Жил-был художник... ещё один… Автандил Варазишвили (ავთო ვასილის ძე ვარაზი)
Жил-был художник... ещё один… Автандил Варазишвили (ავთო ვასილის ძე ვარაზი)
Жизнь и служение Автандила Варази
Давид Бердзенишвили
Обычно он начинал работать с раннего утра. Зимой, когда светает поздно, зажигал голую лампочку, свисавшую с обшарпанного потолка, каждый раз отмечая про себя, что надо бы смастерить какой-нибудь абажур, хотя бы из того, что имеется под рукой. Обстоятельно натягивал холст на подрамник, раскрывал мольберт, долго раскладывал кисти. Потом присаживался к холсту на низкий табурет на трех ножках и намечал первые контуры. Писать по утрам он привык еще с тех пор, когда жил на Верэ, в большой, шумной родительской семье, где очень раннее утро было единственным временем суток, когда ему ничего не мешало.
Автандил Варази родился в 1926 году в Тбилиси. Отец, Василий Варази был видным ученым, специалистом в области физиологии и биохимии. На Кавказе вообще, а в Грузии – в частности, а может, и в особенности, любят кичиться родовитостью. Послушать, так получается, что чуть ли не каждый второй здесь – князь. Конечно, подобные претензии бывают оправданными не всегда. С фамилией Варази, имеющей древние византийские корни, в этом смысле все в порядке. Это, в данном случае, важно. Потому что, несомненный аристократизм очень высокой пробы был одним из факторов, определивших особенности личности Автандила Варази и его судьбу.
Авто рос в обстановке, когда в их гостеприимный дом, как близкие друзья и свои люди, запросто приходили Михаил Джавахишвили, Захарий Палиашвили, Дмитрий Аракишвили, Константин Гамсахурдиа... Да и в самой семье искусство культивировалось. Здесь много читали и говорили о прочитанном, обсуждали спектакли и фильмы. Из окон квартиры, выходивших на улицу Перовской, часто звучала музыка, не только с граммофонных пластинок, но и в живом исполнении. В семье каждый играл на каком-нибудь музыкальном инструменте. А мама будущего художника – Елизавета Гаспарян, как вспоминают, вообще музицировала просто замечательно. Она также неплохо рисовала и, видимо, довольно рано заметила склонность маленького Авто к этому занятию. Впрочем, сначала, как и многих других мальчиков из тбилисских интеллигентных семей того времени, Автандила водили учиться играть на скрипке. Сам он через много лет иногда с улыбкой говорил, что в музыке у него были успехи, и учителя пророчили ему большое будущее. Одной из визитных карточек зрелого творчества художника станет образ разбитой скрипки, который будет в разных вариациях повторяться от одного произведения к другому.
Первым учителем рисования Автандила был тбилисский художник Леонид Потапов. Он отправил рисунки мальчика на всесоюзный конкурс в Москву, где Варази присудили специальный приз за лучшую иллюстрацию к лермонтовскому «Мцири». Но награду – набор акварельных красок – из Москвы так и не прислали. Потому что началась война.
В каком-то смысле, очевидное признание и, одновременно с этим, отсутствие материальных подтверждений такового было крестом Автандила Варази всю его жизнь. Принято считать, что широко известным он стал после того, как блистательно сыграл главную роль в знаменитом фильме Георгия Шенгелая «Пиросмани». Это не совсем верно. После фильма, вышедшего на экраны в 1969 году, о Варази, действительно, заговорили миллионы людей, в том числе, и весьма далеких от искусства. Но в среде художников, как и среди любителей изобразительного искусства, имя Автандила Варази было не просто известно, а гремело задолго до того. Он постоянно принимал участие в весенних и осенних выставках, которые проводились в Голубой галерее на проспекте Руставели. В отличие от коллег, приносил обычно одну, реже – две работы. Но, как правило, именно они становились, что называется, неформальными фишками экспозиций. Сезонные выставки, которые организовывал Союз художников Грузии, обычно носили отчетный характер и были относительно свободны от идеологии. В других групповых выставках Автандил Варази участия не принимал.
