- Маре Жан Дата рождения: 11.12.1913 Дата смерти: 08.11.1998
О французском актере, художнике, скульпторе, каскадере и писателе Жане Маре можно писать только в превосходных степенях. Когда-то фильмы с его участием не сходили с экранов ТВ и кинотеатров. Граф Монте-Кристо, отважный Капитан, загадочный Орфей, героический Д'Артаньян, ну и конечно же Фантомас - это далеко не полный список ролей Жана Маре, сыгравшего в более чем 70-ти фильмах. Он считал, что прожил счастливую жизнь и это так. Вся его жизнь - это искусство и... любовь.
"Я - лентяй, и никогда этого от себя не скрывал. Все, что меня не забавляет, кажется мне смертельно скучным, а игра, насколько мне известно, не требует особых усилий - поэтому я всегда играл. Я играю в театре, в кино точно так же, как я играю, когда рисую, пишу картины, леплю, занимаюсь постановкой спектаклей, создаю декорации. Я играю до изнеможения то в актера, то в гончара. Я играю сам с собой, против самого себя, будучи одновременно ребенком, взрослым, стариком..."
Жан Маре
Жан-Альфред Виллэн-Маре
Любовь к искусству и любовь к одному всего лишь человеку, память о котором Жан Маре хранил всю оставшуюся жизнь. Жан Кокто открыл нам Жана Маре, сделал его актером и легендой французского кино. Интриги женской любви обошли Маре стороной, может быть поэтому на экране мы видим ту самую идеальную любовь, о которой так мечтает каждая женщина...
Давайте почитаем о жизни Артиста, ну а подборка красивых фотографий позволит нам просто немного поностальгировать о том времени, когда Жан Маре был нашим кумиром и мы могли видеть его на наших экранах...
Жан Маре родился в Шербуре 11 декабря 1913 года в семье ветеринарного врача, но отца своего почти не помнил: родители развелись, когда ему было 5 лет.
Большую роль в жизни Жана сыграла его мать, которую он в детстве обожал. Мать Жана была красивой, волевой, острой на язык, артистически одаренной женщиной. Она любила своих детей, была строга и справедлива; по словам Маре, воспитывала в них мужество, стойкость и бесстрашие. Но, будучи большой авантюристкой, она не смогла стать добрым ангелом своим сыновьям. Мадам Маре была профессиональной мошенницей и воровкой: воровала в шикарных магазинах, таким способом зарабатывая на жизнь. Глубоко переживая и никогда не афишируя занятие своей матери, Жан "не смел ее осуждать", лишь старался заработать как можно больше денег, чтобы ей не приходилось больше заниматься своим "делом". Но это все равно продолжалось. Между матерью и сыном происходили конфликты, делавшие их обоих несчастными. Периодически пребывая в тюрьме и исчезая из его жизни, мадам Маре все же желала играть главную роль в судьбе своего сына. Она эгоистично любила его, безжалостно критикуя всех его друзей и близких, препятствуя встрече с отцом.
Жан Маре в юности
С отцом... - известно про него лишь то, что по профессии он был врачом. Также известно, что, когда Жану было четыре года, он без спроса забрался верхом на отцовскую лошадь, за что получил пощечину. Мать, узнав об этом, заявила, что не намерена больше жить с таким мужем, забрала двух сыновей (младшего звали Анри) и переехала в пригород Парижа.
Вспоминая свои школьные годы, Маре называет себя "маленьким чудовищем" с лицом ангела. Бьющая через край энергия искала выхода и проявлялась в том, что он бузил, дерзил, дрался, чтобы только не стать любимчиком учителей, плохо учился, отличаясь лишь по декламации и физкультуре, так как считал, что это пригодится ему в будущей профессии актера. "Но учителя любили меня", - вспоминает Маре. Он был обаятелен даже тогда, когда не желал этого. Постепенно, шаг за шагом, взрослея, Маре избавляется от своих недостатков, врожденное чувство справедливости берет свое. Он желает нравиться, проявляет интерес к учебе. Он хотел бы учиться дальше, но ему исполняется шестнадцать - и нужно зарабатывать на жизнь. И начинает работать учеником на заводе, затем учеником фотографа, ни на минуту не забывая о своей мечте стать актером. А в свободное время - рисовал.
Жан Маре - первые кинопробы
Первую его картину купил кинорежиссер Марсель Лербье (много лет спустя он сознается, что картина была, на его вкус, бездарной, а приобрел он ее из вежливости — чтобы не обижать хорошего человека). Вскоре тот же Лербье предложил Жану сняться в эпизодической роли в фильме "Ястреб". Кроме того, в титрах этого фильма Маре записан также как ассистент режиссера. Это произошло в 1933 году. Вскоре Маре попал и на театральную сцену — в театр Шарля Дюлена. В мемуарной литературе принято писать, что он играл там "элегантные роли". А если быть ближе к истине — элегантно говорил "кушать подано".
