Замечательное стихотворение Александра Файнберга
Замечательное стихотворение Александра Файнберга
Сирень
Давай любовь свою оплачем.
Давай свидание назначим,
Не мучаясь и не грустя.
Сегодня. Десять лет спустя.
Давай сирени наломаем.
Любила ты? И я любил.
Апрель цветёт, как ненормальный.
Апрель заборы проломил.
Сирень горька и безутешна.
Сорви мне счастье наугад.
Мы изменились? Мы всё те же,
Как десять лет тому назад.
В глазах твоих все те же кроны.
В моих – всё тот же синий дым.
Стекло с вином губами тронув,
Ты говоришь: «Горим?»
«Горим!»
Куда? О чём? За что горим мы?
Ах, за начала всех начал!
За польский вальс неповторимый.
Он только нам с тобой звучал.
Горим?
Горим!
За наши годы.
Кольцо на дно со звоном брось.
За то, что дым сирени горек.
За всё, что в жизни не сбылось.
Любовь, куда? Не оглянулась.
О, это вечное «увы».
Горим же за чужую юность!
Они целуются, как мы.
Горим за всё! За наши беды.
За эту музыку и боль.
За этот мир, от яблонь белый
И от сирени голубой.
СЕНТЯБРЬ
Приходит пора золотого пера.
Любимая, осень стоит у двора.
Стоит, осыпается. Завтра над ней
Проплачет последний косяк журавлей.
На смену туманам придут холода.
В дождях проливных поплывут города.
Любимая, осень стоит у двора.
У мистера Твистера денег гора.
В моём же владенье мерцанье листвы.
Перо золотое, бумага и Вы.
Да на столе деревянном полна
Средь яблок осенних бутылка вина.
…Осыплются дачи за городом шумным.
Уже к ноябрю приготовлены шубы.
И кто-то Вам пишет письмо из Москвы.
Конечно, конечно, уедете Вы.
Вздыхаете к вечеру: - Как я устала.
Как много листвы в эту осень опало.
И всё так печально. И всё так нелепо.
Что делать, любимый, окончилось лето.
Люблю я последние дни сентября.
Скрипичным оркестром охваченный город.
Люблю эту свежесть и ясность погоды.
Природа спокойно уходит в себя.
Уходит… Как мало уверены мы,
Что всё возвратится к нам после зимы.
В последних туманах скрипят флюгера.
Любимая, осень стоит у двора.
Она в догоранье короткого дня.
Прощаньем овеяны кроны и лица.
Всё шепчет «прости» и не может проститься.
И женщина горько целует меня.
***
Кого благодарить за радость и за боль,
Что жив ещё во мне тот дворик голубой?..
Подъезды без дверей. В сирени все заборы.
Я маме говорю: «Я дома буду скоро».
Сорвётся ветерок с крыла летучей мыши.
Чердачное окно. Через него – на крышу.
Чуть слышно прозвенит нагретое железо.
Не бездна надо мной, а словно я над бездной.
На свете ночи нет. Лишь сумерки наплыли.
И звёзды надо мной – на светлом голубые.
С балкона слышу я: - Домой… Девятый час...
- Сейчас, - я маме лгу. Я маме лгу: - Сейчас…
…До гробовой доски с той крыши не уйти.
Мне сорок… А на ней всё нету девяти.
Там вечная весна. Там время на приколе.
Балкон и синева…
И мама на балконе…
***
Александр Файнберг. Жизнь поэта после жизни
«Скоро слово станет мною.
Ни восторгов, ни обид.
Чайка вскрикнет над волною.
Лес в ответ ей прошумит».
А. Файнберг
Второго ноября 2009 года народному поэту Александру Файнбергу исполнилось бы 70 лет. Он не дожил до своего юбилея две недели, но этот грустный праздник без виновника торжества, который пришёл на узбекскую землю вместе с первым настоящим осенним дождём, даже смерть не могла отменить. В Союзе писателей Узбекистана знаменательную дату нашего великого соотечественника отмечали мастера пера, кинодокументалисты, художники, преподаватели Национального университета Узбекистана, в котором когда-то топограф по специальности и поэт по призванию заочно закончил журналистское отделение филологического факультета. Сюда пришли близкие родственники и соседи по знаменитому писательскому дому в центре столицы и просто безымянные поклонники многогранного творчества юбиляра. В этот день звучали стихи, переводы и песни на стихи А. Файнберга в школах, музеях и общественных клубах узбекской столицы.
Отец писателя, по национальности еврей, родился в 1891 году в Гатчине, а мать, по национальности русская, родилась в Москве в 1904 году.