Рассказывают, что однажды, в начале 60-х годов, была предпринята попытка провести совместную выставку Варази и его друга, яркого тбилисского живописца Льва Баяхчева. Будто бы их общий приятель Алеко Гегечкори предложил организовать экспозицию у себя дома на улице Чонкадзе. Художники отобрали около ста работ. Подготовка шла полным ходом. И в городе об этом знали. Накануне открытия экспозиции туда пришел тогдашний председатель Союза художников Грузии Зураб Лежава, осмотрел работы и категорически запретил выставлять их в какой бы то ни было форме. На квартире Гегечкори милиция оставила наблюдателя. Наутро экспозицию арестовали. Варази вызывали в органы и имели с ним серьезный разговор. Его обвинили в формализме. Говорят, что после этого художник несколько месяцев вообще не брал в руки кисти.
Тем не менее, представлять Автандила Варази каким-то сознательным борцом с советской системой, чуть ли не художником-диссидентом, как это иногда пытаются делать, неверно. Более того, как ни пародоксально это, может быть, звучит, Варази, строго говоря, не был и жертвой этой системы. Вообще, говорить о нем, как о жертве, мягко говоря, некорректно. Автандил Варази относился к редкой категории очень цельных людей, живущих так, как хотят и считают нужным. На их фоне жертвами представляются все остальные, те, у кого на подобное не хватает сил. За счастье оставаться самим собой приходится платить в любом обществе, при любой системе. Карьерой, достатком, да мало ли, чем еще, вплоть до здоровья и продолжительности жизни. Но это – личный выбор, идущий, в случае, по кайней мере, с Автандилом Варази, от ясного осознания масштаба и серьезности возложенных на него судьбой творческих задач.
Художник ни разу не писал на заказ. Он не хотел и не мог этого делать. Все люди, изображенные на его многочисленных портретах – это родственники, друзья или близкие знакомые. Он сам говорил, что стремится отразить не только свое видение внутреннего мира того или иного человека, но и собственное ощущение от их с этим человеком отношений. Исключений не бывало. Писать незнакомого Варази не согласился бы. Зато, если хотел написать кого-то, добивался этого. Одна из самых известных его работ – «Портрет букиниста». Изображенный на нем пожилой букинист Лева отказался позировать художнику. Он считал, что, если его нарисуют, он умрет. Тогда Варази написал букиниста по памяти, создав шедевр психологического потрета. Лева же после этого, говорят, жил еще долго.
Автандил Варази мог позволить себе по несколько дней раскладывать композицию натюрморта, менять предметы местами, смотреть на них с разных углов, при разном освещении. Случалось, что фрукты, которые любил писать Варази, в процессе составления композиции начинали портиться. Иногда оказывалось, что художника устраивает именно такая фактура. А иногда он отказывался от замысла. Но отказаться от того, чобы оставаться в творчества независимым, не мог.
В 1960 году Варази заказали оформить экспозицию материалов археологических раскопок в Музее искусств Грузии. Надо было разместить экспонаты в 49 витринах. Художник занимался этим четыре месяца. Кончилось тем, что директор музея Александр Джавахишвили распорядился запереть его в зале и не выпускать, пока работа не будет закончена. Эту выставку помнят до сих пор. Ее оформление было не мене интересным, чем представленные на ней материалы. Однако, надо ли говорить, что после этого с заказами к Варази старались не обращаться.
Он был пионером поп-арта в Грузии. Стихи здесь, бывало, росли, в прямом смысле, из сора, как например, в композиции «Мусор». А самое известное произведение Варази этого направления – «Голова быка» – выполнено из обыкновенных мужских брюк. По легенде, которая в данном случае, похожа на правду, история его создания такова. Художник в весьма нетрезвом состоянии пришел ночью к себе в квартиру-мастерскую, и раздеваясь, чтобы лечь спать, бросил брюки прямо на пол. Проснувшись утром и оглядевшись, он оцепенел. С пола на него смотрела бычья голова – такое причудливое очертание приняли упавшие брюки. Сейчас эти брюки в том же состоянии, пропитанные для твердости клеем, укрепленные на гипсовой доске и кое-где подкрашенные, находятся в экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В быту Автандил Варази был столь же свободен. Однажды ему подарили дверной глазок. И он вставил его в дверь своей квартиры-мастерской задом наперед. «Так лучше, - объяснял он. – Придет, допустим, ко мне гость, посмотрит в глазок, увидит, что я дома, и войдет. А если увидит, что меня нет, то он и беспокоиться не станет». Дверь у него не запиралась никогда. На месте, где должна была быть замочная скважина, в двери зияла дыра. Войти в эту однокомнатную квартиру на проспекте Важа Пшавела было легко. По-настоящему сблизиться с ее хозяином – очень трудно. Автандил Варази был замкнутым и довольно мнительным. Хотя, в его довольно многочисленном окружении, безусловно, были люди, которых он искренне любил.
