Здравствуй, Любка!
17 ноября родилась Любовь Руднева (1914-2003), вошедшая в историю русской поэзии под своей девичьей фамилией Фейгельман.
Нормальные люди сразу поймут, о чем идет речь. Конечно же, о стихотворении Ярослава Смелякова «Любка».
Не знаю когда Люба осталась сиротой, но что-то очень рано. Сперва ушел отец, потом покончила с собой мама.
Фейгельман повезло попасть в школу эстетического воспитания для высокоодаренных детей. Ее одноклассниками были будущий дирижер Кирилл Кондрашин и писатель Даниил Данин.
В 14 лет Любу приняли на работу в журнал «Затейник», где она, судя по всему, и познакомилась со Смеляковым.
Чтобы закрыть вопрос «романа» молодого поэта и начинающей актрисы приведу такой рассказ Евгения Степанова:
«В ранней молодости я работал научным сотрудником в музее Николая Островского. И по роду службы постоянно общался со многими писателями, деятелями культуры. В частности, с замечательной Любовью Саввишной Рудневой (Фейгельман), которую воспел Ярослав Смеляков в своем знаменитом стихотворении.
И вот как-то раз я спросил Любовь Саввишну: «А как Вы относитесь к этому стихотворению Смелякова?»
Она посмотрела на меня непривычно сердито.
— Все, что он написал про меня, это чушь, мы с Яром (Я. Смеляковым. — Е. С.) никогда не целовались, — сказала писательница.
И больше мы с ней на эту тему никогда не говорили.
А стихотворение «Любка» мне до сих пор нравится».
СМЕЛЯКОВ
Да и сам Смеляков признавался дочери Любы: «Оля, я твоей маме испортил жизнь. С одной стороны, я ее сделал знаменитой, но знающие мое стихотворение люди воспринимали весь текст буквально».
В тот момент для Любы куда важнее был другой поэт – Владимир Владимирович Маяковский. Закончив театроведческий факультет девушка начала выступления с эстрады, подготовив по Маяковскому целую программу. Это было смело, ибо Лиля Брик еще не написала письмо Сталину, в ответ чего вождь обмолвился о «лучшем и талантливейшем».
В 1935 с трудом удалось пробить вечер памяти Маяковского в Политехническом музее. Председательствующий на нем ответсек «Комсомольской правды» Бубекин пытался запретить Любе чтение поэмы «Про это». Девушка заупрямилась – «Этот зал не ваш. Маяковского» - и прочла.
Дальнейшее Люба вспоминала так:
«Когда в зале устроили овацию, я поклонилась и, чуть отойдя, оперлась на стол, заведя левую руку назад. И Бубекин, а он сидел позади меня, перехватил мою руку на запястье и стал ее выкручивать»
Если не считать этого инцидента выступление Фейгельман имело далеко идущие отрицательные и положительные последствия. Отрицательные: Любу исключили из комсомола с формулировкой «За пропаганду богемного, хулиганского поэта Маяковского». Положительные: на Любу обратил внимание Всеволод Мейерхольд.
Мейерхольд пригласил двадцатилетнюю девушку в училище при театре преподавать в мастерской современного слова. Кроме того, в обязанности Любы входило наблюдение за репетициями «Ревизора», запись актерских жестов и интонаций. Особое внимание уделялось Эрасту Гарину, коий играл Хлестакова.
Гарин был давно и счастливо женат на Хесе Локшиной, что не помешало роману с Фейгельман. Когда все зашло слишком далеко, Гарин, пытаясь сохранить семью, уехал с Хесей из Москвы в Ленинград, где его догнало известие, что Люба беременна.
1935 еще не кончился, а Фейгельман и Гарин уже сочетались браком.
Но Локшину артист не мог забыть настолько, что в 1941 развелся со второй женой, наново расписавшись с первой.
ГАРИН С ХЕСЕЙ
Во время войны Любовь окунулась в морские пучины, что предопределило ее дальнейшую судьбу. Заняв пост лектора Главного управления ВМФ, Фейгельман не слезала с боевых кораблей, участвуя в боях за Крым и Севастополь.
Решив рассказать о своих подвигах на бумаге, Руднева, такой псевдоним взяла себе Фейгельман, так увлеклась, что закончила Литературный институт. Вскоре она стала главной женщиной-маринистом Советской литературы. Писала о кораблестроителях, океанологах, юнгах, Севастополе. Выпустила повесть о болгарском поэте Вапцарове. Обрабатывала воспоминания старых большевиков. Бывало, ее книжки издавались стотысячными тиражами.
Вторым мужем музы Смелякова был прозаик Юрий Полухин, писатель, на семнадцать лет ее моложе. Как весело они жили, свидетельствует рассказ очевидца Михаила Лезинского. Он находился у писательской семейки в гостях, когда…
«…в квартиру ворвался какой-то пьяный тип с пистолетом в руках, который страшно напугал не только мою жену, но и меня, и Любовь Саввишну... Только Юрочка не растерялся, хотя пистолет был направлен именно на него. Юра подошёл к этому типу и спокойно, двумя пальцами дотронулся до ствола, но не отвёл его от себя, а наоборот, потянул на себя и... «тип» не сопротивляясь, отдал пистолет...
…
Оказалось, что этот "тип с пистолетом" известный писатель Виль Липатов - помните его "Деревенский детектив"? - до этого, распивающий водку с Юрой Полухиным и чего-то там не поделивший, - женатый Юрочка мне сообщил на ушко, что не поделили они одну бабу!..
Липатов хотел было присоседиться к нашей бутылке, но Любовь Саввишна выгнала его взашей и закрыла дверь...»
Любовь Руднева чуть-чуть не дожила до 90-летия. Что же осталось от ее богатой жизни? Книга мемуаров «Дом на Брюсовской», где она рассказала о встречах с великими людьми, на которые расщедрилась судьба.
Ну и стихотворение Смелякова «Любка» прописано в поэтическом пантеоне навечно.
Спасибо.