Александру Файнбергу казалось даже, что он только проводник на земле, антенна, которая улавливает небесные звуки от Бога и воплощает их в слова, стихотворные размеры и строфы, поэтому он скромно называл себя «поющим тростником». Быть может, поэтому он мог в стихах выражать безукоризненно точно и искренне признание в любви или покаяние («А где виновен был хоть на минуту, /стоял с повинной, как перед крестом») и твёрдо, одной литой строкой или строфой, как резцом на каменных скрижалях, донести до читателя свои незыблемые нравственные принципы:
«Искал я душу даже в падшей дряни.
Терял друзей. У смерти был на грани.
Но ключ не подбирал к чужим дверям.
Вот и стою теперь на пепелище.
Блаженны, кто себя не потерял.
Их никогда нигде никто не ищет».
Поэт родился в семье репрессированных интеллигентов в 1939 году. Как его довоенные сверстники, он топтал траву в солнечных дворах с глиняными дувалами и неумолкаемой перепёлкой-беданой; играл в футбол, стоя на воротах; голодал в военное лихолетье, когда был «на завтрак – жмых, а к ужину – простуда»;катался на самодельном деревянном самокате на шариковых подшипниках; благоговейно объезжая стороной искалеченных душой и телом инвалидов второй мировой войны, надрывно исполнявших военные песни за жалкое подаяние и тем самым зарабатывавших себе на жизнь.
С детства у поэта было осознание и другого великого города, ставшего прибежищем, второй «малой» родиной для многих эвакуированных сюда русских писателей и художников - А. А. Ахматовой, Н.Я. Мандельштам, А.Н. Толстого, К. М. Симонова, Вл. Луговского, К.И. Чуковского, Р. Фалька, В.А. Фаворского и многих других выдающихся деятелей русской культуры, оставивших неизгладимый временем вечный след на азиатской земле и в истории русско-узбекских духовно-просветительских отношений.
Стихи А. Файнберга о легендарной футбольной команде«Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе в 1979 году:
«…Дым от взрыва прошёл над страной.
Не виновны мы этой виной.
Просто правила кто-то нарушил,
Ну, а нам был назначен штрафной.
До сих пор плачет ветер в лесах.
До сих пор ты ночами в слезах.
Не грусти! Мы, как прежде, играем.
Просто наш стадион в небесах».
Отрывок вечера поэзии одного из талантливейших поэтов советского времени. По стечению жизненных обстоятельств он не стал столь же знаменит как его современники,но по своему творчеству он во всех отношениях сравним с великими.....
"Изабеллу"я прочла в газете в Беэр-Шеве(какое-то время он пробыл там,но вернулся в Ташкент).
Была потрясена. Стихи Файнберга, на мой взгляд, просто замечательные....
Ой пожалуйста, Белочка:)Обалденное стихотворение-ИЗАБЕЛЛА...правда?
Уезжают евреи в Германию, Позабыв Мировую войну. Что на родину Эйхмана манит их? Что их гонит в чужую страну?.....где-то читала такое .....зато потом как сладостно любить Землю Обетованную, но-издалека......вот так и живем.
Александр Файнберг - прекрасный Поэт! Никак не могу найти его стихотворение, которое, кажется называется "Инка", (А может быть и не Инка), где есть строчки: "Инка, Инка, журналистка, малышка, льдинка". :)
Vladimirus пишет:
Александр Файнберг - прекрасный Поэт! Никак не могу найти его стихотворение, которое, кажется называется "Инка", (А может быть и не Инка), где есть строчки: "Инка, Инка, журналистка, малышка, льдинка".
............
Это его супруга, Инна Глебовна Коваль...ты спасительна, Инка, Инка, журналистка, малышка, льдинка...поэт прекрасный-Файнберг.
Поищу, Владимир, а может, вы раньше найдете Это из 60-х....
Доброй Ночи.
Александр Файнберг эту хрупкую, но сильную прозорливую и заботливую женщину шутливо называл «Мурзилкой в свитере», «Инкой-льдинкой», «Инкой-журналисткой». Свой очерк о единственном любимом человеке и друге жизни, с которым она вместе прошла большую часть своего жизненного пути, Инна Коваль завершила оптимистично словами из автобиографии А. Файнберга:
«Родился по собственному желанию.
Умру по сокращению штатов.
Надеюсь жить.»
Спасибо ,Татьяна, за стихотворение А.Файнберга "Изабелла". Почаще бы надо повторять свои такие запоминающиеся релизы.
Tatiana пишет:
Да, Танюшка, это из сборника 60-х годов, возможно 68 года. Искал, к сожалению этого сборника и, следовательно, стихотворения, не нашел! Как-то этот сборник несколько смазанно выглядит. И я не помню, этот Сборник чисто Файнберга или может быть там было несколько Поэтов, но стихотворение это запомнилось и если Вы его найдете, то было бы неплохо! С Уважением... :)
Случайные встречи делают неслучайной всякую жизнь.