Его приглашение на роль Пиросмани было попаданием в десятку. Опять-таки, согласно легенде, Георгий Шенгелая взял Варази на этот фильм в качестве художника картины. Параллельно режиссер будто бы искал исполнителя главной роли. А однажды увидел художника в коридоре киностудии, и его будто осенило. Варази наложили грим, режиссер посмотрел на него, и вопрос был решен. Было ли так на самом деле, сегодня можно, наверное, узнать у Георгия Шенгелая. Но делать этого не хочется, а хочется верить в красивую историю. Факт, что в фильме «Пиросмани» Автандил Варази выступает в качестве и художника-постановщика, и исполнителя главной роли. И то, и другое он делает филигранно. Иногда приходится слышать, что в этой роли Автандил Варази просто остается самим собой. Мнение спорное, но, даже если принять его, созданный им образ гениального художника-самоучки оказался общеприемлемым. И сегодня Нико Пиросмани, о котором, на самом-то деле, мало, что известно, в сознании множества людей ассоциируется именно с ним.
Автандил Варази был необыкновенно привлекательным человеком. Часто обаяние прямо-таки выручало его. Однажды, вечером 1 мая к родственникам Варази пришел его товарищ Альберт Дилбарян, известный тбилисский художник Дилбо, и рассказал, что Авто находится в милиции. Оказалось, что их двоих, а заодно и их друга Ниаза Диасамидзе, которого тбилисцам представлять не надо, арестовали за то, что они отмечали День солидарности трудящихся в не принятом тогда формате – шли пьяные по улицам, Варази размахивал снятым с какого-то столба красным флагом, а Дилбо и Нияз выкрикивали стихи Маяковского. Вскоре двух последних отпустили, а Авто за дерзкий нрав не просто оставили, но и пообещали выбить все зубы. Родные Варази, естественно, бросились в милицию и увидели там такую картину. За накрытым столом сидит задержанный Варази и весело кутит с дежурными по отделению. Оказывается, когда, в ответ на очередную язвительную реплику Варази, дежурный снова пообещал ему выбить зубы, художник достал изо рта протезы и сказал, что выбивать-то, собственно, нечего. Этот обескураживающий жест так тронул сотрудников милиции, что они тут же организовали хлеб-соль, а, когда за задержанным пришли, отпустили его со всеми возможными почестями.
Зубные протезы Автандил Варази носил уже в 40 лет. Их ему изготовил брат Леван, по профессии – врач-стоматолог. Зубы художник потерял из-за сахарного диабета, которым страдал с молодых лет. Об этом не все знали, потому что образ жизни Варази был мало похож на тот, какой обычно ведут при таком заболевании, но он был очень больным человеком. Автандил Варази умер в марте 1977 года. Первая персональная выставка художника состоялась в Тбилиси через два месяца после его смерти.
© Copyright: Давид Бердзенишвили, 2011
Свидетельство о публикации №211110300669
«...Автандил пригласил нас к себе в мастерскую. Признаюсь, я ожидал встретить интересные, своеобразные картины, но то, что увидел, просто потрясло меня. Яркие, сочные, наполненные светом и динамикой полотна завораживали. В них было что-то от испанской школы, от работ Сурбарана, Веласкеса, Гойи, и в то же время — свой взгляд, свой мир, своя философия. Выражалось это прежде всего в бесконечном разнообразии тонов. Казалось, все зависит от настроения художника, и потому картины, как дни его жизни, перемежаются то коричневыми красками, то темно-синими, то блекло-серыми... Для меня это было не просто открытие нового таланта, а настоящая встреча с чудом.