Затем были еще мелкие роли в не самых популярных кинокартинах. Но решающим в судьбе Маре стал 1937 год.
Он дважды поступает и дважды проваливает экзамены - сначала в театральное училище, затем в Школу драматического искусства. Но, веря в свою счастливую звезду, Маре не отчаивается и поступает на курсы знаменитого актера Шарля Дюллена. Вместо платы за учебу он подрабатывает у него статистом в театре. Дюллен отмечает прилежного ученика, но не видит в нем яркого дарования.
Счастливый случай сводит Маре в 1937 году с Жаном Кокто в молодежном спектакле "Царь Эдип". Великий поэт, драматург, эссеист был именно тем человеком, в котором так нуждался Маре. Вначале Кокто заинтересовывается молодым человеком; страстная увлеченность театром, благородство и красота юноши очаровывают его. Затем он влюбляется в Маре и признается ему в этом. Маре потрясен. Кроме уважения и преклонения перед великим поэтом, у него нет к нему никаких других чувств. Слабый физически, курящий опиум, постоянно болеющий Кокто вызывает скорее сострадание, и Маре решается: "Я же хочу быть артистом, ну что же, я сыграю роль влюбленного, чтобы человек, которым я восхищаюсь, был счастлив". Маре пришлось долго играть эту роль: каждый, кто приближался к Жану Кокто, не мог его не любить. Маре не стал исключением и вскоре полюбил его всем сердцем.
Мало кого удивляет, если популярный актер кино, тем более герой-любовник, за свою жизнь меняет нескольких жен, а уж любовницы просто не поддаются исчислению. Жан Маре в этом смысле является исключением. У него в жизни была одна любовь, и он всегда был верен одному человеку, а потом — его памяти. Этого человека звали Жан Кокто.
Жан Маре и Жан Кокто
Жан Маре и Жан Кокто 1939
На улицах Ниццы мальчишки бросались камнями в эту парочку. Маре это не волновало.
Жан Кокто рисовал портреты Маре, посвящал ему стихи, писал сценарии, ставил пьесы и снимал кинофильмы для него. Именно он сделал Жана Маре звездой.
Жан Маре
После "Царя Эдипа" Маре сыграл еще в пяти пьесах Кокто: "Рыцари круглого стола", "Двуглавый орел", "Адская машина", "Ужасные родители", "Вакх". Первые две с успехом шли на сцене знаменитого театра "Комеди Франсез", в труппу которого Жан Маре был принят в 1941 году.
Жан Маре во время гримирования
Жан Маре в фильме "Красавица и чудовище" 1946
Но настоящая известность пришла к Маре с выходом на экраны в 1946 году фильма Кокто "Красавица и чудовище". Жан Маре сыграл Чудовище, Принца и еще одну эпизодическую роль. На следующий год Кокто снимает киноверсию "Двуглавого орла". Снова успех. Затем экранизация "Ужасных родителей" — и опять успех.
Жан Маре в фильме "Орфей" 1949
Следующий год, фильм "Орфей" — и его публика принимает на "ура".
После этого Маре начинает "выходить" из-под Кокто-режиссера... Кто знает, как сложилась бы дальше судьба Жана Маре, если бы судьбы этих людей не пересеклись. Маре всегда сетовал на то, что у него не хватает образования, и Кокто - необыкновенно талантливый, эрудированный в любой области, обладающий неиссякаемой фантазией человек - стал для него не только близким другом, но и учителем. Кокто обожал Жана Маре и хотел заменить ему и отца, и мать. Они были дружны 26 лет, и за это время - ни тени недоверия друг к другу, ни одной размолвки. Это была прекрасная дружба двух прекрасных людей. И хотя многие гениальные идеи подает по-прежнему Кокто и даже снимает в 1960 году своего любимого Жанно в фильме "Евангелие от Орфея", Маре превращается из "талантливого протеже" в легенду французского кино.
Слава приходит к Жану Маре в 1943 году после фильма "Вечное возвращение", где он снимается со своей собакой - Мулуком, подобранным на войне и ставшим ему верным и любимым другом.
Маре становится звездой, его донимают поклонники и поклонницы. В детстве он мечтал быть кумиром зрителей. "Небо услышало мои молитвы и вняло им, - с улыбкой говорил Маре. - Как жаль, что я не догадался попросить Бога сделать меня большим актером. Может быть, я был бы им". Недовольный своим высоким от природы голосом, он начинает курить, чтобы понизить его тембр. Голос приобретает характерную хрипотцу и неповторимую индивидуальность. Маре относится к себе слишком критично, никакой звездной болезни. Удивляют в нем его естественность и простота, огромное обаяние, душевность, человечность. Он никогда не казался себе красивым, никогда не был человеком с претензиями, даже во времена своего триумфа. "Всегда доступный другим, он принимал, не протестуя, всех представителей прессы, кроме "дураков", не строил из себя важную персону, подобно другим известным актерам. Жан Маре был правдив по отношению к самому себе и по отношению к другим. Но он мог быть и жестоким, когда следовало заступиться за кого-либо из его друзей, плохо переносил, когда ему противоречили", - отмечает его биограф Кароль Вайсвайлер.
