Законспирированная "свадьба" с Высоцким или легендарный "лесной концерт"
Законспирированная "свадьба" с Высоцким или легендарный "лесной концерт"
Высоцкий: Запись 1972 года в Лампушке (Очень редкие записи)
Видео взяты на Ютубе с каналов пользователей: и
На следующих фотографиях Владимир Высоцкий с Галиной Астафьевой (член клуба авторской песни "Восток", принимала активное участие в организации "Лесного концерта")
Замечательно, Ирина!!Значит, это.....
Галина Астафьева, член Клуба авторской песни ВОСТОК.
Прекрасные фото, Ира. Я ИХ НЕ ВИДЕЛА.....
Большое спасибо за проделанные поиски .
Tatiana пишет:
Большое спасибо за проделанные поиски .
Таня, мне Наталья подсказала кто на фото, а я нашла в сети материал.
Irina_V пишет:
Таня, мне Наталья подсказала кто на фото, а я нашла в сети материал.
---------------------------------------
Неважно, кто подсказал и что...а подборка твоя, Ира, замечательная. И редкие фото, мною совершенно не виденные-это прекрасно.
Спасибо и-С ДНЕМ ПАМЯТИ тебя НАШЕГО ВЫСОЦКОГО....
Политический полюс В. С.: а если бы?..
Всегда есть соблазн задаться вопросом: а какую позицию занял бы Высоцкий в наше время и в нашем обществе, раздираемом противоречиями и страшно поляризованном?
Представители либерального лагеря уверенно говорят: ну что-о-о-о вы, Владимир Семёнович боролся с тоталитарной системой, подавлявшей всякое инакомыслие, он был диссидент-с, и понятно, чью позицию он сейчас занял бы.
«Имперцы» с той же уверенностью парируют: даже не думайте, Высоцкий до одури любил свою страну и не мыслил себя вне России, в какие бы Парижи и Нью-Йорки не вывозила его кривая!
Режиссёр «Места встречи» Станислав ГОВОРУХИН, чьи взгляды и политические ориентиры хорошо известны, заявлял: «Я не думаю, чтобы он пошёл за теми, кто хочет для России беды и развала. И я уверен, Володя Высоцкий мой выбор сегодня поддержал бы».
Оно, конечно, и тем представителям либерального лагеря, что знали Высоцкого лично, и тем более Говорухину — вроде как виднее.
Другое дело, что Владимир Семёнович, в общем-то, был далёк от политики, предпочитая сугубо социальную сатиру.
Даже в самых горьких его строках, где есть и обида, и упрёк в адрес суровой Родины и действительно непростых и неоднозначных людей, населяющих её просторы, — о, в этих строках всё равно есть и любовь, и надежда, и вера.
Даже в пронизанных сверхчеловеческим напряжением балладах «Охота на волков», «Кони привередливые» и «Парус» нет никакого антисистемного диссидентского посыла:
снести!
не приемлю!
палачи/сатрапы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
«Каюсь, каюсь, каюсь…» — звучало у
В. С., который, кажется, чувствовал, что за размеренным, душноватым, но в целом благополучным и комфортным мирком 70-х — начала 80-х ждёт нас очередная буря и смута.
Разумно-критическое отношение к действительности, к разного рода крайностям и махровым перегибам, в общем-то, характерно для любого мыслящего человека.
Не бунтаря, не ниспровергателя.
Неприятие мещанства, неприятие жирной душевной сытости и «хата-с-крайности».
И не следует принимать за диссидентскую позицию его высмеивание различных сторон и нелицеприятных явлений советской действительности, но нет тут ни яда, капающего с клыков, ни разрушительного всеотрицания.
Послушайте, человек любил свою страну, это пронизывает всё, чтобы он ни сказал, ни спел, ни сыграл!..