Печально, но Авто Варази оставил после себя небольшое наследие, — слишком рано ушел из жизни, не достигнув и пятидесяти...»
(Юрий Волович)
«Натюрморт с Цинандали» 1977
«Натюрморт» 1971
«Женский портрет» 1972
«Портрет Гулико Кариаули» 1972
«Лизико Варази» 1970
«Лика» 1971
«Натюрморт с рыбами» 1965
«Рыбы» 1963
«Натюрморт с белой вазой» 1975
«Натюрморт с книгой» 1948
«Натюрморт» 1974
«Композиция со скрипкой» 1974
«Манана в шерстяном платке» 1970
«Манана» 1963
«Девушка в цветастом платье» 1963
«Её портрет» 1965
«Портрет Вахтанга Руруа» 1962
«Портрет Эдишера Гиоргадзе» 1960
«Амиран Гоголашвили» 1974
«Букинист» 1964
«Натюрморт с виноградом» 1971
«Композиция со скрипкой» 1975
«Натюрморт с грушей» 1973
«Натюрморт с грушей» 1976
«Натюрморт с хлебом» 1973
«Натюрморт с яйцами» 1974
«Белый натюрморт» 1972
«Натюрморт» 1955
Джованни Вепхвадзе. Рассказы о себе и о художниках.
«ПИРОСМАНИ УМЕР ДВАЖДЫ»
Эпизод 1: Хинкальная
-Джованни, посмотри кто за столиком справа.
-Это же Пиросмани, - вскрыкиваю я и не очень расчитываю силу своего голоса. Все поворачиваются в мою сторону. Поворачивается и смотрит на меня с улыбкой и тот человек, в адрес которого и был направлен мой возглас.
-Тише, неудобно, это Авто Варази, - заметил Гиви, - может подойдем к нему и познакомимся. Джованни, у тебя осталось немного денег? У меня рубль с мелочью, если и Нугзар немного дабавит возьмем бутылку водки и подойдем к Авто.
К счастью нам удалось наскрести нужное количество денег, мы взяли бутылку "Московской" (самой дешевой) и подошли к столику, за которым стоял Авто Варази и ел свой кебаб, запивая пивом. Авто вначале отказывался принять столь ценный дар, но потом все-таки принял при условии, что и мы составим уму компанию и вместе разопьем эту бутылку. Мы распили ее и стали друзьями. С тех пор, а наше первое знакомство произошло в начале семидесятых, когда мы еще учились в академии,мы видились довольно часто. И хотя Авто был старше нас и уже известный художник, к нам он относился, как к равным. Когда там, в хинкальной, мы набрались наглости и преподнесли ему бутылку водки, это был не случайный поступок, Гиви знал что Авто пьет, пьет, да еще как. Это была его слабось и вероятно причина раннего ухода из жизни. Он скончался в расцвете творческих сил.
Авто кроме того, что был отличным живописцем, был еще и профессиональным архитектором и искусствоведом. Но прославился и стал известным благодаря фильму "Пиросмани", где сыграл главную роль. Сейчас я не представляю, кто бы смог сыграть эту роль лучше него, даже сам Пиросмани выглядел бы бледнее при исполнении этой роли. Хотя должен сказать, что Варази и не играл роль Пиросмани, он играл себя. Но духовное сходство этих двух художников позволило нам получить реальный образ великого примитива.
Правда, были и отличия между Авто и Пиросмани. И эти отличия были не в пользу последнего. Авто был образованным и начитанным, получил блестящее воспитание и образование, знал иностранный язык (французский) и что самое главное имел хороший характер, в отличие от Пиросмани. Но что же их объединяло? Глубина души, искренность и любовь к искусству. То что оба были поклонниками Вакха - само сабой разумеется. Может быть, поэтому этот языческий бог преждевременно их и забрал к себе на постоянное местожительство.
Эпизод 2: Чайник
Сидим мы как-то в мастерской Дилбо. Его все налывали Дилбо, хотя полное имя было Альбарт Дилбарян. Этого замечательного художника я знал с детства. Тогда он был для меня "дядя Дилбо", а потом я в нем видел коллегу и друга и называл его просто Альберт. Так вот, сидим мы в мастерской Альберта и слышим какие- то шаги, человека, который скорее волочит свои ноги, чем идет. Альберт навострил уши и по походке отгадал личность гостя.