С годами дороги Маре и Кокто расходятся, но это не означает охлаждения отношений, которые из близких становятся дружескими, родственными. У Маре расправляются крылья. Взяв такой великолепный старт благодаря Жану Кокто, он ищет свой собственный путь. Маре красив, силен, очень пластичен, а его энергии хватило бы на пятерых. Он еще не знает, какой жизненный марафон ему предстоит, но он готов, он чувствует, что способен на многое.
В пятидесятых годах Жан Маре снимается в двух-трех фильмах ежегодно, обычно в главной роли.
Жан Маре становится непревзойденным кумиром "синема-бис", снимается в фильмах "Граф Монте-Кристо", "Горбун", "Парижские тайны", "Капитан", "Капитан Фракасс", "Чудо волков", "Фантомас", "Джентльмен из Кокоди" и многих других. Бесстрашный рыцарь плаща и шпаги, Маре идеальный актер для трюковых фильмов: все трюки он выполняет самостоятельно, часто без страховки. (Не все знают, что у актера была сильная близорукость.) Смеясь своим неподражаемым смехом, он не устает повторять: "Я не боюсь. Нет, я не хочу дублера". Маре рискует, но снова и снова испытывает свое везение. В фильме "Капитан" Маре взбирается на отвесную башню по рукояткам кинжалов, срывается и падает с пятиметровой высоты. К счастью, без травм.
Для советского зрителя (а особенно зрительницы) первым во всех смыслах этого слова фильмом Маре остается, разумеется, легендарный "Граф Монте-Кристо". Роль Эдмона Дантеса — классический образец того, какого Маре вслед за французскими кинозрителями полюбили во всем мире. Дворянин, красавец, жизнерадостный, прекрасно держится в седле и владеет шпагой.
Жан Маре в фильме "Опасное сходство" 1948
Жан Маре в фильме "Тайна Майерлинга" 1948
Жан Маре в фильме "Кожаный нос" 1951
Жан Маре в фильме "Граф Монте-Кристо" 1954
Жан Маре в фильме "Горбун" 1959
Капитан Фракасс, просто Капитан, Д`Артаньян в "Железной маске". Это классика. Если по сценарию фильма герою Маре не полагалось особо размахивать шпагой и запрыгивать в седло, то полагалось быть как минимум графом. Граф де Монтолон ("Наполеон"), император ("Наполеон II"), наместник Римской Империи в Иудее ("Понтий Пилат").
Жан Маре в фильме "Капитан" 1960
Жан Маре в фильме "Парижские тайны" 1962
Жан Маре в фильме "Железная маска" 1962
Маре никогда не скучал. Как Кокто, он был неутомим в работе. Он обожал красить, рисовать, высекать, но редко посещал музеи и выставки. Он путешествовал, только когда это было необходимо для его работы, и ненавидел туризм. Даже когда он не играл и не рисовал, одиночество не тяготило его.
Расточительность Жана Маре была легендарной. Рассказывают: "В аэропорту Ниццы Маре заметил старую плачущую женщину и поинтересовался причиной ее слез. Оказалось, что она алжирка и у нее недостаточно денег, чтобы купить авиабилет и полететь на родину. Не говоря ни слова, Жан идет к окошку, покупает билет и приносит ей". Он умел быть деликатным. Его подруга Жаклин Фери рассказывала, что, приглашая ее на обед, он умудрялся незаметно оплатить такси, которое она заказывала, чтобы возвратиться домой.
О своей личной жизни Жан Маре не любил откровенничать. Но когда его многочисленные поклонницы узнали правду о его сексуальной ориентации, какой шквал возмущенных писем обрушился на него! Они почувствовали себя обманутыми. Маре, от природы очень застенчивый, тяжело переживал ситуацию, но никто и никогда не слышал от него ни единого слова, ни единой жалобы. Он принял все молча и с достоинством. Маре не скрывал свою сексуальную ориентацию, но никогда и не подчеркивал ее; говорил об этом без стеснения и без комплексов, но никогда не поддерживал шуток на эту тему.
А потом наступают шестидесятые. И в жизни Маре происходят печальные события. В 1963 году умирает Жан Кокто. Перед смертью он делает Маре необычный подарок — подает идею сняться в экранизации популярных комиксов о Фантомасе.
