Звезды семидесятых - Premiata Forneria Marconi (прог-рок)
Звезды семидесятых - Premiata Forneria Marconi (прог-рок)
PFM (Премиата Форнерия Маркони - Заслуженная Пекарня Маркони) стала вероятно наиболее представительной группой прогрессивного итальянского рока, едва ли не единственной, которой удалось добиться значительного успеха за границей и особенно в США, достигая даже первых позиций американских музыкальных рейтингов. История P. F. M. берёт начало в период повального (60-е годы) увлечения музыкой бит, от группы "Quelli ", состоявшей из Пино Фавароло (Pino Favarolo) и Тео Teoколи (Тео Teocoli) - гитаристов и вокалистов, Франца Ди Чоччо (Franz Di Cioccio) - ударные, и Джорджо Пьяцца (Giorgio Piazza) - бас (гитара), к которым немного попозже присоединились клавишник Флавио Премоли (Flavio Premoli) и гитаристы Альберто Радиус (Alberto Radius) и Франко Муссида (Franco Mussida). I Quelli за короткое время достигли большого успеха в Италии cover-версиями иностранных песен, кроме того (благодаря высокой технике и музыкальному опыту членов группы) они стали очень востребованы на студиях звукозаписи (их мы действительно, можем увидеть в совместных записях с Лучо Баттисти (Lucio Battisti) и Фабрицио Де Андре (Fabrizio De Andre), в то время, как отдельные представители группы периодически сотрудничали в различных составах с такими исполнителями как Мина (Mina), Номади (I Nomadi) и Камалеонти (I Camaleonti). В 1970 Teo Teoколи оставляет группу ради выступления в кабаре, Альберто Радиус создет свою собственную "Формулу Три" (Formula Tre), и Ди Чоччо тоже оставляет группу на несколько месяцев ради игры в группе la Nuova Equipe 84 (Ла Нуова Екуипе 84 - Новая команда 84). В конце 1970 Ди Чоччо, Муссида, Премоли и Пьяцца создают "Premiata Forneria Marconi" название группы (которое часто обозначается аббревиатурой PFM) происходит от места, откуда они родом, и обозначает старую пекарню около города Брешия. К ним после сразу присоединился поли-инструменталист Мауро Пагани (Mauro Pagani) (экс- Dalton). Дебют проходит в 1971 г. в Театро Лирико в Милане, где они принимают участие на "разогреве" перед Yes (в первом итальянском турне этой группы). Там они в превосходной манере исполняют композиции английских групп, таких как King Crimson. Этот важный дебют дает им возможность сразу же привлечь к себе внимание и заставить оценить себя как со стороны публики, так и критики. Тотчас же ими начинает интересоваться Могол (Mogol), который решает издать первый альбом группы под звукозаписывающей маркой Нумеро Уно (Numero Uno).
Он выходит в 1971 и достоверно отражает те качества, которые группа продемонстрировала во время разнообразных концертов. (Следует вспомнить, что на волне выхода первого диска они все время выступают в концертах Black Widow, Deep Purple и Procol Harum). Диск назван "Storia di un minuto " (История одной минуты) и, даже если ещё пока отдает, по очевидным причинам, иностранным влиянием, предлагает рок с переплетениями превосходных классических тонов и переходов и средиземноморских влияний. Спустя несколько месяцев выхода диска квинтет уже знаменит и "Storia di un minuto " со временем будет взят за образец подражания многочисленными другими группами. В 1972 г. выходит второй альбом группы, "Per un amico " ("Ради друга"), который подчёркивает зрелость их выразительности и способность к аранжировкам; но именно в 1973г. происходит настоящий бум P. F. M. : в том году группа, в самом деле издается на иностранном рынке со сборником "Photos of ghosts ", в котором собраны композиции с двух предшествующих альбомов. Таким образом, группа достигает вершин итальянских рейтингов популярности, в то время, как со сборником "Photos of ghosts" выходит также и в рейтинги США. Их деятельностью вживую становятся концерты, один за другим, и участие в разных поп-тусовках. В 1974 выходит "L'isola di niente " ("Остров ничего"), первый диск, в котором принял участие басист Жан Патрик Дьивас Jean Patrick Djivas (пришедший из группы Area), прибывший для замены Джорджо Пьяцца Giorgio Piazza (который наоборот переходит