Зоя Рождественская
В самом начале мультфильма " Тебе, Москва" звучит дивное сопрано – редчайшая запись выдающейся советской певицы Зои Рождественской, Именно она была первой исполнительницей легендарной песни “Моя Москва”, ставшей через многие годы гимном Москвы.
Зоя Николаевна Рождественская родилась 16 августа 1906 года в семье оперного солиста тенора Николая Рождественского, репресированного и погибшего в 1935 году.
Зоя окончила ленинградскую консерваторию в 1940 году и готовила сугубо камерный репертуар. Но однажды услашала с патефонной пластинки зарубежный вальс “Под звуки гитары” и напела под него свою первую песню. Позже по просьбе певицы поэтесса Добржанская сочинила стихи к инструментальной пьесе музыканта утёсовского оркестра Альберта Триллинга. Так родилась песня “Под весенней листвой” (она же “Над заливом”). Зоя Николаевна была не явным соавтором и многих других песен.
В годы войны Зоя Рождественская стала солисткой ансамбля Дунаевского, сформированного для выступлений перед фронтовиками.
Она прошла дорогами фронтовых концертных бригад, а после Победы солировала на ленинградском радио. “Кружевница Настя” в ее исполнении под аккомпанемент пианиста-виртуоза Симона Кагана в конце 1940-х звучала в эфире почти ежедневно. Есть легенда, документами, естественно, не подтвержденная, о том, как высоко оценила дарование певицы знаменитая американка Элла Фицджералд. Рассказывают также, что Клавдия Ивановна Шульженко весьма ценила голос нашей героини и ее великолепное джазовое исполнение. Ведь очень немногие певцы могут исполнять и оперные арии, и джазовые композиции. Зое Рождественской было подвластно все.
После войны Зоя Николаевна – солистка джаз-оркестра Ленинградского радио под управлением Николая Григорьевича Минха.
Певица много записывалась на пластинках, выступала на радио. К сожалению, многие песни, исполненные певицей, не соответствовали идеологическим установкам и были сняты с эфира, запрещены к концертному исполнению, переставали тиражироваться на пластинках.
Творческая судьба ее была короткой. Ее болезнь началась в годы войны с “наркомовских ста грамм”, и через несколько лет Зою Рождественскую сгубила проклятая водка. Ее уволили с радио, она много гастролировала от областной филармонии, а в 1953 году тихо угасла. Родных, говорят, у нее не осталось. Народу на похоронах было мало, да и теперь мало кто знает, где покоится легенда ленинградской эстрады.
Похоронена на Богословском кладбище.
Вспоминает Николай Григорьевич Минх:
Училась Зоя Николаевна у отца — известного камерного певца Н. Рождественского, кстати, активного участника первых открытых джазовых концертов в Ленинграде. Певица закончила вокальное отделение Центрального музыкального техникума имени Мусоргского.
В годы Великой Отечественной войны она выступала в железнодорожном ансамбле под руководством И. Дунаевского, первой исполнила его песню «Дорогая моя столица». По возвращении в Ленинград Рождественская стала солисткой эстрадного оркестра Ленинградского радио. Здесь ее оригинальное исполнительское дарование развернулось в полную силу.
Удивительно светлое, легкое сопрано, инструментальная, если так можно выразиться, манера пения, идеальная интонация, выразительность ставят ее в ряды лучших эстрадных певиц того времени и приносят ей огромную популярность. Многие композиторы доверяли ей первое исполнение и запись своих произведений.
В ее интерпретации впервые прозвучали песни В. Соловьева-Седого, Г. Носова, Д. Прицкера. В сопровождении эстрадного оркестра были осуществлены записи песен «На катке» А. Новикова, «Два моряка» Б. Терентьева. Композитор Н. Будашкин до сих пор считает Рождественскую лучшей исполнительницей своей песни «За дальнею околицей». Кроме того, 3. Рождественская напела много произведений зарубежных авторов, в частности, ряд песен Д. Гершвина.
Жизнь Зои Николаевны оборвалась в 1953 году. Имя ее было бы совсем забыто, если бы фирма «Мелодия» не разыскала в архивах и не выпустила в конце 70-х годов пластинку «Поет Зоя Рождественская».
Всё поколение пело вместе с ней “На катке”:
Вьется легкий вечерний снежок,
Голубые мерцают огни,
И звенит под ногами каток,
Словно в давние школьные дни.
Вот ты мчишься туда, где огни.
Я зову, но тебя уже нет.
- Догони , догони ! –
Ты лукаво кричишь мне в ответ.
Осталась Память.
Исполнители:
Зоя Рождественская.
Джаз - оркестр под управлением Николая Минха.
(Записи 40-х годов.)
Владимир, спасибо, что не забываете Зою Николаевну, но текст, который вы здесь приводите о ней, имеет несоответствия с тем, что было на самом деле. Я понимаю, что текст этот не ваш, вы его откуда-то скопировали, но, поскольку не указали источник, он как бы ваш, поэтому и обращаюсь я к вам.
В своё время я подробно исследовал тему Рождественской, работал в архивах. Так вот, с чем я не согласен в первую очередь, так это с утверждением, что певица окончила ленинградскую консерваторию в 1940 году и до войны исполняла сугубо камерный репертуар. Рождественская не заканчивала консерватории в 40-м году, у неё вообще не было высшего образования. Родилась она во Владивостоке. После окончания девятого класса (это было уже в Череповце) она переехала в Ленинград и поступила там в музыкальное училище (раньше это называлось музыкальный техникум). Окончила она его в 1930 году и сразу стала работать певицей. Первое место работы - Сектор массово-политической агитации и пропаганды при ВЦСПС, далее с 1934 года - концертное бюро при Доме Красной армии им. Кирова. С 1937 по 1941 год Зоя Рождественская - артистка Ленгосэстрады. Это всё сведения из её автобиографии и личного листка по учёту кадров, датированных 1943 годом (ксерокопии у меня имеются). Как видите, все три места работы не очень подходящи для исполнения сугубо камерной музыки. Нигде нет упоминаний о исполнении певицей классического репертуара. Не сохранилось ни одной оперной арии. Зато на местных ленинградских довоенных пластинках встречаются эстрадные песни в её исполнении.
В вашей статье также рассказывается, о многочисленных пластинках, которые якобы записала Рождественская и которые впоследсвии были запрещены по идеологическим причинам. На самом деле записала она на ГПТ ничтожно мало пластинок, всего около десяти песен. А запрещены были не пластинки, а некоторые студийные записи с Минхом, те, которые западных авторов (бывших союзников) или с сильно джазовым звучанием. Их впоследствии и издал Скороходов на виниле.
И последнее. Песня "Кружевница Настя". Вы слышали эту песню? Нет такой песни. Очевидно, имелась в виду песня "Кружевница и кузнец", но при чём там Настя? В песне куружевница никаким именем не называется. На пластинке тоже написано "Кружевница и кузнец", равно как и на карточке ГТРФ.
Валерий ,спасибо все исправил