Успех "Фантомасов" был настолько очевиден создателям, что второй и третий фильмы запустили в производство до того, как первый вышел на экран. Трилогия о Фантомасе — "Фантомас", "Фантомас разбушевался" и "Фантомас снимает маску" (второй и третий фильмы имеют в оригинале другие названия, но то, как их называли в советском прокате, звучит привычнее) — это конец "эпохи Маре" в кино. После них Жан Маре стал появляться на экране лишь эпизодически.
Жан Маре в фильме "Фантомас" 1965
Причина этого достаточно обыденна. "Мне не предлагали больше ничего, кроме приключенческих фильмов. Ловушка, которой я старательно избегал, захлопнулась. Я начал отказывать. А потом мне больше никто ничего уже не предлагал",— вспоминал Маре.
Жан Маре и Мишель Морган.
Чувство Жана Маре к актрисе Мишель Морган было серьезным. "Она - единственная женщина, которую я смог бы по-настоящему полюбить". Но Мишель Морган выходит замуж за Анри Видаля.
Он говорил мне, что хочет на мне жениться, но в то же время был влюблен в кого-то еще. Жан был великолепен, обаятелен, но иногда впадал в ужасный гнев. Играть с ним было удовольствием. Всегда все обсуждали. Никаких ссор, никакого соперничества. У него был священный огонь, у меня же не настолько. Он хотел уговорить меня играть на сцене, но я испытывала страх перед сценой. Позже мы играли с ним в "Священных чудовищах" и, каждый вечер встречаясь, радовались друг другу. Гастрольные поездки с ним были очарованием: вечерние прогулки, маленькие бистро... Я любила честность Жана Маре, его достоинство, его откровенность, его мужество. Он ничего не боялся. Он был способен даже применить силу. Он не отказывался признать себя гомосексуалистом, не делая из этого знамени. Да, я любила Жана Маре. Это была настоящая дружба - Мишель Морган о Жане Маре.
В дружбе Жан Маре был честен и искренен. О своих отношениях с женщинами предпочитал не болтать, считая это недостойным. Был верен своим друзьям, часто поддерживая их материально, хотя самому никогда не удавалось скопить деньги на черный день.
Последние три десятилетия Маре прожил в тени своей славы. Зритель забыл, что существует Маре-человек, но продолжали наслаждаться игрой Маре-актера (в парижских видеосалонах можно насчитать до 70 наименований кассет с фильмами, в которых он снимался).
Жан Маре в последние годы жизни
Жан Маре в фильме "Ослиная шкура" 1970
Скульптуры и акварель Жана Маре
Незадолго до смерти его судьба сделала еще один зигзаг. Он вспомнил, что когда-то хотел быть не актером, а художником. И осуществил юношескую мечту. В 1995 году в Ницце состоялась его персональная выставка. Последний подарок "несправедливой" жизни.
Жан Маре на фестивале в Каннах 1996 год (за два года до смерти)
Надгробие на могиле Жана Маре на кладбище в Валлорисе
"Жизнь несправедлива. Мне ничего от нее не доставалось, кроме самого лучшего",— сказал Жан Маре в своем последнем интервью.
Из открытых источников...
Фильмография Жана Маре/Jean Marais
1933 — Этьен
1933 — Ястреб
1934 — Авантюрист
1934 — Скандал
1934 — Счастье
1936 — Новые люди
1936 — Огненные ночи
1937 — Забавная драма
1937 — Злоупотребление доверием
1941 — Сгоревший павильон
1942 — Кровать под балдахином
1943 — Безнадежное путешествие
1943 — Вечное возвращение
1945 — Кармен
1946 — Красавица и чудовище
1947 — Посланники короля
1947 — Рюи Блас: Опасное сходство
1948 — Глазами памяти
1948 — Двуглавый орел
1948 — Ужасные родители
1949 — Тайна Майерлинга
1950 — Кориолан
1950 — Орфей
1950 — Стеклянный замок
1951 — Чудеса случаются однажды
1952 — Кожаный нос
1953 — Голос тишины
1953 — Граф Монте-Кристо
1953 — Жюльетта
1953 — Призыв судьбы
1953 — Разбитые мечты
1953 — Спальня старшеклассниц
1953 — Тайны Версаля
1953 — Целитель
1954 — Наполеон
1955 — Будущие звезды
1955 — Когда б Париж поведал нам
1956 — Весь город обвиняет
1956 — Губбиа, любимый!
1956 — Елена и мужчины
1957 — Белые ночи
1957 — Карманная любовь
1957 — СОС, Норонга!
1957 — Тайфун над Нагасаки
1958 — Жизнь вдвоем
1958 — Ля Тур, берегись!
