Зиновий Гердт читает «Одесские рассказы» Бабеля
На Youtube появился фрагмент телеспектакля, в котором Зиновий Гердт читает «Одесские рассказы» Бабеля.
Исполнение поистине великолепное !
После просмотра кажется, что только так, и никак иначе можно читать Бабеля. К сожалению, это только фрагмент, чудом уцелевший на домашней видеокассете. Остается только надеяться, что где-то в архивах ТВ есть полная версия этого телеспектакля, и когда-нибудь она будет также опубликована в открытом доступе.
В спектакле участвуют И.Смоктуновский и М.Филиппов.
По сведениям из интернета, режиссер - Никита Тягунов.
Иришка и ЛюдМилка, спасибо и зи Зяму, и за Бабеля!
P.S.
В мае 1939 года писатель арестован.
Обвинение стандартное: антисоветская пропаганда и так далее – все, вплоть до замысла покушения на Сталина.
Подписав протоколы допросов под пытками, на последнем допросе Бабель отказывается от всех своих “показаний”.
Это не помогло.
27 января 1940 года И.Э. Бабель был расстрелян.
Рукописи писателя, унесенные чекистами, были сожжены.
Негативную оценку Бабеля дал С. Буденный. А М. Горький написал:
С Буденный оценивает творчество Бабеля "с высоты кавалерийского седла"
Впоследствии был издан 4-томник И. Бабеля(во времена Оттепели)
Фото из следственного "Дела Бабеля"-1939 г.
И. Бабель
Ирина! Огромное спасибо за пост,за тему, за З.Гердта, за И.Бабеля!
Большое спасибо Людмиле,Татьяне и Евгению за интересные добавления!
Разрешите и мне добавить...
История от Зямы
Рассказывает Зиновий Гердт:
Это был пятьдесят седьмой год. Москва, фестиваль молодежи и студентов. Толпы иностранцев! Впервые! И приехали пять французских композиторов, сочинители всех песен Ива Монтана — Франсис Лемарк, Марк Эрраль, еще какие-то... Знаменитейшие фамилии! И к ним был приставлен Никита Богословский — во-первых как вице- или президент общества СССР-Франция, а во-вторых, у него прекрасный французский.
Ну вот.
А я тогда играл в Эрмитаже "Необыкновенный концерт", а по соседству выступал Утесов. И так как только от меня, "конферансье", зависело, два часа будет идти наш "концерт" или час двадцать, то я быстренько его отыгрывал, чтобы успеть на второе действие к Леониду Осиповичу. Я его обожал.
И вот я выбегаю, смотрю — стоит эта группа: пятеро французов, Никита и Марк Бернес. Он к ним очень тянулся... И идет такая жизнь: Никита что-то острит, французы хохочут. Я ни слова не понимаю, Бернес тоже. И он все время дергает Богословского за рукав: "Никита, что ты сказал?" Тот морщится: "Погоди, Маркуша, ну что ты, ей-богу!" Через минуту опять хохочут. Бернес снова: "Никита, что он сказал?" На третий раз Богословский не выдержал: "Марк, где тебя воспитывали? Мы же разговариваем! Невежливо это, неинтеллигентно..."
Потом он ушел добывать контрамарку — французам и себе, и мы остались семеро совсем без языка. Что говорит нормальный человек в такой ситуации? Марк сказал: "Азохн вэй..." Печально так, на выдохе. Тут Фрэнсис Лемарк говорит ему — на идиш: "Ты еврей?" Бернес на идиш же отвечает: "Конечно". "Я тоже еврей", — говорит Лемарк. И повернувшись к коллегам, добавляет: "И он еврей, и он еврей, и он..." Все пятеро оказались чистыми "французами"! И все знают идиш! Марк замечательно знал идиш, я тоже что-то... И мы начали жить своей жизнью, и плевать нам на этот концерт Утесова! Тут по закону жанра приходит — кто? — правильно, Богословский! Мы хохочем, совершенно не замечаем прихода Никиты... Он послушал-послушал, как мы смеемся, и говорит: "Маркуша, что ты сказал?" А Бернес отвечает:"Подожди, Никита! Где тебя воспитывали, ей-богу? Мы же разговариваем!"
Это был единственный раз в моей жизни, когда мое происхождение послужило мне на пользу.
О памятнике Гердту.
Памятник Зиновию Гердту открыт был в 2011 году в том городе, где он прожил первые 11 лет своей жизни, - городе Себеж. Там он родился в бедной еврейской семье - отец извозчик, мать - дочь шляпника, учился в еврейской школе, говорил на идиш...
Тогда его звали Залман Эфраимович Храпинович. Имя такое не очень годилось для сценической карьеры. И потому он, уже живя в Москве, поменял его, а фамилию взял матери - Гердт. И прославил эту фамилию. Он прославил также свой город детства, который любил необыкновенно. И часто приезжал в родной Себеж вместе с женой...
Себеж это городок на границе Латвии и России, в Псковской области. По инициативе себежской общественности был задуман памятник своему выдающемуся земляку. В 2006 году, в год девяностолетия Зиновия Гердта, был установлен камень недалеко от места, где когда-то стоял дом его семьи. В объявленном конкурсе на создание проекта монумента победил Олег Ершов - необычайно талантливый молодой скульптор из Подмосковья. Он никогда не видел Гердта живьём, но тонко уловил особенности его облика и характера.
Скульптурная композиция из бронзы и гранита была создана на деньги жителей Себежа. И открыта в 2011 году ... композиция в виде фигуры артиста, присевшего на камень. Надпись на памятнике лаконичная: "Народному артисту Зиновию Гердту от себежан".
На открытие приехала вдова артиста Татьяна Александровна Правдина, друзья Гердта и члены семьи.