- Это Автандил Вазари, простите Варази, -пошутил Дилбо,- это тоже самое.
Намека мы не поняли, но дверь открылась и в мастерскую вошел Авто. Он был слегка выпившим, а, может, и на похмелье. В последнее время мы часто видели его таким.
- Ты что, пришел с пустыми ногами?- вновь пошутил Дилбо при встрече с другом (он намеренно перефразировал вырожение "с пустыми руками", как видно он имел в виду выпивку.)
- Дилбо, я хочу чайник,- сказал Варази, указывая на чайник для заварки, который лежал на столике, куда обычно Альберт ставил свои натюрморты.
- Ты что, на чай уже перешел?- спрасил Дилбо.
- Я натюрморт хочу нарисовать,-последовал ответ.
- Не видешь, я сам его пишу.
- Но ты же уже писал этот чайник,-недоумевал Авто.
- А я еще раз его пишу. Что нельзя его написать еще раз? Кому какое собачье дело, сколько хочу, столько раз и буду его писать, я же никому не мишаю,-пофилосовствовал Альберт.
- Тогда хоть белила дай,-взмолился Авто.
- Возьми, там на палитре,- небрежно бросил Дилбо.
- Где пол-литра,- в свою очередь пошутил Авто, как будто бы, не очень хорошо расслышал слова Альберта.
И так они начинали свои специфические шутки на удовольствие присутствующих. Иногда эти шутки приводила к реальной перебранке. Но несмотря на это, они любили друг друга и в памяти всех остались неразлучными друзьями. Как говорится - "На каждого Ван Гога свой Гоген".
Эпизод 3: Билеты в Дом кино
Последние годы своей жизни Авто часто приходил к нам в Творческую мастерскую, в гости. Он приносил какую -нибудь выпивку, тут же накрывался импровизированный стол и начинали пить и говорить об искусстве. В искусстве Авто разбирался великолепно, и не только потому, что был дипломированным искусствоведом, но скорее всего потому, что был высокообразованным человеком, и имел замечательную библиотеку, которую знал от корки до корки. Всегда буду ему благодарен за то что помог мне начертить сложную перспективу на моей отчетной работе в Творческой мастерской. Авто был человеком очень скромным и, несмотря на свою известность и популярность, никогда никого ни о чем не просил. Помню, как однажды он пришел к нам в Творческую мастерскую и сообщил, что в Доме кино будет проссмотр фильма "Крестный отец", и что вход только по пригласительным билетам.
- Дорогой Авто,-сказал я,-ты же великий актер, неужели для исполнителя, и еще какого, роли Пиросмани, твои киношники не дадут один билет на просмотр.
- Джованни, мне неудобно просить, конечно дадут, но ничего, обойдусь,-скромно ответил Авто.
И вот, как обычно бывает только в кино, входит один наш товарищ ,специалист английского и говорит.
- Я достал один билет в Дом кино на "Кресного отца" и.....
Тут мы его прерываем и почти хором говорим:- Дай твой билет Авто , он так хочет посмотреть этот фильм.
- Я тоже хочу посмотреть,-сказал наш товарищ лингвист,- фильм идет на английском языке. У меня только один билет, еле-еле достал, по знакомству, а я хочу еще повести мою девушку, поэтому к вам пришел.
- А мы что, дирекция дома кино или Союз кинематографистов, вот бедный Авто сам актер, а не имеет билета.
- А вы возьмите и нарисуйте билеты,-предложил лингвист, - вон какие картины рисуете, что билет не можите нарисовать.
Я посмотрел на его пригласительный билет, который несмотря на то, что был напечатан на меловой бумаге, выглядел поистине примитивно по сравнению с нашими картинами.
- Гиви,-говорю я,- посмотри, мы же запросто сможем нарисовать такие билеты. Для всех нарисуем.
- Конечно,-воскликнул Гиви,-давай сделаем, это сделать ,ерунда.