1958 — У каждого есть свой секрет
1959 — Горбун
1960 — Аустерлиц
1960 — Капитан
1961 — Капитан Фракасс
1961 — Наполеон II. Орленок
1961 — Похищение сабинянок
1961 — Принцесса Клевская
1961 — Тайна Бургундского двора
1962 — Железная маска
1962 — Парижские тайны
1962 — Понтий Пилат
1963 — Благородный Станислас, секретный агент
1964 — Картошка
1964 — Фантомас
1965 — Адский поезд
1965 — Джентльмен из Кокоди
1965 — Полный свет на Станисласа
1965 — Самозванец Тома
1965 — Фантомас разбушевался
1966 — Святой выходит на след
1966 — Фантомас против Скотланд-Ярда
1967 — Семеро и шлюха
1969 — Пария
1969 — Преступная игрушка
1970 — Ослиная шкура
1970 — Провокация
1972 — Жозеф Бальзамо (мини-сериал)
1980 — Ужасные родители
1985 — Парковка
1986 — Родственные связи
1992 — Дети потерпевшего кораблекрушение
1995 — Отверженные
1996 — Ускользающая красота
ООО!Жан Маре.....кумир миллионов дам...и не только
Спасибо, Альбина!
КРАСАВЕЦ И ЧУДОВИЩЕ
На экране он побеждал злодеев и целовал красавиц. В жизни имел репутацию человека щедрого и благородного, аристократа если не по рождению, то по духу. Мало кто знал, что всю свою жизнь блистательный Жан Маре отчаянно сражался за возможность считать себя просто порядочным человеком. Причем сражался с самим собой.
1963. ПРИЮТ ХОЛОСТЯКА
Жан Маре в своём поместье в Марн-ля-Кокетт - первом в жизни актёра собственном доме. Особняк, придуманный и декорированный самим актером, получился настолько удобным и элегантным, что Жан Кокто заметил: «Когда Жанно обзаводится домом, это отвращает вас от вашего»
Жан Маре был уверен, что родился порочным. Мать - мошенница и воровка, полжизни проводившая в тюрьме. Единственное воспоминание об отце - оплеуха, которую тот отвесил пятилетнему Жанно за то, что мальчик не назвал вернувшегося с фронта
незнакомого мсье папой.
Он родился 11 декабря 1913 года в Шербуре и первые несколько дней своей жизни провел с бабушкой. Мари Алина Вассор, незадолго до родов похоронившая маленькую дочь, не хотела брать на руки младенца мужского пола. У нее уже был мальчик, забавный увалень по имени Анри. Второго она не хотела. «Первым делом я разочаровал свою мать», - скажет Жан Маре много лет спустя. Мать полюбит его, полюбит страстно и болезненно, но то первое разочарование всегда будет отбрасывать тень на жизнь Жана.
Первые пару лет сын был для Мари Алины не столько ребенком, сколько живой куклой, причем куклой-девочкой. Мать наряжала Жана в платьица, румянила ему щеки и называла именем умершей дочери - Мадлен. Жаном мальчик стал после того, как чуть не умер от воспаления легких. Мари Алина испугалась и прекратила свои игры.
Жан Маре со своим старшим братом Анри в Шербуре-1915 год
Когда мадам Маре спрашивали, как зовут ее прелестного ребенка, она говорила, что это-Мадлен, и она-девочка(1914 год)
Отца Жан практически не знал: Альфред Виллен-Маре ушел сражаться на фронтах Первой мировой, когда младшему сыну не было и года.
Возвратился он к пустому семейному гнезду: едва ли не в первый же его вечер дома мадам Маре собрала детей и уехала. По ее словам, как раз из-за той самой оплеухи, которую якобы получил от вернувшегося отца Жан. Впоследствии Альфред говорил, что Мари Алина солгала: он никогда не поднимал руку на детей. Правды Жан так никогда и не узнал.
Уход был похож на авантюрный роман: Мари Алина Маре сменила имя и стала Генриеттой, потом Маризой... Жан звал ее Розали - по имени героини спектакля, на который однажды повела его мать.
Больших денег у Розали не водилось, но на хорошую еду, добротную одежду, каникулы у моря и школы, которые мальчишки меняли как перчатки, она зарабатывала.
Имея весьма смутное представление об источниках этого заработка, Жан говорил школьным товарищам, что его мать - актриса «Комеди Франсез».
О том, что его обожаемая «принцесса Розали» банальная и не слишком удачливая воровка, Маре узнал лишь в шестнадцать лет. Все эти годы бабушка скрывала от Жана правду. Когда Розали сидела в тюрьме, ему говорили, что она уехала в Новый Свет закупать меха. Когда она, скрываясь от полиции, меняла имя и город, Жану рассказывали, что им нужно скрываться от преследующего их отца.
Впервые увидев мать в комнате для свиданий тюрьмы Сен-Лазар, Жан пришел в ужас. В том, что произошло с Розали, он винил себя: если бы он был богат, если бы не верил так беспечно всему, что говорила бабушка... Наконец, если бы он был лучше!
