В залах Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке проходит выставка знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой. Эта экспозиция устроена при содействии парижского фонда «Fondation Serebriakoff» и представляет только избранные работы заграничного периода творчества художницы, многие из которых впервые экспонируются в Москве.
Выставка уникальна еще и тем, что наряду с живописными произведениями самой Серебряковой на ней также представлены работы двух (из четырех) её детей — Александра и Екатерины, долгие годы проживших вместе с матерью в эмиграции. Поэтому экспозиция, приуроченная к 130-летию со дня рождения художницы, так и называется — «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы».
Париж, сад Тюильри. 1930
На днях я побывал в здании Инженерного корпуса и готов поделиться своими впечатлениями. Сразу скажу, что работы детей: Александра Борисовича Серебрякова (1907-1995) и Екатерины Борисовны (род. 1913) показались мне менее интересными. И дело не в том, что они слабые — совсем даже наоборот! — они скрупулезно аккуратны, почти гиперреалистичны, а чисто технически выполнены просто безукоризненно. Но, на мой взгляд, такие работы скучны, хотя, не спорю, найдется немало охотников до этих пасторальных пейзажей и натюрмортиков.
Отмечу, что выставка не слишком масштабная: в нескольких залах третьего этажа представлено порядка 80 работ, из них около 50 экспонатов — живописные произведения Зинаиды Серебряковой, остальное — творчество её детей.
Булочница. 1927
Небольшая биографическая справка
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении «Нескучное» Харьковской губернии в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа — Лансере. Её дедушка, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мама, Екатерина Николаевна, в молодости была художником-графиком.
Бретань. Мост Л`Аббе. 1930
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой. В 1903-1905 годах обучалась у художника-портретиста О.Э. Браза. В 1905-1906 занималась в Académie de la Grande Chaumière в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию. От этого брака рождается четверо детей: Евгений (1906-1990) — впоследствии архитектор и реставратор, Александр (1907-1995) — художник и декоратор, Татьяна (1912—1989) — театральный художник, Екатерина (1913) — художница, а также основатель и почетный президент французского «Фонда Зинаиды Серебряковой». После Октябрьской революции, в связи со скоропостижной смертью мужа и тяжелым материальным положением, Зинаида Серебрякова уезжает во Францию (1924 год), в которой она проживет до конца жизни. Позднее ей удастся вызвать к себе двоих детей — Александра и Екатерину. С Татьяной и Евгением ей суждено будет увидеться только через тридцать с лишним лет…
Портрет Екатерины. 1929
За границей Зинаида Евгеньевна столкнулась с отсутствием регулярных заказов, испытав почти полную невостребованность. Но, несмотря на это, художница сохранила самобытность своего художественного видения и осталась практически равнодушна к новаторским течениям современного европейского искусства. Для заработка ей приходилось писать портреты на заказ, которые из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты она часто выполняла в графических техниках – пастелью, цветными карандашами, темперой, акварелью.
Муся Булгакова-Евреинова. 1931
Мне особенно понравились на выставке именно эти работы — пастельные портреты представителей русской аристократии, выполненные смелыми и уверенными штрихами, в манере, слегка напоминающей стиль Валентина Серова — мастерски прописанные лица и небрежность к деталям и элементам антуража. Ещё ранее русский художник и искусствовед, основатель объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа, он же дядя художницы, писал о живописи Зинаиды: «Умения, мастерства у Серебряковой полная мера. Но особая прелесть её мастерства заключается в том, что и оно не лезет вперед, оно совершенно свободно. Оно сложилось свободно, вне затхлости академических классов; оно и сейчас, несмотря на полную свою зрелость, всё так же свободно от педантизма и раз навсегда установленных приемов».
Портрет Александра в карнавальном костюме. 1952
Даже в эмиграции художница стремилась вернуться к темам и сюжетам, увлекавшим её в России, — идеализированным образам крестьян, когда-то вдохновившим её на полотнах Венецианова. На выставке представлен монументальный триптих «Баня», созданный в 1926 году в продолжение её знаменитого одноименного цикла, написанного ещё на родине.
Русская баня (центральная часть триптиха), 1926
Только с 1926 года, благодаря спонсорской помощи, художница смогла, наконец, позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды – на юг Франции, в Бретань, на остров Корсику, а также совершать творческие поездки в другие страны — Англию, Швейцарию, Италию, в северную Африку.