в Crystals). Диск выходит за границей под названием "The world became the world", он явно более изысканный, чем предшествующие и позволяет P. F. M. добиться хорошего успеха также и в то время турне по США, где они выступили в качестве поддержки Poco, Santana, Beach Boys, и других, в туре во время которого они выступают и на разных фестивалях поп, и который обессмертит диск с его записью "Live in U. S. A. " (диск вышел за границей как "Cook"). В 1975 в состав группы входит Бернардо Ланцетти (Bernardo Lanzetti), родом из группы Acqua Fragile, и выходит альбом "Chocolate Kings ", который, однако, бойкотировали в США, вследствие того, что PFM участвовала в римском концерте в поддержку Организации за освобождение Палестины. Затем они совершают тур в Японию, по возвращении из которого Мауро Пагани оставил группу (кажется, по идейным разногласиям). В 1976 выходят на итальянский рынок пара сборников заимствованные из предыдущих альбомов: "Prime impressioni " ("Первые впечатления") и "Celebration ". Следующий альбом, "Jet Lag ", выходит в 1977 и получается более ориентированным на джаз-рок, по сравнению с предыдущими дисками группы, благодаря также вкладу (который, однако, и был исчерпан вместе с записью этого LP, скрипача Gregory Bloch). В этом году, кроме того, выходит другой сборник под названием "Antologia ". В 1978 выходит диск "Passpartu " с текстами автора-исполнителя Manfredi. произведение, против ожиданий, проходит почти незамеченным. После выхода этого диска Ланцетти удаляется из группы, чтобы приступить к сольной карьере, в то время как в состав входит скрипач Lucio Fabbri (Лучо Фаббри). В 1979 Premiata Forneria Marconi (в сотрудничестве c клавишником Роберто Коломбо (Roberto Colombo) сопровождает Фабрицио Де Андре в памятном туре: музыка группы представила в новом свете наболее знаменитые песни автора-исполнителя, создав чарующую атмосферу в полнейшем созвучии с текстами. Живое исполнение записано в альбом "De Andre е P. F. M. in concerto " (Де Андре и PFM на концерте), содержащий около десяти композиций, за которым, завоевавшим огромный успех, чуть позже следует "De Andre e P. F. M. in concerto - Vol. 2 ". В 1980 выходит альбом "Suonare suonare ", где рок "симфонический" уступает место более упрощенным урбанистическим звучаниям. Следующий альбом, копирующий музыкальные темы предшествующих, и в котором заметно отступничество Флавио Премоли, выходит в 1981 году и называется "Come ti va in riva alla citta ". ("Как тебе живется на берегу города") С выходом из группы Премоли, оставшегося в музыкальной сфере, в качестве продюсера и автора джинглов для индустрии рекламы, чувствуется необходимость облегчить нагрузку, которая легла на ударника Франца Ди Чоччо, все более занятого в исполнении. Для этого в состав вводится новый ударник Уолтер Каллони (Walter Calloni), пришедший из "Cast ". В 1982 группа занята в турне во время которого записывается живой альбом "Performance ", а после него выходит новый "Pfm ? PFM ! ", содержащий произведение, которое впоследствии получит большой успех в Италии также вне круга знатоков PFM: "Capitani coraggiosi" (Храбрые капитаны). Затем в деятельности группы происходит пауза, вплоть до выхода в 1987 году альбома "Miss Baker", альбома в котором, с введением духовых, музыка возможно более близка к dance, чем к року. После этого эксперимента группа решает не устраивать больше концертов, и каждый из ее участников приступает к реализации творческих планов в индивидуальном порядке, даже если официально Premiata Forneria Marconi никогда не будет распущена. В последующие годы на итальянский музыкальный рынок выходят одна за другой две антологии ("L'album di... PFM" в 1988 году и "PFM - i grandi del rock" в 1993 году) и запись шоу, которое имело место на ТВ в 70-х годах "Впечатления двадцать лет спустя" ("Impressioni vent'anni dopo"). И становится историей уже сегодняшних дней воссоединение членов группы спустя 10 лет после их совместного последнего альбома группы. Новый состав включает в себя Ди Чоччо, Дьиваса, Муссиду и Премоли. А после этого успешного