Выросший в атмосфере постоянной лжи, Жан невольно впитал материнское отношение к жизни. Он начал воровать в десять лет, не зная, что копирует Розали. Он врал о своей семье, дерзил школьным преподавателям, подделывал подписи в дневниках и с ловкостью взрослого манипулятора стравливал между собой школьных товарищей. «Я чувствовал, что во мне живет чудовище», - признавался Маре. Он не понимал, что это чудовище, заставляющее его красть в магазинах и шантажировать учителей, породила его любовь к матери. Однако, в отличие от Розали, снисходительной к себе и даже испытывающей извращенное удовольствие от собственных преступных наклонностей, Жан себя возненавидел. Однажды, лет в двенадцать, он познакомился с мальчиком, высокомерным, трусоватым лгуном, который врал, что у его родителей огромный дом и десяток слуг. Мальчик не замечал, что люди видят его насквозь и смотрят на него с жалостью. «Он был смешон, - вспоминал Маре. - И я понял, что выгляжу так же».
Вот тогда и началась борьба с Чудовищем - ещё неосознанная и по-детски безжалостная. Чтобы избавиться от страха, Жан спускался в темный погреб, бродил по чердаку, прыгал в бассейн с крыши. В школе он признался, что вовсе не богат. Он учился сносить насмешки с достоинством, он сдерживал Чудовище, готовое избить в кровь посмеявшегося над Жанам мальчика.
Можно только догадываться, что творилось с психикой одинокого и, в общем, довольно запуганного ребенка. Ведь союзников в этой борьбе у него не было. Пожаловаться матери было немыслимо: слишком занятая собой, она ждала от Жана «мужественности» и вряд ли поняла бы его внутренние терзания. Позже Маре говорил, что Розали скорее встала бы на сторону Чудовища - беспринципного, изворотливого и злобного.
Первым щитом от собственного темного Я Жан Маре называл врожденное кокетство: «Желая нравиться, я старался скрыть свои недостатки и контролировать реакции. Как мне это удалось? Теперь мне это трудно объяснить. Я так старательно скрыл «чудовище» под множеством достоинств, собранных отовсюду, что оно кажется уснувшим, иногда - умершим. Я могу взглянуть в его глаза - ведь это мои глаза». Так ли уж его? Возможно, это были глаза его матери, приносившей домой краденые вещи? Или бабушки, оправдывающей преступления Розали клептоманией? Или глаза того мужчины, заботам которого Розали поручила Жана на время своей очередной отсидки и который привел мальчика в отель, разделся и заставил смотреть на себя голого?
Об этом Жан не думал. Он не считал себя жертвой и никого не винил. Просто так сложилось: он родился негодяем и вором. Его детство, его обожаемая мать-воровка - это на всю жизнь убедило Маре в том, что преступник прежде всего больной человек. Став взрослым, Жан совершенно серьезно консультировался с врачами: ему хотелось знать, можно ли исправить преступника, воздействуя на определенные точки его мозга. «Может ли горбун распрямиться? - рассуждал он. - Злой человек также не может стать добрым, разве только если обладает даром судить о себе и исправиться».
Этот дар раскрыл в Жане человек, которому суждено было стать главным в жизни актера. Со знаменитым поэтом Жаном Кокто, иконой интеллектуального Парижа, Маре познакомился, когда пытался пробиться на сцену. Желание стать актером появилось у него рано, в те счастливые вечера, когда он ребенком пробирался в ванную комнату матери и наблюдал, как она завивает волосы, накладывает макияж, выбирает платья и украшения. Это преображение казалось Жану подлинным чудом, ведь женщина, входившая в ванную в старом халате, и та, что выходила оттуда наряженной и надушенной, - это были разные женщины. И та, вторая, нравилась Жану больше. Решение сына стать актером Розали не обрадовало. Ей хотелось, чтобы Жан работал «по настоящему», то есть приносил в дом деньги. И раз уж он думает, что имеет актерский талант, пусть употребит его на пользу семье: например, отвлекает продавца беседой, пока она, Розали, будет красть вещи. Теперь, когда Жан знал о ее настоящей жизни, мать не стыдилась своего ремесла воровки. Она считала, что Жан должен работать с ней. Он пошел на это по двум причинам. Во-первых, чтобы уберечь мать от новых арестов. Жану казалось, что в его присутствии с Розали не случится ничего плохого. Во-вторых, ему были нужны деньги. Стать актером оказалось не так просто, как он думал. Разослать свои фотографии по театрам и киностудиям, даже получить приглашение на прослушивание - этого было недостаточно. Самонадеянно полагая, что знает об актерской игре все, во время чтения монолога Маре картинно разрыдался. Его отвергли со словами: «Молодой человек, вам нужно лечиться, вы законченный истерик!» И Жан понял, что ему нужна школа. Уже став звездой, он говорил молодым актерам: плохой учитель лучше, чем