«Диссидент» в роли капитана Жеглова? «Жертва режима» на «мерседесе» и — спокойно — по капстранам? (Кстати, в той же Америке Высоцкого, будь он гражданином США, могли бы запросто посадить за неуплату налогов с тех немалых доходов, что получены за нелегальные концерты, а он давал их сотнями.) И потому даже не будем начинать.
Единственный момент. Одним из ключевых параметров жизненной позиции у нас в стране традиционно является отношение к отечественной истории и, в частности, к Великой Отечественной войне. Если «история России забрызгана кровью и испражнениями» и «завалили трупами» соответственно — то с вами, уважаемые, всё ясно.
Владимир Семёнович бережно относился к, да, сложной, да, изломанной истории своей страны, свято берёг память о войне, претворял её в гениальные творческие формы. А его «Баллада о борьбе» так пронзительно, так трогательно рисует образ пытливого мальчишки и юного поколения, «не знавшего битв»: «А в кипящих котлах прежних боен и смут столько пищи для маленьких наших мозгов!..»
Не верю, что доживи Высоцкий до наших дней, он стал бы потреблять отравленную политическую пищу.
Русофобскую кашу для мозгов.
И если я ошибаюсь, а это очень возможно, то хочу сохранить за собой право на эту иллюзию — потому что у каждого свой Высоцкий.
И у вас.
Ириша...с горькой(потому что так рано ушел.....)и СВЕТЛОЙ(потому что Он всегда с нами....) ПАМЯТЬЮ О ВОЛОДЕ ВЫСОЦКОМ..."Классиков" бардовской(и не только) песни послушаем?...
Визбор....
Окуджава....
Розенбаум....
Макаревич....
Их так много, почитателей Высоцкого...Напоследок-замечательный Володя Мигуля
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ Владимиру Высоцкому-35 лет МЫ без НЕГО.....
https://www.youtube.com/watch?v=FWpv5wAXv9k
Таня, а мне ещё нравятся стихи Ильи Резника
Мы помним ЕГО всегда!
И не клялись бы в дружбе вечной те, кто талант его хулил....Прав Резник.
Спасибо, Ирина.Хорошее стихотворение.
Продолжу чуток, Ириш. Пусть будет в одной заявке...
Незаменимый.
В жизни Высоцкого всё было вопреки и наперекор ......
Был обречён?
В его жизни всё было и вопреки, наперекор. Даже тело своё он советовал, если утонет (а в 1966-м он тонул в реке Кура - спас друг Жора Епифанцев), ловить не внизу, а выше по течению. А уж если бегать - только иноходцем, «по-иному, то есть - не как все», «не под седлом и без узды»!
После смерти Высоцкого прошло 35 лет.
Но большое ясно видится даже на столь малом для истории расстоянии. Особенно в наше безгеройное время, несмотря на то, что Высоцкого очень скоро накрыла и опутала вся пошлость посмертной славы - сплетнями «в виде версий», махинациями, скандалами и распрями.
Так же, как его связали простынями в последние страшные часы, что он доживал на узкой тахте в квартире на Малой Грузинской.
Много позже после той страшной июльской ночи Марина Влади, его самая, наверное, большая любовь, скажет в интервью «АиФ»: «Мог бы Володя прожить дольше или он был обречён сгореть так рано? Этого никто не может сказать! В те, последние, годы, когда мы снова были вместе, я собиралась вновь приютить его у себя. Переселить его в мой дом под Парижем, куда я вернулась после разрыва с ним. Я была готова снова бороться с его недугами, лечить… Но Володя прекрасно понимал, что ради этого ему придётся бросить поэзию, театр. Если бы он на самом деле стал жить немножко по-другому, не мучиться так, как он мучился, может, он и прожил бы дольше. Но это - вопрос без ответа...»
Его посмертная слава - не чета его славе прижизненной, всенародной. Есть рейтинг - второй после Гагарина по фантастической популярности. Он был и впрямь «всенародный Володя».
