связали и в рот ему сунули кляп» и расстреляли.
В короткой песне ощущается глобальность поэтического мышления: «Все части света... Все континенты». Так поэт видит не только возможную гибель, но и сотворение мира:
Сначала было Слово печали и тоски.
Рождалась в муках творчества планета, —
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.
Мужественное «только всё это не по мне» впоследствии вдруг обрело напев «цыганочки»:
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...
Что же касается трижды повторённого в пении «Каюсь! Каюсь! Каюсь!», то Высоцкий, как и наши классики, не мог не ощутить присутствия в мире высших начал.
«Скорее всего, он был неосознанно верующим», — предположил композитор А.Шнитке.
Время возвращения Слова в Россию затронуло в середине 60-х годов и меня. В 1963 году я, по просьбе Чуковского, сидел над пересказом для самых маленьких детей библейских сюжетов про Давида, Голиафа и царя Саула, про Иону во чреве китовом.
«Ничего не свято!» — ужаснулся Высоцкий. Нельзя было следовать классике без обращения к Богу, без лермонтовского: «И в небесах я вижу Бога». И даже без известной фамильярности, какую мы встречаем у классиков, вроде пушкинского: «Творец любил восточный пышный слог». И всё же: «Каюсь!» Как неожиданно и с какой могучей силой это звучало в ту эпоху!
«Паутину в углу с образов я ногтями сдираю», — пел Высоцкий. И зарекался:
Чту Фауста ли, Дориана Грея ли.
Но чтобы душу — дьяволу, — ни-ни!...............
Да. Замечательный Валентин БЕРЕСТОВ......
Биография Валентина БЕРЕСТОВА.....
ОН ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!!! Спасибо вам огромное за пост, Евгений....
Эшелон 41 года....
Дети, читавшие Берестова, плохими людьми не стали-уверена..... Хотелось бы верить.....
С милым домом разлучённые,
В горьком странствии своём
Пьём мы только кипячёную,
А сырой воды не пьём.
Было нам в то время грозное
Чем залить свою тоску.
Эх ты царство паровозное!
Сколько хочешь кипятку.
Погодите-ка, товарные!
Пей, бригада, кипяток.
Пропустите санитарные
Эшелоны на восток.
Погодите, пассажирские!
Сядьте, дети, на траву.
Воевать полки сибирские
Мчат курьерским на Москву.
Командиры осторожные
Маскировку навели.
Ах, берёзоньки таёжные,
Далеко ж вас увезли.
Паровоз рванёт и тронется,
И вагоны полетят.
А берёзы, как на троицу,
Как на избах- шелестят....
***
Ну, вот она, первая любовь:)
Любовь начиналась обманом сплошным.
Бежал я из школы двором проходным
И вновь на углу появлялся, краснея,
Чтоб как бы нечаянно встретиться с нею.
И, всё понимая, чуть-чуть смущена,
Моим объясненьям внимала она:
Мол, с кем-то из здешних мне встретиться надо.
О белый беретик во мгле снегопада!
И снова дворами я мчался сквозь мглу,
И ей попадался на каждом углу,
И, встретившись, снова навстречу бежал...
Вот так я впервые её провожал..............
Любили тебя без особых причин....
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей..........
**
Вечер. В мокрых цветах подоконник.
Благодать. Чистота. Тишина.
В этот час, голова на ладонях,
Мать обычно сидит у окна.
Не откликнется, не повернётся,
Не подымет с ладоней лица.
И очнётся, как только дождётся
За окошком улыбки отца.
И подтянет у ходиков гири,
И рванётся навстречу ему.
Что такое любовь в этом мире,
Знаю я, да не скоро пойму.....
**
Внукам прочитайте-деткам уже поздно читать это))
Был у кошки сын приёмный -
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Язычком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать - животное
Очень чистоплотное.
Но подрос Сынок приёмный,
И теперь он пёс огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
- Ох, - вздохнула кошка-мать, -
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся.
Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке....
Евгений, спасибо большое за пост! Татьяне - спасибо большое за замечательное дополнение! Мне тоже очень нравятся стихи В. Берестова, особенно детские: до сих пор помню , как учила с дочкой буквы по его "Веселой азбуке" . Позвольте и мне добавить интересную передачу канала Культура "Писатели нашего детства.Валентин Берестов"
Валентин Дмитриевич неоднократно участвовал в радиопередаче "В нашу гавань заходили корабли..." Прошло уже 20 лет, но мне помнится как Э.Успенскиий рассказывал об истории создания детского варианта легендарной "Мурки". Предлагаю послушать этот вариант. Слова и пение В.Берестова:
Евгений, спасибо! Очень интересно.
И стихи понравились!