никакого, найдите деньги и идите учиться. Не можете найти денег - найдите того, кто в вас поверит и согласится заниматься бесплатно. Сам он работал в мастерской по починке радиоприемников, калибровщиком магнитов на заводе Пате, помощником фотографа, натурщиком и моделью. Кем угодно, лишь бы заработать на уроки актерского мастерства. Тогда, кстати, Жан впервые понял, что его внешность оказывает на людей прямо-таки магическое действие: «Эта красота... Сначала решили, что я ею кичусь, позже вообразили, что я от нее страдаю. И то и другое неверно и абсурдно. Прежде всего, я никогда не считал себя красивым. Это не кокетство, наоборот. Если бы я был наделен совершенной красотой, я не стал бы от нее отказываться. Красота - это тоже вопрос моды. Я убежден, что моя внешность таинственным образом совпала с преходящим вкусом определенной эпохи. Ту красоту, которой меня наделили, я никогда не любил, но и не сетовал на нее. Она была одним из элементов моей удачи, которой я старался помогать». Очень скоро Маре понял, что прекрасный мир театра, в который он пытается проникнуть, просто создан для того, с кем он борется - корыстное, жадное, лживое Чудовище добилось бы успеха быстро и без особых усилий. Достаточно, к примеру, было бы уступить домогательствам режиссера Марселя Л’Эрбье, который недвусмысленно дал понять - красивый юноша получит роли в обмен на постель. Маре устоял и был вознагражден благоволением знаменитого актера Шарля Дюллена, который заметил в парне искру таланта и согласился давать уроки почти даром. Жан стал бесплатным и бессловесным статистом в его труппе и старался не думать о том, что «выбрал черный хлеб, тогда как мог бы есть булочки» - так сказал ему на прощанье Л’Эрбье. Но перед ролью в пьесе Жана Кокто «Царь Эдип» устоять было невозможно. Тем более что поначалу это фантастическое предложение не сулило никакого подвоха: увидев Жана на репетиции, Кокто не сделал никакой попытки сблизиться, лишь сказал, что был бы рад видеть Маре в главной роли. Приглашение порепетировать наедине Жан получил лишь спустя какое-то время. В отель к знаменитому писателю он шел с некоторой опаской: любовь Кокто к молодым мужчинам не была секретом. Однако драматург не сделал ни малейшей попытки соблазнить юного протеже. В своих чувствах он признался Жану лишь после премьеры «Эдипа», когда имя Маре впервые прогремело на весь Париж. Кокто позвонил Жану со словами: «Приходите немедленно! Произошла катастрофа!» Тот разговор Маре помнил до мельчайших деталей. « - Катастрофа... Я люблю вас. Этот человек, которым я восхищаюсь, дал мне то, чего я желал больше всего на свете. И ничего не попросил взамен. Я не люблю его. Как может он любить меня... меня... это невозможно. - Я тоже люблю вас, - говорю я ему. Я лгал. Да, я лгал. Объяснить эту ложь трудно. Я испытывал к Жану Кокто чувство восхищения, огромного уважения, что, конечно, не соответствовало его чувству. И еще я был польщен». Впоследствии Маре говорил, что в тот день его Чудовище снова подняло голову и хищно облизнулось. Влюбленный в симпатичную парижанку юноша решил не повторять прежних ошибок и извлечь, наконец, пользу из своей молодости и красоты. Пострадают ли при этом чувства Жана Кокто? Маре убеждал себя, что не допустит этого, что он станет для поэта тем, кем тот хочет его видеть. Ведь Кокто не только гений, он еще и лучший из людей - чистый, наивный, как дитя, и бескорыстный. Было бы подлостью заставить его страдать. Но так ли бескорыстен был Жан Кокто? Обладая почти сверхъестественным умением разбираться в людях и нащупывать их самые чувствительные струнки, не сыграл ли он на тайных желаниях и страхах молодого актера? Ведь, если вдуматься, он предложил Маре куда больше, чем в свое время Л’Эрбье. Тот мог дать Жану всего лишь популярность и деньги. Кокто показал ему дорогу к величию. К счастью для обоих, все сложилось иначе. В отношения, начавшиеся как завуалированная сделка, вмешалась любовь. Возможно, она родилась в те длинные ночи, когда Маре открывал Кокто свои самые страшные, самые постыдные тайны. Впервые в жизни Жан мог говорить с кем-то откровенно и не бояться увидеть на лице собеседника гримасу отвращения. Кокто поражался, насколько безжалостен к себе его прекрасный возлюбленный. Он, знавший самые темные стороны человеческой натуры, убедил Жана: ты не настолько плох, как считаешь. В сущности, Кокто сделал для Маре даже больше, чем обещал. Он не только дал раскрыться его актерскому таланту, не только сделал Жана знаменитым. Он подарил ему сверкающие доспехи рыцаря - рыцаря, способного навсегда победить Чудовище. «С тех пор, как Жан впервые назвал меня Галаадом, у меня появилась одна цель: не замарать свое белоснежное одеяние», - признавался Маре........