И мы с Гиви начали делать копии с единственного билета, который у нас был. Просидев несколько часов, мы сделали около пятнадцати билетов и все вместе пошли в кино. Бедный Авто, с горя ,что не удастся увидеть фильм и не веря в наши фальсификаторские способности, пал духом и вместе с остальными присутствующими пил водку, а когда нам удалось сделать абсолютно идентичные билеты, он воспрял духом, и мы с Гиви в его глазах явно выросли. Взяв Авто, уже основательно пяного, под мышку, мы пришли в Дом кино. Контролер внимательно смотрел билеты. Идея сделать липовые билеты пришла не только нам. Студенты политехнического института тоже попытались отпечатать билеты на какой- то машинке, которая тогда называлась ЭРА, и сделали такие плохие билеты, что подделка была видна невооруженным взглядом. Даже пожилой контролер в очках и то заметил фальш. Студентов политехнического прогнали, а художники беспрепятственно вошли в зал. Авто ликовал как ребенок, но фильм ему не удалось посмотреть. Через несколько минут погас свет в зале и пошли титры, Авто мирно заснул и проснулся только, когда включили свет. Мы проводили его до дома и по дороге рассказывали содержание фильма.
Эпизод 4: Пивные дрожжи
В последнее время Авто Варази приходил к нам редко. Бывало мы его не видели месяцами. Художники то и дело поговаривали "Авто пьет" или "Авто не пьет". О нем напоминал чудесный этюд, который написал с него за один сеанс Гиви, и шляпа , в которой он играл в фильме "Пиросмани". Эту шляпу он нам подарил, и я успел заснять на любительской 8-мм камере Авто в этой самой шляпе и еще много кадров с его участием. Снимая эти любительские кадры, я не мог предположить, что через некоторое время они нам будут очень дороги, и останутся единственным воспоминанием об Авто, так как шляпу, которую мы все называли "шляпа Пиросмани", кто-то стянул.
Авто стал приходить к нам все реже и реже. А когда приходил в основном лежал на кушетке. Мы не могли понять, почему он все время хочет лежать, это из- за опянения или из- за болезни. Мы также заметили, что он сильно похудел. И вот после очередного к нам визита, увидя, что Авто больше худеть некуда, один из наших друзей по творческой мастерской по имени Юза, сделал нам одно предложение.
- Давате дадим Авто дрожжи, от дрожжей полнеют, - сказал Юза и сам же обрадовался своей оригинальной идеи.
Мы понимали, что Юза говорит глупость, но терять было нечего и так все знали, что Авто уже не помочь. К его диабету добавился еще и церроз печени. Решили достать дрожжи, пошли на хлебозавод и принесли оттуда пивные дрожжи.
Когда пришел Авто, мы предложили ему разводить в воде дрожжи и пить, чтобы немного пополнеть. Услышав это, он грустно улыбнулся, как только он умел улыбаться, взял дрожжи, поблагодарил нас и пошел домой. Мы не видели его несколько недель, а когда увидели не узнали. Бедный Авто как- то необычно пополнел. Но я бы сказал, он скорее опух или, вернее, поднялся на дрожжах. Смотреть на него было и смешно, и грустно. Авто сам смеялся и говорил, что вот как он пополнел на наших дрожжах. Хотя мы смеялись, нам было очень грустно, мы знали, что нам не долго осталось видеть и общаться с этим замечательным человеком.
Эпизод 5: Последний
Несмотря на то, что все мы ждали именно этого конца, уход Авто застал нас в врасплох. Друзья попросили меня взять мою камеру и заснять похороны Авто. Я не очень хотел это делать, но и отказать не смог. А сейчас, по прошествии стольких лет не жалею. Я в основном снимал друзей Авто, которые пришли с ним проститься, а их было очень много. У меня было ощущение, что я присутствую на похоронах Пиросмани, который умер во второй раз. Через некоторое время устроили персональную выставку Авто, при жизни такой он не дождался. Выставка проходила в здании ГОДИКСА (в советское время так называлась организация по культурным связям с иностранными государствами). В настоящее время в этом здании расположено Американское Посольство в Грузии. А имя Варази увековечено в названии одной гостиницы, названной в его честь, один из основателей которой был другом Авто. И на первом этаже этой гостиницы находится маленькая галерея, где галерейщицей работает дочь покойного Дилбо, друга Варази, и где время от времени продает свои работы и автор этих строк.