Девушка на балконе. 1931
На выставке можно увидеть как европейские пейзажи Серебряковой, так и виды Марокко, сделанные в 1928–29 и 1932 годах. Пожалуй, именно работы из марокканского цикла (сценки на базаре, эскизные образы арабов и бедуинов, пейзажи Марракеша, Феса, Сефру) показались мне наиболее яркими, эмоциональными и живыми из всего представленного на выставке, за исключением, может быть нескольких произведений в стиле ню. Кстати, можно заметить, что моделью для обнажённой (и не только) натуры часто служила дочь Зинаиды Серебряковой — Екатерина.
Обнажённая. 1931
Конечно, выставка не претендует на полное или ретроспективное представление о творчестве Зинаиды Серебряковой, но этим и вполне самоценна — узкий сектор творчества создает более осмысленное погружение в тему, сулит и более приятное послевкусие. Стоило ли мероприятие потраченных трех с половиной часов? Безусловно, стоило. Плюс ко всему, хочу предупредить тех, кто еще не был на выставке: фотосъёмка РАЗРЕШЕНА (правда, без вспышки), а сама выставка работает до 30 марта 2014 года.
Владимир Дианов
ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД. АЛЕКСАНДР И ЕКАТЕРИНА СЕРЕБРЯКОВЫ. ИЗ СОБРАНИЯ "FONDATION SEREBRIAKOFF", ПАРИЖ
14 февраля — 30 марта
Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея
Fondation Serebriakoff, Париж | Фонд Зинаиды Серебряковой, Москва
Инженерный корпус, 3-й этаж, Лаврушинский переулок, 12
Экспозиция, подготовленная к 130-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967), – значительное событие в выставочной практике Третьяковской галереи.
Блюдце с клубникой и смородиной. 1950
Голубая гостиная. 1943
Кассис. Крыши городка. 1926
Марокканка с ребёнком на руках. Марракеш. 1932
Играющая на ауде. (Две марокканки в белом). 1928
Александр Серебряков. Усадьба Дичли. Внешний вид, 1948
Екатерина Серебрякова. Птицы, 1955
Познакомиться с «банной» темой в творчестве Зинаиды Серебряковой также можно здесь:
В залах Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке проходит выставка знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой. Эта экспозиция устроена при содействии парижского фонда «Fondation Serebriakoff» и представляет только избранные работы заграничного периода творчества художницы, многие из которых впервые экспонируются в Москве.
Выставка уникальна еще и тем, что наряду с живописными произведениями самой Серебряковой на ней также представлены работы двух (из четырех) её детей — Александра и Екатерины, долгие годы проживших вместе с матерью в эмиграции. Поэтому экспозиция, приуроченная к 130-летию со дня рождения художницы, так и называется — «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы».
Париж, сад Тюильри. 1930
На днях я побывал в здании Инженерного корпуса и готов поделиться своими впечатлениями. Сразу скажу, что работы детей: Александра Борисовича Серебрякова (1907-1995) и Екатерины Борисовны (род. 1913) показались мне менее интересными. И дело не в том, что они слабые — совсем даже наоборот! — они скрупулезно аккуратны, почти гиперреалистичны, а чисто технически выполнены просто безукоризненно. Но, на мой взгляд, такие работы скучны, хотя, не спорю, найдется немало охотников до этих пасторальных пейзажей и натюрмортиков.
Отмечу, что выставка не слишком масштабная: в нескольких залах третьего этажа представлено порядка 80 работ, из них около 50 экспонатов — живописные произведения Зинаиды Серебряковой, остальное — творчество её детей.
Булочница. 1927
Небольшая биографическая справка
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении «Нескучное» Харьковской губернии в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа — Лансере. Её дедушка, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мама, Екатерина Николаевна, в молодости была художником-графиком.