Заплатил жизнью
«Умер народный артист Советского Союза», - сказал тогда над гробом Никита Михалков. Те, кто пытался сосчитать пришедших (ещё с ночи на 28 июля 1980 г.) проститься с Высоцким, сбились, досчитав до 100 тысяч. Мне довелось быть там, на Таганке, в тот день. Никогда не видела я столько мужиков со слезами на глазах - и с магнитофонами в очереди, и в оцеплении в форме. В той очереди к театру стояли космонавты и фронтовики, академики и урки, торгаши и работяги, физики и лирики, студенты и барышни, стюардессы и официантки, допотопные старушки в шляпках… Высоцкого обожала вся страна. Ему прощали дорожные нарушения, его брали в море, в горы, в небо, под воду и в космос (голосом, на плёнках). К нему по первому звонку летели «свои скорые», ему незаконно отпускали «лекарство». За «лекарство» это Высоцкий заплатил по полной - болью, мучением и гибелью в конце концов. Заплатил жизнью. Ещё в конце 60-х он написал: «Я лежу в палате наркоманов, чувствую - сам сяду на иглу».
И всё-таки в главном Высоцкий для тех, кто его знал и помнит, - лёгкий, победно обаятельный, спортивный, азартный, исключительно доброжелательный, застенчивый, легко краснеющий, компанейский, увлекающийся, как ребёнок, ранимый, взрывной и отходчивый, жадно живущий, залюбленный и недолюбленный, юморной (включите его смешные песни - обхохочетесь, как хохотала великая Плисецкая, чуть не упав со стула, над его «Письмом с выставки»). Как верно заметил Вениамин Смехов - в нём было очень много жизнелюбия, оптимизма. И - нежность к людям. «Он очень добрым был парнем», «главное было - его доброта», «добрая ребячья душа» - вспоминают о нём. Вечно кому-то что-то доставал, пробивал, привозил - от лекарств до косметики и игрушечных машинок. Пел, если просили, в поездах, больничных палатах, капитанских и пилотских рубках, на палубах, в костюмерных, кладовках…
Перечитала массу воспоминаний (а всю жизнь его уже перетрясли до костей). Запомнилось, царапнуло: как регулярно прокалывали шины у его «Мерседесов». Как царапали брань на стекле или звонили домой: «Живой? А говорят, эмигрировал, спился, повесился!» Как прилежно писали «служебные записки» коллеги по Таганке: «был нетрезв», «опоздал»… А общее собрание труппы на гастролях в Риге: «уволить!» А вечные претензии, выговариваемые Любимову: Высоцкому, значит, можно, а другим нельзя? А зависть?
«Пой давай!»
Что же такое Высоцкий? Невысокий человек заурядной наружности, с хриплым голосом, не сверхблестящий артист, не выдающийся поэт... Высоцкий, которого знаменитейшийкомпозитор Альфред Шнитке назвал «гениальным человеком». А Юрий Любимов, натерпевшийся как никто от «недисциплинированного» актёра, писал: «Наверное, когда-нибудь будет изобретён прибор и, слушая песни Высоцкого, учёные найдут то, что было в этом надорванном хрипатом голосе, который кричал на всю страну и всё-таки докричался до миллионов сердец. Почему такая феноменальная любовь и популярность? Он «зарифмовал всю Россию», как Гоголь про Пушкина сказал, он снял лак официальности. Он её в песнях «вочеловечил». И поэтому его хоронили как национального героя».