продвигается на рынок в конце 1996 великолепный набор из 4 дисков, в котором запечатлена деятельность PFM с 1971 по 1981 ("PFM - 10 anni live 1971-81" PFM 10 лет live), а также Францем Ди Чоччо публикуется столь же интересная книга, которая рассказывает историю группы ("PFM - Due volte nella vita", PFM - два раза в жизни, Изд. Mondadori), группа снова воссоединяется в студии звукозаписи для того, чтобы выпустить в свет 24 апреля 1997 свой новый концептуальный альбом: "Ulisse ", в котором основной темой становится путешествие, навеянное гомеровской Одиссеей. Тексты к альбому пишет один из известных бардов и музыкальных поэтов современной Италии Винченцо Инченцо (Vincenzo Incenzo). Новый диск встречается хорошо, как старыми фанами, так и более молодой публикой, и хотя есть те, кто возражает, что жанр тяготеет скорее к поп, чем к прогрессивному P. F. M. старого стиля, в одном все абсолютно согласны: объединение P. F. M. не является (или по крайней мере не только) коммерческой операцией, у "парней" еще есть много, чего сказать. Как с другой стороны, подтверждается и турами, которые осуществляются по всей Италии между концом 1997 и началом 1998 (Ulisse Tour), где группа встречает успех и энтузиазм который, возможно, и не ждала; возможно также поэтому решено записать новый live альбом: "www. pfmpfm. it (il Best)". Он является доброкачественным сборником из 20 песен, записанных на два диска, и, пожалуй, ни одна из них не нуждается в эпитетах, достаточно названий, чтобы охарактеризовать квинтэссенцию творчества PFM. К тому же, как справедливо замечено авторами пресс-релиза, посвященного этому сборнику, Il Best с таким злободневным названием как "www. pfmpfm. it (Il Best)" является не только путешествием во времени, но и в пространстве. Оригинальным ходом становится включение в название адреса сайта группы, что по сути является приглашением к путешествию в сети Интернет, и является прозрачным намеком на то, что великая группа вполне адаптировалась в современном мире цифровых технологий. "www. pfmpfm. it (Il Best) " выходит в 1998 году, и за ним следует еще один латентный период их совместного творчества. За это время выходит книга, написанная Францем Ди Чоччо, рассказывающая об истории коллектива "Два раза в жизни" рассказывающая о них с момента образования первого состава до возрождения группы с альбомом Ulisse. 2000 год знаменуется выходом альбома Serendipity, названием становится английское слово, обозначающее интуитивную прозорливость, умение понимать иррациональные символы нашего бытия. Serendipity своим выходом заявляет о готовности группы продолжать творческую жизнь, экспериментировать с новыми идеями. Затем группа ограничивается серией весьма успешных концертов по всему миру, кульминацией которых становится 2002 г, когда они возвращаются в Японию, страну, в которой 25 лет назад впервые добились головокружительного успеха. Событие отмечено и выходом двойного концертного альбома "Live in Japan 2002", диска, демонстрирующего, что PFM в полной мере демонстрирует свою выразительную силу и способность вовлекать публику в действо, разворачивающееся на сцене - те вещи, которые всегда были сильными местами группы. Альбом содержит особую изюминку для любителей прогрессивного рока, композицию Sea of Memory, исполненную Питером Хэммиллом (Peter Hammill), вокалистом группы Van der Graaf Generator. Кроме работы четырех официальных членов группы в работе участвует Лучо Фаббри (Lucio Fabbri) и ударника Пьетро Монтеризи (Pietro Monterisi) временно заменившего Роберто Гуальди (Roberto Gualdi), который не смог принять участия в японском туре группы. 