Альбина, очень интересный пост. Спасибо!
А вот еще немножко
Жан Маре и Мулук.

Жан Кокто очень любил кошек. А вот знаменитый французский актер Жан Маре, наоборот, обожал собак.
Самый известный его пес - это Мулук.
Сохранилось огромное количество фотографий Мулука, к тому же, он снялся в кино и послужил источником вдохновения для создания образа Чудовища в фильме Жана Кокто "Красавица и Чудовище".
Маре подобрал пса со время Второй мировой войны: "Я увидел привязанную к дереву собаку, которая сидела, навострив уши, и смотрела на меня. Любовь с первого взгляда — у меня к ней, у нее ко мне. Я подошел. Меня пытались остановить, потому что собака выглядела злой. Она оказалась самой славной собакой в мире. Я отвязал ее, выбросил веревку. Больше мы не расставались. Мы перепробовали все клички. Гражданские знали ее. Она принадлежала жителям Компьеня и звалась Лулу. И правда, она откликалась на эту кличку. Я назвал ее Мулу".
Бывало, пес выручал Маре в сложных ситуациях: "Мулук, как всегда, сопровождает меня. Он бежит рядом с моим велосипедом. В конце улицы Рояль заслон из немецких полицейских останавливает и обыскивает всех прохожих. Если я поверну назад, это вызовет подозрение. Если поеду вперед, меня обыщут. Я в тисках. В первый день участия в движении Сопротивления, ничего не совершив, быть арестованным — это слишком глупо! На мне костюм из небесно-голубого твида и все еще длинные волосы для «Андромахи». Попробуй проехать незамеченным! Я зову Мулука, он прыгает мне на плечи. Он лежит у меня на шее, подобно дамскому воротнику из чернобурки. Я направляю велосипед прямо на производящего обыск немца, придав лицу идиотское и пассивное выражение, останавливаюсь перед ним. У него перехватывает дыхание при виде такого придурковатого стиляги. Он говорит «raus», и я проезжаю".
Маре предложил Кокто снять экранизацию известной сказки "Красавица и Чудовище". Но как должно выглядеть это Чудовище? С рогами? С огромными ушами? И тут актеру не пришла идея сделать маску, покрытую шерстью, как у Мулука.
"Я обратился к знаменитому изготовителю париков Понте. Мы с Жаном решили сделать маску. В качестве примера я привел шерсть Мулука.
— Обратите внимание, — сказал я ему, — как от природы шерсти зависит ее окраска...
Понте все прекрасно понял. Он проделал необыкновенную работу, и моя маска приняла трагически реальный вид".
Мулук везде сопровождал Маре:
"Я возил Мулука в метро, хотя собак в метро не пускали, но Мулук не был собакой. Когда мы подходили ко входу в метро, он становился на задние лапы, я заворачивал его в пальто и брал под мышку. В метро он сам прятался под сиденье, а я делал вид, что собака не моя".
Рассказ Жана Маре.........
"Во время постановки «Шери», как раз в день смерти Марселя Сердана, заболел Мулук. У него начался кашель, похожий скорее на удушье, хрип. Я звоню ветеринару и жду его в ресторанчике рядом с театром, по щекам у меня текут слезы. Я стыжусь своей слабости. Положив локти на стол, прячу глаза. Прибежал мой директор Андре Брюле:
— Жанно, тебя так огорчила смерть Марселя Сердана?
Мне становится еще более стыдно, и я бормочу:
— Нет, Мулук умирает.
Мне пора в гримерную. Ветеринар пришел туда. Он определил, что у Мулука сердечная астма. В течение двух последующих лет я всегда буду выходить из дома с раствором камфары, шприцом, эфиром и ватой. У Мулука случаются обмороки, и, где бы это ни произошло, я делаю ему укол. Однажды в метро я уронил коробку, шприц, эфир и остальное — все покатилось по полу. Окружающие смотрели на меня с осуждением, приняв за наркомана.
Я все реже беру Мулука с собой на прогулку. Подумываю о покупке детской коляски, чтобы он мог со мной гулять. Но потом вспоминаю о репортерах, которые, конечно же, не упустят такого случая. Пришлось отказаться от этой мысли. Мулуку нужен сад, и я принимаюсь за поиски участка, нахожу подходящий в Марн-ля-Кокет. Разрабатываются планы дома, тут же начинаются строительные работы.
Мулук умер прежде, чем был закончен дом. Однажды утром он попросился выйти и умер вне дома"........
Маре так сильно переживал смерть любимца, что многие его друзья еще год не знали о смерти Мулука - актер был не в состоянии об этом говорить. И все же, фотографии сохранили нам красоту актера и очарование его верного пса.
Отрывки взяты из книги Жан Марэ "Жизнь актера"
Татьяна, спасибо за такой подробный интересный рассказ!
Очень необычная судьба у этого человека!
Фотографии...