Он состоялся вопреки всему - генам, семье, среде, власти. «Нет певческого голоса» - вердикт в Школе-студии МХАТ. А он обаял, заворожил, оглушил этим голосом всю страну. В Театре им. Пушкина играл Лешего и Бабу-ягу, был рад роли в спектакле под названием «Свиные хвостики» - и покорил вершину мирового актёрского репертуара Гамлета. Рядовой артист (согласно трудовой книжке) с нищенским окладом среднего инженера, носивший пальто с чужого плеча и худые ботинки, ходивший годами в одном пиджаке и радующийся концертной ставке в 5 рублей (репертуар ему утверждали партийные чиновники)... И вместе с тем один из самых модных, щёгольски одетых столичных артистов, да ещё и рессекающий с бешеной скоростью по Москве на «Мерседесе»! Кроме авто, Высоцкий обожал лошадей, прекрасно держался в седле. «Чуть помедленнее, кони!» - это написано незадолго до исхода. А весь свой 42-летний век, точно раздираемый мощнейшей внутренней силой, он этих своих привередливых коней лишь пришпоривал и погонял. Юрий Визбор вспоминал: «Много россказней ходит о его запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом «поэтических запоев» - по 3-4 дня, заперевшись, писал как одержимый». Ночами, на обоях и обрывках бумаги. И читал, называя эти уходы в чтение - «взапчит». Истово, самозабвенно пел и играл на сцене. Когда пропадал голос - читал почти шёпотом стихи и рассказывал о своём театре, съёмках, коллегах. Однажды на концерте за месяц до смерти в ответ он услышал из зала: «Кончай трепаться! Пой давай, бери гитару и пой!» Он взял гитару… и ушёл со сцены, а потом долго молча сидел, прижимая её к себе, на глазах - слёзы.
В богатой биографии актера, поэта и исполнителя Владимира Высоцкого найдется немало городов, где он побывал с гастролями, по делам, или случайно останавливался. Бывал кумир миллионов и в Смоленске. Накануне дня рождения Владимира Высоцкого SMOL.AIF.RUвспоминает, как один из его визитов в город превратился для тогдашних правоохранительных органов в дело первостепенной важности: звезд мирового масштаба, Высоцкого и Влади, ограбили в самом центре Смоленска.
Дело-легенда
Владимир Высоцкий приезжал в Смоленск всего два раза. Первый раз - во время съемок фильма «Родом из детства», в 1965 году, второй – в сентябре 1970 года. И это визит был ознаменован неприятным происшествием, случившимся с ним и его спутницей – французской актрисой Мариной Влади. История эта давно обросла слухами и превратилась в настоящую легенду, байку среди смоленских следователей. К сожалению, милиционеров, непосредственных участников тех событий, уже нет в живых. Но корреспондентSMOL.AIF.RU разыскал вдову следователя, который вел дело Высоцкого, жену Петра Викторовича Стукальского, Зинаиду Петровну, которая и рассказала нам о деталях знаменитого ограбления.
Главное - пластинки
13 сентября 1970 года Марина Влади ехала в Москву, Высоцкий встретил её в Бресте на серой «Волге», и далее они отправились уже вдвоем. Путь был неблизкий, поэтому они решили ненадолго остановиться в Смоленске. Однако визит знаменитой пары в провинциальный город затянулся. Высоцкий и Влади оставили «Волгу» возле гостиницы (сейчас она называется Центральная) и отправились перекусить в ресторан Днепр, существующий до сих пор. Пока Владимир и Марина были в ресторане, машину вскрыли и все вещи украли.
«В тот день в горотделе УВД дежурил мой муж – следователь Петр Стукальский. Высоцкого в то время уже все, конечно, знали, его песни звучали едва ли не из каждого окна. Так что к делу отнеслись со всей серьезностью», - вспоминает Зинаида Петровна.
В машине было много вещей - фотографии, целый чемодан одежды, дорогая шуба Марины Влади. Но больше всего Высоцкий расстроился из-за украденных пластинок.
Законспирированная "свадьба" с Высоцким.
В теперь уже легендарном клубе авторской песни "Восток", сформировавшемся в начале шестидесятых под крышей "ватрушки"- ленинградского Дома культуры работников пищевой промышленности, Владимир Высоцкий пел четырежды. Пятый концерт пришлось делать выездным.