Бретань. Мост Л`Аббе. 1930
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой. В 1903-1905 годах обучалась у художника-портретиста О.Э. Браза. В 1905-1906 занималась в Académie de la Grande Chaumière в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию. От этого брака рождается четверо детей: Евгений (1906-1990) — впоследствии архитектор и реставратор, Александр (1907-1995) — художник и декоратор, Татьяна (1912—1989) — театральный художник, Екатерина (1913) — художница, а также основатель и почетный президент французского «Фонда Зинаиды Серебряковой». После Октябрьской революции, в связи со скоропостижной смертью мужа и тяжелым материальным положением, Зинаида Серебрякова уезжает во Францию (1924 год), в которой она проживет до конца жизни. Позднее ей удастся вызвать к себе двоих детей — Александра и Екатерину. С Татьяной и Евгением ей суждено будет увидеться только через тридцать с лишним лет…
Портрет Екатерины. 1929
За границей Зинаида Евгеньевна столкнулась с отсутствием регулярных заказов, испытав почти полную невостребованность. Но, несмотря на это, художница сохранила самобытность своего художественного видения и осталась практически равнодушна к новаторским течениям современного европейского искусства. Для заработка ей приходилось писать портреты на заказ, которые из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты она часто выполняла в графических техниках – пастелью, цветными карандашами, темперой, акварелью.
Муся Булгакова-Евреинова. 1931
Мне особенно понравились на выставке именно эти работы — пастельные портреты представителей русской аристократии, выполненные смелыми и уверенными штрихами, в манере, слегка напоминающей стиль Валентина Серова — мастерски прописанные лица и небрежность к деталям и элементам антуража. Ещё ранее русский художник и искусствовед, основатель объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа, он же дядя художницы, писал о живописи Зинаиды: «Умения, мастерства у Серебряковой полная мера. Но особая прелесть её мастерства заключается в том, что и оно не лезет вперед, оно совершенно свободно. Оно сложилось свободно, вне затхлости академических классов; оно и сейчас, несмотря на полную свою зрелость, всё так же свободно от педантизма и раз навсегда установленных приемов».
Портрет Александра в карнавальном костюме. 1952
Даже в эмиграции художница стремилась вернуться к темам и сюжетам, увлекавшим её в России, — идеализированным образам крестьян, когда-то вдохновившим её на полотнах Венецианова. На выставке представлен монументальный триптих «Баня», созданный в 1926 году в продолжение её знаменитого одноименного цикла, написанного ещё на родине.
Русская баня (центральная часть триптиха), 1926
Только с 1926 года, благодаря спонсорской помощи, художница смогла, наконец, позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды – на юг Франции, в Бретань, на остров Корсику, а также совершать творческие поездки в другие страны — Англию, Швейцарию, Италию, в северную Африку.
Девушка на балконе. 1931
На выставке можно увидеть как европейские пейзажи Серебряковой, так и виды Марокко, сделанные в 1928–29 и 1932 годах. Пожалуй, именно работы из марокканского цикла (сценки на базаре, эскизные образы арабов и бедуинов, пейзажи Марракеша, Феса, Сефру) показались мне наиболее яркими, эмоциональными и живыми из всего представленного на выставке, за исключением, может быть нескольких произведений в стиле ню. Кстати, можно заметить, что моделью для обнажённой (и не только) натуры часто служила дочь Зинаиды Серебряковой — Екатерина.
Обнажённая. 1931
Конечно, выставка не претендует на полное или ретроспективное представление о творчестве Зинаиды Серебряковой, но этим и вполне самоценна — узкий сектор творчества создает более осмысленное погружение в тему, сулит и более приятное послевкусие. Стоило ли мероприятие потраченных трех с половиной часов? Безусловно, стоило. Плюс ко всему, хочу предупредить тех, кто еще не был на выставке: фотосъёмка РАЗРЕШЕНА (правда, без вспышки), а сама выставка работает до 30 марта 2014 года.
Владимир Дианов
ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД. АЛЕКСАНДР И ЕКАТЕРИНА СЕРЕБРЯКОВЫ. ИЗ СОБРАНИЯ "FONDATION SEREBRIAKOFF", ПАРИЖ
14 февраля — 30 марта
Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея
Fondation Serebriakoff, Париж | Фонд Зинаиды Серебряковой, Москва
Инженерный корпус, 3-й этаж, Лаврушинский переулок, 12
Экспозиция, подготовленная к 130-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967), – значительное событие в выставочной практике Третьяковской галереи.
Блюдце с клубникой и смородиной. 1950
Голубая гостиная. 1943
Кассис. Крыши городка. 1926
Марокканка с ребёнком на руках. Марракеш. 1932
Играющая на ауде. (Две марокканки в белом). 1928
Александр Серебряков. Усадьба Дичли. Внешний вид, 1948
Екатерина Серебрякова. Птицы, 1955
Познакомиться с «банной» темой в творчестве Зинаиды Серебряковой также можно здесь:
https://tunnel.ru/view/post:148826