Так однажды некий турецкий военный атташе, почти влюбившийся на московско-советском светском рауте в двадцатилетнюю Анастасию, девушку-девочку, блестяще говорившую на французском языке и легко протанцевавшую с ним несколько танцев, ни сном, ни духом не подозревая того, все-таки косвенно поспособствовал тому, чтобы в начале XX века – в 1939 году – в Ташкенте родился, быть может, лучший из русскоязычных, нет, просто, из русских поэтов послевоенного ташкентского времени – Александр Аркадьевич Файнберг.
Поспособствовал, хотя после того танца, пожалуй что, больше ни разу и не увидел свою счастливую и легко упорхнувшую партнершу.
А ее почти тотчас же просто-напросто вызвали на Лубянку, приветливо предложили присесть у стола и обдумать выбор для дальнейшей жизни: либо она продолжит свои нежные отношения с господином турецким военным атташе, совершенно незаметно позаимствовав у него на некоторое время нужные им бумаги, либо – ее расстреляют.
То есть, по сути, для жизни девушки-девочки, блестяще говорившей на французском языке, в ее двадцать счастливых лет выбора уже не было.
Но Анастасия, живущая по законам порядочности, воспитанными в ней ее отцом – представителем компании «Siemens» в России, жизни, предлагаемой ей, не избрала, отказавшись, согласившись на смерть.
А ее почему-то не расстреляли. Только чтобы в дальнейшем так глупо себя не вела, выслали из столицы Москвы в столицу Колымы – в мутно-промозглый зэковский Магадан, даже куда-то еще и под него – в какую-то деревню Комарово.
Про испытанную ею – зэковскую и полузэковскую жизнь уже, пожалуй, до капельки все рассказано. Про ту жизнь, что и для здоровенных мужиков легко оборачивалась смертью…
Перед ссыльной же девчонкою смерть в задумчивости остановилась. Забери она ее к себе сейчас – и некому станет писать на Большую, будто вольную землю ни зэковских писем, ни зэковских прошений и жалоб. Только девчонка для них делала это, спасая тем самым других и, как оказалось, еще и себя: разрешили перебраться в Красноярск.
Мать А. А. Файнберга-Анастасия
В то время здесь уже трудился выпускник Технологического института Аркадий Львович Файнберг, честно отрабатывающий свое направление сюда главным инженером на спиртовом заводе.
Красноярск, конечно, не Гатчина, не Царское село, откуда он произошел родом. Но работать здесь оказалось можно, особенно после того, как в заводоуправлении появилась красавица-машинистка Анастасия. Ухаживающие у нее были, но осторожничание в них – девчонка-то из зоны – все-таки преобладало: побаивались делать это в открытую. Аркадий же – не побоялся…
Аркадий Львович Файнберг-отец поэта
Поженились через три месяца.
Жизнь пошла по-советски ровная, но и по-советски обманчивая в своей внешней ровности. Вежливый вызов уважаемого главного инженера в комнату местной «Лубянки», где ему столь же вежливо предложили подписать список сотрудников завода, назначенных – как он понял – в очередные «враги народа», поломал все. Не подпишешь – сам добавишься в их число. Ему уже была протянута омокнутая в фиолетовые чернила деревянная ручка с новеньким стальным пером, похожим на наконечник не выпущенной пока в смерть стрелы. Но он – отказался.
— Эти люди – честные работники… — попробовал доказать Аркадий. Впрочем, договорить ему не дали, вежливо подписав пропуск на выход из – всегда страшного этой своею внешней вежливостью – здания: рано еще арестовывать. Формально требовалось, перепечатав бумаги, добавить в им не подписанный список и его фамилию.
Вариантов для сохранения жизни впереди не виделось. Хотя…
Оставался один знакомый Аркадия – министр пищевой промышленности Анастас Микоян. Ему он и позвонил.
— Единственное, что, быть может, я смогу, так это – переназначить тебя. Готов предложить работу в Ташкенте или Кишиневе? Выбирай! — сказал Анастас и быстро повесил трубку.
— Рукой судьбы стал мой старший трехгодовой тогда брат Лева, — посмеиваясь, вспоминал Файнберг. – С него сняли шапку и бросили туда две бумажки – жребий. Лева вытянул ту, где стояло – «Ташкент»…
Еле-еле успели уехать.
В 1939 году, в ноябре, азиатский Ташкент принял нового, родившегося уже здесь жителя – Сашку Файнберга.