Бывший председатель Совета клуба Наталия Смирнова (в замужестве Кане) причину объясняла так:
- Должностные лица отказали. При этом, конечно же, выискивались веские, оправдывающие их причины. Но чего лукавить: люди просто боялись. Вот и пришлось выбираться на природу. Высоцкий ехать за город согласился.
Выбор места остановили на небольшом озерке неподалеку от станции Сосново, за шоссе Мичуринское - Приозерск. Дату предопределило свободное время гастролировавшего в Ленинграде с театром на Таганке артиста: суббота 14 июля 1972 года, первая половина дня.
О какой бы то ни было рекламе речи быть не могло. Традиционно "востоковцы" оповещали друг друга при личной встрече, по телефону. Однако потенциальное число зрителей-слушателей росло лавинообразно: ими становились друзья друзей, знакомые знакомых и т.д., благо, что ограничения в зрительных местах, как в клубном зале, не существовало. Непременным дополнением к приглашению было: вести себя тихо, особенно на пути следования.
Электропоезд с Финляндского вокзала отошел в 10.31. В пятом вагоне ехал актив клуба: Николай Курчев, Ольга Прасаданова, Вадим Шевцов. Юрий Андреев (ныне доктор филологических наук, писатель) с сыном Сергеем, Заир Рудер - сегодняшний глава "Востока", автор-исполнитель Валерий Сачковский (с гитарой) и другие.
Николай Курчев:
- На платформе в Сосново нас встречал человек в одних плавках, но с плакатом в руках - "Свадьба". Эго чтобы не вызывать нездорового любопытства. Правила конспирации нами соблюдались. Непосвященные ничего бы не заподозрили, а посвященные даже знали фамилию встречающего - Степанов из группы Михаила Кане, прибывшей накануне вечером.
Странное зрелище представляла собой эта пестрая толпа, топающая сперва вдоль железнодорожных путей по песку и щебню, а после по лесной тропе: туристы с рюкзаками и... разнаряженные дамы на шпильках. "А то как же! На свадьбу, чай, собрались, а что свадьба справляется в лесу - так это ж романтично!".
На крутом берегу озера стояли палатки, на песчаном пляже уже загорали прибывшие ранее. На деревьях висел черный портрет-профиль Высоцкого, основой которого послужила фотография Галины Дроздецкой.
Еще с вечера Николай Курчев договорился с работником ГАИ Галеем Сиразетдиновым, что тот привезет на служебном мотоцикле громкоговорящую установку. Они в компании с Галиной Астафьевой выбрали несколько удаленный от воды склон с природной впадиной, способной сослужить роль амфитеатра. Установили микрофон, развесили по соснам колонки, опробовали систему - все нормально. Дело оставалось за малым - не было Высоцкого.
Наталия Смирнова:
- За Володей мы заехали в "Асторию" на "Победе" Станислава Хлусевича. Стас приехал с женой и каким-то родственником, так что в салоне нас было пятеро.
По пустынному Приозерскому шоссе мы просто летели. Чуть впереди на новеньких "Жигулях" шел Миша Крыжановский, с ним - Юра Кукин, поклонникам авторской песни это имя говорит о многом.
В семьдесят втором году, если помните, стояла страшная жара. Возможно, поэтому в районе Лемболово лопнуло колесо. Тряхнуло нас так, что если бы Хлусевич не справился с управлением, машина точно бы перевернулась. Остановились. Почти шоковую паузу прервал Высоцкий - хвалебными словами в адрес водителя. Стас принялся менять колесо. Мы с Володей прошлись по дороге: интересно было знать, в чем причина прокола; ничего колюще-режущего так и не нашли.
Вернулся Крыжановский, стал уговаривать Высоцкого пересесть к нему. Володя вспылил:
- Ну уж нет! Я с этими людьми ехал - с ними и доеду. Бросать их в такой ситуации не имею морального права.
К полудню прибыли на место. (По другим источникам - вторая половина дня. Прим автора.)