"Открытие памятника Зиновию – значимое событие на фоне нашей нервотрепки, отсутствия воздуха, общения и дефицита душевности", - сказал на открытии Александр Ширвиндт. И назвал происходящее искренним моментом, а Зиновия Гердта - "штучным человеком, невероятно поэтичным и чутким к фальши". И сказал, что "Зямочка похож. Схвачено всё очень верно - интонация, поза..."
Нет, наверное, человека, кто не любит Гердта. Спасибо за фото памятника, Ефим!
Замечательный артист Зиновий Гердт рассказывал такую историю:
— Дело происходило в тридцатые годы, в период звездной славы Всеволода Мейерхольда. Великий гениальный режиссер, гениальность которого уже не нуждается ни в каких доказательствах, и я, маленький человек, безвестный пока актер. В фойе театра однажды появилась дама. В роскошной шубе, высокого роста, настоящая русская красавица. А я, честно сказать, и в молодости был довольно низкоросл... А тут, представьте себе, влюбился. Она и еще раз пришла в театр, и еще, и наконец я решился с ней познакомиться. Раз и два подходил я к ней, но она — ноль внимания, фунт презрения... Я понял, что нужно чем-то ее поразить, а потому, встретив Мейерхольда, попросил его об одной штуке — чтобы он на виду у этой красавицы как-нибудь возвысил меня. Режиссер согласился, и мы проделали такую вещь — я нарочно встал в фойе возле этой дамы, а Мейерхольд, проходя мимо нас, вдруг остановился и, бросившись ко мне, с мольбой в голосе воскликнул:
«Голубчик мой! Ну что же вы не приходите на мои репетиции? Я без ваших советов решительно не могу работать! Что же вы меня, голубчик, губите?!.» «Ладно, ладно, — сказал я высокомерно. — Как-нибудь загляну...»
И знаете, что самое смешное в этой истории? Эта корова совершенно никак не отреагировала на нашу великолепную игру, спокойно надела свою шубу и ушла из театра. Больше я ее не встречал))))))
Людмила, Евгений, Ефим, Вероника, Татьяна! Спасибо вам огромное за участие в теме, за добавленный интересный материал!
Благодаря вам получился интересный пост о замечательном АРТИСТЕ!
Добавлю один ролик - Зиновий Гердт читает "Давай поедем в город..." Давида Самойлова (Это бенефис Зиновия Гердта в 1996 году)
Как я люблю стихи Д. Самойлова, Ириша!Спасибо-напомнила!!
ДАВАЙ ПОЕДЕМ В ГОРОД...
Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Оставим на вокзале.
Года пускай хранятся,
А нам храниться поздно.
Нам будет чуть печально,
Но бодро и морозно.
Уже дозрела осень
До синего налива.
Дым, облако и птица
Летят неторопливо.
Ждут снега, листопады
Недавно отшуршали.
Огромно и просторно
В осеннем полушарье.
И все, что было зыбко,
Растрепанно и розно,
Мороз скрепил слюною,
Как ласточкины гнезда.
И вот ноябрь на свете,
Огромный, просветленный.
И кажется, что город
Стоит ненаселенный,-
Так много сверху неба,
Садов и гнезд вороньих,
Что и не замечаешь
Людей, как посторонних...
О, как я поздно понял,
Зачем я существую,
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую,
И что порой,напрасно
Давал страстям улечься,
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься...
1963
А вот Гердт читает Пастернака(это когда у Пастернака случился первый инфаркт...)
В больнице
Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар.
И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак.
Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.
Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок.
Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
Разило парами иода,
И с улицы дуло в окно.
Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок.
Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.
Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.
Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон.
«О господи, как совершенны
Дела твои, - думал больной, -
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».....
Какие ЛЮДИ ТУДА ушли, какие ЛЮДИ!!! "В ненасытимую прорву земли", как писала Цветаева....
(((((((
Страшно........
Как уходили кумиры....
Чтоб на грустной ноте не заканчивать...цитаты из книги Т. Правдиной (супруги) и Я. Гройсмана -Зяма-это же Гердт....
Когда мне говорят: «Вы мой кумир. Я вас обожаю», я отвечаю: «У вас очень хороший вкус. А те, у кого вкус похуже, те просто в восторге!
Встретившись со своим тезкой Зиновием Паперным: «Сколько лет, сколько Зям!»
Подпись под очень вежливым посланием негодяю: «Искренне преданный Вами Зиновий Гердт»
Я не люблю определение — сильный человек. Ни черта подобного, все бывают слабыми! Только одни жалуются, а другие, и их, к сожалению, меньшинство, обладая внутренней интеллигентностью и достоинством, никогда этого не делают.
......
Артист совсем не то же, что актер.
Артист живет без всякого актерства.
Он тот, кто, принимая приговор,
Винится лишь перед судом потомства.
Толмач времен расплющен об экран,
Он переводит верно, но в итоге
Совсем не то, что возвестил тиран,
А что ему набормотали Боги......
(Давид Самойлов. Зиновию Гердту)
.....
Ощупывая у себя чуть появившийся животик: «Комок нервов»))))))
Зрителям на своем творческом вечере, сочувствовавшим его хромоте и предложившим ему присесть на стул на сцене: «Ничего, ничего… Вы сидите за свои деньги, а я стою — за ваши».
«Зяма - это же Гердт!»
Ирочка, добрый вечер! Добавлю немного. То, что удалось найти в сети.
Доп. информация: Исходная фонограмма взята из Клуба любителей аудиокниг. Имеет мелкие дефекты оцифровки. В "kinopoisk.ru" упоминается спектакль 1984 года "Одесские рассказы Исаака Бабеля" режиссёра Никиты Тягунова. Похоже, это фрагмент спектакля.
Одесские рассказы (З.Гердт)