Он боготворил свою мать. И его ноябрь – навсегда стал их общим месяцем…
«Я с весны уж на кладбище не был.
Вдруг увидел, ступив за порог,
что не снег это падает с неба,
а единственный мамин платок.
Не явилось бы это виденье.
Но ноябрь стоит на дворе.
День рожденья. Ну да. День рожденья.
День рожденья ее в ноябре»
Vladimirus пишет:
Да, Танюшка, это из сборника 60-х годов, возможно 68 года. Искал, к сожалению этого сборника и, следовательно, стихотворения, не нашел! Как-то этот сборник несколько смазанно выглядит. И я не помню, этот Сборник чисто Файнберга или может быть там было несколько Поэтов, но стихотворение это запомнилось и если Вы его найдете, то было бы неплохо! С Уважением...
..........
С ответным уважением-для ВАС:)
Ваша ИНКА:)
Нелегко было найти, честно говоря, но-обещала.......
«Ты спасительна. Инка. Инка.
Журналистка, малышка, льдинка.
В снегопаде афиши, титры.
В снегопаде – мурзилка в свитере.
Где тебе в этот холод, лед
тоже ходится, не везет? /
Телефоны трезвонят ложью.
Как расплывчаты эти рожи!
С кем хохочут! Кого морочат?
И аварии нам пророчат.
Как ты все пропускаешь мимо!
Как ты все понимаешь, милая!
Среди снега, машин, лотошниц
как продрогли твои ладошки.....
Как они от беды хранят!
Что они для меня таят?
И над городом занесенным
машут нежно, незащищенно.
(Мандаринами фары катятся,
люди дышат в тебя, как МАЗы)
Иногда мне так страшно кажется,
что они на прощанье машут.
Ты на лестнице постоишь.
Ты на цыпочках позвонишь.
Принесешь мне огни с мороза
все в снегу, как шары мороженого…
Я губами к пальчикам чутким
припадаю, как будто к чуду»
Институтские годы А.Ф.
Вот это нравится....
Москва не по шерсти нас гладит,
а снегом сечёт по глазам.
Как прежде, она златоглава,
как прежде, не верит слезам.
Со щёк она гонит их ветром,
швыряет их на смех молве.
Но слёзы не знают об этом
и верят, как прежде, Москве...
Очень многое мне нравится у замечательного А.Ф.....СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.....
Со своей Инкой, со своей любовью на всю жизнь.....
Ну Танюшка, сильна! :) Спасибо - четко, ясно и оперативно! Я вот искал в свое время, но найти не мог, Вы осилили эти трудности и теперь это стихотворение здесь! :) Спасибо и с уважением! Виват! :)
Vladimirus пишет:
Ну Танюшка, сильна! Спасибо - четко, ясно и оперативно! Я вот искал в свое время, но найти не мог, Вы осилили эти трудности и теперь это стихотворение здесь! Спасибо и с уважением! Виват!
............
Рада, что смогла вам помочь, Владимир. Удачи!
Приходит пора золотого пера.
Любимая осень стоит у двора.
Стоит, осыпается. Завтра над ней
проплачет последний косяк журавлей.
На смену туманам придут холода.
В дождях проливных поплывут города
За кругом Полярным гуляют ветра.
В моем же владеньи мерцанье листвы
перо золотое, бумага и Вы.
Да на столе деревянном полна
средь яблок осенних бутылка вина.
…Осыплются дачи за городом шумным.
Уже к ноябрю приготовлены шубы.
И кто-то Вам пишет письмо из Москвы.
Конечно, конечно, уедете Вы.
Вздыхаете к вечеру: — Как я устала.
Как много листвы в эту осень опало.
И все так печально. И все так нелепо.
Что делать, любимый? Окончилось лето.
Люблю я последние дни сентября.
Скрипичным оркестром охваченный город.
Люблю эту свежесть и ясность погоды.
Природа спокойно уходит в себя.
Уходит… Как мало уверены мы,
что все возвратится к нам после зимы.
В последних туманах гудят шофера.
Любимая осень стоит у двора.
Она в догораньи короткого дня.
Прощаньем овеяны кроны и лица.
Все шепчет «прости» и не может проститься.
И женщина горько целует меня»
..................
«Над глубокими морями
звезды в небе высоки.
Лист с неровными краями,
сохрани мои стихи.
Не для чтенья без запинки.
Строки жизни – для души.
Как в тайге живут тропинки,
как в озерах – камыши.
Каждый стих лесной поляне,
птице, облаку сродни.
Лист с неровными краями,
сохрани их, сохрани.
Не потомкам на закланье,
не для ропота молвы.
Как улыбку, как дыханье
ветра, моря и листвы»
Александр Файнберг
ИЗАБЕЛЛА