Джованни Вепхвадзе
Умер Автандил Варази 3 марта 1977 года.
Альбина, пожалуйста!
После Нико Пиросмани, сама понимаешь, не могла обойти молчанием исполнителя его роли в фильме "Пиросмани".
Так вот, потихоньку, но цепочка тянет одно за другим...
Здравствуйте, Ирина. Огромное Вам спасибо. К своему стыду я лишь слышал имя этого художника, совершенно ничего не знал о нем и видел несколько его работ, копии (скорее всего) в доме знакомых.
Автандил Варази (1926—1977) — знаменитый грузинский художник. Сыграл роль художника Нико Пиросмани в фильме Георгия Шенгелая «Пиросмани».
См. https://tunnel.ru/view/post:710618
----------------------------------------------------------
«...судьба Варази каким-то совершенно невероятным образом переплелась с судьбой другого грузинского живописца Нико Пиросманишвили. Сейчас мы можем лишь гадать, было ли это божьим провидением или парадоксальным стечением обстоятельств, но два абсолютно не похожих ни по происхождению, ни по образованию, ни по манере письма художника оказались близкими по схожести их трагических жизней...» (Юрий Волович)
Автандил Варазишвили
(ავთოვასილისძევარაზი)
1926 - 1977
Автандил родился в в семье Нобелевского номината, известного физиолога и биохимика профессора кафедры биологической химии Тбилисского медицинского института, Василия Варазашвили (1888 - 1969). Очень рано проявил способности к рисованию. С 1943 по 1948 учился в Тбилисском техническом университете на факультете архитектуры. В 1948 году стал аспирантом института истории искусств. Два брата Автандила Леван и Георгий пошли по стопам отца, и занялись медициной.
Семья Варазишвили
Молодого человека с очень грустными глазами всегда можно было встретить в букинистическом магазине в отделе с книгами по истории искусств. За свою жизнь он собрал огромную бибилиотеку. Люди на всех портретах Автандила изображены с глубоким страданием во взгляде. Натюрморты же отличаются простотой композиции и пространства, объединённые в единое целое. В 1966 году состоялась первая персональная выставка Автандила Варази в музее истории Грузии.
Как и большенство людей творческой профессии Автандил часто выпивал. Несколько раз по просьбе жены проходил лечение, но снова срывался.
Георгий Шенеглая задумав снимать картину о Нико Пиросмани в главной роли видел только Автандила Варази. Но зная его слабость, первым делом поставил условие, что за весь съёмочный период он не должен будет брать в руки стакана с вином. Пиросмани у Автандила Варазишвили человек, необычный в одежде, манерах, гордый, болезненно ранимый, простой и великий, беспомощный и смелый, нежный и одинокий одновременно. Как и сам художник.
Известно, что Пиросмани умер под забором, в буквальном смысле этого слова. И его невостребованный труп похоронили на кладбище для бедняков — без надписи и креста.
Нечто подобное произошло и в жизни самого Авто Варази. У него появляется красавица-любовница. С художником происходит внутренняя драма. Он не может уйти от семьи и в то же время не хочет бросать любовницу. История эта, получившая широкую огласку, происходит как раз в самый разгар съемок фильма о Пиросмани. После того, как картина была закончена, Авто начинает пить еще больше. Он в постоянной депрессии, почти не работает...
«...Незадолго до смерти он пришел к нам домой. Принес с собой бутылку чачи и банку шпрот, молча прошел в угол комнаты, уселся на диване и начал пить. Зная, что он тяжело болен, мы не беспокоили его. Потихоньку в дом стали сходиться гости, большинство из них наши давние друзья-художники. В какой-то момент Авто точно очнулся, стал улыбаться, шутить, как раньше, а услышав звуки фламенко, принялся танцевать, причем делал это невероятно легко и изящно. Но потом вдруг опять стушевался и вскоре незаметно покинул дом.
Больше мы его не видели, но в памяти моей он остался именно таким, — веселым и танцующим свой последний, наверное, в жизни танец...»
(из воспоминаний Юрия Воловича)