Неожиданно Высоцкий закапризничал:
- Я не буду выступать! Что-то мне тут место не нравится. И что это все так смотрят на меня? Я чувствую себя неловко... - Поразмыслив, сменил гнев на милость. - Ладно. Пусть сначала туристы попоют.
Михаил Кане:
- Володя, надо сказать, довольно скептически относился к туризму, к такой вот обстановке.
Он пошел к воде. Разделся. Стоит на бережке в плавках - покуривает. Вдруг - бултых! - нырнул. И... с концами! Мы забеспокоились, стали с себя портки стаскивать: такой человек!.. Вода хоть и прозрачная, да озеро не чищенное, коряги везде. Вынырнул Высоцкий черт-те где! После прикинули: фантастика - метров семьдесят под водой проплыл. Выбрался на берег и как ни в чем не бывало уселся перед импровизированной эстрадой.
Концерт открыли Михаил Кане и Галина Астафьева: зазвучали "Московская цыганочка", "Дождь притаился за окном...", "На далекой Амазонке". Потом Юрий Кукин свою сверхпопулярную песню "За туманом" спел. Был в одних плавках. Ненасытные слепни нещадно его кусали.
Высоцкий слушал внимательнейшим образом.
Исполнители немного поэкспериментировали: песню "А все-таки жаль, что кончилось лето..." вначале исполнил автор - Ю.Кукин, и следом - более артистичный М.Кане.
Владимир Высоцкий к микрофону вышел с голым торсом. Фотолюбители защелкали аппаратами. Валерий Сачковский стал браниться, отгонять их (он знал, что Высоцкий не любит, когда его не слушают, а фотографируют во время исполнения песен), но, говоря словами самого классика, у Сачковского это получалось "слава Богу, не совсем удачно". Неповторимые мгновения того памятного выступления оказались запечатленными. Одну из фотографий Михаил Шемякин включил в изданный им в США альбом, посвященный Высоцкому, и подписал интригующе: "Операция "Свадьба".
Гениев, как и простых смертных, насекомые донимают одинаково - пришлось Высоцкому одеться. Несмотря на жару, работал он на износ - иначе не умел. Исполнил 22 песни, в том числе "Кони привередливые", "Горизонт", "Песня о поэтах", "Мои похорона", "Товарищи ученые..." Из новых - "Баллада о гипсе", "Песня конченного человека".
Николай Курчев:
- Случай уникальный: на больших концертах он новых песен практически не пел. А тут - тоже впервые - даже прочитал стихотворение, впоследствии ставшее знаменитой песней "Почему аборигены съели Кука?".
Концерт записывался на магнитофон и, по сути дела, подпольно растиражированный, в записи разошелся по всей стране. Плата за доставленное удовольствие в размере ранее оговоренного одного рубля собиралась проходившими "по рядам" организаторами концерта.
По окончании - водные процедуры и обед. Продукты - это тоже было оговорено - каждый брал себе сам: мероприятие-то долговременное. Высоцкий обедал в группе Михаила Кане. Попел он немного и там, в узком кругу. Без микрофона. "Мишку Шифмана" спел, еще что-то. Поделился московскими новостями, небезынтересными и ленинградцам: стихи Окуджавы опубликовал эмигрантский журнал "Посев", и за отказ автора послать опровержение, протест, Булата решено было из партии исключить, но в Союзе писателей оставить...
Михаил Кане:
- Многие, очень многие люди, обалдевшие оттого, что передними живой Высоцкий, раскрыв рты, смотрели ему в рот. Это смущало его. И мы, как могли, ограждали его, старались переключить внимание зевак на что-то другое.
В город Владимир Высоцкий возвращался на "Жигулях" Михаила Крыжановского - спешно: предстоял вечерний спектакль.
А песни у костра под гитару продолжали звучать. Впереди был еще один выходной - воскресенье.
Желтов Владимир