29 августа 2003 года во время фестиваля "Siena: La citta' aromatica ", который всегда организовывал Мауро Пагани, группа объединилась в "классическом" составе для концерта на Пьяцца Дель Кампо. Запись этого концерта публикуется 21 января 2005 г. Специальное издание альбома сопровождается диском DVD, и вот что любопытно: содержание CD и DVD совпадает лишь частично. Некоторые композиции, присутствующие на одном, другой не содержит. В 2004 г. в честь 25-летия исторического тура группы 1979 года, коллектив начинает выступать с концертным туром "PFM исполняет Де Андре ", которым музыканты воздают дань великому итальянскому барду. В 2005 году PFM дает концерты в Бразилии (Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Бело-Оризонте), затем в Пенсильвании в городе Вифлеем, в качестве участников "Ночи Легенд", специальному событию, посвященному одному из великих музыкантов современности. Вслед за этим PFM выступает в Мехико (два концерта при огромной стечении публики), и потом в Канаде, привлекая большое внимание публики. В том же, 2005 году, PFM выпускает в свет свой новый проект, плод нескольких лет работы, рок-оперу "Дракула" (по сюжету Брэма Стокера), созданную в лучших традициях "Tommy " группы "Who " и "Jesus Christ Superstar "Эндрю Ллойда Уэббера. 14 октября диск выходит в продажу, а известный продюсер Дэвид Зард, у которого на счету бешеный успех театральной постановки Нотр-Дам Де Пари, автора и исполнителя Риккардо Коччанте, принимается за реализацию сценической постановки оперы с размахом, подобающим столь кассовому сюжету, да еще положенному на музыку корифеями итальянской прогрессивной рок-сцены и на стихи поэтом Винченцо Инченцо, сотрудничающим с PFM уже не первый раз. В течение всего 2006 года в планах группы расписаны концерты и сценические постановки "PFM поет Де Андре" и "Состояния воображения". По замыслу Иайа Де Капитани, менеджера группы с 2002 года, "Состояния воображения" являются феерическим шоу в котором в потоке ярких образов и персоналий музыканты на сцене, перед зрителями создают звуковое полотно, являющееся сопровождением движущихся картин и особым измерением, погружающим зрителей в самую глубину фильмов. В таком качестве музыка превосходит свое качество саунд-трека к образной схеме и превращается в самостоятельный элемент творчества.
Premiata Forneria Marconi (итал. Премированная Булочная Маркони; позднее название сокращено до PFM) — Итальянская группа прогрессивного рока, достигшая пика своей популярности в 1970-е годы, добившись успеха не только в родной стране, но и в Великобритании и США. Будучи одной из многих итальянских прог-групп, таких как Banco del Mutuo Soccorso, Area, Le Orme и Perigeo, PFM были, пожалуй, единственными, добившимися признания за пределами Италии. В музыке группы чувствуется влияние таких классиков прогрессивного рока, как Genesis, Flock, ранних King Crimson, однако при этом звучание группы отличается оригинальностью и особенным итальянским колоритом. В 1979-x — 1980-х годах провели серию концертов совместно с итальянским бардом Фабрицио Де Андре.
Участники группы:
Флавио Премоли (Flavio Premoli) — клавишные, вокал (отсутствовал в составе с 1980 по 1995 годы)
Франко Муссида (Franco Mussida) — гитары, мандолина, вокал
Франц Ди Чоччо (Franz Di Cioccio) — ударные, перкуссия, вокал
Патрик Дживас (Patrick Djivas) — бас-гитара, программирование
Бывшие участники:
Джорджио Пьяцца (Giorgio Piazza) — бас-гитара (1970—1973)
Мауро Пагани (Mauro Pagani) — флейта, пикколо, скрипка, бэк-вокал (1970—1975)
Бернардо Ланцетти (Bernardo Lanzetti) — вокал, ритм-гитара (1975—1977)
Григори Блок (Grigory Bloch) — скрипка (1977)
Лучио Фаббри (Lucio Fabbri) — скрипка, клавишные (1979—1987)
Уолтер Каллони (Walter Calloni) — дополнительные ударные (1982—1987)
Дискография:
Студийные альбомы
Storia di un minuto (1972)
Per un amico (1972)
Photos of Ghost (1973, английская версия Per un amico)
L'isola di niente (1974)
The World Became the World (1974, английская версия L’isola di niente)
Chocolate kings (1975)
Jet lag (1977)
Passpartù (1978)
Suonare suonare (1980)
Come ti va in riva alla città (1981)
P.F.M.? P.F.M.! (1984)
Miss Baker (1987)
Ulisse (1997)
Serendipity (2000)
Dracula (2005)
Stati di Immaginazione (2006)
A.D. 2010 - La buona novella (2010)
Концертные альбомы
Live in USA (1974, также известен под названием Cook)
Fabrizio De Andrè / PFM - In Concerto Vol 1 (1979)
Fabrizio De Andrè / PFM - In Concerto Vol 2 (1979)
Performance (1981)
www.pfmpfm.it (1999)
Live in Japan 2002 (2002)
Piazza del Campo (2005)